Конспект урока физики "Сообщающиеся сосуды"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Ермакова Светлана Александровна

Конспект урока физики "Сообщающиеся сосуды" по учебнику "Физика 7 класс Перышкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchayushchiesya_sosudy_konspekt.odt73.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гусинская СШ Краснинского района Смоленской области

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ ПО ТЕМЕ : «СООЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ»

Выполнила учитель физики

Ермакова Светлана Александровна

 

2018-19 учебный год

План- конспект

Тема урока : Сообщающиеся сосуды

Цель урока:

сформировать представление о сообщающихся сосудах;

выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и разнородной  жидкостей в сообщающихся сосудах;

уяснить  применение сообщающихся сосудов в быту и технике;

отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

Планируемые результаты

 Предметные:

- иметь представление о сообщающихся сосудах,

- приводить примеры практического использования сообщающихся сосудов;

- знать факторы, от которых зависит и не зависит уровень жидкости в сообщающихся сосудах.

Метапредметные:

1. коммуникативные:

- уметь работать в группе,

- уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,

- признавать право другого человека на иное мнение,

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

- осуществлять совместную деятельность в паре и группе.

2. познавательные:

- уметь осуществлять самостоятельно поиск, анализ и отбор информации с использованием различных источников.

- понимать различие между исходными фактами и гипотезами,

- уметь мыслить, быть внимательными в ходе проведения проблемного эксперимента, демонстрации опытов, при устном ответе одноклассников;

3. регулятивные:

- иметь навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

Личностные:

- приобретать навыки самооценки учебной деятельности,

- проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Основные понятия

  сообщающиеся сосуды, артезианский колодец, шлюз.

ПЛАН УРОКА.

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент.

1

Рассказ учителя. Постановка цели учащимися

2. Актуализация знаний.

6

Конкурс «Ромашка», устные ответы учащихся или записи на доске.

3. Изучение нового материала.

25

Беседа. Записи на доске и в тетрадях. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов. Презентация «Сообщающиеся сосуды.»

4. Закрепление знаний при решении  задач.

5

Решение  задач. Устные ответы учащихся.

5. Проверка знаний.

5

Индивидуальная работа ( тест).

6. Рефлексия.

2

Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

1

Запись на доске.


  1. Организационный момент. Мотивирует учащихся на плодотворную совместную работу. Они ставят цель урока. Сегодня мы с вами своими руками изготовим чудесные сосуды. Откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Узнаем их применение в быту и технике. Но для этого нам придется вспомнить ранее изученный материал.
  2. Актуализация знаний. Конкурс «Ромашка». На лепестках ромашки написаны вопросы. Вы по очереди подходите, отрываете лепестки и отвечаете на вопрос. За правильный ответ получаете 1 балл. Вопросы:
  • Что такое давление?(Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.)
  • Как определить давление, которое оказывает человек на пол? (Надо вес человека разделить на площадь его подошв, соприкасающихся с полом)
  • В чем заключается закон Паскаля? (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях.)
  • Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной? (Увеличивается)
  • Как изменяется давление газа при уменьшении его объема?(При уменьшении объема газа его давление увеличивается при условии, что масса и температура газа останутся неизменными.)
  • Зависит ли давление, которое оказывает жидкость на погруженное в нее тело, от плотности этого тела? (Давление зависит от плотности жидкости, не от плотности тела.)
  • Как увеличить давление? Как уменьшить давление? (Чтобы увеличить давление надо уменьшить площадь поверхности; чтобы уменьшить давление — увеличить площадь поверхности.)
  • Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тело очень большое давление?(У них площадь поверхности очень мала.)
  1. Изучение нового материала. (Слайд 2)
  1.  Перед вами на столе чайник, сосуды различной формы, наполненные водой.

  • Что общего у этих сосудов?
  • Как они соединяются?
  • Сколько может быть соединений?

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока «Сообщающиеся сосуды». Учащиеся записывают тему урока.

  • Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?(Слайд 3)

Определение. Сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

  1.  Физические эксперименты.  Перед вами необходимое оборудование и листы с заданиями. Выполняйте эксперименты, занесите данные в таблицы и сделайте выводы. За правильно выполненный эксперимент получаете 2 балла.

Физический эксперимент(1). Определение закона сообщающихся сосудов для однородной жидкости.

Приборы и материалы: сообщающиеся сосуды разной формы и сечения, 2 стеклянные трубки, резиновая трубочка, воронка, сосуд с водой, штатив.

Задание1: изменяя положение трубок с водой, определите высоту(h) воды в каждой трубке и сделайте вывод.

Номер опыта

h1

h2

Рисунок

1

2

3

0,2

0,25

0,15

0,2

0,25

0,15

Задание 2: в сообщающихся сосудах разной формы и сечения сравнить высоты воды каждой части, сделать вывод.

(Вывод: в сообщающихся сосудах, заполненных однородной жидкостью, уровень жидкости одинаков во всех сосудах)

Физический эксперимент(2). Определение закона сообщающихся сосудов для жидкостей с разными плотностями.

Приборы и материалы: 2 стеклянные трубки, резиновая трубочка, воронка, сосуд с водой, сосуд с подсолнечным маслом, штатив.

Задание: определить высоту воды и подсолнечного масла в каждой трубке, сравнить и сделать вывод.

Номер опыта

h1

ρ1, кг/м3

h2,м

ρ2, кг/м3

1

2

3

0,1

0,15

0,2

1000

1000

1000

0,11

0,16

0,215

930

930

930

Сравнить произведение: ρ1*h1 и ρ2*h2.

(Вывод: для разнородных жидкостей имеет место соотношение: ρ1*h12*h2.) Таблицы и выводы учащиеся делают  в тетрадях.

Эксперименты проведены, выводы сделаны. Подведем итоги.

Итак,  закон сообщающихся сосудов (Слайд 4) :

  • В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхность однородной жидкости устанавливается на одном уровне;
  • При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.(учащиеся записывают законы в тетрадь)
  1.  Применение сообщающихся сосудов в быту и технике . За каждое верно выполненное  задание — 1 балл.
  • Чайник, кофейник, лейка (нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носике чайника.) (Слайд 5);
  • Фонтаны (продемонстрировать работу фонтана на примере U-образной трубки) (Слайды 6,7) ;
  • Водомерное стекло парового котла (объяснить действие этого прибора) (Слайд 8);
  • Работа шлюзов (описать принцип действия шлюзов ) (Слайд 9);
  • Водопровод с водонапорной башней ( описать принцип действия)(Слайд 10);
  • Артезианские колодцы, гейзеры (Почему вода поднимается вверх? Объяснить) (Слайд 11);
  • Чего не знали древние (дополнительная информация) (Слайд 12).
  1. Закрепление знаний при решении  задач.
  1.   Качественные задачи (текст задач на карточках, за каждый правильный ответ- 2 балла):
  • Действует ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? (Не действует);
  • В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?(Вода будет выше ртути , но давление на дно в обоих случаях одинаковое.)
  • Рассмотрите рисунки 1и 2, ответьте на вопрос: что произойдет с жидкостью, если открыть кран?(На рис.1 из правого колена жидкость будет перетекать в левое; на рис.2 из левого колена жидкость будет перетекать в правое)C:\Users\330-15ARR 81D200DYRU\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\hello_html_d0827df.jpg

1                     2

  1.  Веселые задачи от Григория Остера (текст задач на карточках, за каждый правильный ответ- 2 балла):
  • Близнецы — братья Митя и Витя по утрам пьют чай из сообщающихся сосудов. Пока Митя еще только сыплет сахар, Витя уже выпивает половину чая из своего сосуда. Куда при этом девается чай из Митиного сосуда? (Утекает в Витин сосуд. В сообщающихся сосудах равенство братских уровней жидкости. Пьешь из одного, а в другом становиться меньше.)
  • Два сообщающихся сосуда сообщили один другому, что в них льют не смешивающиеся жидкости разной плотности. Установятся ли эти жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковом уровне, если жидкости с вдвое большей плотностью нальют вдвое меньше? (Никогда. Уровень жидкости с меньшей плотностью все равно окажется выше: в сообщающихся сосудах высота столбов двух разнородных жидкостей обратно пропорциональны плотностям жидкостей, а не их количеству. Зато давление на дно обоих сосудов будет одинаково.)
  1. Проверка знаний.  Тест  (Слайды 13-20). Если все задания правильно выполнены — получится слово «Паскаль» ( Самоконтроль : за 4 правильных ответа -1 балл, за 5  -2 балла,за 6- 3 балла, за 7 — 4 балла, меньше 4 — 0 баллов)
  2. Рефлексия.  Итак, сегодня на уроке с какими сосудами мы познакомились? Как будут располагаться поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?  Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Чему еще научились на сегодняшнем уроке? Что понравилось на уроке? Что не понравилось? (Учащимся выставляются оценки по количеству набранных баллов). В заключении хочется сказать  несколько слов. Зная физику, можно  не  только видеть и наслаждаться красотой окружающего мира, но и  понимать природу, объяснять те или иные явления. Желаю вам научиться понимать природу.    (Слайд 21).
  3. Домашнее задание. §39,упр16(4), зад. 9(3).

Ермакова С.А.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сообщающие сосуды".

Конспект урока "Сообщающие сосуды" для детей с НОДА....

Презентация и конспект урока физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Полностью готовый материал к уроку. Презентация расчитана на весь урок, в ней применяется исторический материал и немного краеведения. Можно брать и идти на урок....

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »

Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...

Конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"

Архив содержит развернутый конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды", презентацию к уроку, два файла с тестами по теме "Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. Давлени...

Конспект урока по физике в 7 классе. Сообщающие сосуды

План урока в 7 классе. Сообщающие сосуды...