Конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Архив содержит развернутый конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды", презентацию к уроку, два файла с тестами по теме "Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе", представляющие собой самоисполняющиеся архивы exe. Урок построен с применением ЦОР из "Школьной коллекции".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soobshayushiesya_sosudy.rar | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 20.02.2014
Класс: 7.
Предмет: физика.
Учитель: Илле Леонид Львович (МКОУ «Майская ООШ»)
Тема урока: «Сообщающиеся сосуды»
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
Предметные (учебные) | Личностные (развивающие, воспитательные) | Метапредметные (межпредметные) |
повторить основные положения МКТ газов, формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; изучить особенности сообщающихся сосудов и сформировать основной закон сообщающихся сосудов; рассмотреть применение сообщающихся сосудов в быту, технике и природе. | формирование умений анализировать, сравнивать, находить; вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента; формирование умения делать выводы по результатам эксперимента; способствовать развитию самостоятельности и творческого мышления. | формирование умений находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе; |
Оборудование: интерактивная доска, подлеченная к компьютеру; ноутбуки у учащихся; лабораторное оборудование для проведения опытов (сообщающиеся сосуды разной формы и сечения); опросный лист у обучающихся.
Структура урока
№ п/п | Этап урока | Работа учащихся | Работа учителя | Время исполнения этапа (мин.) |
1. | Организационный момент | Запись даты и классной работы в тетрадях | Проверка оборудования | 3 |
2. | Повторение и активизация знаний | 1. Выполнение теста на ноутбуке. 2. Ответы на вопросы | Контроль дисциплины. Формулировка и оценка ответов на вопросы. | 10 |
3. | Изучение нового материала | 1. Выполнение исследовательской работы. 2. Анализ проведенных опытов. 3. Запись выводов и законов в тетради. | Формулировка и оценка ответов на вопросы. Вывод закона сообщающихся сосудов. Вывод формулы для сообщающихся сосудов с разными жидкостями. | 15 |
4. | Применение сообщающихся сосудов | Просмотр анимаций. Формулировка выводов. | Показ анимаций на интерактивной доске | 5 |
5. | Решение задачи | Совместная деятельность | 7 | |
6. | Подведение итогов. Рефлексия. | Анализ настроения | Подведение итогов урока. Выставление оценок. | 3 |
7. | Домашнее задание | Запись домашнего задания в дневник | 2 |
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
Учитель:
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с закона гидростатики. Но прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним некоторые законы, изученные ранее. Пожалуйста, откройте нетбуки и выполните тест.
2. Повторение изученного материала.
Обучающиеся: открывают нетбуки и выполняют тест по теме «Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе».
Учитель:
На дисплее у вас высветилась оценка, выставьте её в опросный лист.
Обучающиеся: выставляют отметки в опросный лист.
Учитель:
А теперь вспомним основные законы, изученные ранее: (слайд 3).
Обучающиеся: формулируют ответы.
Закон Паскаля:
Давление, производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку среды без изменения.
Давление жидкости на дно сосуда:
Давление жидкости на дно сосуда зависит только от плотности и высоты столба жидкости.
3. Изучение нового материала.
3.1. (слайд 4).
Учитель: Перед вами изображены различные предметы. Как вы думаете, что у них общего?
Обучающиеся: рассматривают изображенные на слайде предметы и отвечают на вопрос, что предметы имеют общее основание и два соединенных между собой сосуда.
Учитель:
Определение: сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.
3.2. (слайд 5)
Учитель:
Выполним исследовательскую работу. Перед вами сообщающиеся сосуды различной формы и сечений. Налейте в них немного подкрашенной воды. Поверните влево, вправо. Что вы наблюдаете?
Обучающиеся: выполняют работу и формулируют вывод.
Вывод:
В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном и том же уровне.
Учитель: докажем этот закон (слайд 6).
Жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления ее в обоих сосудах на любом уровне одинаковы.
p = ∙ g ∙ h;
p1 = ∙ g ∙ h1; p2 = ∙ g ∙ h2;
p1= p2;
∙ g ∙ h1 = ∙ g ∙ h2;
h1 = h2.
Как вы думаете, что же произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости? Как будут располагаться уровни?
Обучающиеся: выдвигают свои гипотезы.
Учитель: ведет рассказ по с. 7, 8. ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/
Вариант II: слайд (7, 8).
В U-образную трубку можно налить воду плотностью ρ1, а сверху в одно из колен – керосин с плотностью ρ2, тогда ρ1> ρ2. Мы увидим, что плотности жидкостей будут различны.
Найдем, как относятся высоты h1 и h2.
Обе жидкости покоятся, значит, давление столбов на уровне АВ должны быть равны, т.е.:
p1 = p2 ;
p1=1 ∙ g ∙ h1; p2= 2 ∙ g ∙ h2, следовательно, 1 ∙ g ∙ h1=2 ∙ g ∙ h2.
1 ∙ h1 = 2 ∙ h2;
Отсюда следует, что 1>2 , то h1< h2.
Вывод:
В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
- закон сообщающихся сосудов.
4. Применение сообщающихся сосудов.
Рассказ ведет учитель с применением ЭОР:
Анимация со звуком "Водопровод и водонапорная башня"
Анимация со звуком "Артезианский колодец"
Анимация "Проход корабля через шлюз"
(слайд 9)
5. Закрепление изученного материала. Решение задач.
Задача (слайд 10).
В левом колене сообщающихся сосудов налита вода, в правом – керосин. Высота столба керосина 20 см. Рассчитайте, на сколько уровень воды в левом колене ниже верхнего уровня керосина.
Дано: h1= 20 см. 1= 800 кг/м3 2= 1000 кг/м3 | СИ 0,2 м | Решение: Ответ: |
Учитель:
Вопрос: для осушения затопленных мест (шахт, канав) их соединяют со специально вырытыми котлованами, уровень которых ниже этих мест. Почему вода уходит в эти котлованы?
Обучающиеся: предлагают варианты ответа.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
Итак, сегодня вы познакомились с принципом действия сообщающихся сосудов и их применение в природе, быту и технике. В опросном листе прошу вас выбрать, понравился ли вам сегодняшний урок?
7. Домашнее задание.
§ 39, ответить на вопросы.
Опросный лист ______________________________
Вид работы | Количество баллов |
1. Выполнение теста | |
2. Формулировка гипотез | |
3. Формулировка выводов | |
4. Знание формул |
Мое настроение
Я в восторге и многое узнал (а)
Плохое, болит голова.
Среднее, ничего особенного не произошло.
Обидно за полученную отметку.
Литература.
1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. – М.:Дрофа, 2011.
2. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. – М.: ВАКО, 2007.
3. Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/164c96bc-bfe4-4c37-8ba4-b339e085a7c7/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/addb5c8c-db95-4430-b3ab-9b4623003c96/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/47802304-57bc-4fdb-ae78-d1c481245954/view/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».
План конспект урока по физике в 7 классе.Тема урока: Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...
Конспект урока по физике в 7 классе. Сообщающие сосуды
План урока в 7 классе. Сообщающие сосуды...
План-конспект урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.
урок изучения нового материала плюс презентация к уроку и видеофрагмент....
План-конспект урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды».
План-конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды». Цели урока: Образовательные:Сформировать представление о сообщающ...
Конспект урока по физике 7 класс по теме "Давление жидкости на дно и стенки сосуда"
Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Давление жидкости на дно и стенки сосуда"...
Конспект урока по физике в 7 классе с использованием ЦОР по теме "Сообщающиеся сосуды"
Конспект урока по физике в 7 классе с использованием ЦОР...