Урок-соревнование Брэйн-ринг
материал по физике (8 класс)

Урок можно провести в конце года в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-sorevnovanie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                       

/Игра-соревнование между двумя командами/

Оборудование: плакаты с названием туров, столы для команд, секундомер; перьевая ручка, барометр-анероид, пружинные и рычажные весы, сообщающиеся сосуды, калейдоскоп.




1 тур  «Волшебная сказка с физическими вопросами».



  Жил старик с тремя сыновьями. На краю света жил. Кругом тишь, места непроходимые.
  Выросли сыновья и просят отца отпустить их из родного дома. Хочется им по белу свету побродить, на людей посмотреть, уму-разуму поучиться. Договорились братья путешествовать вместе: идти туда, куда каждый по очереди вести будет. Сначала старший вёл всех на юг. Прошли братья 10 вёрст. Затем впереди пошёл средний. Ещё 10 вёрст прошли братья, но теперь уже на запад. Настала очередь младшего. Он прошёл со своими братьями 10 вёрст на север. И оказались братья к своему удивлению…, в родном доме, откуда совсем недавно в путь отправились.
Вопрос: Где жил старик со своими сыновьями?



  Вновь собрались братья в путь. Подошли к развилке трёх дорог, и пошли каждый своей дорогой. Условились через три года встретиться на том же месте.
  Долго бродили братья по белу свету, разным ремёслам обучались, да на дивности любовались. Вернулись в назначенный день домой, и поведали о своих приключениях.
  Первым речь повёл старший брат: «Еду я однажды по дороге и вижу поляну. Посреди огромная ель растёт, а около неё белка резвится. Волшебная, наверно. Поймать бы, думаю. Будет она петь, да орешки с золотыми скорлупками грызть. А в орешках ядра из чистого изумруда. Сделал я шаг к дереву, а белка скок за ствол. Спряталась. Только мордочку с любопытными глазками показывает. Обойду-ка, думаю, дерево, зайду к белке сзади, да и поймаю её. Пошёл я по круглой поляне, не приближаясь к ели. А белка хитрющая от меня движется. Да так в аккурат, что только глазки из-за ствола видны. Четыре раза я поляну обошёл, а белку так и не поймал».
Вопрос: Кто быстрее двигался: старший брат или белка?



  Продолжил рассказ средний брат: «Однажды я весь день был  в пути, а к вечеру, когда для человека, для зверя, для птицы настаёт время сна, прилёг и быстро заснул. Много ли, мало ли я спал, только разбудили меня шум и свист. Чувствую, братцы, по воздуху плыву. Понял я, что заснул на ковре-самолёте и теперь лечу на нём. Обрадовался такому приключению, да, видно, рановато. Сначала никак не мог усесться. Свесил ноги вниз – сидеть удобно, привычно, но в ноги очень дует. Так в сторону относит, что они под острым углом к туловищу располагаются. Да и холодно очень. Кое-как устроился, вытянув ноги вдоль ковра. А тут солнышко зашло, ещё больше похолодало: зуб на зуб не попадёт».
Вопрос: С чем можно сравнить полёт среднего брата на ковре-самолёте: с                    
               полётом аэростата или самолёта?



  Последним поведал свой рассказ младший брат: «Довелось мне, братцы, побывать в саду сказочной красоты. Цветов там видимо-невидимо. Воздух кругом сладкий, душистый. Куда ни глянь, сидит соловей, да песни распевает. Но самой прекрасной была в том саду принцесса, дочь владельца сада. Да околдовал её злой волшебник: превратил в уточку. Девице-красавице разрешил только на качелях качаться. Любила она это развлечение. Пока качели движутся, девица в человечьем обличье. Как только останавливаются качели, в тот же миг оборачивается девица уточкой и улетает так быстро, что её только и видели. Прослышал я, что если долго смотреть на неподвижную принцессу, колдовство пропадёт. Я смог освободить принцессу от чар злого волшебника, за что и получил вознаграждение.
Вопрос: Как удалось младшему брату долго смотреть на неподвижную
              принцессу?

2тур «Космос»



  Невесомость – удивительное состояние. Удивление вызывает тот факт, что при наличии сил тяготения исчезает вес тела. Физики по этому поводу шутят: «В условиях невесомости всё выглядит так же, как в условиях весомости, за исключением отсутствия веса, в связи, с чем при невесомости всё выглядит не так, как в условиях весомости».
Вопрос: Пишет ли перьевая ручка в условиях невесомости? (Да, т.к. существуют силы поверхностного натяжения, действие такой ручки основано на явлении капиллярности, которое сохраняется в невесомости.)



Вопрос: Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром-анероидом? (Можно. Главной частью барометра-анероида является металлическая гофрированная коробочка, из которой выкачан воздух. Стрелка показывает, как меняется давление. Давление газа объясняется ударами молекул о поверхность.)



Вопрос: Можно ли в условиях невесомости измерить массу тела с помощью пружинных и рычажных весов? (Нет, т.к. отсутствует вес тела.)



Вопрос: Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в невесомости? (Не выполняется из-за отсутствия веса.)



Вопрос: Можно ли для межпланетных полётов использовать двигатель внутреннего сгорания? (Нет, т.к. для его работы требуется воздух, которого нет в космическом пространстве.)  


   
  Герман Титов после полёта на космическом корабле «Восток-2» рассказывал: «Розовое пламя, бушующее за иллюминатором вокруг корабля, сгущается, становится пурпурным, затем багровым».
Вопрос: К какому моменту полёта корабля относится данный эпизод? (Эпизод связан с возвращением корабля на Землю и его вхождением в плотные слои атмосферы.)

3тур «Жизнь среди молний»  



  Этот тур посвящается одному из величественных и красивейших электрических явлений природы – молнии.



Вопрос: Кто автор строк, посвящённых грозе?
«Ветер воет… Гром грохочет…
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит».
                                                 (А.М.Горький)



2. «Вдруг над самой головой его со страшным, оглушительным треском разломалось небо…и внизу, на земле, вспыхнул, и раз пять мигнул ослепительно едкий свет. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…»  
                                                                          (А.П.Чехов)



  Все знают, что, укрываясь от грозы, нужно избегать высоких деревьев. Дерево нужно выбрать так, чтобы поблизости было другое, более высокое,- в случае чего оно примет удар молнии на себя…Но, если это «не самое высокое дерево» дуб, не ищите укрытия под его густой кроной! Дуб чаще других деревьев поражается молнией, и укрываться под ним во время грозы опасно.
Вопрос: Почему дуб как бы «притягивает» молнию и чаще других деревьев поражается молнией?

4тур «Свет и цвет в природе»



  1.В зал вносят сосуд с водой

, на дне которого гербом вверх лежит монета размером с пятикопеечную, предварительно закопчённая. Сосуд устанавливают на игровом столе.

Вопрос: Уважаемые знатоки! Через минуту, не трогая сосуда, ответьте на вопрос: каково достоинство монеты? (10 копеек)

   2.Феликс Кривин в книге «Несерьёзные Архимеды» приводит диалог, который якобы состоялся между знаменитым английским физиком И.Ньютоном и его соседом:

  • Послушайте, Ньютон, как Вы сделали это своё открытие, о котором столько говорят?
  • Да так, обычно. Просто стукнуло в голову.
  • Что стукнуло в голову?
  • Яблоко. Я сидел, а оно упало с ветки.

   Сосед задумался. Потом сказал:

  • Признайтесь, Ньютон, это яблоко было из моего сада? Вот видите, ветка свешивается к вам во двор, а Вы имеете привычку здесь сидеть, я это давно заметил.

   Ньютон смутился.

  • Честное слово, не помню, что это было за яблоко.

   На другой день, когда Ньютон пришёл на излюбленное место, ветки яблони там уже не было. За забором под яблоней сидел сосед.

  • Отдыхаете? – спросил Ньютон.
  • Угу.

   Так они сидели каждый день – Ньютон и его сосед. Ветка была спилена, солнце обжигало голову Ньютона, и ему ничего не оставалось, как заняться…

Вопрос: Изучением какого вопроса занялся Ньютон? (Изучением световых явлений).

3.Вносится «чёрный ящик». В нём лежит предмет, которому посвящены стихи:

Смотрю – и что ж в моих глазах?

В фигурах разных и звездах

Сапфиры, яхонты, топазы,

И изумруды, и алмазы,

И аметисты, и жемчуг,

И перламутр – всё вижу вдруг!

Лишь сделаю рукой движенье –

И новое в глазах явленье!

Вопрос: Уважаемые знатоки! Что за прибор, которому посвящено это стихотворение, находится в «чёрном ящике»? (Калейдоскоп).

   (На этом игра заканчивается. Подводятся итоги. Награждаются победители).





                                 
                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брэйн-ринг. Математическая игра для старшеклассников

Математическая игра для старшеклассников в форме телевизионной игры Брэйн-ринг. Рассчитана на учеников 8-11 классов. Содержит задания как на знание теоретического материала, так и на сообразительность...

Интеллектуальная игра "БРЭЙН-РИНГ" по дисциплине "Дискретная математика"

Положение о проведении интеллектуальной игры «БРЭЙН-РИНГ» по общепрофессиональным дисциплинам, методическая разработка и презентация помогут в проведении данного внеклассного мероприятия...

Брэйн-ринг к Дню Лицеиста

Познавательная игра к празднованию Дня Лицеиста...

Интеллектуальная игра по информатике "Брэйн-ринг"

Разработка содержит подробный план внеклассного мероприятия...

Методический брэйн-ринг

Предлагаю Вашему вниманию описание заседания РМО учителей биологии и химии в форме БРЭЙН-РИНГА, а также брошюры для подготовки к нему: "Знаменитые педагоги" и "Педагогический словарь"....

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов «Брэйн - ринг».

Цели:1). Углублять знания учащихся по химии;2). Повышать их интерес к предмету.3).Развивать  умения работать с дополнительной литературой.Методы:Оборудование: простейшее приспособление, состоящее...