урок физики в 9 классе по теме "Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»
план-конспект урока по физике (9 класс)
Уро помогает проверить усвоение основных понятий, формулировки закона всемирного тяготения, границ его применимости,
закрепить в процессе решения задач умение применять формулу, выражающую зависимость между величинами, входящими в закон всемирного тяготения,
учить на основе анализа зависимости между величинами делать выводы о характере изменения значения величины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_fiziki_v_9_klasse.doc | 53 КБ |
prezentatsiya.ppt | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- проверить усвоение основных понятий, формулировки закона всемирного тяготения, границ его применимости
- закрепить в процессе решения задач умение применять формулу, выражающую зависимость между величинами, входящими в закон всемирного тяготения,
- учить на основе анализа зависимости между величинами делать выводы о характере изменения значения величины
Воспитательные:
- Показать роль науки в познании мира, рассказать о вкладе российских ученых в «копилку научных достижений»
- Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать внимание и любознательность.
- Расширять представления о возможностях применении человеком физических знаний в быту и технике
- Развивать вычислительные навыки учащихся, умение выражать из формулы неизвестную величину, производить действия со степенями
Оборудование: карточки с заданиями для работающих у доски, презентация к уроку, сборники задач.
Карта урока:
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайда | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Приветствие, организационный момент, активизация внимания, | 1 |
| Внимание Организованность | ответственность, |
Проверка усвоения материала, изученного на предыдущем уроке, его повторение и закрепление в процессе осмысления ответов учащихся | 10 | 2 - 10 | Память, организованность | умение грамотно выражать мысли, самостоятельность, аргументированность, активность, ответственность |
Решение расчетных и качественных задач , закрепление умений использовать имеющиеся знания | 32-33 | 11-18 | Организованность, внимание память | наблюдательность, самостоятельность, умение рассуждать, логичность, аргументированность, |
Подведение итогов. Задание на дом | 1-2 | 19 | Организованность | самостоятельность, ответственность |
Ход урока:
1.Организационный момент
2.. Проверка усвоения учащимися теоретического материала, изученного на предыдущем уроке:
1) Работа учащихся у доски по вопросам Приложение 1,слайд №2)
а) Сформулировать закон всемирного тяготения и записать формулу, выражающую зависимость между величинами. Гравитационная постоянная, ее численное значение, единицы измерения.( у доски)
б) Сформулировать границы применимости закона всемирного тяготения (у доски).
2) Физический диктант для остальных учащихся (Приложение 1, слайды №№ 3-10)
-. Силу, с которой все тела притягиваются друг к другу, называют:
- А) силой трения:
- Б) силой упругости;
- В) гравитационной силой
- Сила всемирного тяготения увеличится в 2 раза, если:
- Г) массу каждого из взаимодействующих тел увеличить в 2 раза;
- Д) массу каждого из взаимодействующих тел уменьшить в 2 раза;
- Е) массу одного из тел увеличить в 2 раза.
- .Гравитационная постоянная в законе всемирного тяготения обозначается и численно равна
- П) g= 9,8 м/с2
- Р) G= 6,67* 10 -11 Нм2/кг2
- С) K= 400 Н/м
- Сила всемирного тяготения уменьшится в 100 раз, если:
- Ж) тела сблизить на 100 метров;
- К) тела удалить на 100 метров;
- Н)расстояние между телами увеличить в 10 раз.
- В каком из приведенных на рисунках случаях мы можем пользоваться законом всемирного тяготения для расчета силы всемирного тяготения ( демонстрируются рисунки):
Л) О) М)
После выполнения диктанта учащиеся сдают листы учителю.
Далее выслушиваем ответы учащихся, готовившихся у доски.
При обсуждении теоретических вопросов проводится закрепление изученных формул, размерностей величин, а также зависимостей между ними.
(Во время ответов учащихся учитель сразу может увидеть отличные оценки за физический диктант, т.к. при всех верных ответах у ребят должно было получиться слово ВЕРНО).
Далее можно подвести итоги физического диктанта (по желанию учителя и в зависимости от времени, затраченного на выслушивание ответов у доски)
- Решение задач у доски.
Задача 1: (Приложение 1 ,слайд 11)
Определить, с какой силой притягивается самолет и лодка, находящиеся на расстоянии 3км друг от друга, если масса лодки составляет 3 тонны, а масса самолета – 30 тонн.
( ответ: 6,67*1010 Н)
Задача 2 (Приложение 1,слайд 12-13)
Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67*10 -15 Н. Какова масса каждого шарика?
Задача 3 (Приложение 1, слайд 14-15)
Каково расстояние между шарами массой по 100 кг каждый , если они притягиваются друг к другу с силой 0,01Н ?
Задача 4 (Приложение 1,слайд 16-17)
На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения к ней космического корабля станет в 100 раз меньше, чем на поверхности Земли?
( Ответ: на расстоянии 9 радиусов Земли)
В процессе решения данной задачи целесообразно обратить внимание учащихся на то, что данную задачу можно решить аналитически, проанализировав зависимость между величиной силы и расстоянием в формуле закона всемирного тяготения::
т.к. сила уменьшилась в 100 раз, значит, расстояние между телами увеличилось в 10 раз, т.е. стало равно 10 радиусам Земли, а, значит, космический корабль от поверхности Земли находится на высоте 9 ее радиусов.
Важно также коснуться вопроса о достижениях российских, советских ученых в области освоения космического пространства
самостоятельно в тетради : решение задачи – шутки
Задача – шутка: (Приложение 1,слайд 18)
С какой силой козла тети Маши притягивает капуста в огороде бабы Глаши, если он пасется от нее на расстоянии 10 метров? Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг
4.Домашнее задание: (Приложение 1,слайд 19)
Итоги урока. Оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа учащихся у доски С формулировать закон всемирного тяготения и записать формулу, выражающую зависимость между величинами. Гравитационная постоянная, ее численное значение, единицы измерения Г раницы применимости закона всемирного тяготения
1 . Силу, с которой все тела притягиваются друг к другу называют: А) силой упругости Б) силой трения В) гравитационной силой
2. Сила всемирного тяготения увеличится в 2 раза, если: Г) массу каждого из взаимодействующих тел увеличить в 2 раза; Д) массу каждого из взаимодействующих тел уменьшить в 2 раза; Е ) массу одного из тел увеличить в 2 раза
3 .Гравитационная постоянная в законе всемирного тяготения обозначается и численно равна П) g = 9,8 м/с 2 Р ) G = 6,67* 10 -11 Н * м 2 /кг 2 С) K= 400 Н/м
4 .Сила всемирного тяготения уменьшится в 100 раз, если: Ж)тела сблизить на 100 метров; З) тела удалить на 100 метров Н)расстояние между телами увеличить в 10 раз.
5. В каком из приведенных на рисунке случаев мы можем пользоваться законом всемирного тяготения для расчета силы, с которой притягиваются тела: 5 км (О
М) 3 м
Л) РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ КОМПЬЮТЕРАМИ РАВНО 1 метру
К) 1,5 м
Задача №1 Определите, с какой силой притягиваются самолет и лодка, находящиеся на расстоянии 3 км друг от друга, если масса самолета 30 т, а масса лодки 3 т.
Задача №2 Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67*10 -15 Н Какова масса каждого шарика?
Образец оформления задачи № 2 ДАНО: Решение: m 1 = m 2 = m Из закона всемирного R =0,1 м тяготения: F = 6,67*10 -15 Н F= G*m 1 * m 2 / R 2 _____________ выразим массу тел: m -? m = ( F * R 2 / G ) ½ Вычислим: m = (6,67*10 -15 Н *0,01 м 2 /6,67*10 -11 Н * м 2 /кг 2 ) 1/2 m = 0,001 кг Ответ: m = 0,001 кг
Задача №3 Каково расстояние между шарами массой по 100 кг каждый , если они притягиваются друг к другу с силой 0,01 Н ?
Образец оформления задачи № 3 ДАНО: Решение: m 1 = m 2 =100 кг Из закона всемирного тяготения: F = 0,01 Н F= G*m 1 * m 2 / R 2 _____________ выразим расстояние : R -? R = (G*m 1 * m 2 / F) 1/2 Вычислим: R = (6,67*10 -11 Н * м 2 /кг 2 *100 кг*100 кг/0,01 Н ) 1/2 R = 8,2*10 -3 м Ответ : R = 8,2*10 -3 м
Задача №4 На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения к ней космического корабля станет в 100 раз меньше, чем у её поверхности ?
Образец оформления задачи № 4 R 9R Проанализируем формулу: F= G*m 1 * m 2 / R 2 Очевидно, что сила обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами, т.е., сила уменьшится в 100 раз при увеличении расстояния от центра Земли в 10 раз. Значит, от поверхности Земли расстояние будет равно 9R
Задача-шутка С какой силой козла тети Маши притягивает капуста в огороде бабы Глаши, если он пасется от нее на расстоянии 10 метров? Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг .
Домашнее задание: Упр.12, задача №2,4. Задача: Космическая станция запущена на Луну. На каком расстоянии от центра Земли станция будет притягиваться Землей и Луной с одинаковой силой. Считать, что масса Земли больше массы Луны в 81 раз, а расстояние между их центрами равно 60 земным радиусам.
При подготовке презентации были использованы: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник «Физика -9» Дрофа 2004 Задача №2 и задача из ДЗ: Л.А.Кирик. Физика. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы - Илекса, 2003 Картинки Из коллекции Microsoft Office
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »
: Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:...
Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »
Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока: - актуализация знаний учащихся по закону всемирного тяготения; ускорению свободного падения на Земле и других пла...
Разработка урока физики в 9 классе по теме: "Закон всемирного тяготения"
Цель урока. Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Ход урока. 1.Эпиграф к уроку. «Не сразу поняв, что за глубины предо мной, находя корня, за который...
Урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения"
Цели урока:- обучающая: формирование понятия «гравитационные силы»; изучение закона всемирного тяготения, границ его применимости, знакомство с опытным определением гравитационной ...
Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"
Цель урока: Организация деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....
Урок по физике в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"
Конспект урока по физике в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"...
Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"
Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения"...