урок физики в 9 классе по теме "Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»
план-конспект урока по физике (9 класс)

Шатохина Татьяна Павловна

Уро помогает  проверить  усвоение основных понятий, формулировки закона всемирного тяготения, границ его применимости,

 закрепить в процессе решения задач умение применять формулу, выражающую зависимость между величинами, входящими в закон всемирного тяготения,

 учить на основе анализа зависимости между величинами делать выводы о характере  изменения  значения величины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_fiziki_v_9_klasse.doc53 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt348 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

Тема: Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • проверить  усвоение основных понятий, формулировки закона всемирного тяготения, границ его применимости
  • закрепить в процессе решения задач умение применять формулу, выражающую зависимость между величинами, входящими в закон всемирного тяготения,
  • учить на основе анализа зависимости между величинами делать выводы о характере  изменения  значения величины

Воспитательные:

  • Показать  роль науки в  познании мира, рассказать о  вкладе  российских ученых  в   «копилку научных достижений»
  • Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать внимание и любознательность.
  • Расширять представления о возможностях применении человеком физических знаний в быту и технике
  • Развивать вычислительные навыки учащихся, умение выражать из формулы неизвестную величину, производить действия со степенями

Оборудование: карточки с  заданиями для работающих у доски,  презентация к уроку, сборники  задач.

Карта урока:

Комментарий

 хода  урока

Время (мин)

№ слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Приветствие,

организационный момент, активизация внимания,

1

 

Внимание

Организованность

ответственность,

Проверка усвоения материала, изученного на предыдущем уроке, его повторение и закрепление  в процессе осмысления ответов учащихся

10

2 - 10

Память,

организованность

умение  грамотно выражать  мысли,

самостоятельность, аргументированность,

активность, ответственность

Решение  расчетных и качественных задач , закрепление умений использовать  имеющиеся знания

32-33

 11-18

Организованность, внимание

память

наблюдательность,

самостоятельность,

умение рассуждать,

логичность,

аргументированность,

Подведение итогов.

Задание на дом

1-2

19

Организованность

самостоятельность, ответственность

Ход урока:

1.Организационный момент

2.. Проверка усвоения учащимися теоретического материала, изученного на предыдущем уроке:

         1) Работа учащихся у доски по вопросам  Приложение 1,слайд №2)

                   а) Сформулировать закон всемирного тяготения и записать формулу, выражающую зависимость между величинами. Гравитационная постоянная, ее  численное значение, единицы измерения.( у доски)

                    б) Сформулировать  границы применимости закона всемирного тяготения (у доски).

           2) Физический диктант для остальных учащихся (Приложение 1, слайды №№ 3-10)

       -. Силу, с которой все  тела притягиваются друг к другу, называют:

  • А) силой трения:
  • Б) силой упругости;
  • В) гравитационной силой

       -   Сила всемирного тяготения увеличится в 2 раза, если:

  • Г) массу каждого из взаимодействующих тел увеличить в 2 раза;
  • Д) массу каждого из взаимодействующих тел уменьшить в 2 раза;
  • Е) массу одного из тел увеличить в  2 раза.

        - .Гравитационная постоянная в законе всемирного тяготения обозначается и численно равна

  • П) g= 9,8 м/с2
  • Р)  G= 6,67* 10 -11 Нм2/кг2
  • С)  K= 400 Н/м

        - Сила всемирного тяготения уменьшится в 100 раз, если:

  • Ж) тела сблизить на 100 метров;
  • К) тела удалить на 100 метров;
  • Н)расстояние между телами увеличить в 10 раз.

        - В каком из приведенных на рисунках случаях мы можем пользоваться  законом всемирного тяготения для расчета силы  всемирного тяготения ( демонстрируются рисунки):

                            Л)       О)     М)

        После выполнения диктанта учащиеся сдают листы учителю.

Далее выслушиваем ответы учащихся, готовившихся у доски.

      При обсуждении теоретических вопросов проводится закрепление изученных формул,  размерностей    величин, а   также   зависимостей   между         ними.

(Во  время  ответов   учащихся  учитель  сразу  может   увидеть  отличные оценки   за физический   диктант,  т.к. при   всех  верных  ответах  у  ребят должно  было получиться слово  ВЕРНО).

  Далее можно  подвести  итоги физического диктанта (по желанию учителя и в зависимости от времени, затраченного на выслушивание ответов у доски)

  1. Решение задач  у доски.

Задача 1: (Приложение 1 ,слайд 11) 

Определить, с какой силой притягивается самолет и лодка, находящиеся на расстоянии 3км друг от друга, если масса лодки составляет 3 тонны, а масса самолета – 30 тонн.

 ( ответ: 6,67*1010 Н)

Задача 2   (Приложение 1,слайд 12-13)

Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой  6,67*10 -15 Н. Какова масса каждого шарика?

Задача 3  (Приложение 1, слайд 14-15)

 Каково расстояние между шарами массой по 100 кг каждый , если они притягиваются друг к другу  с силой 0,01Н ?

Задача 4 (Приложение 1,слайд 16-17)

На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения к ней космического корабля станет в 100 раз меньше, чем на поверхности Земли?

  ( Ответ: на расстоянии 9 радиусов Земли)

        В процессе решения данной задачи целесообразно обратить внимание учащихся на то, что данную задачу  можно решить аналитически, проанализировав зависимость между величиной силы и расстоянием в формуле закона всемирного тяготения::

 т.к. сила уменьшилась в 100 раз,  значит, расстояние между телами увеличилось в 10 раз, т.е. стало равно 10 радиусам Земли, а, значит, космический корабль от поверхности Земли находится на высоте 9 ее радиусов.

        Важно также коснуться  вопроса о достижениях  российских, советских ученых в области  освоения космического пространства

самостоятельно в тетради :  решение задачи – шутки

Задача – шутка:  (Приложение 1,слайд 18)

С какой силой козла тети Маши притягивает капуста в огороде  бабы   Глаши, если он пасется от нее  на расстоянии 10 метров?  Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году  выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг

4.Домашнее задание: (Приложение 1,слайд 19)

  Итоги урока. Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения» автор Шатохина Т. П. учитель физики МКОУ «Мелавская СОШ»

Слайд 2

Работа учащихся у доски С формулировать закон всемирного тяготения и записать формулу, выражающую зависимость между величинами. Гравитационная постоянная, ее численное значение, единицы измерения Г раницы применимости закона всемирного тяготения

Слайд 3

1 . Силу, с которой все тела притягиваются друг к другу называют: А) силой упругости Б) силой трения В) гравитационной силой

Слайд 4

2. Сила всемирного тяготения увеличится в 2 раза, если: Г) массу каждого из взаимодействующих тел увеличить в 2 раза; Д) массу каждого из взаимодействующих тел уменьшить в 2 раза; Е ) массу одного из тел увеличить в 2 раза

Слайд 5

3 .Гравитационная постоянная в законе всемирного тяготения обозначается и численно равна П) g = 9,8 м/с 2 Р ) G = 6,67* 10 -11 Н * м 2 /кг 2 С) K= 400 Н/м

Слайд 6

4 .Сила всемирного тяготения уменьшится в 100 раз, если: Ж)тела сблизить на 100 метров; З) тела удалить на 100 метров Н)расстояние между телами увеличить в 10 раз.

Слайд 7

5. В каком из приведенных на рисунке случаев мы можем пользоваться законом всемирного тяготения для расчета силы, с которой притягиваются тела: 5 км (О

Слайд 8

М) 3 м

Слайд 9

Л) РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ КОМПЬЮТЕРАМИ РАВНО 1 метру

Слайд 10

К) 1,5 м

Слайд 11

Задача №1 Определите, с какой силой притягиваются самолет и лодка, находящиеся на расстоянии 3 км друг от друга, если масса самолета 30 т, а масса лодки 3 т.

Слайд 12

Задача №2 Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67*10 -15 Н Какова масса каждого шарика?

Слайд 13

Образец оформления задачи № 2 ДАНО: Решение: m 1 = m 2 = m Из закона всемирного R =0,1 м тяготения: F = 6,67*10 -15 Н F= G*m 1 * m 2 / R 2 _____________ выразим массу тел: m -? m = ( F * R 2 / G ) ½ Вычислим: m = (6,67*10 -15 Н *0,01 м 2 /6,67*10 -11 Н * м 2 /кг 2 ) 1/2 m = 0,001 кг Ответ: m = 0,001 кг

Слайд 14

Задача №3 Каково расстояние между шарами массой по 100 кг каждый , если они притягиваются друг к другу с силой 0,01 Н ?

Слайд 15

Образец оформления задачи № 3 ДАНО: Решение: m 1 = m 2 =100 кг Из закона всемирного тяготения: F = 0,01 Н F= G*m 1 * m 2 / R 2 _____________ выразим расстояние : R -? R = (G*m 1 * m 2 / F) 1/2 Вычислим: R = (6,67*10 -11 Н * м 2 /кг 2 *100 кг*100 кг/0,01 Н ) 1/2 R = 8,2*10 -3 м Ответ : R = 8,2*10 -3 м

Слайд 16

Задача №4 На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения к ней космического корабля станет в 100 раз меньше, чем у её поверхности ?

Слайд 17

Образец оформления задачи № 4 R 9R Проанализируем формулу: F= G*m 1 * m 2 / R 2 Очевидно, что сила обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами, т.е., сила уменьшится в 100 раз при увеличении расстояния от центра Земли в 10 раз. Значит, от поверхности Земли расстояние будет равно 9R

Слайд 18

Задача-шутка С какой силой козла тети Маши притягивает капуста в огороде бабы Глаши, если он пасется от нее на расстоянии 10 метров? Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг .

Слайд 19

Домашнее задание: Упр.12, задача №2,4. Задача: Космическая станция запущена на Луну. На каком расстоянии от центра Земли станция будет притягиваться Землей и Луной с одинаковой силой. Считать, что масса Земли больше массы Луны в 81 раз, а расстояние между их центрами равно 60 земным радиусам.

Слайд 20

При подготовке презентации были использованы: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник «Физика -9» Дрофа 2004 Задача №2 и задача из ДЗ: Л.А.Кирик. Физика. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы - Илекса, 2003 Картинки Из коллекции Microsoft Office


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »

:                     Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:...

Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »

Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:  - актуализация знаний учащихся по закону всемирного тяготения; ускорению свободного падения на Земле и других пла...

Разработка урока физики в 9 классе по теме: "Закон всемирного тяготения"

Цель урока. Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Ход урока. 1.Эпиграф к уроку.  «Не сразу поняв, что за глубины предо мной, находя корня, за который...

Урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения"

Цели урока:- обучающая: формирование понятия «гравитационные силы»; изучение закона всемирного тяготения, границ его применимости, знакомство с опытным определением гравитационной ...

Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"

Цель урока: Организация  деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....

Урок по физике в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"

Конспект урока по физике в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"...

Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"

Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения"...