урок по физике 8 класс на тему "Влажность воздуха"
материал по физике (8 класс)
Выяснить теоретические знания по теме: "испарение" и "кипение"..Дать понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точка росы,ознакомить с приборами для измерения влажности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlazhnost_vozduha.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Влажность воздуха
8 класс Б
Исаева Ольга Геннадьевна
Учитель I квалификационной категории
19 ноября 2016 года
Рабочее время на уроке
№п/п | Этап урока | время |
1 | Организационный момент (приветствие класса, готовность к уроку: проверка школьных принадлежностей, тетрадей, учебников. Психологический настрой учащихся.) | 2 мин |
2 | Актуализация знаний опрос | 7 мин |
3 | Изучение нового материала | 22 мин |
4 | Закрепление, отработка умений | 6 мин |
5 | Подведение итогов урока — повторение — контроль | 5 мин |
6 | Задание на дом | 3 мин |
Тема урока: Влажность воздуха
Цель урока:
ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.
Задачи:
Образовательные:
Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".
Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.
Воспитательные:
На материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
Оборудование: психрометрическая таблица;
таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре; изображения гигрометров и прибор психрометр;
два термометра; кусочек марли; сосуд с водой комнатной температуры;
1. Организационный момент:
-Доброе утро .Посмотрели друг на друга, улыбнулись и начинаем наш урок.
Сначала мы с вами проведем маленький устный опрос по теме "Парообразование и конденсация". Потом попробуем ответить на вопрос, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими способами и какими приборами можно измерить влажность воздуха, и самое интересное, как можно определить влажность, если под рукой нет специальных приборов. И проверим свои приобретенные знания при решении задачи.
2. Актуализация опорных знаний.
- . Что называется парообразованием? (Явление превращения жидкости в пар, называется парообразованием).
- Что такое испарение? (Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением)
-. От чего зависит испарение? (Испарение зависит от: рода жидкости, температуры, площади поверхности жидкости, наличия ветра)
-может ли испарение происходить при любой температуре? ( Испарение может происходить при любой температуре)
. Что такое конденсация и что вы можете сказать про энергетические процессы при конденсации? (Явление превращения пара в жидкость, называется конденсацией. Данное явление происходит с выделением энергии)
-. Что такое динамическое равновесие? (Когда число молекул, вылетающих из жидкости равно числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость, то наступает динамическое равновесие.)
-. Какой пар называется насыщенным, а какой не насыщенным? ( Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным, а пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным.)
Итак, по тому, как вы ответили, складывается вполне ясная картина того, как каждый из вас сегодня готов к уроку, на какие моменты стоит обратить внимание и доучить.
3. Изучение нового материала.
Итак, начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой это примерно около 70,8% поверхности земного шара. Живые организмы содержат от 50 до 99,7% воды. Образно говоря живые организмы – это одушевлённая вода. В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды в виде капель, кристаллов снега и водяного пара. В среднем в атмосфере 1,24●1016 кг водяного пара. И хотя его долю составляет меньше 1 % от общей массы атмосферы, его влияние на погоду, климат Земли, самочувствие людей очень велико.
Главный источник водяного пара в атмосфере – это самопроизвольное непрерывное, при любой температуре испарение воды с поверхности океанов, морей, водоёмов, влажной почвы, растений, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере, играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и на самочувствие человека. С водяных просторов и суши за год испаряется свыше 500 000 км3 воды, т.е. количество воды, почти равное количеству воды в Чёрном море.
В атмосфере под влиянием различных процессов водяной пар конденсируется.
При этом образуются облака, туман, осадки, роса. При конденсации влаги выделяется количество теплоты, равное количеству теплоты, затраченному на испарение. Этот процесс приводит к смягчению климатических условий в холодных районах.
Воздух может быть сухой и влажный в зависимости от количества паров, находящихся при данной температуре в атмосфере.
От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной.
Также, для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.
Что же такое влажность воздуха и как её определить?
Во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).
Обозначается — абсолютная влажность воздуха — p
плотность водяного пара [единица измерения — кг/м3].
При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существуют специальная таблица в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара, которая обозначается 0. Такая таблица находится в ваших сборниках задач по физике авторов Лукашик В.И., Иванова Е.В., страница 198.
Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраже нному в процентах.
Обозначается φ — относительная влажность воздуха. формула для расчета относительной влажности воздуха.
φ = р/р0 •100%.
-Подумайте над таким вопросом, при каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие? (при 100%)
- Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере становится насыщенным, называется точкой росы. Откуда такое интересное название? Каждый из вас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит? По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%. Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры. О том, что это за приборы нам расскажут ваши товарищи.
4. Выступления учеников.
- Гигрометры (волосной и конденсационный) — рисунок 1, рисунок 2.
Рисунок 1. Рисунок 2.
- Психрометр — рисунок 3, рисунок 4.
Рисунок 3. Рисунок 4.
Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля. Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.
В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.
Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне. Наша задача, определить влажность воздуха в нашем классе.
- А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр? (два термометра, один из которых обернут марлечкой, край которой опущен в воду. Дальнейшие действия аналогичны при работе с обыкновенным психрометром и использование психрометрической таблицы из сборника Лукашик В.И., Иванова Е.В., страница 199).
. Практическая работа «Определение относительной влажности воздуха в кабинете физики с помощью термометра
Цель работы: определить относительную влажность воздуха в кабинете.
Оборудование: термометр демонстрационный, термометр лабораторный, стакан с водой комнатной температуры, кусок марли, психрометрическая таблица.
Указания к работе.
1. С помощью демонстрационного термометра измерьте температуру воздуха в классе – tсух термометр лабораторный.
2. Оберните резервуар термометра лабораторного марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите его ниткой.
3. Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане.
4. Наблюдая за показаниями термометра, запишите самое низкое показание термометра, это значит tвлаж.
5. Результаты измерений занесите в таблицу.
t сухого, 0С
t влажного, 0С
t сухого – t влажного, 0С
Относительная влажность φ, %
5. Закрепление изученного.
А сейчас подумайте над следующими задачами, которые приводятся у вас на доске — задачи для закрепления.
Задача 1. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 40С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.
(Ответ tc=140C? tвл=100С).
Задача 2. Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 120С. Какую температуру показывает влажный термометр?
(Ответ: tвл=100С).
6. Подведение итогов урока и обсуждение домашнего задания.
-Итак, скажите , пожалуйста , что вам понравилось в сегодняшнем уроке, что вызвало у вас затруднения, и нужна ли нам вообще данная тема, пригодится ли она в жизни?
Сейчас обсудим и запишем домашнее задание: параграф 19, практическое задание: определить влажность воздуха дома и подумать, может ли она быть различной. Свой ответ доказать экспериментально. Для того, чтобы справиться с практическим заданием, необходимо вспомнить, от чего зависит влажность воздуха.
Подготовить сообщение по теме (по выбору) (5 мин)
1. Как образуется роса, иней, дождь, снег.
2. Круговорот воды в природе.
3. Испарение в жизни растений.
4. Роль процессов испарения для животных организмов.
5. Объясните народные приметы:
«Соль мокнет – к дождю»,
«Лучина трещит и мечет искры – к ненастью»,
«Обильная роса – к хорошей погоде».
Урок завершен, до встречи на следующем уроке.
Самоанализ урока.
Тема урока соответствует календарно-тематическому плану. Урок является теоретически-практической частью темы «Влажность воздуха» и имеет огромное значение при исследовании различных явлений в атмосфере, для некоторых видов производства, для поддержания определенной влажности в библиотеках, музеях. Проводится с целью применения теории на практики. Прослеживается интеграция с другими науками (география- знание атмосферы, математика используется для вычисления влажности)
Задачей данного урока является обучение учащихся приёмам работы с термометром – измерение температуры воздуха в помещении и вычисление влажности воздуха по психометрической таблице. Для решения задачи были выработаны и осуществлены следующие цели: систематизация изученных знаний по теме «Испарение и конденсация», развитие практических навыков в работе с физическим оборудованием: термометром - измерение температуры, обогащение знаний и представлений учащихся о физических приборах (устройство гигрометра и психрометра);
Урок направлен на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; и воспитание взаимоуважения, сотрудничества, формирования рефлексии.
Тип урока комбинированный. Осуществлен фронтальный опрос, знакомство с новым оборудованием, закрепление нового материала, практическая работа.
Использование на уроках физического оборудования стимулирует повышение интереса ребят к выполнению работы. А предложенные им задания способствуют развитию внимания и мышления.
Работа в парах формирует навык сотрудничества, взаимопомощи.
В процессе учебной деятельности решены поставленные задачи урока.
Сорок поводов для того, чтобы отказаться от предложения друга совершить совместную прогулку.
В ночи сверкнули огоньки -
Зажгли лощину светляки,
В барометре упала ртуть.
Вот ветер начинает дуть.
Стал будто ближе дальний лес,
Стал будто ниже свод небес.
К земле прижаты облака.
И режет уши песнь сверчка.
Ей вторит резкий крик дрозда.
Вода чиста, как никогда.
Рыбёшка занята игрой -
Хватает мушек над водой.
Из сети выглянул паук.
Меня к дивану тянет вдруг.
И пёс мой бросил грызть мосол.
Махнул хвостом и спать пошёл.
Послушно ветру, пыль дорог
Свилась в крутящийся клубок.
На скаты крыш садится дым.
Пастух предчувствием томим.
Кусают злые мухи скот.
Всё ниже ласточек полёт.
Лягушка изменила цвет -
На ней коричневый жакет.
И жаба выползла в траву.
Свинья тревожится в хлеву.
Свежо, хотя июльский день.
Потрогай – влажен старый пень.
Грачи спустились с вышины,
Как будто пулей сражены.
Вот курослеп глаза закрыл.
У старой Бетти нерв заныл.
Слегка потрескивает шкаф.
Пахнуло сыростью канав.
У очага пригрелся кот,
Усы пушистой лапой трёт.
Даль предзакатная бледна
За тучи прячется луна.
Да, быть дождю! Пора смириться
С тем, что пикник не состоится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по физике на тему "Влажность воздуха. Способы определения влажности", 8 класс
Презнетация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В....
Урок по физике по теме: «Влажность воздуха»
Данный урок – изучение нового материала по теме: «Влажность воздуха» в разделе «Молекулярная физика» в 10 классе посредством презентации, на который отводится 2 учебных часа.При подготовке урока...
Урок физики по теме "Влажность воздуха", 8 класс
Данный урок проводится в 8-м классе при изучении темы "Влажность воздуха" с применением элементов интерактивных технологий при изучения курса физики по учебнику "Физика, 8 класс", автор Перышкин А.В....
Интегрированный урок по физике и географии "Влажность воздуха"
Урок "Влажность воздуха " (8 класс) проводится в неделю педагогического мастерства. На уроке учащиеся используют знания об абсолютной влажности воздуха, полученные ранее на уроках географии,знак...
Интегрированный урок по физике и географии "Влажность воздуха"
Урок "Влажность воздуха " (8 класс) проводится в неделю педагогического мастерства. На уроке учащиеся используют знания об абсолютной влажности воздуха, полученные ранее на уроках географии,знак...
Лабораторная работа по физике 7 класс "Измерение влажности воздуха"
лабораторная работа...
Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"
Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....