Интегрированный урок по физике и географии "Влажность воздуха"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Урок "Влажность воздуха " (8 класс) проводится в неделю педагогического мастерства. На уроке учащиеся используют знания об абсолютной влажности воздуха, полученные ранее на уроках географии,знакомятся с понятием относительной влажности воздуха, с прибором для измерения относительной влажности и выполняют практические работы.
Класс разбивается на 3 группы ( климатологи, физики и климатотерапевты), каждая группа получает инструкционную карту и выполняют задание. Учителя объясняют материал и выступают консультантами при выполнение работы в группах. В конце урока подводятся итоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 63 КБ |
raspredelenie_tepla_i_vlagi_na_territorii_rossii-chast-1.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Влажность воздуха. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Цели и задачи:
1. обучающая:
- -Сформировать у учащихся представление о влажности воздуха и видах влажности, способы повышения и понижения влажности.
- -Ознакомить учащихся с методами определения относительной влажности ( с помощью формулы или с помощью приборов)
- -Сформировать знания о закономерностях распределения основных элементов климата на территории России;
- -Научить вычислять коэффициент увлажнения для разных областей; -- Углубить и систематизировать знания о закономерностях распределения влаги на территории России;
- Сформировать умение характеризовать климат территории; определять коэффициент увлажнения; оценивать климат как одно из условий для жизни и деятельности человека;умение объяснять особенности климата своей местности.
2.развивающая:
- продолжить формирование умения приобретать информацию ( работа со справочной литературой),
- устанавливать причинно-следственные связи,
- работать с приборами( определение цены деления . снятие показаний) и таблицами ;
- учить устанавливать связи между элементами климата по карте; использовать полученные знания в реальной жизни;
3.воспитательная:
- Развивать умение работать в малых группах, уважительно относиться к мнению одноклассников;
- Прививать интерес к природе Земли в целом и родного края в частности; воспитывать бережное отношение к ней .
- Использовать полученные знания в своей жизни.
Обязательные понятия, термины:
Для повторения | Для изучения на уроке |
Климат, погода, климатообразующие факторы, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны, солнечная радиация: прямая, рассеянная, суммарная, поглощенная, отраженная, подстилающая поверхность, изотермы. Испарение , конденсация , количество теплоты. | Влажность воздуха: абсолютная, относительная, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения |
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и целей урока.( слайд1,2)
Учитель географии
- Мы продолжаем изучать тему « Климат России» и сегодня на уроке мы изучаем физические показатели, влияющие на климат, а также выявляем закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
2.Повторение
Карточки с понятиями (дать определение)
- Климат – это многолетний режим погоды
- Погода- это состояние атмосферы в данном месте в данное время,
- Климатообразующие факторы- солнечная радиация, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность;
- изотермы
Вопросы:
- Какие два элемента погоды наиболее влияют на формирование климата?
- Климат это соотношение тепла и влаги, значит на климат влияют температура и кол- во осадков ( работа со слайдом 3)
КЛИМАТ | |
ТЕПЛО | ВЛАГА |
(ТЕМПЕРАТУРА) | Влажность воздуха |
Испарение | |
Осадки |
- СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ ГОВОРИМ И ПОДРОБНО РАССМАТРИВАЕМ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КЛИМАТА:
- ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА
- ИСПАРЯЕМОСТЬ
- КОЭФФИЦИЕНТ УВЛАЖНЕНИЯ
Учитель физики:
На предыдущих уроках мы разобрали с вами процессы испарение, конденсация. Эти два понятия тесно связаны с понятиями: влага и испаряемость.
Испарение и конденсация – два процесса в совокупности влияющие на влажность воздуха.
Вопросы:
- Дайте , пожалуйста, определение влажности воздуха( учащимся оно знакомо из курса географии) (слайд 4)
- Какие виды влажности вам известны ( слайд5,6)
- Что такое точка росы? Какие явления сопровождают данный процесс? (слайд 7)
3. Дальнейшая работа продолжается в группах (климатологи, физики, климатотерапевты). Каждая группа получает инструкционную карту.
1 группа ГЕОГРАФЫ- КЛИМАТОЛОГИ ( слайды 9,10,11)
ЗАДАНИЕ:
- Проанализировать карту (рис. 36, 37 учебника на стр. 89-90) определить коэффициент увлажнения для данных в таблице территорий.
К= осадки/ испаряемость
- Полученные данные занести в таблицу;
- Нанести на контурную карту названия данных населенных пунктов, подписав рядом К=
- По стр 94-95 учебника или стр 17 атласа определить климатический пояс и климатическую область каждой из данной территории, внести в таблицу.
- Сопоставить данные легенды карты с заданными населенными пунктами, занести их в таблицу.
- По стр 18 оценить возможность территории для сельского хозяйства, данные занести в таблицу
7. Сделать вывод о зависимости К увлажнения от географической широты и движения воздушных масс
Пример:
Регион | Ср. Годовое кол-во осадков | Испаряемость | К увлажнения | Клим пояс, область | Оценка |
Челябинск | 400-600 | 500 | К= 1 (достаточное) | Область континентального климата тайги и лесостепей с достаточным увлажнением | Среднеранние культуры- пщеница, зернобобовые более поздних сортов, сахарная свекла на корм |
2 группа КЛИМАТОТЕРАПЕВТЫ ( слайд 12)
ЗАДАНИЕ:
- Проанализировать карту «Население мира», выявить закономерность размещения населения в зависимости от географической широты и близости к побережью морей и океанов.
Указать причины данного рисунка расселения.
- Изучив дополнительную литературу, рассказать о влиянии климата на здоровье человека;
- Как изменить (повысить, понизить) влажность воздуха в бытовых условиях;
- Можно ли предсказать погоду. Примеры предсказаний. Научная обоснованность предсказаний.
3 группа ФИЗИКИ (слайд 13)
- Ознакомиться с устройством и принципом работы прибора для измерения влажности воздуха.
- Измерить влажность воздуха в помещении.
- Определить способы повышения и понижения влажности
4. Измерить влажность воздуха с помощью комнатного термометра.
4.Отчет групп
Физики ( слайд 14,15,16,17)
Географы-климатологи (слайд 11) –к изображению на экране крепятся карточки с коэффициентами увлажнения
Климатотерапевты- рассказ о влиянии влажности на жизнедеятельность человека. Знакомят одноклассников с народными приметами погоды. (слайд 18)
5. Домашнее задание (слайд 19)
6. Контрольный вопрос:
Как же можно поддерживать оптимальную влажность? ( слайд 20)
7. Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1 . Сформировать понятие о влажности воздуха и видах влажности. Научиться определять влажность воздуха. 2 . Сформировать знания о закономерностях распределения основных элементов климата на территории России. 3. Уметь характеризовать климат любой территории, определять коэффициент увлажнения , оценивать влияние климата на жизнь и деятельность человека, уметь объяснять особенности климата своей местности. 4.Знать оптимальное значение влажности и влияние влажности на здоровый образ жизни.
КЛИМАТ- многолетний режим увлажнения влага тепло температура испаряемость осадки Увлажнение К=О / И
Влажность- содержание водяного пара в воздухе
Абсолютная влажность показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м³ при данных условиях, т.е. плотность водяного пара ρ при данной температуре. m -масса, V -объём [ ρ ] =1кг/м³ Вопрос: Абсолютная влажность воздуха 8,3∙10⁻³ кг/м³. Что это означает?
Относительная влажность φ это отношение плотности водяного пара ρ , содержащегося в воздухе, к плотности насыщенного пара ρ о при той же температуре, выраженное в процентах. Относительная влажность показывает как далек водяной пар от насыщения .
ТОЧКА РОСЫ Точка росы- это температура , при которой пар станет насыщенным. Этот процесс сопровождается образованием тумана или выпадением росы.
Практическое задание
Регион Ср.годо вое количест во осадков Испаряе мость Коэффициент увлажне ния (К) Климатичес кий пояс, область Агроклиматические ресурсы Москва Астрахань Якутск Петропаловск-Камчатский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
Интегрированный урок (физика+информатика) "Влажность воздуха"
Урок построени по классической модели интегрированных уроков с использованием элементов технологии "Критическое мышление"...
Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...
Разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
Представлена разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха"...
Урок физики «Относительная влажность воздуха», 8класс
На уроке физики «Относительная влажность воздуха» и при организации внеурочной деятельности старалась не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько подготовить его ...
Методическая разработка к уроку физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха".
Урок соодержит новый теоретический материал и фрагмент лабораторной работы в соответствии с новым ФГОС....
Урок физики. Тема: "Влажность воздуха"
Цели урока: познакомить учащихся с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, точка росы; со способами измерения влажности; познакомить с приборами для измерения ...