Интегрированный урок по физике и географии "Влажность воздуха"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Шкунова Татьяна Евгеньевна

Урок "Влажность воздуха " (8 класс) проводится в неделю педагогического мастерства.  На уроке учащиеся используют знания об абсолютной влажности воздуха, полученные ранее на уроках географии,знакомятся с понятием относительной влажности воздуха, с прибором для измерения относительной влажности и выполняют практические работы.

Класс разбивается на 3  группы  ( климатологи, физики и климатотерапевты), каждая группа получает инструкционную карту и выполняют задание. Учителя объясняют материал и выступают консультантами при выполнение работы в группах. В конце урока подводятся итоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Влажность воздуха. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

     Цели и  задачи:

1. обучающая:

  1. -Сформировать у учащихся представление о влажности воздуха и видах влажности, способы повышения и понижения влажности.
  2. -Ознакомить учащихся с методами определения относительной           влажности ( с помощью  формулы или с помощью приборов)
  3. -Сформировать знания о закономерностях распределения основных элементов климата на территории России;
  4. -Научить вычислять коэффициент увлажнения для разных областей; -- Углубить и систематизировать  знания о закономерностях распределения влаги на территории России;
  5. Сформировать умение характеризовать климат  территории; определять коэффициент  увлажнения; оценивать климат как одно из условий  для жизни и деятельности человека;умение объяснять особенности климата своей местности.

  2.развивающая: 

  1. продолжить формирование умения приобретать  информацию ( работа со справочной литературой),
  2. устанавливать  причинно-следственные связи,
  3. работать с приборами( определение цены деления . снятие показаний) и таблицами ;
  4. учить устанавливать связи между элементами климата по карте; использовать полученные знания в реальной жизни;

3.воспитательная:

  1. Развивать умение работать в малых группах, уважительно относиться к мнению  одноклассников;
  2. Прививать интерес к природе Земли в целом и родного края в частности; воспитывать бережное отношение к ней .
  3. Использовать полученные знания в своей жизни.

 Обязательные понятия, термины:

Для повторения

Для изучения на уроке

Климат, погода, климатообразующие факторы, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны, солнечная радиация: прямая, рассеянная, суммарная, поглощенная, отраженная, подстилающая поверхность, изотермы.

Испарение , конденсация , количество теплоты.

Влажность воздуха: абсолютная, относительная, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения

                                     ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока.( слайд1,2)

Учитель географии

- Мы продолжаем изучать тему « Климат России»  и сегодня на уроке мы изучаем физические показатели, влияющие на климат, а также выявляем закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

2.Повторение

Карточки с понятиями (дать определение)

  1. Климат – это многолетний режим погоды
  2. Погода- это состояние атмосферы в данном месте в данное время,
  3. Климатообразующие факторы- солнечная радиация, циркуляция          атмосферы, подстилающая поверхность;
  4. изотермы

    Вопросы:

  1. Какие два элемента погоды наиболее влияют на формирование климата?
  2. Климат это соотношение тепла и влаги, значит на климат влияют температура и кол- во осадков ( работа со слайдом 3)

КЛИМАТ

ТЕПЛО

ВЛАГА

(ТЕМПЕРАТУРА)

Влажность воздуха

Испарение

Осадки

- СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ ГОВОРИМ И ПОДРОБНО РАССМАТРИВАЕМ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КЛИМАТА:

  1. ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА
  2. ИСПАРЯЕМОСТЬ
  3. КОЭФФИЦИЕНТ УВЛАЖНЕНИЯ

Учитель физики:

На предыдущих уроках мы разобрали с вами процессы испарение, конденсация. Эти два понятия тесно связаны с понятиями: влага и испаряемость.

 Испарение и конденсация – два процесса в совокупности влияющие на влажность воздуха.

Вопросы:

  1. Дайте , пожалуйста, определение влажности воздуха( учащимся оно                знакомо из курса географии) (слайд 4)
  2. Какие виды влажности вам известны ( слайд5,6)
  3. Что такое точка росы? Какие явления сопровождают данный процесс? (слайд 7)

3. Дальнейшая работа продолжается в группах (климатологи, физики, климатотерапевты). Каждая группа получает инструкционную карту.

      1 группа                ГЕОГРАФЫ- КЛИМАТОЛОГИ ( слайды 9,10,11)

ЗАДАНИЕ:

  1. Проанализировать карту  (рис. 36, 37 учебника на стр. 89-90)  определить коэффициент увлажнения для данных в таблице территорий.

К=  осадки/ испаряемость

  1. Полученные данные занести в таблицу;

  1. Нанести на контурную карту названия данных населенных пунктов, подписав рядом К=

  1. По стр 94-95 учебника или стр 17 атласа  определить климатический пояс и  климатическую область  каждой из данной территории, внести в таблицу.

  1. Сопоставить данные легенды карты с заданными населенными пунктами, занести их в таблицу.

  1.  По стр 18 оценить возможность территории для сельского хозяйства, данные занести в таблицу

7. Сделать вывод о зависимости К увлажнения от географической широты и движения воздушных масс

Пример:

Регион

Ср. Годовое кол-во осадков

Испаряемость

К увлажнения

Клим пояс, область

Оценка

Челябинск

400-600

500

К= 1

(достаточное)

Область континентального климата  тайги и лесостепей с достаточным увлажнением

Среднеранние культуры- пщеница, зернобобовые более поздних сортов, сахарная свекла на корм

    2 группа                             КЛИМАТОТЕРАПЕВТЫ ( слайд 12)

ЗАДАНИЕ:

  1. Проанализировать карту  «Население мира», выявить закономерность размещения населения в зависимости от географической широты и близости к побережью морей и океанов.

Указать причины данного рисунка расселения.

  1. Изучив дополнительную литературу, рассказать о влиянии климата на здоровье человека;

  1. Как изменить (повысить, понизить) влажность воздуха в бытовых условиях;

  1. Можно ли предсказать погоду. Примеры предсказаний. Научная обоснованность предсказаний.

       3 группа       ФИЗИКИ (слайд 13)

  1. Ознакомиться с устройством и принципом работы  прибора для измерения влажности воздуха.

  1. Измерить влажность воздуха в помещении.
  2. Определить способы повышения и понижения влажности

     4. Измерить влажность воздуха с помощью комнатного термометра.

4.Отчет групп

Физики ( слайд 14,15,16,17)

Географы-климатологи (слайд 11) –к изображению на экране крепятся карточки с коэффициентами увлажнения

Климатотерапевты- рассказ о влиянии влажности на жизнедеятельность человека. Знакомят одноклассников с народными приметами погоды. (слайд 18)

5. Домашнее задание (слайд 19)

6. Контрольный вопрос:

Как же можно поддерживать оптимальную влажность? ( слайд 20)

7. Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распределение тепла и влаги на территории России Интегрированный урок в 8 классе Учитель географии Столярова С.А. Учитель физики Шкунова Т. Е. Влажность. Распределение тепла и влаги на территории России Интегрированный урок Учитель географии Столярова С.А. Учитель физики Шкунова Т. Е. Часть 1

Слайд 2

Цели урока: 1 . Сформировать понятие о влажности воздуха и видах влажности. Научиться определять влажность воздуха. 2 . Сформировать знания о закономерностях распределения основных элементов климата на территории России. 3. Уметь характеризовать климат любой территории, определять коэффициент увлажнения , оценивать влияние климата на жизнь и деятельность человека, уметь объяснять особенности климата своей местности. 4.Знать оптимальное значение влажности и влияние влажности на здоровый образ жизни.

Слайд 3

КЛИМАТ- многолетний режим увлажнения влага тепло температура испаряемость осадки Увлажнение К=О / И

Слайд 4

Влажность- содержание водяного пара в воздухе

Слайд 5

Абсолютная влажность показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м³ при данных условиях, т.е. плотность водяного пара ρ при данной температуре. m -масса, V -объём [ ρ ] =1кг/м³ Вопрос: Абсолютная влажность воздуха 8,3∙10⁻³ кг/м³. Что это означает?

Слайд 6

Относительная влажность φ это отношение плотности водяного пара ρ , содержащегося в воздухе, к плотности насыщенного пара ρ о при той же температуре, выраженное в процентах. Относительная влажность показывает как далек водяной пар от насыщения .

Слайд 7

ТОЧКА РОСЫ Точка росы- это температура , при которой пар станет насыщенным. Этот процесс сопровождается образованием тумана или выпадением росы.

Слайд 8

Практическое задание

Слайд 11

Регион Ср.годо вое количест во осадков Испаряе мость Коэффициент увлажне ния (К) Климатичес кий пояс, область Агроклиматические ресурсы Москва Астрахань Якутск Петропаловск-Камчатский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

Интегрированный урок (физика+информатика) "Влажность воздуха"

Урок построени по классической модели интегрированных уроков с использованием элементов технологии "Критическое мышление"...

Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...

Урок физики «Относительная влажность воздуха», 8класс

На уроке физики «Относительная влажность воздуха» и при организации внеурочной деятельности старалась не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько подготовить его ...

Методическая разработка к уроку физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха".

Урок соодержит новый теоретический материал и фрагмент лабораторной работы в соответствии с новым ФГОС....

Урок физики. Тема: "Влажность воздуха"

Цели  урока:  познакомить учащихся  с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, точка росы;  со способами измерения влажности; познакомить с приборами для измерения ...