Программа «Прикладная физика» 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)
Программа «Прикладная физика» предназначена для учащихся 8 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьниками материала в точном соответствии с реализуемым федеральным стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_prikl_fizika_8_klass_2018-2019.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №124»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
методическим объединением Директор МБОУ «Лицей №124» учителей физки _________ Н.М.Погребников МБОУ «Лицей № 124» Приказ от 30.08.18 № 120-осн. Протокол № 1 от 28.08.18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИКА»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ 8 КЛАССА
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
2018-2019 учебный год
Составители: Рыбицкий В.Л., Рыбицкая В.А.
Барнаул - 2018
Программа по предмету «Прикладная физика» для 8 класса
Программа «Прикладная физика» предназначена для учащихся 8 класса и является дополнением к разделам физики базовой программы. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьниками материала базовой программы.
На изучение физики в 8 классе по данной программе отводится 70 часов, (2 часа в неделю) в дополнение к базовому обучению по программе Рабочая программа является основной частью УМК «Архимед» для 7-9 классов основной школы, рассчитанную на 70 часов (2 часа в неделю), так как этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.
Актуальность курса связана с тем, что элективные курсы необходимы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса формируются навыки к решению физических задач, а именно: составление математических моделей задач, описание процессов с помощью физических законов и формул, составление уравнений и решение данных уравнений с применением математического аппарата (в частности, алгебраическое упрощение выражений и решение линейных и квадратных уравнений).
Цель курса:
расширение и углубление знаний по физике, формирование навыков применения их в любых творческих процессах (олимпиадах, конкурсах, тестированиях, очных зачётах, ГИА и т.п.), а также совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где заинтересованный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Задачи:
1.Обучить школьников новым методам и приемам решения задач по физике разного уровня сложности.
2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
3. Выработать практические умения.
4. Научить давать обоснованные ответы на поставленные вопросы.
5. Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на математические методы в обучении физике, на развитие самостоятельной работы детей, их самопознания, самооценки, теоретическая основа, гибкость и вариативность учебного процесса.
Учащиеся при работе по данному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения физических задач, освоить основные методы и приёмы, приобрести навыки работы с текстами задач.
На занятиях планируется изучение теоретической части задания с привлечением дополнительной литературы по данной теме и разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение тем заданиям, что предложены в демоверсии ГИА и на втором развороте учебника.
Технологии, используемые в организации занятий:
1.Построение математических моделей.
2.Проблемное обучение.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
4.Решение задач.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
Для организации занятий используются следующие формы:
1.Лекционное изложение материала.
2. Практикумы по решению задач;
3. Домашняя и самостоятельная работа учащихся.
Содержание курса
Раздел 1. Тепловые явления. (18 часов)
Тепловое движение. Температура тел. Внутренняя энергия тел и способы её измерения. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления и отвердевания. Испарение и конденсация. Кипение. Тепловые двигатели. Работа газа и пара при расширении. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Раздел 2. Электрические явления. (15 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Объяснение явления электризации. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Электрический ток в проводниках. Сила и плотность тока. Электрические цепи. Источники электрического тока. Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля — Ленца. Соединения проводников в электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения. Амперметр и вольтметр. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Раздел 3. Магнитные явления. (12 часов)
Магнитное поле прямого тока и соленоида. Правило буравчика. Электромагниты. Электрический звонок. Сила Ампера. Сила Лоренца, Правило левой руки. Электромагнитная индукция. Генератор постоянного и переменного тока. Преимущество переменного тока . Трансформатор. Электроэнергетика.
Раздел 4. Световые явления. (16 часов)
Закон прямолинейного распространения света. Камера-обскура. Закон отражения. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. Параксиальное приближение в оптике. Преломление света в тонком клине. Тонкие линзы. Построение изображения в тонких линзах. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Раздел 5. Гидростатика. Аэростатика. (6 часов)
Жидкости и газы. Текучесть. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости. Воздухоплавание. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
Резерв. (3 часа)
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
- мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
- Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения являются:
- знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
- описывать и объяснять физические явления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
- решать задачи повышенной сложности на применение физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
- использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
1. | Тепловые явления. | 18 часов |
2. | Электрические явления. | 15 часов |
3. | Магнитные явления. | 12 часов |
4. | Световые явления. | 16 часов |
5. | Гидростатика. Аэростатика. | 6 часов |
6. | Резерв | 3 часа |
ВСЕГО: | 70 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока пп/в теме | Тема | Виды деятельности |
Тема 1 | Тепловые явления. (18 часов) | |
1.1 | Внутренняя энергия. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | Отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Использовать межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличать процессы плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов. Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания. Рассчитывать количество теплоты, выделившееся при кристаллизации. Объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений. Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Работать с таблицей. Приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы. Находить в таблице необходимые данные. Рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования. Анализировать графики. |
2.2 | Решение задач на виды теплопередачи. | |
3.3 | Теплопередача в природе и технике. Бриз. | |
4.4 | Самостоятельная работа № 1 "Теплопередача" | |
5.5 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. | |
6.6 | Лабораторная работа № 1 «Исследование процесса охлаждения горячей воды». | |
7.7 | Решение задач на определение удельной теплоемкости, массы и изменения температуры. | |
8.8 | Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела». | |
9.9 | Уравнение теплового баланса. Решение задач на уравнение теплового баланса без тепловых потерь | |
10.10 | Лабораторная работа № 3 «Определение тепловых потерь при смешении воды разной температуры». | |
11.11 | Температура и тепловое равновесие. Термометры и термоскопы. Удельная теплота сгорания топлива. КПД тепловых процессов. | |
12.12 | Решение задач на вычисление КПД. | |
13.13 | Парообразование. Влажность. Насыщенный и ненасыщенный пар. | |
14.14 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | |
15.15 | Плавление и отвердевание. Удельная теплота плавления. | |
16.16 | Самостоятельная работа №2 по теме "Тепловые явления" | |
17.17 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Тепловые явления», коррекция знаний. | |
18.18 | Коррекция знаний по теме "Тепловые явления" | |
Тема 2 | Электрические явления. (15 часов) | |
19.1 | Электрический заряд и электрическое поле. | Наблюдать переход электрического заряда от одного тела к другому. Определять знак заряда наэлектризованного тела. Изучать электризацию тел методом электростатической индукции. Наблюдать спектры электростатических полей. Изучать зависимость сопротивления однородного проводника от его длины и площади поперечного сечения. Изучать зависимость сопротивления проводника от его температуры. Рассчитывать мощность тока при последовательном и параллельном соединениях потребителей. Рассчитывать шунт и добавочное сопротивление. Рассчитывать электрические цепи со смешанным соединением проводников. |
20.2 | Электрический ток. Сила тока. | |
21.3 | Электрическое напряжение. | |
22.4 | Закон Ома. Электрическое сопротивление | |
23.5 | Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | |
24.6 | Зависимость сопротивления от температуры. | |
25.7 | Работа и мощность электрического тока. | |
26.8 | Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. | |
27.9 | Решение комбинированных задач | |
28.10 | Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи. | |
29.11 | Смешанное соединение проводников в электрической цепи. | |
30.12 | Измерение силы тока в электрических цепях. Шунт к амперметру. | |
31.13 | Измерение напряжения в электрических цепях. Добавочное сопротивление к вольтметру. | |
32.14 | Самостоятельная работа № 3 по теме "Электрические явления" | |
33.15 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электрические явления», коррекция знаний. | |
Тема 3 | Магнитные явления. (12 часов) | |
34.1 | Магнитное поле. Правило буравчика. | Систематизация сведений о магнитном поле. Изучение явления намагничивания. Объяснение назначения железного сердечника в катушке. Наблюдение и объяснение работы электромагнита. Сравнение постоянного магнита и электромагнита. Описание устройства и работы электрического звонка и электромагнитного реле. Ознакомление с автоматической системой включения и выключения электрического освещения. Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Перечисление условий, при которых возникает индукционный ток в катушке. Описание роли железного сердечника в катушке. |
35.2 | Решение задач на нахождение направления магнитногополя тока, катушки с током (соленоида) | |
36.3 | Устройство и принцип действия электрического звонка. | |
37.4 | Сила Ампера. Напрвление силы Ампера. Правило левой руки. | |
38.5 | Решение задач на вычисление силы Ампера. | |
39.6 | Действие магнитного поля на движущийся заряд.Сила Лоренца. Напрвление силы Лоренца. | |
40.7 | Решение задач на вычисление силы Лоренца. | |
41.8 | Определение направления вращения рамки с током. | |
42.9 | Генератор переменного тока. | |
43.10 | Преимущества переменного тока. Трансформатор. | |
44.11 | Самостоятельная работа № 4 по теме "Магнитные явления" | |
45.12 | Повторительно-обобщающее занятие по магнитным явлениям. Коррекция знаний. | |
Тема 4 | Световые явления. (16 часов) | |
46.1 | Закон прямолинейного распространения света. Камера-обскура. | Строить изображения в плоском зеркале и определять зону видимости изображения. Строить изображения в системе из двух зеркал, расположенных под разными углами. Изучать явление полного отражения света. Объяснять кажущуюся глубину водоемов. Изучать явление дисперсии. Объяснять образование цвета. Изучать виды изображений, получаемых с помощью собирающей линзы. Конструировать модель телескопа и определять его увеличения. Оценивать расстояние наилучшего зрения. Изучать дефекты своего глаза. |
47.2 | Законы отражения света. Плоские зеркала. | |
48.3 | Система двух зеркал. | |
49.4 | Преломление света. | |
50.5 | Явление полного отражения. | |
51.6 | Кажущаяся глубина водоёма. | |
52.7 | Дисперсия. | |
53.8 | Самостоятельная работа №5 по теме "Световые явления" | |
54.9 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Световые явления», коррекция знаний. | |
55.10 | Преломление света в тонком клине. Тонкая линза. | |
56.11 | Фокусное расстояние плоско-выпуклой линзы. | |
57.12 | Формула тонкой собирающей линзы. | |
58.13 | Построение изображений, даваемых тонкой линзой. | |
59.14 | Решение задач на формулу тонкой линзы | |
60.15 | Самостоятельная работа №6 по теме "Световые явления. Линзы" | |
61.16 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Тонкие линзы», коррекция знаний. | |
Тема 5 | Гидростатика. Аэростатика. (6 часов) | |
62.1 | Жидкости и газы. Текучесть. Давление. Закон Паскаля. | Наблюдать явления передачи давления жидкостями. Рассчитывать давление внутри жидкости. Вычислять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело. Измерять плотность вещества методом гидростатического взвешивания. Вычис-лять грузоподъемность воздушных шаров и судов. Рассчитывать давление твердых тел на дно водоема, сосуда, наполненного жидкостью. |
63.2 | Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. | |
64.3 | Закон Архимеда. | |
65.4 | Плавание тел. Воздухоплавание. | |
66.5 | Самостоятельная работа №7 по теме "Гидростатика" | |
67.6 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Гидростатика. Аэростатика», коррекция знаний. |
Резерв 3 часа
Итого 70 часов
Список литературы:
- О.Ф. Кабардин. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Архимед» 7-9 классы. Москва, «Просвещение», 2013
- Физика. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Шаронова Н. Н., Иванова Н. Н., Кабардин О. Ф. и др., М.: «Просвещение», 2011
- https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/09/30/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-po-fizike-8-klass
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для специальности "Прикладная информатика"
Прикладная информатика...
Программа «Прикладная физика» 7класс
Программа «Прикладная физика» предназначена для учащихся 7 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьн...
Программа «Прикладная физика» 7 класс
Программа «Прикладная физика» предназначена для учащихся 7 классов и является дополнением к разделам физики. Особенность курса в том, что он предполагает углубление изучаемого школьн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 8 БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 8БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...
Программа "Прикладная физика"
Программа "Прикладная физика"...