Рабочая программа по физике 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс)

Данная рабочая программа по физике для 9 класса создана с учётом реализации ФГОС и расчитана на 3 часа в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_9klass_petrova_olga_vladimirovna.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

для  9 класса

(3 часа в неделю)

Срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

 

       

  Рабочая программа по физике в  9 классе составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования …………., принятой педсоветом…………, протокол от ………………………...

          Программа отражает содержание курса физики основной школы (7-9 классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.

Учебная программа 9 класса рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

• смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;

• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;

• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

• решать задачи на применение изученных физических законов;

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

• сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Содержание курса физики в 9 классе

(102 часа)

Законы взаимодействия и движения тел (34 часа)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета.

Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук. (15 часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания).

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (25 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.
  2. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.

Строение атома и атомного ядра (20 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Альфа-, бета-, гамма - излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
  3. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Строение и эволюция Вселенной 5 часов

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной    

             Обобщение и повторение  3 часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник -

М.: Дрофа, 2009, 2011.

  1. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2001.

  1. Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа,

2004.

  1. Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина. / сост. В.А. Шевцов – Волгоград: Учитель, 2004.

  1. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7-9 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2011.

  1. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство

«Экзамен», 2014.

  1. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  1. Физика. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт.-сост.: М.В. Бойденко, О.Н. Мирошкина. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.

     

      9. Перышкин А. В. Сборник задач по физике.7-9. – М.: Экзамен, 2008.

    10. Волков В.А. Поурочные разработки по физике, 9 класс. – М. ВАКО, 2007.

Оборудование и приборы

  1. Компьютер в выходом в интернет, мультимедиапроектор, экран, комплект электронных пособий по курсу физики 9 класс.
  2. Графопроектор.
  3. Комплект электроснабжения кабинета физики.
  4. Телевизор, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон.
  5. Набор учебно-познавательной литературы.
  6. Комплекты компьютерных экспериментов «Живая физика»
  7. Компьютерный измерительный блок с набором датчиков, осциллографическая приставка.
  1. Комплект лабораторного оборудования «ГИА-лаборатория»: механические явления; тепловые явления; электромагнитные явления; оптические и квантовые явления.
  2. Лаборатория L-микро (демонстрационный эксперимент по физике): механика; геометрическая оптика; электричество (1, 2, 3), набор электроизмерительных приборов постоянного и переменного тока; тепловые явления; газовые законы и свойства насыщенных паров; оптика; волновые явления на поверхности жидкости; комплект по механике поступательного прямолинейного движения (согласованный с компьютерным измерительным блоком).
  3. Лаборатория L-микро (физика в ученическом эксперименте): механика, оптика, электричество, молекулярная физика и термодинамика.
  4. Комплект для изучения свойств электромагнитных волн.
  5. Комплект приборов для изучения для изучения принципов радиоприема и радиопередачи.
  6. Набор по электростатике.
  7. Таблицы по физике.

Интернет-ресурсы

  1. Открытый класс. Сетевое образовательное сообщество. http://www.openclass.ru/node/109715

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://www.fcior.edu.ru/

  1. Интернет урок.

http://interneturok.ru/ru/school/physics/

      5. Газета «1 сентября» материалы по физике. http://archive.1september.ru/fiz

      6. Анимации физических объектов. http://physics.nad.ru/

       7. Физика 7-9 +.http://www.kursk.ru/win/client/gimn http://www.kursk.ru/

       8. Живая физика: обучающая программа. http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html 

       9. Уроки физики с использованием Интернета. http://www.phizinter.chat.ru/ 

  1. Физика.ru. http://www.fizika.ru/ 
  2. Физика: коллекция опытов. http://experiment.edu.ru/ 
  3. Физика: электронная коллекция опытов.

 http://www.school.edu.ru/projects/physicexp

            13. Федеральные тесты по механике. ://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics

            14. Ускорение тел. Равноускоренное движение тел. http://www.school363.1t.ru/dist http://www.school363.1t.ru/

Тематическое планирование.

Раздел (тема)

Количество часов в рабочей программе

Законы взаимодействия и движения тел

34

Механические колебания и волны. Звук

15

Электромагнитное поле

25

Строение атома и атомного ядра

20

Строение и эволюция Вселенной

5

Обобщающее повторение

3

Итого

102

Контроль уровня обучения. Физика 9 класс.

Наименование

разделов и тем

Вид контроля

Источник

1.

Контрольная работа №1 «Основы кинематики»

1.Разноуровневая контрольная работа

Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство

«Экзамен», 2014.

2

Контрольная работа №2 «Основы динамики»

1.Разноуровневая контрольная работа

Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство

«Экзамен», 2014.

3

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны»

1.Разноуровневая контрольная работа

Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство

«Экзамен», 2014.

4

Контрольная работа № 4

«Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

1.Разноуровневая контрольная работа

Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство

«Экзамен», 2014.

5

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра».

1.Разноуровневая контрольная работа

Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство

«Экзамен», 2014.

Результаты обучения


      Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
      
Знать/понимать включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
      Уметь включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Учебно-тематическое планирование по физике 9 класс  2017-2018 учебный год

(102 часа – 3 часа в неделю)

Дата проведения

урока

Кол-во

часов

Тема    урока

Умения и навыки, требования к уровню подготовки

учащихся

Особые формы организации урока

Межпредметные связи

Законы движения и взаимодействия (39 часов)

1

1

Материальная точка. Система отсчёта.

Знать понятия: механическое движение, материальная точка, тело отсчёта, система отсчёта.

Уметь приводить примеры механического движения.

Тест или задания на соответствие

2

1

Перемещение.

Знать понятия: траектория, путь, перемещение.

Уметь объяснять их физический смысл,

определять координаты движущегося тела.

Тест или физический диктант.

Математика. Система координат. Вектор. Действия с векторами.

3

1

Определение координаты движущегося тела.

Знать понятия: траектория, путь, перемещение.

Уметь объяснять их физический смысл,

определять координаты движущегося тела.

Лекция, составление опорного конспекта

Математика. Система координат. Вектор. Действия с векторами.

4

1

Скорость прямолинейного равномерного движения.

Знать физический смысл понятия скорость; законы прямолинейного равномерного движения.

Уметь описать и объяснить движение. 

Индивидуальная работа.

5

1

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

-наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение;

- строить график скорости;

- записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени

Комбинированный урок

6

1

Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном движении.

Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равномерном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости и координаты от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам.

Чтение графиков, определение физических величин.

Математика. Система координат. Вектор. Действия с векторами.

7

1

Средняя скорость

Уметь решать задачи на расчет средней скорости и модуля средней скорости перемещения

Самостоятельная работа

8

1

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости,

уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам.

Лекция, составление опорного конспекта.

9

1

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости,

уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам.

Лекция, составление опорного конспекта.

Математика. Линейная функция и ее график

10

1

Перемещение при прямолинейном  равноускоренном движении.

Знать законы прямолинейного равноускоренного движения. Уметь определять путь, перемещение и среднюю скорость при прямолинейном равноускоренном движении, читать графики пути и скорости, составлять уравнения прямолинейного равноускоренного движения.

Тест или задание на соответствие

Математика. Линейная функция и ее график

11

1

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.

Самостоятельная работа, решение задач разной степени сложности.

Математика. Линейная функция и ее график

12

1

Лабораторная работа №1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Уметь определять ускорение равноускоренного движения, записывать результат измерений в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты; собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунка, правильные прямые, измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод.

Математика. Квадратичная функция и ее график.  Площадь трапеции.

13

1

Решение задач

Уметь решать аналитически и графически задачи на определение места и времени встречи двух тел, на определение координаты движущегося тела, на определение связей между кинематическими величинами.

Индивидуальная работа.

Математика. Линейная функция и ее график

14

1

Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Уметь, используя график зависимости скорости от времени, определять путь, пройденный телом.

Исследовательская работа.

Математика. Квадратичная функция и ее график.  Площадь трапеции.

15

1

Решение задач

Уметь решать графические задачи на прямолинейное равноускоренное движение.

Самостоятельная работа

16

1

Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа.

17

1

Относительность механического движения.

Уметь использовать разные методы измерения скорости тел.

Понимать закон сложения скоростей.

Уметь использовать закон сложения скоростей при решении задач.

Тест с взаимопроверкой

18

1

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

Знать формулировку закона инерции, первого закона Ньютона, понятие «Инерциальные системы отсчёта»; вклад зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй, в системе отсчёта, связанной с Солнцем; оценивать значение перемещения и скорости тела, описывать траекторию движения одного и того же тела относительно разных систем отсчёта, объяснять применение явления инерции.

Физический диктант

19

1

Второй закон Ньютона.

Знать смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, делать выводы на основе экспериментальных данных.

Знать формулировку Второго закона Ньютона.

Уметь вычислять равнодействующую силы, используя второй закон Ньютона при решении задач, объяснять движение тела под действием силы тяжести.

Физический диктант

20

1

Третий закон Ньютона.

Знать формулировку третьего закона Ньютона.

Физический диктант или тест.

21

1

Свободное падение.

Знать формулу для расчёта параметров при свободном падении. 

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном движении.

Уметь объяснить физический смысл свободного падения.

Лекция, составление опорного конспекта.

Падение кошки

22

1

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Знать формулу для расчёта параметров при свободном падении. 

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном движении.

Уметь объяснить физический смысл свободного падения.

Лекция, составление опорного конспекта.

23

1

Лабораторная работа №2 «Исследование  свободного падения тел».

Уметь определять ускорение свободного падения тела.

Исследовать  ускорение свободного падения. 

Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунка, правильные прямые измерения. Ответ с единицами измерения в системе СИ, вывод.

24

1

Закон Всемирного тяготения.

Знать историю открытия закона Всемирного тяготения.

Знать смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения».

Уметь рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над землёй в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

Самостоятельная работа, тест

25

1

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Знать смысл величин: «ускорение свободного падения».

Уметь рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над землёй в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

Групповая фронтальная работа

26

1

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Уметь решать прямую и обратную задачи кинематики при движении тел по окружности. Уметь записывать уравнения траектории движения тела, определять скорость в любой момент времени.

Лекция, составление опорного конспекта.

Математика. Окружность и ее основные элементы.

27

1

Решение задач

Понимать и уметь объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении точки по окружности. Решать расчетные и качественные задачи на равномерное движение точки по окружности.

28

1

Искусственные спутники Земли.

Знать ИЗС, условия их запуска на круговую и эллиптическую орбиты.

Уметь использовать формулу первой космической скорости.

Понимать её назначение и роль при планировании запуска ИЗС.

Уметь пояснять требования к высоте ИСЗ над землёй, приводить примеры конкретных запусков, иметь представление о второй и третьей космических скоростях и соответствующих орбитах, проводить расчёты по формулам.

Групповая фронтальная работа

29

1

Импульс тела.

Знать смысл понятий: взаимодействие, закон, импульс; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс;

Уметь описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел; Вклад зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Лекция. Составление опорного конспекта.

История. Запуск первого искусственного спутника.

30

1

Закон сохранения импульса.

Знать смысл физического закона сохранения импульса.Уметь приводить примеры практического использования физических знаний: закона сохранения импульса.

  Уметь применять полученные знания для решения физических задач по теме «Импульс».

Самостоятельная работа или задания на соответствие.

31

1

Реактивное движение. Ракеты.

Знать сущность реактивного движения, назначение, конструкцию и принцип действия ракет, иметь представление о многоступенчатых ракетах, владеть исторической информацией о развитии космического кораблестроения и вехах космонавтики. Уметь пользоваться законом сохранения импульса при решении задач на реактивное движение.

Тест или беседа по вопросам урока, сообщения учащихся, презентации.

Астрономия. Освоение космоса.

Биология. Реактивное движение в природе.

История. Первый полет человека в космос.    

32

1

Решение задач.

Знать основные формулы  Закона Ньютона, закон сохранения импульса.

Уметь приводить и объяснять примеры, применять формулы при практических расчётах;

Объяснять реактивное движение.

Индивидуальная работа.

33

1

Вывод закона сохранения механической энергии

Использовать знания о превращении механической энергии в повседневной жизни;

Понимать смысл закона сохранения механической энергии;

Уметь решать задачи на применения закона сохранения механической энергии

Опорный конспект. Самостоятельная работа.

34

1

Контрольная работа №2 «Законы сохранения в механике»

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа.

Механические колебания и волны  (15 часов)

35

1

Колебательные движения.

Уметь определять колебательные движения по его признакам, приводить примеры колебаний в быту и технике

36

1

Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Знать определения колебательной системы, колебательного движения, его причины, гармонического колебания, параметры колебательного движения, единицы измерения.

Уметь определять амплитуду, период и частоту колебания, описывать динамику свободных колебаний.

Лекция. Опорный конспект.

37

1

Величины, характеризующие колебательное движение.

Знать понятие математического маятника, пружинного маятника, процесс превращения энергии при колебаниях.

Уметь объяснять превращения энергии при колебаниях, определять амплитуду, период и частоту колебаний нитяного маятника и пружинного маятника.

Тест или задания на соответствие, решение задач разной степени сложности.

38

1

Гармонические колебания.

Знать смысл физических понятий: колебательные движения, гармонические колебания.

Уметь приводить примеры гармонических колебаний в быту.

Самостоятельная работа

39

1

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений.

Выполнять необходимые измерения и расчёты. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунка, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод.

44

1

Решение задач на колебательное движение.

Знать метод определения ускорения свободного падения при помощи математического маятника, его преимущество и практическое использование.

Уметь описывать и объяснять процесс возникновения свободных колебаний тела на нити.

Уметь определять параметры колебаний математического маятника, строить и читать графики.

Тест, физический диктант.

40

1

 Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Уметь объяснять причину затухания свободных колебаний; называть условия существования незатухающих колебаний.

Лекция. Опорный конспект.

41

1

Резонанс.

Понимать физическую сущность явления резонанса; объяснять в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса.

Комбинированный урок.

42

1

Распространение колебаний в среде. Волны.

Знать определение волны виды механических волн, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны.

Физический диктант, задания на соответствие или тест.

43

1

Длина волны. Скорость распространения волн.

Знать определение волны виды механических волн, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны.

Лекция. Составление опорного конспекта.

44

1

Источники звука. Звуковые колебания.

Знать смысл понятий: колебательные движения, колебательная система.

Уметь описывать возникновения звуковых волн при колебаниях камертона; на примере мегафона объяснять, как увеличить громкость звука.

Лекция. Составление опорного конспекта.

Музыка. Музыкальные звуки. Музыкальные инструменты и их настройка.

45

1

Высота, тембр и громкость звука.

Знать смысл понятий громкость и высота звука.

Уметь описывать возникновения звуковых волн при колебаниях камертона; на примере мегафона объяснять, как увеличить громкость звука.

Лекция. Составление опорного конспекта.

Биология. Органы слуха человека и животных. Шум.

46

1

Распространение звука. Звуковые волны.

Знать причины распространения звуковых волн в среде, их отражения, возникновение эха. Ультразвук и его применение.

Уметь объяснять различие скоростей распространения в различных  средах, приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах.

Лекция. Составление опорного конспекта

Музыка. Музыкальные звуки. Музыкальные инструменты и их настройка.

47

1

Отражение звука. Эхо. Решение задач.

Звуковой резонанс.

Знать причины распространения звуковых волн в среде, их отражения, возникновение эха. Ультразвук и его применение.

Уметь объяснять различие скоростей распространения в различных  средах, приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах.

Лекция. Составление опорного конспекта.

Самостоятельная работа.

Биология. Органы слуха человека и животных. Шум.

48

1

Решение задач по теме «Механические колебания и волны».

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Решение задач различной степени сложности.

49

1

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа.

Электромагнитные явления (22 часов)

50

1

Магнитное поле и его графическое изображение.

Знать понятие:   магнитное поле. Опыт Эрстеда. Взаимодействие магнитов.

Понимать структуру магнитного поля.

Урок изучения нового материала

51

1

Однородное и неоднородное магнитные поля.

Уметьизображать графически линии однородного и неоднородного линий магнитных полей

52

1

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах.

Формулировать правило буравчика для прямого проводника с током, правило правой руки для соленоида.

Решение качественных задач

53

1

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Знать силу Ампера, объяснять физический смысл.

Комбинированный

54

1

Индукция магнитного поля.

Знать силовую характеристику магнитного поля – индукцию.

Закрепление знаний

55

1

Магнитный поток

Знать понятие «магнитный поток», написать формулу и объяснить.

Беседа по вопросам

56

1

Явление электромагнитной индукции.

Знать понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, правило Ленца, написать формулу и объяснить.

Тест

57

1

Лабораторная работа №4 «Изучение явления  электромагнитной индукции»

Знать  понятие «электромагнитная индукция»,  технику безопасности при работе с электроприборами.

Оформление работы, вывод.

58

1

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его;

Уметь применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока в витке и катушке.

Комбинированный урок.

59

1

Явление самоиндукции.

Уметь объяснять явление самоиндукции, понимать физический смысл индуктивности.

Лекция. Составление конспекта.

60

1

Получение переменного электрического тока. Трансформатор.

Знать способы получения электрического тока, принцип действия трансформатора. Уметь объяснить.

Комбинированный урок.

61

1

Электромагнитное поле.

Знать понятие  «электромагнитное поле» и условия его существования.

Тест.

62

1

Электромагнитные волны.

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн.

Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры.

Беседа по вопросам, решение качественных задач.

63

1

Конденсатор

Понимать что электроемкость не зависит от заряда проводников и напряжения между ними

Знать формулу электроемкости, приводить примеры различных видов конденсаторов, их применение в электротехнике.

Беседа по вопросам, тест.

64

1

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Наблюдатьсвободные электромагнитные колебания в колебательном контуре;

Уметь делать выводы, решать расчетные задачи на формулу Томсона.

Самостоятельная работа

65

1

Принципы радиосвязи и телевидения.

Уметь рассказыватьо принципах радиосвязи и телевидения;

Применять полученные знания в поаседневной жизни

Комбинированный урок

66

1

Электромагнитная природа света.

Знать историческое развитие взглядов на природу света.

Беседа по вопросам, тест.

67

1

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

Уметь объяснять физический смысл показателя преломления

68

1

Дисперсия света Цвета тел.

Уметь объяснять суть и давать определение дисперсии света; наблюдать разложение белого света при прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы.

Лекция. Составление опорного конспекта.

Самостоятельная работа.

69

1

Спектроскоп и спектрограф.

Уметь рассказывать об устройстве и принципе действия спектрографа и его применении.

Доклады.

70

1

Типы оптических спектров.

Знать условия образования сплошных и линейчатых спектров.

Комбинированный урок

71

1

Лабораторная работа № 5 по теме: «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; анализировать результаты эксперимента и делать выводы;

Уметь зарисовывать различные типы спектров испускания.

Оформление работы, вывод.

72

1

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Уметь объяснять излучение и поглощение  света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора

Беседа по вопросам, доклады

73

1

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Уметь решать задачи по теме «Электромагнитные колебания и волны».

Индивидуальная работа

74

1

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле.»

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер  (20 часов)

75

1

Радиоактивность.

Знать природу альфа-, бета-, гамма-лучей.

Лекция, беседа по вопросам.

76

1

Модели атомов.

Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях.

Самостоятельная работа или тест.

77

1

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности.

Физический диктант.

Химия. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химические элементы и их обозначения.

78

1

Экспериментальные методы исследования частиц.

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений.

Тест или задания на соответствия.

79

1

Лабораторная работа № 6 по теме  «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

Приобретение навыка работы с дозиметром

Оформление работы, вывод.

ОБЖ Проникающая радиация. Радиоактивное загрязнение и средства защиты от него. Доза облучения.

Биология. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине.

80

1

Открытие протона и нейтрона

Знать историю открытия протона и нейтрона.

Беседа по вопросам.

Химия. Строение атома

81

1

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

Знать строение ядра атома, модели.

Физический диктант или тест.

Химия. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химические элементы и их обозначения.

82

1

Энергия связи. Дефект масс.

Уметь объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс.

Комбинированный урок.

83

1

Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер.

Уметь решать задачи  на дефект масс и энергию связи атомных ядер.

Самостоятельная работа.

Решение задач различной степени сложности

Химия. Строение атома

84

1

Деление ядер

урана. Цепные ядерные реакции.

Понимать механизм деления ядер урана.

Индивидуальная работа.

85

1

Лабораторная работа № 7. «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков».

Приобретение навыков при работе с оборудованием.

Оформление работы, вывод.

ОБЖ Проникающая радиация. Радиоактивное загрязнение и средства защиты от него. Доза облучения.

Биология. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине.

86

1

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Знать устройство ядерного реактора.

Комбинированный урок

87

1

 Атомная энергетика.

Знать условия протекания, применение термоядерной реакции.

Знать преимущества и недостатки атомных электростанций.

Тест, беседа.

88

1

Биологическое действие радиации.

Знать правила защиты от радиоактивных излучений.

Беседа.

89

1

Закон радиоактивного распада

Уметь давать определение физической величины период полураспада;

Понимать физический смысл закона радиоактивного распада; записывать формулу закона радиоактивного распада.

Комбинированный урок

90

1

Термоядерная реакция.

Знать условия протекания термоядерной реакции; приводить примеры термоядерной реакции.

Самостоятельная работа.

91

1

Элементарные частицы. Античастицы.

Понимать смысл слов «элементарный», «антивещество»; называть частицы :позитрон, антинейтрон, антипротон; знать  процесс аннигиляции.

Комбинированный урок

92

1

Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер, на закон радиоактивного распада.

Уметь решать задачи на дефект масс и энергию связи атомных ядер, на закон радиоактивного распада

Индивидуальная работа

93

1

Контрольная работа № 5  «Строение атома и атомного ядра».

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа.

94

1

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа       радона.»

Уметь строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; оценивать период полураспада продуктов распада радона; представлять результаты измерений в виде таблиц.

Оформление работы, вывод.

Строение и эволюция Вселенной. (5 часов)

95

1

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

Уметь называть группы объектов, входящих в Солнечную систему; приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток.

Комбинированный урок

96

1

Большие планеты Солнечной системы.

Анализировать слайды, фотографии планет; сравнивать планеты земной группы

Доклады.

97

1

Малые тела Солнечной системы.

Уметь описывать фотографии малых тел Солнечной системы.

Беседа.

98

1

Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.

Уметь объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; называть причины пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны.

Лекция.

99

1

Строение и эволюция Вселенной

Уметь описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; записывать закон Хаббла.

Лекция, беседа по вопросам.

100

1

Повторение «Законы движения и взаимодействия»

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Самостоятельная работа или тест.

101

1

Повторение «Механические колебания и волны»

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Комбинированный урок

102

1

Повторение «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Комбинированный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...