ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
статья по физике (8, 9, 10, 11 класс)

Тихомирова Татьяна Борисовна

Некоторые рекомендации, многократно опробованные мною на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ  И ПАМЯТИ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Современная жизнь требует от членов общества проявления высокого уровня креативности: наиболее востребованы, а, следовательно, успешны профессионалы, способные генерировать идеи, видеть разные ракурсы проблемы, обладающие навыками поискового поведения. Большую роль в этом играет хорошая память и умение сконцентрировать внимание.

При изучении физики учащиеся могут получать навыки творческого самовыражения выполняя творческие заданий, постановка которых носит системный характер.

Исследования ученых показывают, что творческие искания протекают в форме образов (Т. Рибо), это умение мыслить образно можно развивать в процессе обучения физике. При использовании методов эмпатии, свободных ассоциаций, ролевых игр, воображение и фантазия учащихся обогащается и совершенствуется.

Решение задач

При решении задач, особенно на начальном этапе изучения темы, полезно обращаться к учащимся, предлагая им составлять и записывать условие вместе с учителем.

Например, в кинематике, спросить с какой скоростью идет конкретный ученик, записать ее в «дано», и далее решать задачу именно про этого ученика. У другого ученика спросить о примерном расстоянии от его дома до школы и т.д. Такой прием привлекает учащихся, каждый хочет, чтобы задача была лично про него.

Можно обратиться к учащимся, с просьбой рассказать, что они видели по дороге в школу, что двигалось равномерно и прямолинейно, или по окружности, или равноускоренно, видели ли они проявление 3 закона Ньютона, закона сохранения импульса и т.д. в зависимости от изучаемой темы. При регулярной постановке такого вопроса, учащиеся будут внимательны даже к окружающим их мелочам.

 Попросите привести максимальное количество примеров применения закона Паскаля в различных производствах.

 В задачах на вычисление количества теплоты можно предложить учащимся самим выбрать нагреваемое вещество, его массу, вид топлива, массу топлива и т.д.

В динамике можно большую часть задач решать про конкретных учащихся (осторожнее с девочками, старайтесь не спрашивать их массу или умышленно приуменьшайте или преувеличивайте, старайтесь им немножко польстить,  - это с лихвой окупится интересом к предмету).

 При чтении условия любой задачи, желательно ее перефразировать так, чтобы она начиналась словами ПРЕДСТАВЬТЕ…

Привлечет внимание и решение во время занятий экспериментальных задач по определению плотности мыла, яблока, картофеля, лука и т.д. - овощи или фрукты можно предложить принести учащимся и каждый у доски будет решать свою задачу. Можно забежать вперед и посмотреть, как ведет себя мандарин, опущенный в воду, и что произойдет, если его очистить, и обсудить  - почему это произошло.

Изучая виды деформации твердых тел можно предложить учащимся назвать, что происходит с их руками, ногами, позвоночником при конкретных физических нагрузках.

При изучении строения вещества, с моей точки зрения целесообразно проведение дискуссии – откуда взялись и  в чем раньше были атомы, из которых состоят их прекрасные тела.

Неподдельный интерес у учащихся  вызывает предложение представить и рассказать, что бы произошло, если бы исчезла сила трения.

При изучении агрегатного состояния вещества предложите нескольким учащимся изобразить атомы газа, жидкости, твердого тела.

Передвигайте какой-нибудь предмет на столе, например подставку для ручек. Спросите, где она стояла на прошлом уроке. И не только ее. Со временем учащиеся начинают наблюдать за всеми предметами в классе – так тренируется внимание. Особенно повезло, если кабинет хорошо оборудован.

Запоминание формул

Для запоминания физических формул можно использовать методы мнемотехники.

Всем известно, что масса выделившегося при электролизе вещества равна КИТу              (m = k I t). Этот принцип можно продолжить и на ряд других формул.

Например, проводник с током двигался в магнитном поле, потому что голкипер Ампер БИЛ по нему (F = B i l sin a) и т. д. учащиеся отлично  все это представляют и порой предлагают свои варианты, как было формулой ЭДС в движущихся проводниках, названной мною формулой «самолета» (E = Blv sin a).  Мальчик сказал, что сразу запомнил формулу, т.к. его в самолете укачивает (БЛВ).

Уравнение состояния идеального газа Клапейрона, имеющее у меня кодовое название Плохо Вам/Тут ( pv/T = const), одной из учащихся было дополнено: « и при том постоянно».

Физические явления

Для  лучшего понимания физических процессов и явлений полезно предложить учащимся представить себя броуновской частицей, электроном внутри проводника…

Предложите учащимся вообразить, что корпускулы света - это спортсмены, преодолевающие дистанцию (стеклянную призму) и в силу различной физической подготовки (разной скорости в веществе) финиширующих в разное время (дисперсия света) и т.п. Если получится, а как правило, это происходит, то через некоторое время ученики сами предложат возможно еще более сложные ассоциации.

Уроки физики – безграничны для развития способностей, в том числе памяти и внимания.

Литература

  1. http://www.physfac.bspu.secna.ru/
  2. http://rutube.ru/video/3ef2ec20941d106be5a98059baf2c72f/?bmstart=12
  3. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. М.:Альпина Паблишер. 2013
  4. Никитина Т. Как развить суперпамять, или запоминаем быстро и легко. М.:Аст-пресс книга. 2006
  5. Сёмке А.И. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, - М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти на уроке математике

В психологии выделяются 3 основных вида памяти: зрительная (визуалы), слуховая (аудиалы), тактильная (кинестетики).В данном 5 в классе было проведено тестирование школьным  психологом в рез...

Статья "Развитие памяти на уроках математики"

Использование опорных схеми конспектов ....

Развитие памяти на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье приведены примеры упражнений, используемых на уроках английского языка с целью развирия памяти учащихся....

Развитие памяти на уроках математики.

Статья о том, как можно развивать память у учащихся с использованием разных приемов....

Развитие памяти на уроках математики у обучающихся с интеллектуальным нарушением

Выступление на МО учителей математики начальных классов 16.01.24г...