Конспект урока Закон сохранения энергии. 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Что такое работа? (или – Когда тело совершает работу?)
Если приложить силу и тело переместить.
Для характеристики чего введено понятие мощность?
Для характеристики быстроты выполнения работы.
Тест:
- Какой энергией обладает растянутая или сжатая пружина?
- Камень, падающий на землю, непосредственно перед ударом о землю обладает ………энергией.
- Пружина заведенных часов обладает …….. энергией.
- Какой энергией относительно земли обладает летящий самолет?
- От чего зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей ?
Вопросы:
- Какие виды энергий существуют?
- Какую энергию называют потенциальной?
- По какой формуле можно вычислить потенциальную энергию?
- От каких величин зависит потенциальная энергия тела?
- В каком случае потенциальная энергия тела равна нулю?
- Какую энергию называют кинетической?
- По какой формуле можно вычислить кинетическую энергию?
- От каких величин зависит кинетическая энергия тела?
- Каковы единицы измерения энергии?
- В каком случае кинетическую энергию тела считают равной нулю?
Потенциальная и кинетическая энергии, взятые в отдельности, не присущи только какому-то одному телу. Любое тело, если не учитывать некоторых случаев, обладает и потенциальной, и кинетической энергией. Например, самолет, летящий со скоростью v на высоте h относительно Земли, обладает как потенциальной, так и кинетической энергией.
Механической энергией тела называют сумму его потенциальной и кинетической энергий.
Механическая энергия тела зависит как от его скорости, так и от его положения в пространстве.
И в природе, и в технике происходит постоянное превращение одного вида механической энергии в другой. Например, в качающемся маятнике один вид энергии постоянно переходит в другой. Потенциальная энергия натянутой тетивы лука переходит в кинетическую энергию летящей стрелы. При столкновении упругих тел друг с другом один вид механической энергии превращается в другой. Стальной шар, упав на стальную плиту, отскакивает вверх. Это также объясняется превращением энергии из одного вида в другой.
Теперь рассмотрим систему, состоящую из двух тел, например, из стального шарика и стальной плиты. В этой системе пусть действуют только силы тяжести и силы упругости. Действие, как внешних сил, так и сопротивления воздуха или силы трения, не учитывается. Система, которая отвечает такому требованию, называется замкнутой системой. Рассмотрим изменение механической энергии в такой замкнутой системе, состоящей из стального шарика и плиты
Когда шарик неподвижно находится на высоте h, кинетическая энергия равна нулю, а его механическая энергия состоит только из потенциальной энергии. По мере падения шарика его потенциальная энергия уменьшается, а кинетическая энергия, наоборот, растет. Это происходит потому, что по мере снижения шарика его высота убывает, следовательно, уменьшается и потенциальная энергия. Вместе с тем скорость движения шарика увеличивается, следовательно, растет и его кинетическая энергия.
В момент касания шариком поверхности плиты (h=0) его потенциальная энергия становится равной нулю, а скорость его (следовательно, и его кинетическая энергия) достигает максимального значения. Таким образом, потенциальная энергия шарика полностью превращается в его кинетическую энергию. В этот момент механическая энергия шарика состоит только из кинетической энергии.
Далее, когда шарик, летящий с большой скоростью, ударяется о стальную плиту, его скорость внезапно становится равной нулю. При этом его кинетическая энергия снова превращается в нуль. Превращение его кинетической энергии в нуль не означает, что она бесследно исчезла.
При ударе шарика о плиту деформируются как шарик, так и плита, т.е. происходит их сжатие. Таким образом, кинетическая энергия шарика полностью превращается в потенциальную энергию сжатых тел - шарика и плиты.
За счет потенциальной энергии сжатых тел совершается работа, и шарик отскакивает вверх со скоростью, равной скорости, которой он обладал в момент удара о плиту. Так потенциальная энергия деформированных тел полностью превращается в кинетическую энергию. При подъеме вверх его кинетическая энергия уменьшается, а потенциальная энергия увеличивается. Таким образом, в замкнутой системе происходит поочередное и непрерывное превращение одного вида энергии в другой. Однако сумма потенциальной и кинетической энергии, т. е. механическая энергия замкнутой системы, при этом остается без изменения:
Eк +Еп = постоянна (const).
закон сохранения механической энергии : механическая энергия замкнутой системы, где между телами действуют только силы тяжести или упругости, сохраняется постоянной.
- При наличии сил трения механическая энергия не сохраняется.
Яблоко свободно падает с дерева. Найдите его кинетическую и потенциальную энергию тела в точках 1, 2 и 3.
- Ek = 0; Ep=mgh1 (максимальная)
- Ek ; Ep=mgh2 (уменьшается)
- Ek ; Ep=0
вывод: Энергия не исчезает и не возникает из ничего, она переходит из одного вида в другой и передаётся от одного тела к другому.
Птичка массой 120 гр. при полете достигает скорости 72 км/ч. Определите энергию движения этой птички.
- Белый медведь массой 750 кг перепрыгивает препятствие высотой 1,2 м. Какую энергию он затрачивает при таком прыжке? (Еп = 9000 Дж)
- Акула массой 250 кг плывет со скоростью 18 км/ч. Определите ее кинетическую энергию. (3125 дж)
Задача. Пуля массой 10 грамм, летящая со скоростью 800 м/с, попадает в дерево и застревает на глубине 10 см. Найти силу сопротивления дерева, считая ее постоянной величиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект современного урока Тема урока: «Закон сохранения энергии»
Данный урок позволяет создать условия для усвоения закона сохранения энергии, включение их в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных навыков работы с информацией, формирование навы...
Конспект урока «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах»
Как сказал философ (Хевеши) «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Надеюсь, что к концу урока будет нам и счастье и г...
Технологическая карта к уроку "Закон сохранения энергии"
Технологическая карта к уроку "Закон сохранения энергии" для 9 класса...
Конспект урока «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»
Урок формирования знаний, умений, навыков с использованием технологии проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникативные технологий....
Урок- практикум по решению задач (10 класс) Тема : Энергия. Закон сохранения энергии.
Урок- практикум по решению задач 10 класс "Энергия.Закон сохранения энергиии"...
План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»
В рамках дистанционного обучения возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....
Конспект урока "Закон сохранения механической энергии"
Методическая разработка открытого урока, 2014 год....