Применение законов Ньютона
план-конспект урока по физике (9, 10 класс)

Фадеева Зоя Юрьевна

Урок-закрепление.  В процессе урока закрепляются знания по теме "Законы Ньютона" и как применение закона решаются задачи с использованием алгоритма. Имеется презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_zakonov_nyutona.rar339.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фадеева З.Ю., МБОУ СОШ №7

Применение законов Ньютона

Цель урока: Систематизация знаний о законах Ньютона,  применение законов Ньютона к решению задач (движение связанных тел)

Задачи урока:

  1. Познавательные: Объединить изученные законы в систему представлений о причине механического движения.
  2. Развивающие: Углубить знания, полученные на базовом уровне, освоить методику решения задач для системы тел, связанных невесомой нерастяжимой нитью.
  3. Воспитательные: Подчеркнуть познавательное и мировоззренческое, практическое и воспитательное значение законов Ньютона.

Тип урока: Комбинированный урок, УКП.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Повторение и обобщение пройденного материала –10 мин.
  3. Решение задач на системы тел, связанных невесомой и нерастяжимой нитью – 33 мин.

объяснение 18 мин

 самостоятельное решение задач 15 минут

  1. Подведение итогов урока – 1 мин.

ОБОБЩЕНИЕ

  1. Какие виды движения вы знаете?
  2. Что вы понимаете под равномерным движением? Приведите пример
  3. Что вы понимаете под равноускоренным движением? Приведите пример
  4. Законы какого ученого объясняют причины движения тел?
  5. По какой причине шарик остается в покое? Каким законом это объясняется? Опыт: шарик на нити
  6. Почему упал брусок? Какой закон это объясняет? Опыт: брусок на тележке (при начале движения тележки)
  7. Сформулируйте первый закон Ньютона
  8. Почему брусок скатывается вниз? Опыт: брусок на наклонной плоскости

Какой вид   движения? Какие силы  действуют на тело? Какому закону подчиняется движение?

  1. Сформулируйте 2  закон Ньютона
  2. Ударьте кулаком по столу.  Почему чувствуете боль?  Какой закон это  объясняет?
  3. Сформулируйте 3  закон Ньютона
  4. Отгадайте ребусы СЛАЙД 1

ЗАДАЧА  НЬЮТОН Чем будем сегодня заниматься на уроке?

Мы будем решать задачи по законам Ньютона,   применять законы ньютона к решению  задач.

Записываем тему урока СЛАЙД 2

Применение законов Ньютона

Чтобы было проще решать задачи можно пользоваться алгоритмом.

СЛАЙД  3

Тела на нити, перекинутой через блок. Движение тел

Что вы наблюдали?

 Как движутся данные тела?

какому закону подчиняется движение?

Задача сегодняшнего урока научиться  определять ускорение с которым движется система связанных  тел.

Сколько тел принимало участие в движении?

Что можно сказать об ускорении этих тел?

Почему а одинаково?а1=а2=а

Какие силы действуют на 1 тело?  2 тело? Что можно сказать о Т?

Т1=Т2=Т

Так как тела 2 надо составить   уравнения движения для двух тел

Будем решать  задачу методом сложения

Давайте  дополним задачу и найдем Т. Что для этого необходимо сделать?

Итак  в каком порядке решаем задачу?

К концам невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через невесомый неподвижный блок без трения в оси, подвешены грузы с массами m1= 1кг и m2= 2 кг. Каково ускорение, с которым движется второй груз?

Учитель: Снова анализируем задачу.

Из условия невесомости и нерастяжимости нити следует, что сила натяжения нити на всех участках одинакова: T1 = T2 = T и система тел движется как единое целое с одинаковым по модулю ускорением: .  

Рассмотрим  все силы, действующие на каждый груз отдельно: на I-ый груз действуют:  m1g и T1,

на II-ой груз действуют: m2 g и T2. Систему отсчёта свяжем с Землёй.

Учитель: Задачу решаем по алгоритму:

Дано:

m1 = 1 кг               1.  Изобразим рисунок и расставим все силы,  действующие на тело.              

m2 = 2 кг               Ускорение тела направим в сторону большого тела.                                  

 - ? (м/с2)

                                            dff     

 1. Запишем II закон Ньютона в векторной форме для  каждого тела  

                                                                                       

 2. Выберем координатные оси, ось ОУ направлена по направлению ускорения, на рисунке  

      изображаем ОУ1, ОУ2.

 3. Проецируем векторные уравнения II закона Ньютона для I и II тела на координатные оси ОУ1 и  

      ОУ2, учитывая, что T1 = T2 = T,   .  

                                 ОУ1 : T- m1g = m1  ∙      (1)       ОУ2: m2 g – T = m2      ( 11 )  

 Складываем уравнения (1) и (11 ), получаем: T – m1 g + m2 g – T = m1 + m2                                                        

    =                                           Ответ: 3,3 м/с2 

А теперь попробуйте сами решить задачу:

Диференцированные задания:

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10-11 класс

  • «3» - №305
  • «4» - №307
  • «5»- №310

Если кто-то будет затрудняться я буду к нему подходить и помогать.

Решение задач самостоятельно.

Продведение итогов урока

Итак что вы научились сегодня на уроке? Заполите таблицу.

Заполните таблицу:

Факты, которые я знаю V

Новая для меня информация +

Информация, которая противоречит моим знаниям  -

Непонятная информация

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"

Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...

программа курса по выбору "Применение законов Ньютона"

Курс разработан с целью углубления знаний учащихся 9 классов по физике....

Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»

Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...

Урок физики по теме "Применение законов Ньютона" в 9 классе

Аристотель рассуждал: камень под действием собственного веса падает с определенной скоростью. Если положить на него еще один такой же камень, то лежащий сверху будет подталкивать нижний, в результате ...

Презентация к уроку по физике 10 класс "Применение законов Ньютона"

Презентация к уроку по физике 10 класс "Применение законов Ньютона"...

Решение задач на применение законов Ньютона

Интегрирующая цель: после изучения темы ученики должны: понимать и знать:1.      Понятие силы, единицы измерения силы;2.      2-ой закон Ньютона, его ...

Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона

Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....