Программа кружка "Занимательная физика"
элективный курс по физике (9, 10 класс)
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_fizika.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Г. Улан-Удэ, 670031, БКМ, 15, т: 437326
http://school3503.ru/, school-35-bkm@mail.ru
Утверждаю Директор МАОУ «СОШ № 35» _____________Л.Г. Пахомова Приказ № 117 От «10» сентября 2018 г. | Согласовано МС школы протокол № 01 от «30» августа 2018 г. Руководитель МС ___________Е. Н. Попова | Рассмотрено МО математики и физики протокол № 01 от «28» августа 2018 г. Руководитель МО ________ Липунова О.О. |
Рабочая программа
кружка «Занимательная физика»
для 9-10 классов
на 2018-2019 учебный год
Автор: Савельева Е.М.,
учитель физики
высшей кв. категории
Улан-Удэ, 2018 г.
Содержание
1. | Информационная карта | …………………………….3 |
2. | Пояснительная записка | …………………………….3 |
3. | Цели и задачи | …………………………….4 |
4. | Ожидаемый результат | …………………………….5 |
5. | Календарно-тематическое планирование | …………………………….6 |
6. | Литература | …………………………….8 |
- Информационная карта
Учреждение: МАОУ г. Улан-Удэ «СОШ №35»
Ф.И.О. педагога: Савельева Елена Михайловна
Название программы: «Занимательная физика»
Вид программы: рабочая
Продолжительность освоения программы: 1 год
Количество часов: 1 час/нед
Форма организации процесса: индивидуальная, групповая
- Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 9-11 классов, обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю. За год 35 часов.
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач
- Применение ИКТ
- Занимательные экскурсии в область истории физики
- Применение физики в практической жизни
Форма проведения занятий кружка:
- Беседа
- Практикум
- Семинар
- Круглый стол
В современный период развития нашей страны и человечества в целом умения ставить и решать практические задачи особенно ценны. При их анализе и решении используются знания о конкретных объектах и физических явлениях, создаются и разрешаются проблемные ситуации, формируются практические интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники. Решение задач способствует формированию таких качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, внимательность.
- Цели и задачи кружка
Цели:
- Создание условий для развития личности ребенка.
- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
- Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач.
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Обеспечение дополнительной поддержки учащимся для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по физике.
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
- Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представление о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по физике.
- Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
- Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
4. Ожидаемый результат:
- Навыки решения разных типов задач.
- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет.
- Профессиональное самоопределение.
- Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ по физике.
- Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты. | 1 | 01.09 |
2 | Уравнение теплового баланса. Решение задач. | 1 | 08.09 |
3 | Уравнение теплового баланса. Решение задач. | 1 | 15.09 |
4 | Влажность воздуха. Решение задач. | 1 | 22.09 |
5 | Постоянный ток. Сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | 29.09 |
6 | Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. | 1 | 06.10 |
7 | Работа с текстовыми задачами по кинематике: «Прямолинейное равномерное движение». | 1 | 13.10 |
8 | Работа с графическими задачами по кинематике: «Прямолинейное равномерное движение». | 1 | 20.10 |
9 | Относительность движения. Решение задач. | 1 | 27.10 |
10 | Работа с текстовыми задачами по кинематике: «Равноускоренное движение». | 1 | 10.11 |
11 | Работа с графическими задачами по кинематике: «Равноускоренное движение». | 1 | 17.11 |
12 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности» | 1 | 24.11 |
13 | Решение задач по теме «Свободное падение». | 1 | 01.12 |
14 | Баллистическое движение (дальность полета, высота подъема, поражение цели). | 1 | 08.12 |
15 | Решение качественных и расчетных задач по динамике. Законы Ньютона. | 1 | 15.12 |
16 | Силы упругости. Гравитационные силы. Решение задач. | 1 | 22.12 |
17 | Движение под действием нескольких сил в горизонтальном направлении. Решение задач. | 1 | 12.01 |
18 | Движение под действием нескольких сил в вертикальном направлении. Решение задач. | 1 | 19.01 |
19 | Движение по окружности. Решение задач. | 1 | 26.01 |
20-21 | Движение связанных тел. Решение задач. | 2 | 02.02 |
22-23 | Движение связанных тел. Решение задач. | 2 | 09.02 |
24 | Движение по наклонной плоскости. Решение задач. | 1 | 16.02 |
25 | Движение по наклонной плоскости. Решение задач. | 1 | 02.03 |
26 | Работа с текстовыми задачами по теме: «Равновесие тел» | 1 | 16.03 |
27 | Расчетные задачи по теме: «Закон сохранения импульса» | 1 | 23.03 |
28 | Расчетные задачи по теме: «Закон сохранения импульса» | 1 | 06.04 |
29 | Решение задач на закон сохранения энергии. | 1 | 13.04 |
30 | Решение задач на закон сохранения энергии. | 1 | 20.04 |
31 | Механические волны. Звук. Решение задач. | 1 | 27.04 |
32 | Механические колебания. Пружинный маятник. | 1 | 04.05 |
33 | Механические колебания. Математический маятник. | 1 | 11.05 |
34 | Магнитное поле. Электромагнитная индукция. | 1 | 18.05 |
35 | Магнитный поток. Направление магнитного поля. | 1 | 25.05 |
- Литература
- Список информационных источников
- Пёрышкин А.В. физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013
- Физика. Человек. Окружающая среда : Прил. к учеб. физики для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / А. П. Рыженков, М. Просвещение 1999
- http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...