Как провести Первый урок физики
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Никифорова Марина Александровна

Возможный вариант

Цель урока: создать условия для развития интереса к изучению науки

Задачи:

Образовательная подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:
физика, предмет изучения физики, физические тела и поля; свойства тел, объект, материя

Развивающие: : подготовить учащихся, овладевших следующими видами деятельности: называть предметы окружающей действительности физическим термином – физическое тело; выделять свойства тел; описывать состояние тела.

Воспитательные: пробудить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, формировать научное мировоззрение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физика, 7 класс

Тема урока: Физика. Предмет изучения физики

Цель урока: создать условия для развития интереса к изучению науки

Задачи:

Образовательная подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:
физика, предмет изучения физики, физические тела и поля; свойства тел, объект, материя

Развивающие: : подготовить учащихся, овладевших следующими видами деятельности: называть предметы окружающей действительности физическим термином – физическое тело; выделять свойства тел; описывать состояние тела.

Воспитательные: пробудить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, формировать научное мировоззрение.

Технологии: проблемного обучения, актуализация личностного опыта, критического мышления, интерактивные

Видео фрагмент о природе. Как вы думаете, почему урок мы начали с этого фрагмента?

 (Слайд 2-6) С древних времён человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определённую систему. Этому служит, и по сей, день наука физика. Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет.

К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. А не так давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. В сказке А.С. Пушкина мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его: (Слайд 7).

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

То сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной, -

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше петушка.

А в сказке Ершова “Конек-горбунок” говорится: слайд 8

Огонек горит светлее,

Горбунок бежит скорее.

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем.

Чудный свет кругом струится,

Но не греет не дымится,

Диву дался тут Иван,

“Что, - сказал он, - за шайтан!

Шапок с пять найдется свету,

А тепла и дыма нету.

Эко чудо-огонек…”

И вот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт.

Сказки становятся былью: слайд 9 гусли-самогуды воплотились в патефон, магнитофон, радиоприемник. Слайд 10 Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Все это стало возможным не по велению волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Слайд 11 Только зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины, электростанции. Чтобы создавать радиоприемники, автомобили, космические аппараты, даже просто одежду и продукты питания, надо знать физику.

Слайд 12 Например, очень важно знать физику криминалистам.  

Тайна одной из важнейших христианских святынь - загадочной Туринской плащаницы - волнует людей уже много веков. Считается, что в этот льняной саван был завернут Иисус Христос при погребении, а изображение человека на ткани – это отпечаток его лица и тела. Плащаницу много лет изучают эксперты из разных стран мира, которым до сих пор не удалось прийти к однозначным выводам.
Недавно к расследованию тайны происхождения плащаницы подключились и ученые Института криминалистики ФСБ России. Они провели серию уникальных экспериментов, которые позволили узнать обстоятельства последних дней жизни и казни Христа.
Специалисты ФСБ намеренно ушли от религиозной трактовки плащаницы. Они решили исследовать ее как материальное свидетельство с места преступления – на профессиональном жаргоне это называется "вещдок". Работа проходила под руководством доктора технических наук Анатолия Фесенко, который долгое время руководил Институтом криминалистики.
По его словам, ученым пришлось провести комплексные исследования: на стыке химии, физики, математики и биологии. "Для начала мы выяснили возможный возраст ткани, смоделировав процесс старения, - рассказал эксперт. - И пришли к выводу, что американские ученые, "омолодившие" плащаницу более чем вдвое, ошибались. Ей действительно не менее двух тысяч лет". Вместе с тем были опровергнуты более ранние предположения о том, что Туринская плащаница старше Иисуса на тысячу лет.
Кроме доказательств возраста плащаницы, криминалистам удалось по отпечаткам на ткани исследовать характер ран, полученных Христом. Говоря профессиональным языком, исследуемый материал сохранил материальные свидетельства о жертве насилия. "На длинном льняном полотнище размером 4,3 х 1,1 м имеется слабо проступающий желтовато-коричневый отпечаток двух проекций обнаженного мужчины, спереди и сзади. Анализ всех отпечатков доказывает, что изображенного на ней человека бичевали плетьми римского образца, имевшими пять хвостов с закрепленными на концах свинцовыми пуговицами", - сообщили изучившие плащаницу эксперты.
Согласно выводам ученых, раны, полученные завернутым в эту ткань человеком, точно соответствуют описанным в Библии страданиям Христа. "На правом плече - широкая полоса, свидетельствующая о несении тяжелого предмета, возможно, креста. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны скула разбита, поэтому эта сторона отечная. Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Изображение лица асимметрично. Этот человек страдал, поэтому черты его лица после смерти неодинаково сократились", - гласит заключение криминалистов.
Грандиозная работа экспертов позволила пролить еще немного света на загадку святыни. Результаты этого исследования в очередной раз подтвердили, что на ткани плащаницы действительно запечатлены страдания Христа.

Слайд 13  В области медицины нанотехнологии могут произвести революцию. Сегодня главная задача - это доставка лекарства в наноконтейнерах. В будущем необходимо будет создать нанороботов, которые смогут путешествовать по организму, проходить через барьеры и доставлять клеткам лекарства. Новые перспективы открывают достигнутые успехи в генотерапии. Здесь лечение состоит в "починке" дефектного гена. Самую большую трудность составляют эффективная и безопасная доставка хорошего гена к цели.
Итак, мы видим, что в настоящее время появилась возможность на атомарном уровне вмешиваться в любые процессы и создать фундамент для всех областей науки и технологий.

Работа с учебником

(Слайд 15). Впервые термин «физика» ввёл в науку древнегреческий учёный Аристотель, назвав так одно из своих сочинений о природе. Слово «pfysis» по-гречески значит природа.

Слайд 16 В русский язык термин «физика» перенёс один из основоположников отечественной науки – М.В. Ломоносов.

Слайд 17 Физика – это одна из наук о природе. Перед вами фрагменты на экране, на которых запечатлены хорошо известные вам различные явления природы. Назовите эти явления. Перечислите другие науки о природе, которые вам известны.

Слайд 18 В те далёкие времена физика была единственной наукой о природе и включала в себя всё, что было известно человеку об окружающем мире, обо всех явлениях, в нём происходящих. В процессе развития знаний о природе, совершенствования средств и методов её исследования отдельные области физики стали самостоятельными науками.

Слайд 19

Чем же отличаются эти науки о природе друг от друга?

Каждая наука о природе отличается друг от друга ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ.

Слайд 20

Так, например, возникли: астрономия – наука о строении и движении небесных тел; геология – наука о строении Земли; биология – наука о живых организмах; химия – наука о составе и строении вещества и изменениях, происходящих в них; метеорология, или физика атмосферы, - наука об атмосферных явлениях и погоде. Позже появились и другие науки, связанные с физикой: геофизика, астрофизика, биофизика, физическая химия и т.д.

А физика слайд 21 изучает объекты окружающей среды, их чувственно воспринимаемые свойства, изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения.  А теперь можем записать тему нашего урока. Вернитесь в начало записей в рабочей тетради и запишите тему урока: «Физика. Предмет физики.» (Пишет на доске, а учащиеся в тетрадях).

 А теперь уточним выделенные термины в этой фразе.

Слайд 22 работа по этому слайду.

Термин «объект» перешло из латинского языка  и означает предмет (записывает на доске: «лат. objectum – предмет»).  Назовите, пожалуйста, какие - либо объекты окружающей среды.

Слайд 23

Итак слайд 24  прошу ответить на этот вопрос.

Слайд 25 Из чего состоят физические тела (объекты)? Приведите примеры веществ и тел изготовленных из этих веществ (задача 8, 9 из сб Степановой)

слайд 26 обратите внимание: вы перечислили объекты, которые человек воспринимает с помощью органов чувств. Но существуют другие объекты, которые человек не видит, не ощущает, не слышит, но они тоже существуют в окружающей среде

Слад 27 подведем итог нашим рассуждениям об объектах природы Чтобы различать объекты, о которых идет речь, назовем объекты, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств, физическими телами. Чувственно не воспринимаемые объекты назовем физическими полями. А все ЭТО назовем одним словом - материя

Слайд 28 запись в тетради

Слайд 29 Как понять выражение «чувственно воспринимаемые свойства тел»?.

Слайд 30 Попробуем выделить чувственно воспринимаемые свойства, например, этого тела (показывает стакан). Давайте одно свойство выделим вместе. Назовите свойство стакана.

Ученик: он прозрачный (стеклянный).

Учитель: верно. А теперь самостоятельно продолжайте задание 1.5.

Затем следует проверка задания

Слайд 31 Введем еще один физический термин: состояние. Этот термин мы часто употребляем, даже не зная физики. Например, мама вас спрашивает: ты в состоянии это сделать?  Как вы понимаете это выражение?

Ученик: я понимаю это так: мама спрашивает, могу ли я это сделать в данный момент, или как я себя чувствую в данный момент.

Учитель: отлично. Ты правильно подчеркнул, что речь идет о самочувствии, или твоем свойстве в данный момент времени. Физики тоже очень часто употребляют термин «состояние». Они говорят: тело находится в данном состоянии. Как понимать это выражение?

Ученик: я думаю, что имеются в виду те свойства, которыми обладает тело в данный момент времени.

Запишите в тетрадь

Учитель: отлично. Опишите состояние этого тела (показывает тот же стакан).

Ученики называют свойства стакана.

А теперь вернемся к теме урока слайд1 Что же является предметом изучения физики? Слайд 33

д/з сборник задач Г. Н. Степановой 5-9 параграф 2 уметь устно отвечать на вопросы после параграфа с/з №7, 17, 65(у). 66, 68(у)



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика Предмет изучения физики

Слайд 7

От сказки к реальности Самый большой радиолокатор в мире. Аресибо, США

Слайд 11

Физика в профессии

Слайд 12

Туринская плащаница

Слайд 13

Кольцо из 48 атомов железа на поверхности никеля, созданное с помощью туннельного микроскопа Нанотехнологии Слово "атом" по-японски, написанное атомами железа на поверхности меди

Слайд 14

Физика

Слайд 15

Впервые слово «физика» ввёл в науку древнегреческий философ и учёный Аристотель . Физика - PHYSIS (греч.) – … Запишите в тетрадь (стр.3) Физика - PHYSIS (греч.) – природа

Слайд 16

Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк , основоположник науки о стекле. Разработал проект Московского государственного университета , впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Запишите в тетрадь В русский язык слово «физика» было введено М. В. Ломоносовым

Слайд 17

Физика – наука о природе

Слайд 19

Чем же отличаются эти науки о природе друг от друга? Каждая наука о природе отличается друг от друга ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ. Подумайте!

Слайд 21

Предмет изучения науки ФИЗИКИ Предмет изучения физики – ОБЪЕКТЫ окружающей природы, их ЧУВСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМЫЕ СВОЙСТВА , изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения. Уточним выделенные термины в этой фразе.

Слайд 22

Термин « ОБЪЕКТ » перешел к нам из латинского языка и означает ПРЕДМЕТ. (лат. objectum – предмет). Физическое тело Оглянитесь вокруг, посмотрите на улицу, мысленно поднимитесь в космос … Назовите объекты, которые вам повстречались. Термин « ОБЪЕКТ »

Слайд 23

А вот наши примеры объектов :

Слайд 24

Почему мы с вами выбираем эти объекты ? Мы их с вами можем увидеть, потрогать, услышать, то есть обнаружить с помощью наших органов чувств.

Слайд 25

Из чего состоят физические тела (объекты)? из Вещества Приведите примеры веществ Подумайте!

Слайд 26

Другие объекты Вы, наверное, слышали, что существуют: радиоволны, гравитационное поле, магнитное поле. Это и есть другие объекты , которые человек с помощью органов чувств не воспринимает . Заметь! На рисунках их НЕТ! И как они выглядят никто не знает!!!

Слайд 27

Итак! Объекты, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств, назовем ФИЗИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ (ТЕЛАМИ) Чувственно не воспринимаемые объекты назовем ФИЗИЧЕСКИМИ ПОЛЯМИ (ПОЛЯМИ) . ??? А все это назовем одним словом- МАТЕРИЯ

Слайд 28

Материя Вещества , из которых состоят физические тела, воспринимаемые с помощью органов чувств. Физические поля (поля), не воспринимаемые с помощью органов чувств. Их м ожно обнаружить по действию на объекты, Запишите в тетрадь

Слайд 29

Подумайте! Как понять выражение « чувственно воспринимаемые свойства »? ЧУВСТВЕННО ВОСПРИНИМАЕМЫЕ СВОЙСТВА – это свойства тел, которые мы видим, слышим, осязаем …

Слайд 30

Назовите свойства стакана, стоящего на столе Некоторые свойства стакана : 1) стеклянный, 2) твердый, 3) имеет полость, 4) занимает часть пространства, 5) обладает протяженностью, 6) гладкий, 7) хрупкий, 8) прозрачный, 9) прохладный, 10) при постукивании издает звонкий звук.

Слайд 31

ВАЖНО! Физики часто говорят: « ОБЪКТ НАХОДИТСЯ В ОПРЕДЕЛЁННОМ СОСТОЯНИИ…» Эта фраза означает, что данный объект в данный момент времени обладает определенными свойствами.

Слайд 32

Объект находится в определённом состоянии означает, что этот объект в данный момент времени обладает определёнными свойствами. Запишите в тетрадь

Слайд 33

Проверьте себя: Предмет изучения физики в нашем курсе – это физические тела (тела), их чувственно воспринимаемые свойства, изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения.

Слайд 34

Домашнее задание Параграф 2, уметь отвечать на вопросы после параграфа Сборник задач №7,17,65(у).66.68(у)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

первый урок физики в 7 классе

Первый урок по физике должен произвести на ученика такое действие, чтобы он захотел ее изучать. Я это делаю так:...

Первый урок физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины

Первй урок физики - особенный урок. Нужно решить много дидактических задач: объяснить детям, чем отличается физика от других наук; дать понять, какое место занимает физика среди других наук; ввести те...

Первый урок физики в 7-ом классе «Что изучает физика? Наблюдения и опыты»

Урок познакомит обучающихся с новым предметом , сформирует представление о физике как науки о природе, понятий о физическом явлении, веществе, теле ,материи, определит  место физики как науки в...

Первый урок физики в 7 классе

вводятся понятия "тело", "вещество", "явление"...

Первый урок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты"

Цели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физическ...

Первый урок физики в 7 классе.

Первый урок физики в 7 классе....