Урок по теме "Электрические явления"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Урок по теме "Электрические явления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_elektricheskie_yavleniya.doc | 318.5 КБ |
prezentatsiya_elektricheskie_yavleniya.rar | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Электрические явления
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала.
Цели урока: Закрепить, обобщить и углубить знания обучающихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике и обеспечить применение знаний на практике в стандартной и нестандартной ситуации, соблюдая меры безопасности.
Задачи:
Образовательные
- повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;
-выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления» и подготовить их к контрольной работе;
- закрепить знания, умения и навыки работы с презентацией, уметь работать с информацией об электрических явлениях с помощью ИКТ.
Развивающие
- организация активной мыслительной деятельности учащихся;
- развивать речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке;
- развитие умений переноса опорных знаний обучающихся в новую нестандартную ситуацию;
- продолжать формирование умений сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, обобщать;
Воспитательные
- развитие мотивации к изучению физики на основе практической значимости;
- повышение информационной и коммуникативной компетентности обучающихся;
- учить извлекать пользу из образовательного опыта;
- учить сотрудничать и работать в группах.
Оборудование урока: компьютер с презентацией к уроку, мультимедийный проектор, карточки с формулами, карточки с задачами, карточки с электрическими схемами, карточки с итоговым тестом, источники тока, электрические лампы, резисторы, генератор, амперметр, вольтметр, провода.
Эпиграф: …Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание на деле.
Аристотель
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте мы поприветствуем гостей, которые сегодня будут присутствовать на уроке.
Все ли готовы к уроку. Хорошо. Тогда начинаем наш урок.
- Актуализация знаний.
Прежде чем начать работу мы проведем разминку ума по изученным темам. Итак, задание
(Слайд 2)
Закончите предложения:
- Заряды бывают… положительные и отрицательные
- Одноимённые заряды… отталкиваются
- Электрическое напряжение измеряется… вольтметром
- Вольтметр включается в цепь… параллельно
- Прибор для измерения силы тока … амперметр
- Амперметр включается в цепь… последовательно
- Электрическим ток в металлах создается …электронами
- Электрическим током называется … упорядоченное движение заряженных частиц
- Самоопределение к деятельности.
Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем вести речь на сегодняшнем уроке. (Ответы детей)
Сегодня, мы повторим основные вопросы, которые были рассмотрены нами при изучении раздела «Электрические явления» и применим свои знания при решении задач и выполнении практических заданий.
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
(Слайд 3)
Итак, тема нашего урока: «Электрические явления».
Настроем нашего урока будут слова древнегреческого ученого Аристотеля:
«…Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».
(Читает один из учеников)
Сегодня вы, ребята, будете моими помощниками при работе по теме урока.
- Работа по теме урока.
1. Диалог с учениками.
(Слайд 4)
1.Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток?
(Ответ: Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.)
(Слайд 5)
2. Назовите источники тока, которые изображены на слайде и дайте им краткую характеристику.
Ребята, вам уже известно, что такие науки, как физика и экология тесно связаны между собой, потому что постоянно происходящие различные, в том числе физические, явления и процессы оказывают влияние на состояние окружающей среды – как позитивное, так и негативное. Одним из негативных влияний является загрязнение природы.
3. Какие источники тока, по-вашему, могут загрязнять окружающую среду?
(Ответ:гальванические элементы и аккумуляторы). Правильно.
На предыдущем уроке мы с вами провели работу над мини-проектом на экологическую тематику. Вы работали в паре.
А теперь давайте рассмотрим один из мини-проектов.
2. Защита мини-проекта «О вреде использованных батареек, или почему батарейки нужно сдавать на утилизацию»
На этом наша проектная деятельность не заканчивается, мы продолжим ее дальше в более большем объеме.
3. Работа с формулами.
(Слайд 6)
Давайте вспомним физические формулы. Предлагаю из предложенных букв составить несколько формул. Двое учащихся идут к доске, а остальные пишут в тетради.
4. Решение графических задач.
(Слайд 8)
По графику, представленному на рисунке, определите сопротивление проводника.
5. Работа со схемами. (Слайды 10-19)
- На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?
1 2 3
- На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?
- На какой схеме показано последовательное включение лампочек?
- Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа?
- Какой вольтметр даст правильное показание при замыкании ключа?
Какую формулу использовали для расчетов? Ответ: U=I*(R1+R2)
6. Конструкторское задание.
(Слайды 20-21)
Начертите схему такого соединения трех одинаковых ламп (красной, желтой, зеленой), чтобы в случае выкручивания красной лампы горели желтая и зеленая, а
В случае выкручивания зеленой не горели бы все.
Рис.1
Назовите способ соединении ламп, изображеных на электрической схеме (смотрите рис.1).
7. Практическая работа «Принцип работы электрической цепи».
А теперь, ребята, обратимся к электрической схеме на доске и рассмотрим, как она работает.
Почему первая лампа горит ярче, чем две другие? Сопротивления у всех трех ламп одинаковые.
Ответ: Вторая и третья лампы соединены параллельно, а первая с ними последовательно, поэтому ток через первую лампу равен сумме токов через вторую и третью лампы, то есть ток через нее больше, поэтому согласно закону Джоуля-Ленца нить накала первой лампы нагреется больше и гореть она будет ярче.
8. Динамическая пауза. (1,5 мин) (выполняется под ритмическую музыку)
Сегодня мы с вами повторили электрическое напряжение, а теперь давайте снимем мышечное напряжение.
Давайте мы с вами проведем физкультминутку. Предлагаю выполнять упражнения, как я.
9. Викторина:
(Слайды 23-24)
Вопрос 1. В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света. Помещённые в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет назвали «русским солнцем»?
Ответ: Создателем этих необычных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупных городов Европы.
«Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.
(Слайды 25-26)
Вопрос 2. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?
Ответ: Русский изобретатель – Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку русский офицер. В конце 1879 года. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выделенные патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.
(Слайд 27)
Вопрос 3. Что представляет собой молния?
Ответ: Молния – это огромная электрическая искра (разряд) между облаками или между облаками и землёй. Гром – это звук, сопровождающий разряд.
(Слайд 28)
Вопрос 4. Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?
Ответ: Чаще удары молнии бывают направлены в дуб, реже всего - в бук, что, по-видимому, зависит от различного количества жирных масел в них, представляющих большое сопротивление электричеству. У дуба этих масел в древесине меньше. К тому же дуб высокое дерево, а молнии чаще направлены именно в высокие деревья.
10. Просмотр видеоролика «Молния».
(Слайд 29)
Вопрос. Как защитить себя от молнии?
Теперь молнию люди научились побеждать – это уже не загадочное явление. Человек может отвлечь молнию от своих жилищ с помощью высоких, заземленных, металлических стержней - молниеотводов.
(Слайд 30)
Нужно также соблюдать правила поведения во время грозы:
При приближении грозы, находясь в природе, необходимо занять безопасное от прямых ударов молнии место.
Нельзя находиться:
- Под отдельно стоящим или возвышающимся над лесом деревом (нельзя также прислоняться к столбам деревьев).
- Вблизи заземления молниеотвода.
- На берегах водоемов ( нельзя купаться в них)
- На открытых равнинах.
- Вблизи костра (столб горячего воздуха – проводник электричества)
Полезно знать: чаще других поражаются дуб, тополь, сосна, ель; реже – береза и клен.
Учащимся раздаются памятки «Правила поведения во время грозы».
(Приложение 3)
11. Решение задачи "Сколько стоит молния?"
(Слайд 31)
Ребята, а задумывались ли вы над тем, сколько может стоить молния? Давайте мы это с вами попробуем выяснить.
Задача. Сила тока в "средней" линейной молнии равна 10000 А, а напряжение 10000000 В. Продолжительность молнии 0,001 с. Так сколько же "стоит" молния?
1) Для начала к доске идет первый учащийся и мы рассчитываем работу тока в молнии.
Дано:
I= 10000А
U= 10000000 В
t = 0,001 с
Тариф=2,33 руб. за 1 кВт*ч
А-?
Решение:
А = I U t
А = 10000000 Дж
2) Теперь эту работу надо перевести в киловатт часы. К доске выходит второй учащийся. Давайте запишем, чему равен 1 кВт ч:
1 кВт ч = 1000Вт* 3600с = 3600000 Дж.
А= 10000000 Дж /3600000 Дж = 27,77 кВт ч
Вопрос к классу: кто знает, сколько на сегодня стоит 1 кВт ч электроэнергии?
Запишем стоимость 1 кВт ч = 2,33 рубля
Стоимость 1 молнии = 27,7 кВт ч * 2,33 руб. = 64, 72 рубля.
Ответ:Сейчас мы с вами определили, что работа тока в одной средней молнии 64,72 рубля.
А каждую секунду над землей сверкает примерно 100 молний.
12. Тестирование. (2 минуты)
Работа по карточкам (карточки заранее раздаются детям). (Приложение 1)
- Рефлексия.
(Слайд 32)
Итак, ребята наш урок подходит к концу. Давайте теперь попробуем ответит на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось?
- Я теперь смогу
Заключение: ребята, попробуем представить себе, что человек научился ловить молнии и использовать их энергию. Вам кажется это невозможным? Но ведь 100 лет назад полет в космос тоже казался невозможным. А работа по приучению молнии уже ведутся, но пока, к сожалению, результаты этих работ еще не имеют большого практического значения. Итак, ребята, спасибо за интересные расчеты и выводы. Оказывается, человек, научившись использовать энергию огня, воды и ветра, планирует теперь "приручить" молнии и использовать их энергию для решения своих энергетических проблем. Прекрасные перспективы для всего Человечества, не правда ли?!
- Итоги урока.
А теперь, ребята, подведем итоги урока. Я сегодня вами доволен, все очень хорошо работали, были активны на уроке и заслужили положительные оценки.
Спасибо всем сегодня за урок и желаю вам, ребята, больших творческих успехов во всем! И всегда помните – способности, как и мускулы, растут при тренировке.
(Слайд 33)
Домашнее задание: карточки с заданиями (раздаются каждому индивидуально)
(Слайд34)
Домашнее задание, ребята, каждый получает индивидуальное, оно на карточках у вас на столах. (Приложение 2)
Приложение 1
Карточка №1 Ф.И. ученика_______________________
Записать единицы измерения физических величин: | ||
№ п/п | физическая величина | единица измерения |
Сопротивление | ||
Сила тока | ||
Напряжение | ||
Электрический заряд | ||
Удельное сопротивление вещества | ||
Площадь поперечного сечения проводника | ||
Работа тока | ||
Мощность тока | ||
Количество теплоты, выделяющееся при работе электрического тока | ||
Время | ||
Итого: |
Оценка:_________________
Карточка №2 Ф.И. ученика__________________________
Как обозначаются физические величины: | ||
№ п/п | физическая величина | обозначение |
Напряжение | ||
Сопротивление | ||
Сила тока | ||
Время | ||
Электрический заряд | ||
Площадь поперечного сечения проводника | ||
Мощность тока | ||
Удельное сопротивление вещества | ||
Работа тока | ||
Количество теплоты, выделяющееся при работе электрического тока | ||
Итого: |
Оценка:_________________
Приложение 2
I Вариант
- Определите сопротивление лампы, сила тока в которой 0,5 А при напряжении 120 В
- *Общее сопротивление участка АВ цепи равно 10 Ом. Определите сопротивление третьего проводника, если R1=2 Oм, R2=5 Ом. Какова сила тока в участке цепи АВ, если вольтметр показывает напряжение 5 В.
II Вариант
- Определить общее сопротивление, если R1=40 Oм, R2=60 Ом
- *Определить сопротивление цепи и напряжение на всём участке, если R1=15 Ом, R2= 10 Ом, R3 =14 Ом. Амперметр показывает 3
Приложение 3
Правила поведения во время грозы
Дома | На открытом пространстве | В транспортном средстве |
Выключите радио, телевизор, не пользуйтесь электроприборами и сотовым и простым телефонами; не создавайте сквозняк; здание должно быть защищено молниеотводом. | Избегайте отдельно стоящих деревьев; не касайтесь металлических предметов; присядьте на корточки, поставьте ноги вместе и обхватите их руками; убедитесь, что все металлические предметы находятся дальше 5 м; на стадионе отойдите подальше от флагов, столбов, уберите зонтики; в горах держитесь вдали от вершин, не касайтесь мокрых скал; держитесь подальше от воды (удар молнии в воду может быть смертелен на расстоянии 100 м); на судне уйдите с палубы, не касайтесь металлических частей; не бегайте, т.к. потная кожа и быстрое движение «притягивают» молнию. | Прекратите движение на велосипеде или мотоцикле и переждите грозу на расстоянии примерно 30 м от них; полностью закрытый автомобиль (включая окна) обеспечивает безопасность; самолёт можно тоже рассматривать как клетку Фарадея, но показания приборов могут искажаться; при встрече с шаровой молнией не проявляйте никакой агрессии, по возможности сохраняйте спокойствие и не двигайтесь, не приближайтесь к ней, не касайтесь ничем, чтобы не вызвать взрыва, не убегайте, потому что она может увлечься потоком воздуха. |
Подписи к слайдам:
На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке? 1 2 3 10
На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке? 1 2 3 11
На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке? 12
На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке? 1 2 3 13
На какой схеме показано последовательное включение лампочек? 14
На какой схеме показано последовательное включение лампочек? 1 2 3 15
Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа? 16
Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа? 1 2 3 17
Какой вольтметр даст правильное показание при замыкании ключа? 18
Какой вольтметр даст правильное показание при замыкании ключа? 1 2 3 U=I * (R 1 +R 2 ) 19
Домашнее задание: I вариант Определите сопротивление лампы, сила тока в которой 0,5 А при напряжении 120 В *Общее сопротивление участка АВ цепи равно 10 Ом. Определите сопротивление третьего проводника, если R 1 =2 O м , R 2 =5 Ом. Какова сила тока в участке цепи АВ, если вольтметр показывает напряжение 5 В. II вариант Определить общее сопротивление, если R 1 = 40 O м , R 2 = 60 Ом *Определить сопротивление цепи и напряжение на всём участке, если R 1 =15 Ом, R 2 = 10 Ом, R 3 =14 Ом. Амперметр показывает 3 А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-обобщение"Электромагнитные явления"
урок-обобщение проведён в 9 классе к учебнику Громова. Проведён в форме устного журнала....
презентация к уроку физики Электрические явления в природе
Электрические явления в природе: молнии, Шаровая молния, природа шаровой молнии...
Урок-зачет: Злектрические явления
Урок-зачет"Элктрические явления" проходит в виде игры "Умники и умницы" Использование ИКТ и форма игры делают урок насыщенным спососбствуют активной работе учащихся. Урок рассчитан на учащихся 8 класс...
Урок на тему: «Явления электромагнитной индукции»
Цели урока:- Обучающая – ознакомить с понятием явления электромагнитной индукции и ее применение на практике.- Развивающие –развивать умение...
Урок-презентация "Тепловые явления"
Покадровые комментарии к презентации "Тепловые явления". Первый урок по теме "Тепловые явления".Программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин...
методическая разработка урока по теме: Явление тяготения.Сила тяжести
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: Явление тяготения.Сила тяжести...
Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.
Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...