Урок-зачет: Злектрические явления
план-конспект урока физики (8 класс) на тему

Машенкова Галина Владимировна

Урок-зачет"Элктрические явления" проходит в виде игры "Умники и умницы" Использование ИКТ и форма игры делают урок насыщенным спососбствуют активной работе учащихся. Урок рассчитан на учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnicy.rar2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Электрические явления

Предмет

Физика

Класс

8

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Машенкова Галина Владимировна, учитель физики

Образовательное учреждение

МБОУ «Белоусовская СОШ»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Приволжский федеральный округ

Республика/край

Оренбургская область

Город/поселение

С. Белоусовка Сакмарский район

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок-зачет

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

  1. выявить качество и уровень овладения знаний и умений по теме «Электрические явления», умение самостоятельно применять знания в стандартных и в измененных условиях; создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
  2. способствовать формированию умения использовать приемы: обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, расширить  кругозор учащихся, развитие критического мышления и речи, внимания и памяти.
  3. содействовать воспитанию интереса к физике, интеллектуальной и эмоциональной активности, организованности, умению общаться, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

  1. обобщение материала темы, а также некоторое его углубление;
  2. коррекция и контроль знаний;
  3.  развитие познавательное интереса учащихся к физике;
  4. развивать навыки делового общения..

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Применение средств ИКТ, игровые технологии

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока: понятие электрического тока, основные характеристики электрического тока, единицы измерения, основные зависимости, умение производить расчеты простых электрических цепей, умение применять полученные знания в практических условиях.

Необходимое оборудование и материалы

Персональный компьютер,  мультимедийный проектор, проекционный экран;  веретено, набор лабораторных приборов по электричеству (источник тока, лампочка, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, резистор), электронагревательные приборы (электрическая плитка, лампочка, утюг и др.), заготовки с заданиями, портреты ученых.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

презентация

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений\  Перышкин А.В. 13-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2010. - 192 с
  2. Блудов М.И. Беседы по физике. М.: Просвещение. 1985 г.
  3. Тихомирова С.А. Физические вопросы и задачи к текстам из сказок и мифов// Физика в школе № 6, 1995 г.
  4. Чеботарева А.В. Игровые элементы дидактического материала. // Физика в школе № 6, 1994 г., № 1, 1995 г

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Урок проходит по правилам телеигры «Умники и умницы»

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия)..

     Игра включает в себя 3 АГОНА. В каждом АГОНЕ играют 3 ученика, остальные считаются «теоретиками». Для того чтобы выбрать игроков на АГОН, а также для того чтобы выбрать дорожку игры (красную, желтую, зеленую) учащимся заранее дается задание. Например, составить ребус, кроссворд, стихи и т.д по теме. Авторы наиболее интересных работ и являются игроками. Для выбора дорожки конкурс ораторского искусства на тему: «Роль электрических явлений в нашей жизни». Жюри решает кому из них предоставить право выбора дорожки.

На красной дорожке учащийся не может допустить ни одной ошибки. Эта дорожка самая короткая, но самая трудная.

На желтой дорожке можно ошибиться 1 раз.

На зеленой – 2 раза, ход считается результативным.

За правильный четкий ответ участнику игры или теоретику присваивается звание «Умника» и вручается орден «Умника».

Победитель АГОНА получает зачет по теме, остальные участники агона становятся теоретиками. Если участник не дал правильного ответа на вопрос, право ответа предоставляется теоретикам. Им также вручается орден. Для того, чтобы всем учащимся дать возможность получить зачет, предусмотрены дополнительные вопросы (4 АГОН).

Судьи – учителя, родители, старшеклассники.

План:

  1. Организационный момент.
  2. 1 АГОН
  3. 2 АГОН
  4. 3 АГОН
  5. 4 АГОН
  6. Итог урока
  7. Домашнее задание
  8. Рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент

Тема урока:  Электрические явления                                                        Цель урока. Ребята,  мы изучили главу «Электрические явления». Сегодня  на уроке нужно показать, как вы знаете и умеете применять полученные знания. Сегодня у нас урок-зачет и проводим мы его в виде игры «Умники и умницы».

С правилами игры вы знакомы. (можно напомнить)

  Представление жюри.

Для участия в 1 АГОНЕ приглашаются учащиеся…

Для определения дорожки, на которой будет соревноваться каждый участник конкурса, проводится  красноречия «Роль электрических явлений в нашей жизни».

   

2.                                        1 АГОН

  1. – Вы, дочь философа Фалеса Милетского. Вы живете две с половиной тысячи лет назад в богатом и красивом городе Милете. Вот Вам веретено. Вы прядете шерсть. Из какого материала ваше веретено и почему  Вы так решили?

 (Из янтаря. «Янтарь» в переводе с греческого –                        электрон. Фалес Милетский первым описал явление электризации.)

2.      Чтобы выяснить, от каких величин зависит сопротивление проводника, Юра воспользовался формулой R=ρl/S  и решил, что для намотки катушки, имеющей малое сопротивление, ему нужно взять медную проволоку, а Сережа воспользовался формулой R=U/I  и пришел к выводу, что для такой катушки можно взять любую проволоку, но надо создать на ее концах малое напряжение. Кто из них прав?

                                (Прав Юра. R не зависит от U)

  1. Вам даны источник тока, электрическая лампочка, вольтметр, амперметр,    выключатель, соединительные провода. Определите сопротивление лампы. Практическое задание.

                                                                     (R=U/I)

  1. Сопротивление участка цепи увеличили в 5 раз. Как при этом изменилась сила тока в участке, если напряжение, подаваемое на участок, осталось без изменения.

                                     (Уменьшилось в 5 раз)

  1. Вы, итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе. Вы создали первый гальванический элемент, чем положили начало учению об электрическом токе. Кто Вы?

                                                      (Алессандро Вольта)

  1. Какое количество теплоты выделится в электрическом чайнике сопротивление, которого 100 Ом за 10 секунд?

                                                                  (4, 84 кДж)

                                                             

  1. В больнице в комнате дежурной сестры находиться электрический звонок. Начертите схему электрической цепи, которая позволит включать звонок больным, лежащим в 3 разных палатах.

  1. На каких схемах направление электрического тока указано верно?

                +  -

                                     

 

(На второй. От  «+» к «-»)

  1. Вы – великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Вы с вашим другом исследовали природу грозовых разрядов. Во время одного из опытов ваш друг трагически погиб. Назовите фамилию вашего друга.

                                                   (Рихман)

                                             

   

  1.                  2 АГОН

1.Перед Вами 3 схемы электрической цепи, каждая из которых имеет определенный дефект. Какой?

1)лампочка всегда горит;

2)нет источника тока;

3)нет тока, два одноименных полюса.

2.В каких единицах измеряются и какой буквой обозначаются физические величины:

  1. сила тока;
  2. напряжение;
  3. заряд;
  4. сопротивление;
  5. мощность тока;
  6. работа тока.

(I - сила тока          – А ,Ампер;

U - напряжение     – В, Вольт;

Q – заряд –              Кл, Кулон;

R – сопротивление – Ом, Ом;

P -  мощность тока – Вт, Ватт;

               А – работа тока – Дж. Джоуль)

3.«В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота звали сыночком, он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если его гладили против шерсти» (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»).

Почему кот «испускал» искры, когда его гладили?

(Происходит явление электризациии)

4.Русский инженер Ладыгин изобрел…, американский инженер усовершенствовал это изобретение. Что это за прибор?

            (Лампа накаливания)

 

5.Это немецкий ученый. Его отец потомственный вестфальский кузнец, дал сыновьям Мартину и Георгу образование. Чтобы следить за учением своих сыновей сам выучил высшую математику.

    Назовите фамилию этого ученого, который теоретически  обосновал и      подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в   цепи, напряжением на концах участка, сопротивлением этого участка.

               (Георг Ом)

  1. Кто предложил ядерную модель атома?

                  (Эрнест Резерфорд)

  1. Разгадайте тайну строения атома, если известно, что в состав его входят 8 электронов, а в состав ядра – 8 нейтронов. Сколько частиц в атоме?
  1. астицы)

8.Напишите около каждой физической величины или фамилии формулу для их вычисления.

Закон Ома            ; Закон Джоуля –Ленца           ;

Сила тока            ; Мощность тока                 .

(Закон Ома  I=U/R          ; Закон Джоуля –Ленца Q=I2Rt          ;

Сила тока   I=q/t         ; Мощность тока       P=UI   )

9.В цепь включены одна за одной 2 электрические лампочки, нити накаливания которых имеют равные сопротивления.

Одинакова ли сила тока в них?

Напряжение на их клеммах?

                                                                (Да.Да)

  1.                    3 АГОН

  1. Почему бытовые приборы необходимо соединять параллельно?

          (Чтобы исключить выхода из строя одновременно всех приборов)

  1. Елочная гирлянда состоит их лампочек, каждая из которых рассчитана на 6В. Сколько лампочек в елочной гирлянде?

                     (37)

  1. Что такое короткое замыкание?

                (резкое увеличение I, при значительном уменьшении R)

  1. Почему вместо перегоревшей пробки предохранителя нельзя вставлять в патрон гвоздь, пучок проволоки и др.

          (получится короткое замыкание )

5.Заполни строчки именами ученых - выдающихся физиков, которые вложили свой вклад в развитие науки об электричестве.

           (Ом, Ватт, Ампер, Вольта, Джоуль, Резерфорд )

  1. «Ослепительный блеск и тотчас же страшный удар, словно небо раскололось над домом. На мгновение тишина  тотчас же страшный удар. Ливень как из ведра! Опять похожий на взрыв удар молнии!

(М.И.Блудов «Стремительный бег молнии…»)

               Какова природа молнии?

                               (Электрический разряд)

7.Найди ошибки в рассуждениях.

 « Французский физик Э.Резерфорд, проведя исследование состава и строения атома, сделал вывод, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре, протонов, движущихся вокруг электронов, нейтронов, расположенных снаружи. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на его поверхности расположены нейтроны , не имеющие заряда, атом в целом нейтрален.»

                            (В центре атома находится ядро, состоящее из нейтронов и протонов, вокруг ядра вращаются электроны. Число протонов в нейтральном атоме равно числу электронов.)

8.Определите мощность электронагревательных приборов (лампочка, плитка, утюг, кипятильник) и рассчитайте потребление ими электроэнергии за 4 часа. Практическое задание.

                                          ( А=Рt)

   

9. Два одинаковых реостата включены в электрическую цепь. Их ползунки сдвинуты влево. Как изменилось сопротивление цепи в том и другом случае?

(Увеличилась , уменьшилось).

5.                                    4 АГОН

  1. Из приведенных ниже формул выбери формулу удельного сопротивления вещества

I=q/t     R=ρl/S   R=U/I     ρ=RS/l      U=A/q

       (ρ=RS/l )

  1. Кусок проволоки разрезали на 4 равные части и, сложив в  пучок , плотно связали. Сопротивление этого пучка 2 Ом. Каково сопротивление куска проволоки до разрезания?

                                          (32 Ом)

  1. Как устроена лампа накаливания?

4.  Каково удельное сопротивление вещества, если проводник из него длиной 2м и площадью поперечного сечения 1 мм2   имеет сопротивление 260 Ом?

                                                    130 Ом*мм2/м

5. В какой цепи через каждую лампа проходит электрический ток большей мощности?

6. Итог урока                                                 

 Слово жюри для подведения итогов, выставление зачета, оценки.

7. Рефлексия.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке, с каким настроением они уйдут

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

______

Дополнительная необходимая информация

------------

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  1. http://slovari.yandex.ru/
  2. http://images.yandex.rг/
  3. http://www.lentatv.ru/65700
  4. www.kinopoisk.ru
  5. http://www.uchkol-nv.ru/shop/UID_1152_.html
  6. http://www.svesov.ru/cat_17_allsarticles.html

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок проводится в форме интеллектуальной игры, что создает интерес и познавательную активность у всех учащихся. Данная форма урока делает урок более красочным и эффективным. Через игровые ситуации ликвидируются пробелы в знаниях, совершенствуются практические умения и навыки.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Данный урок проводится согласно календарно-тематическому планированию, составленному  на основе авторской программы  курса физики для  общеобразовательных учреждений, авторы Перышкин А.В., Перышкин А.В. 13-е изд., стер. - М.: Дрофа, Является заключительным по теме «Электрические явления»  Урок рассчитан на базовые знания учащихся, соответствует требованиям программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Урок с препятствиями" по теме "Имя числительное "

Урок-зачет в игровой форме,обобщающий материал по теме "Имя числительное", развивает интерес к предмету и позволяет раскрыть знания по теме каждого ученика....

Разработка урока-зачета по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления.

Разработка урока-зачета по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления....

Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету. / Об уроках –зачетах/.

Методика проведения зачетного урока. Зачетные уроки создают успешную учебную деятельность....

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Урок-зачет по теме "Тепловые явления"

Урок-зачет по теме тепловые явления...


 

Комментарии

Машенкова Галина Владимировна

Урок соответствует поставленным целям. Применение активных методов обучения делают урок доступным, наглядным соответствующим возрастным особенностям учащихся. Разработку можно применить как к уроку повторения и обобщения знаний, так и к внеклассному мероприятию
Машенкова Галина Владимировна

Спасибо за урок . Охотно буду использовать ваш материал