Кружок по физике
рабочая программа по физике (8 класс)

Кружок по физике в рамках ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon do_fizika_i_zhivopis_8_klass.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курс дополнительного образования для 8 класса

«Физика и живопись».

Данный курс можно рекомендовать для расширения кругозора при изучении физики в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Содержание элективного курса не стандартизируется, но оно должно удовлетворять познавательным интересам учащихся в различных областях деятельности вообще и физического образования в частности.

Это, прежде всего интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Пояснительная записка.

Курс адресован учащимся 7 класса, кто планирует больше узнать о живописи и физических явлениях, о приёмах и технологиях, используемых художниками при написании картин, о себе и других людях, кто планирует продолжать свое обучение в профильных естественнонаучных или в учебных заведениях, где приоритетными являются вопросы культуры. Курс полезен будущим гуманитариям, искусствоведам, культурологам, дизайнерам и тем, кто еще не определился с выбором будущей профессии.

Данный курс является одновременно межпредметным, общекультурным, ориентировочным. Он выходит за рамки одного предмета и направлен на создание базы для ориентации в мире современных профессий. Курс призван познакомить учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими знаний по ряду предметов. Курс рассчитан на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий, посещение экскурсий и самостоятельную  работу учащихся.

Цели курса:

  1. Дать представление учащимся о сфере профессиональной деятельности специалиста- инженера, художника, архитектора, искусствоведа, экскурсовода.
  2. Создать предпосылки для поддержания у учащихся интереса к изучению физики, мировой художественной культуры, истории и культуры Тулы и области, независимо от профиля, в рамках которого учащиеся собираются продолжать свое образование.

 Задачи курса:

  1. Формирование у учащихся представлений о необходимости
    разностороннего изучения одного и того же объекта с точки зрения  различных областей науки и культуры, предоставление учащимся возможности получить опыт интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.
  2. Создание у учащихся предпосылок формирования общеучебных умений поиска, отбора и анализа различного рода информации, представления ее в различных видах, включая работу с мультимедийными средствами информации.
  3. Создание условий для формирования у учащихся коммуникативных умений: работа в команде, объективное оценивание своей  деятельности.

Курс обеспечивается вспомогательными материалами:

  • 500 мастеров зарубежной классики, архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, энциклопедия, М.-СПб ,1995
  • Брегг У., Мир света. Мир звука., М., «Наука», 1967.
  • Миннарт М., Свет и цвет в природе, М., «Наука», 1969.
  • Опыты в домашней лаборатории, Библиотечка «Квант»,М., «Наука», 1980.
  • Путеводитель в мире живописи, издательский дом Ниола 21-й век.
  • Русские художники от А до Я, Слово, 2005.
  • Спиридонов О.П., Свет, физика, информация, жизнь, М., «Просвещение»,1993.
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н., Беседы о преломлении света, М., «Наука», 1982.
  • Фарадей М., История свечи, Библиотечка «Квант», М., «Наука», 1980.
    Ю.Филонович С.Р., Лучи, волны, кванты, М., «Наука», 1978.

В ходе изучения курса деятельность учащихся будет включать в себя:

  1. Поиск информации по истории физики, оптики и живописи. Поиск
    информации о выдающихся ученых, мастерах живописи, работе музеев
    по сохранению и реставрации произведений живописи. Подготовку
    сообщений по выбранной теме.
  2. Обработка собранной информации и ее представление в виде
    сообщения, выступления, реферата, презентации или выпуска газеты по
    каждой из двух основных тем: «Цветовое зрение и его дефекты" и "Как
    физика помогает музейным работникам".
  3. Подбор аудио, видеозаписей, мультимедийных средств иллюстративного материала.
  1. Посещение экскурсий.
  1. Рефлексии своей деятельности: меня заинтересовало..., я узнал новое...,
    я научился...,
    я. сам сделал..., я работал с товарищами и ..., свою работу
    и деятельность товарищей я бы оценил..., у меня не все получилось
    потому, что...

Содержание курса

Этот курс предназначен для тех, кто хочет больше узнать об оптике - науке о световых явлениях, о причинах зрения, дефектах зрения, в частности, о нарушениях цветового зрения. Учащиеся познакомятся со знаменитой загадкой зеленого стеклышка Леонардо да Винчи, узнают, так ли мы видим цвета, как наша далекие предки, лучше узнают достопримечательности нашего города, откроют много нового о его истории, культуре и науке.

Хорошо ли мы знаем историю нашего города? Хорошо ли мы знаем его научный и культурный потенциал? Достойны ли мы звания жителя нашего города? Все ли мы делаем для сохранения и преумножения его научного и культурного наследия?

Предлагаемый курс позволит вам получить ответы на самые различные  -вопросы. Учащиеся познакомиятся с замечательной наукой о свете - оптикой, посетитят музеи и выставки. Физика изучает энергетическую природу света. Но вообще проблема света под различными углами зрения изучается в настоящее время в целом ряде научных дисциплин. Физиология – процесс восприятия человеческим глазом волн определенной длинны и превращение их в цвет, психология – проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов, математика разрабатывает методику измерения цвета.

В живописи изучается главным образом художественные свойства света, закономерности создания цветового строя, колорита картины, разные приемы использования контрастов, соотношение цвета с другими компонентами художественной формы такими как линия, пластика, светотень, роль цвета в композиции живописного произведения.

Главными критериями оценки цвета и колористических соченатий художественной практики изобразительного искусства являются их красота, соответствие как природному цвету  и цветовым сочетаниям, существующим в действительности, так и творческому замыслу художника.

Советский художник Н.П. Крымов писал: «Говорят, искусство не наука, не математика, что это творчество, настроение и, что в искусстве ни чего нельзя объяснить – глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нем нужно и можно знать, оно математично и физично. В таком случае его можно и объяснить. Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха».

Научные знания цвета необходимы художнику и для освоения технологии живописи. Красочный слой картины воспринимается зрителем благодаря целому ряду физических процессов – отражению, преломлению, поглощению, излучению и т.д.

Целям накопления знаний и передачи их от человека к человеку, от поколения к поколению служит язык изобразительного искусства, как средство выражения мысли и впечатлений. При этом используются различные материальные предметы (холст, бумага, стекло, штукатурка и т.д.) на поверхности которых размещены красками с помощью цветотональных и объемно-пластических комбинаций различные изображения ( художественные образы), подобным образом природа и окружающие человека предметы. Используемые красочные материалы имеют иные оптические характеристики, чем поверхности на которых они наносятся.

Мир многоцветен, и там, где есть свет наши ощущения природы пространства, предметной формы на прямую связано с восприятием цвета, ибо цвет – это наши эмоции, настроение, представление красоте. Все это человек получает благодаря органам зрения.

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА

1

Оптика. Отражение, поглощение, преломление света. А.Рублёв «Троица» – диффузное отражение, двойное отражение;

2

Образование тени и полутени.

3

Отражение в зеркале.И.Голицин «Художник В.Фаворский» – использование зеркал для создания офорта или гравюры;

4

Физиология  как процесс восприятия человеческим глазом волн определенной длины и превращение их в цвет.

5

Глаз – оптическая система.

Зрение человека и восприятие цвета и света.

6

Свет и цвет в природе. Цвета тел.

7

Виды цвета. Использование цвета в живописи.

8

Смешивание цветов и цветовая гармония.  Картины импрессионистов (Э. Мане, О. Ленуар) и постимпрессионистов (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген) – законы отражения и преломления света, смешение цветов.

9

Свет и тень в живописи.

10

Художественные свойства света и закономерности создания цветового строя.

11

Колорит картины и разные приемы использования контрастов.

12

Экскурсия в Музей им. П.Н. Крылова.

13

Атмосферное давление.

14

Температура.

15

Влажность воздуха.

16

Реставрация живописи.

17

Лекция на базе музея «Как знание физики помогает музейным работникам сохранить картины».

18

Лекция на базе музея «Как знание физики помогает музейным работникам сохранить картины».

19

Цветовое восприятие в разные века.

20

Дефекты цветового зрения, дальтонизм.

21

 И. Репин. «Иван Грозный убивает своего сына» – особенности зрения пожилых людей.

22

Цвет в творчестве писателей (например, Шекспира). Цветовая музыка. Восприятие голоса в цвете.

23

Жизнь и творчество П.Н. Крылова.

24

Леонардо да Винчи – синтез науки и искусства: «Автопортрет», «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря».

25

Наброски Леонардо да Винчи в связи с изучением роли трения в технике, теории подшипников и зубчатых передач, эскизы механизмов и летательных аппаратов.

26

Жизнь и творчество Микеланджело Буонарроти.

27

Жизнь и творчество  И. Левитана

28

М.Ломоносов «Полтавская битва» – работа с цветным стеклом (мозаика);

29

Психология и проблемы восприятия цвета и воздействия его на психику.

30

Физика + искусство = глюоризм (лечебная живопись).

31

Работы Г.Сергеева и Ю.Воронцовой по созданию картин с нежным ароматом – на базе жидких кристаллов.

32

Художественные полотна космонавтов А.Леонова и В.Джанибекова.

33

Цвет звёзд в астрономии. Изображение космических объектов художниками и посредством компьютерной графики.

34

Конкурс презентаций «Физика и живопись»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок Удивительная физика 5-6 класс

Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 –6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жи...

кружок по физике

рабочая программа  по математике 11 класс...

кружок по физике

рабочая программа  по математике 11 класс...

Кружок по физике "Учимся решать задачи"

Кружок комплектуется из учащихся 9 класса, так как содержание его работы связано с  программой по физике в этом классе. Однако кружок могут посещать и учащиеся 10 – 11 классов. Для них реше...

Кружок "Экспериментальная физика" (для учащихся 7 классов)

Факультатив предназначен для учащихся 7 классов (1 час в неделю). Ресурс содержит пояснительную записку, программу, тематическое планирование....

Кружок по физике "Учимся решать задачи" 9 класс

На кружке развивается познавательный интерес учащихся в области физики путем использования занимательных задач; расширяются теоретические знания учащихся в области механики; развивается интерес к меха...

Кружок по физике для 10-11класса : "Физика в задачах"

Данный материал представляет собой рабочую программу кружка по физике....