урок по теме " Воздухоплавание" (7 класс)
план-конспект урока по физике (7 класс)
Физические основы воздухоплавания. Воздушный транспорт. Решение задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_vozduhoplavanie.docx | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Воздухоплавание» (7 класс)
Цель урока: рассмотреть условия воздухоплавания,
ознакомить учащихся с историей развития воздухоплавания, понятиями аэростат, стратостат, подъемная сила; научиться применять закон Архимеда.
Задачи:
- обучающие: учить различать типы аэростатов, рассчитывать подъемную силу;
- развивающие: развивать умение применять закон Архимеда, интерес к предмету
- трудолюбие, стремление к достижению результата.
Тип урока: комбинированный - изучение нового материала и закрепление знаний
Формы работы: беседа, комментированное решение задач, решение кроссворда
УМК: учебник « Физика» 7 класс под редакцией А.В.Перышкина
Оборудование:
-воздушные шарики, наполненные гелием и воздухом,
- презентация по теме «Воздухоплавание»,
- кроссворд по теме.
Ход урока.
1.Оргмомент: настраивание на урок.
2.Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
- Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
- Чему равна эта сила? Запишите формулу.
- От каких величин зависит архимедова сила?
- При каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет; плавает? всплывает??
- Решение задач ( приложение 1)
Задание 1.
Ответ : 3
(Равновесие шаров нарушится, так как на шары будет действовать различная архимедова сила. Перевесит шар, опущенный в бензин, так как )
Задание 2
Алюминевый легче поднять в воде, так как ,VстVал,
Fa стFa ал
Задание 3
На тела, погружённые в жидкость действует сила Архимеда, пропорциональная объему погруженной в жидкость части тела:
Изначально весы находятся в равновесии, значит, шарики имеют одинаковые массы. Они однородны и поскольку плотность меди больше плотности железа, следовательно, объём медного шара будет меньше, и на него будет действовать меньшая сила Архимеда. Значит, вес железного шара уменьшится на большую величину, чем вес медного шара. Таким образом, равновесие весов нарушится в сторону медного шара.
Ответ : 4
Задание 4
Сила Архимеда определяется как , где - плотность жидкости; V – объем тела, погруженного в жидкость. Плотность воды 1000 кг/м3, а плотность спирта 800 кг/м3. Так как тело плавает и в воде и в спирте, то выталкивающая сила F будет полностью компенсировать силу тяжести кубика, то есть она будет одинаковой в обоих случаях. Но так как плотность спирта меньше плотности воды, то кубик в спирте будет погружен на больший объем V, чем в воде.
Ответ : 2
3.Изучение нового материала.
Чтение отрывка из романа Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре»
« Воздух был чист, ветер умерен, и «Виктория» поднялась почти вертикально на высоту тысячи пятисот футов, что было отмечено падением барометра… На этой высоте быстрое воздушное течение понесло шар к юго-западу. Какая чудная картина развернулась перед глазами наших воздухоплавателей! Остров Занзибар был весь как на ладони. Расстилались зеленые поля всевозможных оттенков, кудрявились рощи и леса… Жители острова казались какими-то насекомыми.»
Итак, какова же тема урока. Ответы учащихся.
Итак, тема сегодняшнего урока «Воздухоплавание».
Опыт 1. (из 2-х шариков, надутый воздухом падает вниз, а гелием взлетает). Вопрос учащимся: -Почему шарик взлетел? (Ответы-предположения учащихся)
С давних времен люди мечтали о возможности летать над облаками, плавать в воздушном океане, как они плавали по морю.
Для воздухоплавания вначале использовали воздушные шары, которые раньше наполняли нагретым воздухом, сейчас – водородом или гелием.
Для того чтобы шар поднимался вверх, должно выполняться условие Fа > Fтяж . По мере поднятия шара вверх архимедова сила, действующая на него, уменьшается(Fа =ρвозд.gV), так как плотность верхних слоев атмосферы меньше, чем у поверхности Земли. Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают специально взятый для этой цели груз( балласт) и этим облегчают шар.
Видеофильм «Воздухоплавание»
Работа учащихся с учебником, с.158 (Ребята находят определения аэростата, стратостата, дирижабля и записывают в тетрадь)
Сообщение о дирижабле (рассказывает один из учащихся)
Задача. Предположим, в воздух запущен шар объемом 40 м3 , наполненный гелием. Определить подъемную силу шара.
Дано: Решение.
V=40 м3 mг=V· ρг =40·0,180=7,2 кг
ρг=0,180 кг/ м3 Рг= g· mг=9,8·7,2=71 Н
g=9,8 Н/кг FА=g· ρв·V=9,8·1,3·40=520 Н
ρв=1,3 кг/ м3 Fп= FА- Рг=520-71=449 Н
Найти: Fп-? Ответ: подъемная сила шара 449 Н.
4.Закрепление материала.
Решение кроссворда в парах (приложение 1). Проверка ответов.
5.Подводятся итоги урока, выставляются оценки за работу на уроке.
6. Задание на дом: §54, задача № 520 -Перышкин
Дополнительно, при наличии резерва времени.
В заключении я вам прочитаю отрывок из литературного произведения:
Л.Н.Толстой. Рассказ аэронавта.
Герой рассказа поднялся в воздух на воздушном шаре.
“Я посмотрел на барометр. Теперь я уже был на пять верст над землею и чувствовал, что мне воздуха мало, и я стал часто дышать. Я потянул за веревку, чтобы выпустить газ и спускаться, но ослабел ли я, или сломалось что – нибудь, – клапан не открывался…”Если я не остановлю шар,– подумал я,–то он лопнет, и я пропал”. …Я изо всех сил ухватился за веревку и потянул. Слава Богу, – клапан открылся, засвистало что–то”.
Вопросы:
1) Что измеряют барометром? (Атмосферное давление)
2) Почему герою стало трудно, мало воздуха?(Плотность воздуха с высотой уменьшается, т.к. чем выше от поверхности Земли слой воздуха, тем слабее он сжат).
3) Почему воздушный шар , поднявшись высоко, может лопнуть?
(На каждые 12 метров подъема давление уменьшается в среднем на 1 мм.рт.ст.или 133 гПа, внутри шара давление остается прежним, получается, что давление газа изнутри может сильно превысить атмосферное давление, и шар лопнет).
Каждый из нас смотрел различные приключенческие фильмы и видел, что воздушный шар в определенный момент может терять высоту, и герои для того, чтобы шар поднялся выше, сбрасывают специально для этой цели балласт(высыпают песок из мешков).
Почему шар может терять высоту?(По мере поднятия шара из–за уменьшения плотности воздуха, уменьшается и Архимедова сила, для уменьшения силы тяжести сбрасывают груз).
-Совершенно верно, в конце концов, шар достигает своей предельной высоты, и при помощи специального клапана выпускают воздух, как наш герой из предыдущего рассказа.
Приложение 1
Задание 1
Два одинаковых стальных шара уравновешены на рычажных весах (см. рисунок). Нарушится ли равновесие весов, если один шар опустить в машинное масло, а другой — в бензин?
1) Нет, так как шары имеют одинаковую массу.
2) Нет, так как шары имеют одинаковый объём.
3) Да — перевесит шар, опущенный в бензин.
4) Да — перевесит шар, опущенный в масло.
Задание 2
Алюминиевый и стальной шары имеют одинаковую массу. Какой из них легче поднять в воде? Ответ поясните.
Задание 3
На концах коромысла равноплечих весов подвешены два однородных шарика. Один шарик сделан из железа, а другой — из меди. Весы находятся в равновесии. Что произойдёт с равновесием весов, если оба шарика полностью погрузить в воду?
- 1) весы останутся в равновесии, так как массы шариков одинаковы
- 2) весы останутся в равновесии, так как шарики имеют одинаковые объёмы
- 3) равновесие весов нарушится — опустится шарик, сделанный из железа
4) равновесие весов нарушится — опустится шарик, сделанный из меди
Задание 4
Кубик из древесины сначала плавает в сосуде с водой, а затем — в сосуде со спиртом. При этом в сосуде со спиртом сила Архимеда, действующая на кубик,
1) не изменилась, а объём погружённой в жидкость части кубика уменьшился
2) не изменилась, а объём погружённой в жидкость части кубика увеличился
3) увеличилась, а объём погружённой в жидкость части кубика уменьшился
4) уменьшилась, а объём погружённой в жидкость части кубика увеличился
Приложение 2
Кроссворд
По горизонтали:
1.Горючий газ, которым наполняют воздушные шары
2.Древнегреческий ученый, открывший закон гидростатики
3.Груз, который сбрасывают, чтобы подняться выше
4. Французский писатель, рассказавший о полете на воздушном шаре
5.Негорючий газ, используемый для наполнения воздушного шара
По вертикали:
1.Благодаря чему, шар перемещается в горизонтальном направлении
2.Неуправляемый аэростат
3.Управляемый аэростат
4.Летательный аппарат легче воздуха
2 | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
| 3 | ||||||||
|
| |||||||||||||
| 2 |
|
|
|
|
|
| |||||||
5 |
|
|
|
|
| |||||||||
|
| |||||||||||||
| ||||||||||||||
3 |
|
|
| 4 |
|
| ||||||||
|
| |||||||||||||
| 4 |
|
|
| ||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
урок на тему "Семейства класса Однодольные растения" биология – 6 класс
знакомлю шестиклассников с типичными представителями семейств Лилейные и Злаки, их отличительными признаками, биологическими особенностями;вместе с учащимися выясняем их значение....
Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)
На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....
Обобщающий урок по теме « Важнейшие классы неорганических соединений» в 8 классе
Обобщающий урок по теме ...
Урок по теме "Основные классы соединений". 8 класс
Методическая разработка урока развивающего контроля. Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной рабо...
Обобщающий урок по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» в 8 классе
Познавательные цели: повторение и обобщение изученного материала по теме: оксиды, кислоты, основания, соли; их классификацию; химические свойства, умение их подтверждать уравнениями реакции, умение пр...