Рабочая программа и КТП по курсу внеурочной деятельности "Занимательная физика" для 5-6 классов
рабочая программа по физике (5, 6 класс)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС на основе УМК А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности по физике 5-6 | 45.19 КБ |
КТП "Занимательная физика " 5-6 | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»
ПРИНЯТО решением педагогического совета МБОУ «ООШ №6» протокол от 29.08.2016 г. № 14 | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «ООШ №6» от 31.08. 2016 г. № 76/2 |
рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
для 5-6 классов
составитель:
учитель физики Калабухова М.М.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
1. Планируемые результаты освоения курса « Занимательная физика»
Личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования:
- для глухих, слабослышащих, позднооглохших учащихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
- для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- для учащихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- понимание физических терминов.
- умение проводить наблюдения физических явлений-
- владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;
- умение пользоваться СИ, кратными и дольными единицами измерений;
- понимание роли ученых в развитии физики.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
5 класс
Введение (1 час)
Природа. Явления природы. Что изучает физика? Наблюдения и опыты — методы научного познания. Правила безопасности в кабинете физики.
Физические величины и их измерение (6 часов)
Измерения и измерительные приборы. Измерение линейных размеров тел. Единицы измерения. Измерение площади. Измерение объёма тел. Измерительный цилиндр (мензурка). Время. Измерение интервалов времени. Часы. Единицы измерения времени. Масса. Измерение массы. Температура и способы её измерения.
Фронтальные лабораторные работы:
- Определение линейных размеров физического тела
- Измерение объёма тела
- Измерение площадей объёма жидкости
- Сравнение характеристик физических тел
- Наблюдение различных состояний вещества
- Измерение массы тела на рычажных весах
- Измерение температуры воды
Тела и вещества (9 часов)
Строение вещества. Молекулы. Атомы. Движение молекул. Взаимодействие молекул. Химические элементы. Вещества простые и сложные. Состояния вещества. Модели газа, жидкости и твёрдого тела. Растворы веществ. Плотность вещества. Единицы плотности.
Фронтальные лабораторные работы:
- Наблюдение делимости вещества
- Наблюдение явления диффузии в жидкости и газе
- Наблюдение взаимодействия частиц вещества
- Наблюдение горения.
- Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.
- Измерение плотности вещества.
Взаимодействия (12 часов)
Взаимодействие тел. Сила. Изображение сил. Сила тяжести. Всемирное тяготение. Вес тела. Сила упругости. Измерение сил. Трение. Силы трения. Давление твёрдых тел. Давление в жидкостях и газах. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы:
- Наблюдение возникновения силы упругости
- Измерение силы тяжести и веса тела
- Измерение силы трения
- Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел
- Наблюдение магнитного взаимодействия
- Определение давления тела на опору
- Измерение выталкивающей силы
- От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?
- Выяснение условий плавания тел
Механические явления (6 часов)
Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Относительность механического движения. Звук.
Фронтальные лабораторные работы:
- Вычисление скорости движения бруска
- Наблюдение относительности движения
- Наблюдение источников звука
6 класс
Повторение (3 часа)
Механическое движение. Силы в природе. Условия равновесия тел.
Фронтальные лабораторные работы.
- Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
Тепловые явления (7 часов)
Температура и её измерение. Тепловое движение частиц. Внутренняя энергия тел. Изменение внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Агрегатные состояния вещества. Кипение.
Фронтальные лабораторные работы.
- Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении
- Отливка игрушечного солдатика
- Нагревание стеклянной трубки
- Наблюдение за плавлением снега
- От чего зависит скорость испарения жидкости
- Наблюдения охлаждения жидкости при испарении
- Наблюдение теплопроводности воды и воздуха
Электромагнитные явления (7 часов)
Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь. Виды соединения проводников. Проводники и изоляторы. Действия электрического тока. Природное электричество. Напряжение. Сила тока. Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Электромагнитные явления. Применение электромагнитов и электродвигателей.
Фронтальные лабораторные работы
- Последовательное соединение
- Параллельное соединение
- Наблюдение теплового действия тока
- Наблюдение магнитного действия тока
- Действие магнита на проводник с током
Световые явления (6 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой луч. Получение тени и полутени. Солнечные и лунные затмения. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Получение изображений в плоском зеркале и системе плоских зеркал. Преломление света. Линзы. Глаз. Дефекты зрения. Оптические приборы. Очки. Лупа. Цвета тел. Смешивание цветов.
Фронтальные лабораторные работы
- Свет и тень
- Изготовление камеры-обскуры
- Наблюдение отражения света
- Наблюдение преломления света
- Наблюдение изображений в линзах
Физика и химия (3 часа)
Физические и химические явления. Вещество и тело. Строение вещества. Химические элементы и их соединения. Кислоты. Основания. Индикаторы. Углеводы, белки, жиры.
Фронтальные лабораторные работы
- Наблюдение физических и химических явлений
- Действие кислот и оснований на индикаторы
- Распознавание крахмала
Солнечная система (3 часа)
Древняя наука - астрономия. Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп. Начало космической эры. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли.
Фронтальные лабораторные работы
- Изготовление астролябии и измерение высоты Солнца.
Земля – место обитания человека (2 часа)
Литосфера, мантия, ядро. Гидросфера. Исследование морских глубин. Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха, измерение относительной влажности. Психрометр, гигрометр. Атмосферные явления. Освоение атмосферы человеком. Загрязнение атмосферы и гидросферы. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.
Человек дополняет природу
Простые механизмы. Блок, рычаг, наклонная плоскость. Механическая работа.
Фронтальные лабораторные работы
- Изучение действия рычага.
- Вычисление механической работы.
Форма организации – кружок.
Формы занятий:
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Конкурсы, викторины.
Экскурсии,
Лабораторные работы
Просмотр видеороликов.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно – ценностное общение;
- досугово – развлекательная деятельность.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
5 класс
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Физические величины и их измерение | 6 |
3 | Тела и вещества | 9 |
4 | Взаимодействия | 12 |
5 | Механические явления | 6 |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
1 | Тепловые явления | 7 |
2 | Электромагнитные явления | 10 |
3 | Световые явления | 11 |
4 | Звуковые явления | 7 |
5 | Солнечная система | 11 |
6 | Земля – место обитания человека | 10 |
8 | Наука и человек | 14 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»
ОБСУЖДЕНО на заседании МО классных руководителей протокол от 26.08.2016 г. № 1 | ПРИНЯТО решением педагогического совета протокол от 29.08.2016 г. № 14 | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «ООШ №6» от 31.08. 2016 г. № 76/2 |
Календарно – тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
для 5а класса на 2016 – 2017 учебный год
учителя физики Калабуховой М.М.
КТП для 5 класса | |||
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
07.09 | Что изучает физика. Научный метод. Лабораторное оборудование | ||
14.09 | Измерительные приборы. Измерения. Л. Р. №1 «Определение размеров тела» | ||
21.09 | Л. р. №2 «Измерение объёма тела». Л. р. №3 «Измерение объёма жидкости» | ||
28.09 | Форма, объём, цвет, запах. Л. р. №4 «Сравнение характеристик тел» | ||
05.10 | Состояние вещества. Л. р. №5 «»Наблюдение различных состояний вещества» | ||
12.10 | Масса. Правила измерения массы. Л.р. №6 «Измерение массы на рычажных весах» | ||
19.10 | Температура. Л.р. №7 «Измерение температуры воды и воздуха» | ||
26.10 | Строение вещества. Л.р. №8 «Наблюдение делимости вещества» | ||
10.11 | Движение частиц вещества. Л.р. №9 «Наблюдение явление диффузии» | ||
17.11 | Взаимодействие частиц вещества. Л.р. № 10 « Наблюдение взаимодействия частиц вещества» | ||
24. 11 | Частицы вещества и состояние вещества. Строение атома | ||
01.12 | Химические элементы. Вещества простые и сложные | ||
08.12 | Кислород. Л.р. № 11 «Наблюдение горения» | ||
15.12 | Водород. Вода | ||
22.12 | Раствор и взвесь. Л.р. №12 Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием» | ||
12.01 | Плотность. Л.р. № 13 «Измерение плотности тела» | ||
19.01 | Сила. Действие рождает противодействие. Всемирное тяготение | ||
26.01 | Сила упругости. Л.р. №14 «Наблюдение возникновения силы упругости» | ||
02.02 | Условия равновесия тел | ||
09.02 | Как измеряют силу? Л.р. №15 «Измерение силы» | ||
16.02 | Трение. Л.р. №16 «Измерение силы трения» | ||
23.02 | Электрические силы. Л.р. №17 «Наблюдение наэлектризованных тел» | ||
02.03 | Магнитное взаимодействие. Л.р. № 18 «Наблюдение магнитного взаимодействия» | ||
09.03 | Давление. Л.р. №19 «Определение давления тела на опору» | ||
16.03 | Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды | ||
23.03 | Действие жидкости на погруженное в неё тело. Л.р. №20 Определение выталкивающей силы» | ||
13.04 | Л.р. № 21 «От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила? | ||
20.04 | Л.р. №22 «Выяснение условий плавания тел» | ||
27.04 | Механическое движение. Путь, время, скорость | ||
04.05 | Л.р. № 23 «Вычисление скорости движения бруска» | ||
11.05 | Решение задач на расчёт пути и времени движения | ||
18.05 | Л.р. №24 «Наблюдение относительности движения» | ||
25.05 | Звук. Л.р. №25 «Наблюдение источников звука» |
КТП для 6 класса | |||
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
1 | Механическое движение. Силы в природе. | ||
2 | Условия равновесия тел | ||
3 | Л.р. №1 «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации» | ||
4 | Температура. Л.р. №2 «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении» | ||
5 | Лр. №3 «Отливка игрушечного солдатика» | ||
6 | Л.р. №4 «Нагревание стеклянной трубки» | ||
7 | Агрегатные состояния вещества. Л.р. №5 «Наблюдение за плавлением снега» | ||
8 | Кипение. Л.р. №6 «От чего зависит скорость испарения жидкости» | ||
9 | Л.р. №7 «Наблюдения охлаждения жидкости при испарении» | ||
10 | Виды теплопередачи. Л.р. №8 «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха» | ||
11 | Электрический ток. Источники тока. Действия тока | ||
12 | Л.р. № 9 «Последовательное соединение» | ||
13 | Л.р. № 10 «Параллельное соединение проводников» | ||
14 | Л.р. №11 «Наблюдение теплового действия тока» | ||
15 | Л.р. №12 «Наблюдение магнитного действия тока» | ||
16 | Напряжение. Сила тока. | ||
17 | Постоянные магниты. Электромагниты и электродвигатели. Л.Р.№ 13 «Д0ействие магнита на проводник с током» | ||
18 | Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой луч. | ||
19 | Получение тени и полутени. Солнечные и лунные затмения Л.р. № 14 «Свет и тень» | ||
Л.р. №15 «Изготовление камеры-обскуры | |||
20 | Закон отражения света. Л.р. №16 «Наблюдение отражения света» | ||
21 | Л.Р. №17 «Наблюдение преломления света» | ||
22 | Линза. Глаз. Дефекты зрения. Очки. Лупа. Л.р. №18 «Наблюдение изображений в линзе» | ||
23 | Цвета тел. Смешивание цветов | ||
24 | Физические и химические явления. Строение вещества. Л.р. №19 «Наблюдение физических и химических явлений» | ||
25 | Химические элементы и их соединения. Л.р. №20 «Действие кислот и оснований на индикаторы» | ||
26 | Углеводы, белки, жиры. Л.Р. №21 «Распознавание крахмала» | ||
27 | Древняя наука - астрономия. Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. | ||
28 | Вращение Земли вокруг своей оси. Луна – спутник Земли. Фазы луны | ||
29 | Астрономические приборы: астрономический посох, астролябия, телескоп. Л.р. №22 «Изготовление астролябии и измерение высоты Солнца» | ||
30 | Литосфера, мантия, ядро. Гидросфера. Исследование морских глубин. | ||
31 | Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха, измерение относительной влажности. Психрометр, гигрометр. Атмосферные явления. | ||
32 | Простые механизмы. Блок, рычаг, наклонная плоскость. | ||
33 | Л.р. №23 «Изучение действия рычага» | ||
34 | Л.р. №24 «Вычисление механической работы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШевченкоНиныВасильевны по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» 10 класс Учебник: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин,
Рабочая программа составлена для 10 общеобразовательного класса по учебнику С. М. Никольского, М. К. Потапова и др.Она может быть использована в работе молодыми специалистами....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана п...
Рабочая программа и тематическое планирование Курса внеурочной деятельности Подготовка к ОГЭ
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»,- Приказ минобрн...
Рабочая программа и КТП по курсу внеурочной деятельности "Занимательная физика" для 7-9 классов
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа и КТП по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 7 класса
Рабочая программа и КТП составлены с требованиями ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9
Программа нацелена на развитие:способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмо...
Рабочая программа основного общего образования курса внеурочной деятельности «адаптивная физкультура» для 8 класса
Рабочая программа основного общего образованиякурса внеурочной деятельности «адаптивная физкультура»для 8 «Б» класса...