Теория решения изобретательских задач 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Разработана в соответствии с ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_9_fgos_1.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №47
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Теория решения изобретательских задач 9 класс
Разработана в соответствии с ФГОС ООО
ФИО разработчика: Зайцева С.В.
Должность: учитель физики
Категория: высшая
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике разработана с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (http://минобрнауки.рф), учебного плана школы и следующих нормативных документов:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями в соответствии с приказом
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Класс | Часть учебного плана | Количество часов в неделю, количество часов за год обучения |
9 класс | Обязательная часть | 0/0 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 0,5/17 | |
Всего | 0,5/17 |
Учебно-методическое обеспечение программы:
Для учителя:
1. Альтшуллер Г.С. « Найти идею», Новосибирск, «Наука», 1991.
2. Альтов Г. «И тут появился изобретатель...», Москва, «Детская литература», 1984.
3. Журнал «ТРИЗ», Выпуски 1.1.90, 93.1, 2.1.91, 94.1, 2.2.91
4. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. «Как стать гением», Минск, «Беларусь», 1994.
5. Альтшуллер Г.С.,Селюцкий А.Б. «Крылья для ИКАРа»,Петрозаводск, «Карелия», 1980.
6. Злотин Б.Л., Зусман А.В. «Изобретатель пришел на урок», Кишинев, «Лумина»,1990.
7. Саламатов Ю.П. «Как стать изобретателем», Москва, «Просвещение», 1990.
8. Серия сборников «Техника – Молодежь – Творчество» Сост. Селюцкий А.Б. изд. Петрозаводск, Карелия: Дерзкие формулы творчества,1987; Нить в лабиринте, 1988; Правила игры без правил, 1989; Шанс на приключение, 1991; Как стать еретиком, 1991
9. Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать», – СПб.:1999
10. Иванов Г.И. «И начинайте изобретать!», Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.
11. Иванов Г.И. «Формулы творчества или как научиться изобретать», Москва, «Просвещение», 1994.
12. Сборники « Учителям о ТРИЗ» № 1-5. Сост. Крячко В.Б. -СПб. Центр внедрения педагогического опыта, 1997-2003.
13. Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких», Москва, Педагогика-Пресс, 1993.
14. Викентьев И.Л. Кайков И.К. «Лестница идей», Новосибирск, 1992.
15. Трифонов Д.Н. «Сборник задач из НФЛ», С-Петербург, «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
Для обучающихся:
1. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1994.
2. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М.: Генезис, 2005.
3. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2001.
Планируемые результаты освоения элективного курса «Теория решения изобретательских задач»
По окончании курса ученик научится:
- понимать законы развития технических систем;
- понимать историю человеческой цивилизации как историю создания изобретений;
- понимать, что движущей силой прогресса является творчество людей;
- понимать, что крупные изобретения - есть результат разрешения противоречий, заключенных в изобретательских задачах;
- понимать основные методы и приемы ТРИЗ;
- понимать основные понятия ТРИЗ: веполь, техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое противоречие, информационный фонд;
- пользоваться алгоритмом решения изобретательских задач;
- определять уровни решения изобретательских задач;
- определять типы решения задач в ТРИЗ;
- использовать разнообразные приемы разрешения противоречий;
- применять информационный фонд для решения задач;
Ученик получит возможность научиться:
- решать изобретательские задачи на основе приемов разрешения противоречий (технические, административные и др.);
- применять методы разрешения противоречий;
- составлять и решать задачи на основе ИКР;
- решать изобретательские задачи с использованием системного оператора.
- применять основные категории, понятия в практической деятельности для анализа конкретной задачи;
- составлять модели технической системы;
- проводить морфологический анализ конкретной изобретательской задачи.
Содержание элективного курса «Теория решения изобретательских задач»
9 класс
История цивилизации – история изобретений (1час)
Изобретение – это не игра ума; изобретение – необходимый фактор выживания человека. Значение и роль изобретений. Несостоятельность метода проб и ошибок (МП и О). Один из эффективных методов решения изобретательских задач- метод мозгового штурма.
Системный оператор (1 час)
Системный оператор (СО). Подсистема. Надсистема. Генетический, компонентный и функциональный подход при решении задач. Решение изобретательских задач с помощью системного оператора (СО).
Изобретательские приемы и ресурсы (2 часа)
Изобретательские ресурсы как средство решения проблемы с наименьшими затратами. Изобретательские приемы – копирование, фазовые переходы, «сделай наоборот».
Противоречие. Идеальный конечный результат (ИКР)(2часа)
Сущность противоречий. Разрешение противоречий в структуре, во времени и в воздействиях. Недостижимость ИКР. Практическое занятие: Решение задач с применением технических противоречий.
Решение изобретательских задач с использованием веполей (2 часа)
Веполь как геометрическая модель изобретательской задачи. Веполь = вещество+поле. Противоречие между двумя веществами. Поля в ТРИЗе - все виды взаимодействий. Практическое занятие: Решение задач с использованием полей
Физические, химические и геометрические эффекты, используемые при решении изобретательских задач (1 час)
Физические, химические, геометрические эффекты – основа решения изобретательских задач. Тепловое расширение, электромагнитные явления, фазовые переходы, электролиз, односторонние поверхности и т. д.
Стандартные приемы решения изобретательских задач (5 часов)
Основные приемы решения задач: прием обращения, согласование – рассогласование, матрешка, проскок, воздействие на каналы восприятия, «сделай заранее», «сделай чуть меньше или чуть больше». Практическое занятие: Решение задач на основе приёма «Принцип матрёшки». Практическое занятие: Решение задач с применением приемов решения изобретательских задач.
Моделирование маленькими человечками (1 час)
Метод моделирования маленькими человечками - создание воображаемой ситуации, Наглядность и помощь метода моделирования маленькими человечками в решении задач.
Приемы фантазирования (2 часа)
Метод аналогов, метод ассоциаций, метод фокальных объектов, метод морфологической матрицы. Усовершенствование объекта или создание нового объекта с помощью данных методов. Приемы фантазирования: увеличение – уменьшение, ускорение – замедление, дробление – объединение, динамизация – статика, квантование – непрерывность и т. д. Практическое занятие: Решение задач с применением приемов фантазирования.
Тематическое планирование элективного курса «Теория решения изобретательских задач»
Класс 9
Количество:
учебных недель_____ 17
часов в неделю_____ 1
часов по учебному плану (за год обучения)_____17
плановых практических занятий____4
№ | Тема | Количество часов | Сроки |
1 | История цивилизации – история изобретений | 1час | 1 неделя сентября |
2 | Системный оператор | 1 час | 2 неделя сентября |
3 | Изобретательские приемы и ресурсы | 2 часа | 3 неделя сентября – 4 неделя сентября |
4 | Противоречие. Идеальный конечный результат (ИКР) | 2часа | 1 неделя октября – 2 неделя октября |
5 | Решение изобретательских задач с использованием веполей | 2 часа | 3 неделя октября – 4 неделя октября |
6 | Физические, химические и геометрические эффекты, используемые при решении изобретательских задач | 1 час | 1 неделя ноября |
7 | Стандартные приемы решения изобретательских задач | 5 часов | 3 неделя ноября-2неделя декабря |
8 | Моделирование маленькими человечками | 1 час | 3 неделя декабря |
9 | Приемы фантазирования | 2 часа | 4 неделя декабря |
Всего | 17 часов |
Перечень практических занятий, 9 класс
Тема | Название работы | № урока | Сроки |
Противоречие. Идеальный конечный результат (ИКР) | ПЗ: Решение задач с применением технических противоречий. | 1 | 2 неделя октября |
Решение изобретательских задач с использованием веполей | ПЗ: Решение задач с использованием полей | 1 | 4 неделя октября |
Стандартные приемы решения изобретательских задач | ПЗ: Решение задач на основе приёма «Принцип матрёшки». | 1 | 1неделя декабря |
ПЗ: Решение задач с применением приемов решения изобретательских задач. | 1 | 2неделя декабря | |
Приемы фантазирования | ПЗ: Решение задач с применением приемов фантазирования. | 1 | 4 неделя декабря |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Статья по ТРИЗ...
Теории решения изобретательских задач
Применение педагогических технологий на уроках истории...
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач
Какие задачи учит решать современная школа? Она должна развивать творческие качества детей. Без творческих качеств не разовьешься. Какую задачу ставит перед молодым человеком жизнь? ...
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология
В статье описаны примеры использования методов ТРИЗ Г.С.Альтшуллера на уроках английского языка....
«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»
Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...
Методическая разработка "Использование элементов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) на занятиях ИЗО детского объединения «Радуга»
В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, с...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Теория решения изобретательских задач" для 6 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Теория решения изобретательских задач» для 6 класса разработана на основе авторской программы сквозного кур...