Мониторинг успешности учения
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (11 класс)
Подборка заданий различного уровня сложности по теме "Колебания", для использования при подготовке к ГИА 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_uspeshnosti_obucheniya.docx | 105.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование мониторинга успешности учения обучающихся
Проект содержит дифференцированные по уровню сложности задания, проверяющие в совокупности усвоение учащимися всего содержания учебной темы и составляющие итоговую работу; систему срезовых работ.
К уроку физики 11 класс
Тема: «Механические колбания»
(базовый уровень)
Содержательные элементы урока, подлежащие проверке
В соответствии с кодификатором ЕГЭ по физике 2018 года проверке подлежат следующие понятия:
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 | ||
1.5 | Механические колебания | |
1.5.1 | гармонические колебания. Амплитуда и фаза колебаний. | |
кинематическое описание: x=A cos (ωt+ φ0); v(t)=x/(t); a(t)=v/(t)=x//(t)=-ω2x(t). | ||
динамические описания: max=-кx, где к =mω2. | ||
энергетические описания:( закон сохранения механической энергии) mv2/2+ kx2/2=mV2/2=kA2/2=const. | ||
связь амплитуды колебаний исходных величин с амплитудами колебаний е скорости и ускорения: Vvax=ωx, amax=ω2x | ||
1.5.2 | период и частота колебаний | |
период колебаний математического маятника | ||
период колебаний пружинного маятника |
Виды заданий:
- Задания с кратким ответом:
- Период колебаний потенциальной энергии горизонтального пружинного маятника 1 с. Каким будет период ее колебаний, если массу груза маятника увеличить в 2 раза, а жесткость пружины вдвое уменьшить? (Ответ дайте в секундах.)
- Скорость тела, совершающего гармонические колебания меняется с течением времени в соответствии с уравнение v=3х10-2sin 2πt, где все величины выражены в СИ. Какова амплитуда колебаний скорости? (Ответ дайте в метрах в секунду.)
- Груз, подвешенный на пружине жёсткостью 400Н/м совершает свободные гармонические колебания. Какой должна быть жёсткость пружины, чтобы частота колебаний этого груза увеличилась в 2 раза? (Ответ дайте в Н/м.)
- При свободных колебаниях груза на нити как маятника его кинетическая энергия изменяется от 0 Дж до 50 Дж, максимальное значение потенциальной энергии 50 Дж. Чему равна полная механическая энергия груза при таких колебания? (Ответ выразите в джоулях.)
- Объяснение явлений
1. Исследовалась зависимость удлинения пружины от массы подвешенных к ней грузов. Результаты измерений представлены в таблице.
m, кг | 0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
x, м | 0 | 0,02 | 0,04 | 0,06 | 0,07 | 0,09 |
Погрешности измерений величин m и x равнялись соответственно 0,01 кг и 0,01 м. Выберите два утверждения, соответствующие результатам этих измерений.
1) Коэффициент упругости пружины равен 5 Н/м.
2) Коэффициент упругости пружины равен 50 Н/м.
3) При подвешенном к пружине грузе массой 150 г её удлинение составит 4 см.
4) С увеличением массы растяжение пружины уменьшается.
5) При подвешенном к пружине грузе массой 250 г её удлинение составит 5 см.
2. Груз, подвешенный на лёгкой пружине жёсткостью 200 Н/м, совершает вертикальные колебания. На рисунке изображены графики зависимости смещения груза x и проекции скорости груза Vx от времени t.
На основании анализа приведённых графиков, выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.
1) Круговая частота ω колебаний груза равна 40 рад/с.
2) Период колебаний груза равен (0,1π) с.
3) Максимальное ускорение груза равно по модулю 800 см/с2.
4) Масса груза равна 1 кг.
5) Максимальная потенциальная энергия упругой деформации пружины равна 4 кДж
3. Груз совершает свободные вертикальные гармонические колебания на пружине жёсткостью 100 Н/м. На рисунке 1 изображена схема экспериментальной установки, указаны положение равновесия (0) и положения максимальных отклонений груза (А и В). На рисунке 2 изображена зависимость проекции скорости Vx этого груза от времени t.
На основании анализа графика и схематического изображения экспериментальной установки выберите из приведённого ниже списка два правильных утверждения и укажите их номера.
1) Масса груза равна 2 кг.
2) В момент времени t = 0 груз находился в положении А.
3) В момент времени t1 кинетическая энергия груза была максимальна.
4) В момент времени t2 потенциальная энергия пружины больше кинетической энергии груза.
5) В момент времени t3 кинетическая энергия груза больше, чем в момент времени t1
- Изменение физических величин в процессах
- Груз массой m, подвешенный к пружине, совершает колебания с периодом T и амплитудой x0. Что произойдет с периодом колебаний, максимальной потенциальной энергией пружины и частотой колебаний, если при неизменной амплитуде уменьшить массу груза?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась; 2) уменьшилась; 3) не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Период колебаний | Максимальная потенциальная энергия пружины | Частота колебаний |
- Груз изображенного на рисунке пружинного маятника совершает гармонические колебания между точками 1 и 3.
Как меняются кинетическая энергия груза маятника, скорость груза и жесткость пружины при движении груза маятника от точки 1 к точке 2?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается; 2) уменьшается; 3) не изменяется.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Кинетическая энергия груза маятника | Скорость груза | Жесткость пружины |
- Груз массой m подвешенный к длинной нерастяжимой нити длиной l совершает колебания с периодом T. Угол максимального отклонения равен α. Что произойдет с периодом колебаний, максимальной кинетической энергией и частотой колебаний нитяного маятника, если при неизменном максимальном угле отклонения груза уменьшить длину нити?
К каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
| ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
А) Период колебаний Б) Максимальная кинетическая энергия В) Частота колебаний |
| 1) Увеличивается 2) Уменьшается 3) Не изменится |
A | Б | В |
|
|
|
- Установление соответствия:
- Груз изображенного на рисунке пружинного маятника может совершать гармонические колебания между точками 1 и 3. Период колебаний груза Т.
Графики А и Б представляют изменения физических величин, характеризующих колебания груза после начала колебаний из положения в точке 1.
ГРАФИКИ |
| ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
А) Б) |
| 1) Потенциальная энергия пружинного маятника; 2) Кинетическая энергия груза на пружине; 3) Проекция скорости груза на ось Ох; 4) Проекция ускорения груза на ось Ох. |
Установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики могут представлять.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б |
|
|
- Математический маятник совершает гармонические колебания между точками 1 и 2.
Графики А и Б представляют зависимость от времени t физических величин, характеризующих колебания. В начальный момент времени маятник находился в положении 1.
ГРАФИКИ |
| ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
А) Б) |
| 1) Проекция скорости на ось Оy; 2) Проекция ускорения на ось Ох; 3) Кинетическая энергия маятника; 4) Потенциальная энергия маятника относительно поверхности земли. |
Установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики могут представлять.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б |
|
|
- Расчетные задачи
- Подвешенный на нити грузик совершает гармонические колебания. В таблице представлены координаты грузика через одинаковые промежутки времени. Какова примерно максимальная скорость грузика? Ответ укажите в м/с с точностью до двух знаков после запятой.
t, c | 0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
x, см | 4 | 2 | 0 | 2 | 4 | 2 | 0 | 2 |
- Амплитуда малых свободных колебаний пружинного маятника равна 4 см, масса груза — 400 г, жесткость пружины — 40 Н/м. Чему равна максимальная скорость колеблющегося груза? Ответ укажите в м/с с точностью до одного знака после запятой.
- Груз, прикреплённый к пружине жёсткости 200 Н/м, совершает гармонические колебания (см. рисунок). Максимальная кинетическая энергия груза при этом равна 1 Дж. Какова амплитуда колебаний груза? (ответ приведите в метрах)
- Качественные задачи
- При малых колебаниях вблизи положения равновесия математического маятника длиной l=1 м модуль силы натяжения нити, на которой подвешен грузик массой 100 г, меняется в пределах от T до T+ΔT где ΔT= 15 мН и ΔT<
A колебаний этого маятника. Трение не учитывайте. При решении задачи учтите, что для малых углов α справедливо приближённое равенство sinα = α . Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на грузик. - Маленький шарик, подвешенный к потолку на лёгкой нерастяжимой нити, совершает колебания в вертикальной плоскости. Максимальное отклонение нити от вертикали составляет угол α = 60°. Сделайте рисунок с указанием сил, приложенных к шарику в тот момент, когда шарик движется влево-вверх, а нить образует угол β = 30° с вертикалью (см. рисунок). Покажите на этом рисунке, куда направлено в этот момент ускорение шарика (по нити, перпендикулярно нити, внутрь траектории, наружу от траектории). Ответ обоснуйте. Сопротивление воздуха не учитывать.
- Задачи с развернутым решением
- Груз массой 1 кг подвесили на невесомой пружине, и он мог совершать вертикальные гармонические колебания с некоторой частотой. Затем параллельно первой пружине присоединили вторую такую же и подвесили к ним другой груз. Частота колебаний новой системы оказалась вдвое меньше, чем прежней. Чему равна масса М второго груза?
Все виды заданий взяты с сайта «Решу ЕГЭ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учения - основное условие успешного обучения
Мотивация учения – основное условие успешного обучения (1.слайд)(2 слайд)1.Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. ...
Мониторинг успешности учащихся.
Средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов....
Режим школьника - важнейший фактор сохранения здоровья и залог успешного учения
Режим школьника - кажеться родители про него забыли, а ведь это очень важно. Рекомендации родителям и детям....
"Мотивация учения – основное условие успешного обучения"
В данной статье рассматриваются вопросы причин спада мотивации и условия её формирования....
"Мотивация учения- основное условие успешного обучения"
Публикация тезисов доклада в материалах VIII Всероссийской научно- практической конференции "Поиск эффективных форм и методов обучения: современное состояние, проблемы, перспективы". Дата публикации 1...
Педагогический совет "Мотивация учения – основное условие успешного обучения"
Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Чт...
Мониторинг мотивации учения
мониторинг...