Рабочие программы с 10-11классы
рабочая программа по физике (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по физике для общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016г.)
- Приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013;
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2013 года № 585 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях»;
- Приказ министерства образования Республики Башкортостан от 29.04.2015г. № 905 ««О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год».
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобнауки России от 31.03.2014 №253) с изм. от 26.01.2016г.
- Учебный план МБОУ Саглынской СОШ на 2018-2019 учебный год.
9. На основе авторской программы Г.Я. Мякишева и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы, разработанной в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
10. Календаря учителя на 2018 – 2019 учебный год.
Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса
МЕХАНИКА (27 ЧАСОВ)
1.КИНЕМАТИКА (10 ЧАСОВ)
Естественнонаучный метод познания окружающего мира. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Механическое движение, виды движения, его характеристики. Способы описания движения. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение.
Скорость при движении с постоянным ускорением. Свободное падение тел.
Равномерное движение точки по окружности.
2.ДИНАМИКА. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (17 ЧАСОВ)
Инерциальная система отсчёта. I закон Ньютона. Сила. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Закон всемирного тяготения.
Сила тяжести и вес тела. Невесомость. Деформации и сила упругости. Закон Гука.
Сила трения.
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Мощность. Энергия.
Закон сохранения энергии в механике.
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ (1 ЧАС).
Равновесие тел. Условия равновесия тел.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (16 ЧАСОВ)
1.ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (10 ЧАСОВ)
Основные положения МКТ. Броуновское движение. Молекулы. Строение вещества. Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Насыщенный пар. Кипение. Критическая температура кипения. Влажность воздуха. Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.
2. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (6 ЧАСОВ)
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. I закон термодинамики. Адиабатный процесс. II закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (20 часов)
1. ЭЛЕКТРОСТАТИКА (8 ЧАСОВ)
Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.
Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники и
диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсатор.
2. ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (7 ЧАСОВ)
Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока.
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
3.ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (6 ЧАСОВ)
Электрическая проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Плазма.
Учебно-тематический план на 2018-2019 уч.год
Раздел | Количество часов | Лабораторные работы | Контрольные работы | Тесты |
Механика | 26 | 2 | 2 | 2 |
Элементы статики | 1 | - | - | - |
Молекулярная физика Термодинамика | 16 | 1 | 2 | 1 |
Электродинамика | 22 | 2 | 1 | 2 |
Резерв | 4 | - | - | - |
Итого | 70 | 5 | 5 | 5 |
Календарно-тематическое планирование 10 класса
№ урока | Количество урока | Тема урока | Сроки изучения | ||
План | Факт | ||||
МЕХАНИКА (26 часов) | |||||
Кинематика (9часов) | |||||
1 | 1 | Естественнонаучный метод познания окружающего мира. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. | |||
2 | 2 | Способы описания движения. Перемещение | |||
3 | 3 | Скорость равномерного прямолинейного движения. | |||
4 | 4 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей | |||
5 | 5 | Ускорение Скорость при движении с постоянным ускорением. | |||
6 | 6 | Решение задач на определение кинематических величин. | |||
7 | 7 | Свободное падение тел. | |||
8 | 8 | Равномерное движение точки по окружности. | |||
9 | 9 | Контрольная работа №1 «Основы кинематики». | |||
10 | 1 | Инерциальная система отсчёта. I закон Ньютона. | |||
11 | 2 | Сила. II закон Ньютона. | |||
12 | 3 | III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. | |||
13 | 4 | Решение задач на применение законов Ньютона. | |||
14 | 5 | Закон всемирного тяготения. | |||
15 | 6 | Сила тяжести и вес тела. Невесомость. | |||
16 | 7 | Деформации и сила упругости. Закон Гука. | |||
17 | 8 | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости». | |||
18 | 9 | Сила трения | |||
19 | 10 | Решение задач на движение тел, под действием нескольких сил. | |||
20 | 11 | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | |||
21 | 12 | Решение задач на закон сохранения импульса. | |||
22 | 13 | Работа силы. Мощность. Энергия. | |||
23 | 14 | Закон сохранения энергии в механике. | |||
24 | 15 | Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения энергии». | |||
25 | 16 | Решение задач на закон сохранения энергии. | |||
26 | 17 | Контрольная работа №2 «Основы динамики. Законы сохранения в механике». | |||
ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ (1 ЧАС) | |||||
27 | 1 | Равновесие тел. Условия равновесия тел. | |||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (16 часов) | |||||
Молекулярная физика (10 часов) | |||||
28 | 1 | Основные положения МКТ. Броуновское движение. | |||
29 | 2 | Молекулы. Строение вещества. | |||
30 | 3 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ | |||
31 | 4 | Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. | |||
32 | 5 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | |||
33 | 6 | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | |||
34 | 7 | Решение задач на газовые законы. | |||
35 | 8 | Насыщенный пар Кипение. Критическая температура кипения. Влажность воздуха. | |||
36 | 9 | Строение и свойства кристаллических и аморфных тел | |||
38 | 10 | Контрольная работа №3 «Молекулярная физика». | |||
Термодинамика (6часов) | |||||
39 | 1 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | |||
40 | 2 | I закон термодинамики. Адиабатный процесс | |||
41 | 3 | II закон термодинамики. | |||
42 | 4 | Решение задач на определение термодинамических величин. | |||
43 | 5 | Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. | |||
44 | 6 | Контрольная работа №4 «Термодинамика». | |||
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (21 час) | |||||
Электростатика (8часов) | |||||
45 | 1 | Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда | |||
46 | 2 | Закон Кулона. | |||
47 | 3 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. | |||
48 | 4 | Решение задач на применение закона Кулона. | |||
49 | 5 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | |||
50 | 6 | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. | |||
51 | 7 | Электроемкость. Конденсатор. | |||
52 | 8 | Решение задач на понятия и законы электростатики. | |||
Законы постоянного электрического тока (8 часов) | |||||
53 | 1 | Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока. | |||
54 | 2 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | |||
55 | 3 | Лабораторная работа №4 «Изучение параллельного и последовательного соединения проводников». | |||
56 | 4 | Работа и мощность постоянного тока. | |||
57 | 5 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | |||
58 | 6 | Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления проводника». | |||
59 | 7 | Решение задач на законы Ома. | |||
60 | 8 | Контрольная работа №5 «Электродинамика». | |||
Электрический ток в различных средах (6 часов) | |||||
61 | 1 | Электрическая проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. | |||
62 | 2 | Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. | |||
63 | 3 | Электрический ток в вакууме. | |||
64 | 4 | Электрический ток в жидкостях. | |||
65 | 5 | Электрический ток в газах. Плазма. | |||
66 | 6 | Обобщение и повторение темы «Электродинамика» | |||
67 | Повторение по теме «Кинематика» | ||||
68 | Повторение по теме «Динамика» |
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок
I. Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
2. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
3. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Список литературы для учителя
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,В.М. Чаругин Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2009 г.
- Аганов А.В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике/ А.В. Аганов.- М.: Дом пелагогики,1998.
- Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике/ Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров.- М.: Просвещение,1998.
- Кабардин О.Ф. Задачи по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман.- М.: Дрофа,2010.
- Кабардин О.Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; под ред. Ю.И. Дика, В.А. Орлова.- М.: АСТ, Астрель,2010.
- Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике/ А.Н. Малинин.- М.: Просвещение,2002.
- Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.: Просвещение,1971.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике/ М.Е. Тульчинский.- М.:Просвещение,1971.
Дополнительная литература для учащихся
- Е.А.Марон, А.Е.Марон Контрольные работы по физике 10-11 М.:Просвещение,2005
- ЕГЭ 2010.Физика. Тренировочные задания / А.А. Фадеева М.: Эксмо, 2011.
- ЕГЭ 2010: Физика / А.В. Берков, В.А. Грибоедов. - М.: АСТ: Астрель, 2011.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
• Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• федерального компонента государственного стандарта общего образования;
• федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
• приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• примерной программы среднего общего образования по физике,
• программы для общеобразовательных учреждений, составленной в соответствии с учебниками физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни (авторы программы- В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова).
Изучение физики на базовом (расширенном) уровне направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; освоение основ фундаментальных физических теорий: классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, для решения физических задач, для самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; формирование осознанных мотивов учения и подготовка к сознательному выбору профессии;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, приобретение опыта обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
- Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения. Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки старшеклассников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник на базовом (расширенном )уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
- устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
- проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом (расширенном) уровне получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекание физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Содержание программы.
Электродинамика
Электромагнитная индукция (продолжение)
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колеба¬ния. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электри¬ческих колебаний. Вынужденные колебания. Пере¬менный электрический ток. Емкость и индуктив¬ность в цепи переменного тока. Мощность в цеди пе¬ременного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энер¬гии.
Механические волны Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Оптика
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Основы специальной теории относительности
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией..
Квантовая физика
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.
Атомная физика
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра
Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.
Учебно - тематический план
В связи с тем, что с 2017- 2018 учебного года вводится отдельный предмет «Астрономия», считаю необходимым раздел «Строение Вселенной» заменить на обобщающее повторение. Тематическое распределение часов приведено в таблице.
Основное содержание
Тема | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы | |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) | 13 | 2 | 2 | |
Магнитное поле | 7 | 1 | 1 | |
Электромагнитная индукция | 6 | 1 | 1 | |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 12 | 1 | 1 | |
Механические колебания | 2 | 1 | ||
Электромагнитные колебания | 5 | |||
Механические волны | 2 | |||
Электромагнитные волны | 3 | 1 | ||
ОПТИКА | 16 | 1 | 5 | |
Световые волны | 9 | 4 | ||
Элементы теории относительности | 3 | |||
Излучение и спектры | 4 | 1 | 1 | |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 14 | 2 | 0 | |
Световые кванты | 3 | |||
Атомная физика | 3 | 1 | ||
Физика атомного ядра. Элементарные частицы | 8 | 1 | ||
Элементы астрофизики | 4 | |||
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ | 9 | |||
ИТОГО | 68 | 6 | 8 | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | ||
По плану | По факту | |||
1 | Магнитное поле. Индукция магнитного поля. | |||
2 | Сила Ампера | |||
3 | Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | |||
4 | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца | |||
5 | Решение задач | |||
6 | Магнитные свойства вещества | |||
7 | Контрольная работа № 1 «Стационарное магнитное поле» | |||
8 | Электромагнитная индукция. Магнитный поток. | |||
9 | Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. | |||
10 | Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | |||
11 | Явление самоиндукции. Индуктивность. | |||
12 | Решение задач | |||
13 | Контрольная работа № 2 «Электромагнитная индукция» | |||
14 | Свободны колебания. Гармонические колебания. Резонанс. | |||
15 | Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | |||
16 | Свободные электромагнитные колебангия. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | |||
17 | Гармонические ЭМ колебания. Формула Томпсона. | |||
18 | Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. | |||
19 | Резонанс в электрической цепи. Автоколебания. | |||
20 | Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии. | |||
21 | Волна. Характеристики волны. | |||
22 | Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн. | |||
23 | Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. | |||
24 | Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи | |||
25 | Контрольная работа № 3 «Колебания и волны» | |||
26 | Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | |||
27 | Законы преломления света. Полное отражение света. | |||
28 | Линзы. Построение изображений. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | |||
29 | Дисперсия, дифракция и интерференция света. Границы применимости геометрической оптики. | |||
30 | Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. | |||
31 | Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | |||
32 | Лабораторная работа № 5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | |||
33 | Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны» | |||
34 | Лабораторная работа № 7 «Оценка информационной емкости компакт-диска» | |||
35 | Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. | |||
36 | Элементы релятивистской динамики. | |||
37 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» | |||
38 | Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений. | |||
39 | Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | |||
40 | Решение задач | |||
41 | Контрольная работа № 4 «Оптика» | |||
42 | Фотоэффект. Применение фотоэффекта. | |||
43 | Фотоны. Гипотеза де Бройля. | |||
44 | Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света | |||
45 | Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Модель атомов водорода. | |||
46 | Лазеры | |||
47 | Контрольная работа № 5 «Световые кванты. Атомная физика» | |||
48 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Обменная модель. | |||
49 | Энергия связи атомных ядер. | |||
50 | Радиоактивность. Период полураспада. Виды радиоактивного распада. Методы наблюдения и регистрации частиц. | |||
51 | Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. | |||
52 | Ядерный реактор. Термоядерные реакции. | |||
53 | Применение ядерной энергии. Изотопы. Применение изотопов. Биологическое действие излучений. | |||
54 | Развитие физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Лептоны. Адроны. Кварки. | |||
55 | Контрольная работа № 6 «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц» | |||
56 | Видимые движения небесных тел. Законы движения планет. | |||
57 | Система Земля - Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. | |||
58 | Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности. Эволюция звезд. | |||
59 | Млечный путь - наша Галактика. Галактики. Строение и эволюция Вселенной. | |||
60 | Повторение. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. | |||
61 | Повторение. Механические колебания. Электромагнитные колебания. | |||
62 | Повторение. Производство, передача и использование электрической энергии. Механические волны. | |||
63 | Повторение. Электромагнитные волны. Световые волны. | |||
64 | Повторение. Элементы теории относительности. Излучения и спектры. | |||
65 | Повторение. Световые кванты. Атомная физика. | |||
66 | Повторение. Физика атомного ядра.Элементарные частицы. | |||
67 | Повторение. Решение задач. | |||
68 | Повторение. Решение задач. | |||
Итого: | 68 | К.р.- 6ч. | Л.р.- 8ч. |
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок
I. Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
2. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
3. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Список используемой литературы:
- Программа среднего общего образования по физике. Авторы программы: В.С. Данюшкин, О.В. Коршунова / Авторы: П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2011 г
- Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой.- 3-е изд.- М: Просвещение, 2016.
- А.П.Рымкевич Сборник задач по физике для 10-11 классов, М.Дрофа, 2011г.
- Дидактические материалы «Физика» 11 класс. Авторы: А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2005.
- ЕГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. М.Ю. Демидовой.- М.: Издательство «Национальное образование», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 11класс (3часа) УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа содержит: планирование на 3 часа, пояснительную записку, содержание материала, требования к знаниям и умениям....
Рабочая программа по биологии 11класс.
В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой....
Рабочая программа по биологии 11класс. Пояснительная записка и КТП
В основу В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой. Программа профил...
Рабочая программа по физике 11класс
В программе есть пояснительная записка.Цели и задачи курса.учебно- тематическое планированирование.Требование к уровню знаний....
Рабочая программа по истории 11класс 2013
Современное образование в настоящее время призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, учения,...
Рабочая программа курса ОБЖ 11класс
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.В учебной программе для 11 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....