Методическая разработка опорных конспектов по дисциплине ОДБ. 09 Физика по теме: «Постоянный ток»
методическая разработка по физике
Данная методическая разработка предназначена для изучения курса «Физика» в средних профессиональных образовательных учебных заведениях для профессий и специальностей технического профиля. Разработка является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим адаптировать сложный к восприятию и усвоению материал программы. Текстовой материал дополняют таблицы и рисунки.
Учебный материал посвящен главам «Электростатика» и «Законы постоянного тока».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._raz._fizika_ok._.doc | 427.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ. 09 ФИЗИКА ПО ТЕМЕ: «ПОСТОЯННЫЙ ТОК»
Разработала: Малашевич Любовь Владимировна - преподаватель физики, «Специалист высшей категории
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для изучения курса «Физика» в средних профессиональных образовательных учебных заведениях для профессий и специальностей технического профиля. Разработка является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим адаптировать сложный к восприятию и усвоению материал программы. Текстовой материал дополняют таблицы и рисунки.
Учебный материал посвящен главам «Электростатика» и «Законы постоянного тока».
Пояснительная записка
В разработке использованы крупноблочные опоры (опорные конспекты), представляющие собой схематическое конспективное изображение, которое отражает как основные страницы содержания крупного блока учебного материала, так и связи между ними.
Опорный конспект – концентрирует внимание обучающихся, позволяет выделить наиболее главные мысли темы, делать записи небольшого объема при достаточно объемном освещении темы. Количество занятий по опорным конспектам дает возможность основательно усвоить материал темы, главы.
Данная разработка позволяет превратить занятие в интересный, увлекательный, насыщенный творчеством процесс, отвечающий современным потребностям обучающихся, а также дает возможность изучать теоретический материал самостоятельно, не путаясь в сложных вопросах учебного материала.
Проверка знаний обучающихся по теме осуществляется при помощи контрольных вопросов и тестов, составленных таким образом, чтобы можно было обучающимся проявить самостоятельность, сообразительность, творчество.
Методическая разработка может служить как для обучающихся при подготовке к итоговой аттестации, так и для преподавателей при подготовке к проведению занятий.
Содержание
Тема: Электрический ток и замкнутая электрическая цепь
Электрические заряды отражают основные свойства определенных природных явлений, которые называются – электрические процессы.
Таким образом, электрические заряды являются причиной всех электрических явлений.
На основе возникающих между зарядами силовых воздействий различают:
- положительные +
- отрицательные –
Свободные электроны в телах, проводящих электрический ток, находятся в постоянном движении, но не имеют направления. Если к концам проводника приложить электрический ток (силы), то они начинают двигаться в одном направлении.
Электроны ( – ) к ( + ) полюсу
В электротехнике принято направление движения эл. тока от (+) к (–)
Для движения электрических зарядов:
+ E
–
K
Виды электрического тока
Условные графические обозначения различных видов источников электроэнергии:
а) б) в) г) д) е) ж)
+
~ Е -
- +
а – источника ЭДС, б – гальванических элементов и их аккумуляторов, в – батареи гальванических элементов, г – термоэлементов, д – фотоэлемента, е – электромашинного генератора постоянного тока, ж – электромашинного генератора переменного тока
Тема: Сила тока, электрическое сопротивление, напряжение
- О действии электрического тока можно судить по его величине.
Величина тока: зависит от того количества электричества, которое
за данный промежуток времени проходит через
поперечное сечение проводника
Часто применяемая единица измерения: 1 А х ч = 3600 кл
II. Электрическое сопротивление
Если известны: ● удельное сопротивление проводника – (…
● длина проводника – (ℓ)
● площадь поперечного сечения – (S)
то: полное сопротивление
Электрическое сопротивление определяет токопонижающее действие материала проводника. Измеряется в Ом.
III. Напряжение
Носители заряда обладают определенной массой. Чтобы эти массы могли двигаться, необходима энергия.
Потенциал – отнесенное к определенной точке напряжение
Разность потенциалов –напряжение между 2-мя выбранными точками цепи
равно разности потенциалов этих точек
Тема: Последовательное, параллельное соединение проводников.
I. Последовательное соединение сопротивления.
Электрическая цепь может быть составлена таким образом, что начало одного сопротивления соединяется с концом другого сопротивления. Ток при этом проходит последовательно одно за другим. Такое сопротивление называется последовательным.
+ -
I I
R1 R2 R3
u1 u2 u3
u
II. Параллельное соединение сопротивлений
параллельным соединением сопротивлений называют соединение, при котором с одной стороны соединяются все начала сопротивлений, а с другой стороны – все их концы.
Ток разветвляется, проходя одновременно по всем сопротивлениям под одинаковым напряжением.
Общее сопротивление параллельной цепи меньше
сопротивлений любой из составляющих ее ветвей
+ -
I I
R1
I1
R2
I2 R3
I3
u
Таким образом:
Тема: Проводники, полупроводники, диэлектрики
(электротехнические материалы)
Электрические свойства характеризуются количеством свободных электронов на внешней орбите.
Тема: Закон Кулона
Силы взаимодействия заряженных шаров.
Открытие закона Кулоном в 1785 г.
F – направлена вдоль прямой, соединяющей заряженные тела
F – сила отталкивания (при одинаковых знаках зарядов q1 q2) и сила
притяжения (при разных знаках)
k – электрическая постоянная (коэффициент пропорциональности)
Иногда вместо k → έо – электрическая постоянная
к = ; έо = ; έо=
Таким образом:
Тема: Закон Джоуля-Ленца
Преодолевая сопротивление проводника электрический ток выполняет работу, в процессе которой в проводнике выделяется тепло.
Свободные электроны при своем движении сталкиваются с атомами и молекулами.
При этих столкновениях МЕХАНИЧЕСКАЯ энергия движущихся электронов переходит в ТЕПЛОВУЮ.
Закон:
0,24 – коэффициент берется потому, что I=1A, R=1 Ом за tо=1 сек. и выделяет 0,24 малых калорий тепла.
Тема: Закон Ома для участка цепи
I
«Правило треугольника»:
сила тока (А)
Тема: Закон Ома для полной цепи. ЭДС.
Электрический ток может появиться в том случае, когда:
- на одном конце проводника – избыток электричества
- на другом конце провода – недостаток электричества
Возникает – РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ
Необходимо, чтобы на концах проводника действовала электрическая сила, заставляющая электроны двигаться в одном направлении – это электродействующая сила.
Тема: Расчет сложной электрической цепи
Первый закон Кирхгофа
Узел б I1 – к узлу
I2I3I6 – от узла
Узел г
Второй закон Кирхгофа
- + + -
+ -
Единицы некоторых электрических величин
в Международной системе
Наименование величины | Единица | |
Наименование | Назначение | |
Сила тока | Ампер | А |
Частота (переменного тока) | Герц | Гц |
Разность электрических потенциалов, напряжение, электродвижущая сила | Вольт | В |
Энергия (работа) тока | Джоуль | Дж |
Мощность тока | Ватт | Вт |
Электрическое сопротивление | Ом | Ом |
Удельное электрическое сопротивление | Ом-метр | Ом·м |
Электрическая емкость | Фарада | Ф |
Магнитный поток | Вебер | Вб |
Магнитная индукция | Тесла | Т |
Индуктивность | Генри | Гн |
Значения некоторых электрических величин в единицах СИ
Наименование единиц | Обозначение | Значение в единицах Международной системы |
Миллиампер | мА | 10-3А |
Микроампер | мкА | 10-6А |
Киловольт | кВ | 103 В |
Милливольт | мВ | 10-3 В |
Микровольт | мкВ | 10-6 В |
Мегом | Мом | 106 Ом |
Килом | кОм | 103 Ом |
Киловатт | кВт | 103 Вт |
Киловатт-час | кВт·ч | 3,6·106 Дж |
Микрофарада | мкФ | 10-6 Ф |
Пикофарада | пФ | 10-12 Ф |
Мегагерц | МГц | 106 Гц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Защита растений" на тему "Химический метод борьбы с вредными объектами"
Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных агрономических дисциплин...
методическая разработка открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»
План-конспект открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска"
Данная методическая разработка состоит из конспекта, плана урока и презентации. Данный материал может быть использован на уроках английского языка как в школе, так и ссузе и вузе....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" на тему: "Баскетбол. Техника и тактика игры в нападение"
Методическая разработка открытого урока «Баскетбол. Техника и тактика игры в нападении». Ведение мяча на месте и в движении - важный технический элемент для игры в баскетбол. Это спортивная атлетическ...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Информатика и ИКТ". Тема "Виды и формы информации"
Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Информатика и ИКТ". Тема "Виды и формы информации"...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Английский язык» по теме «Канада»
Цель урока: создать условия для коммуникативного общения по теме «Канада», формирование метапредметных, предметных и личностных результатов средствами технологии деятельностного подхода.За...
Методическая разработка занятия кружка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: “Победа, 75”.
Данное интегрированное занятие по английскому языку и истории по теме “Victory, 75” дисциплины Иностранный язык (на основе проектной методики), представляет пример активного использо...