Конспект урока физики в 9 классе по теме: «Источники звука. Звуковая волна»
методическая разработка по физике (9 класс)
Изучение данной темы является не только знакомство с учебным материалом по теме звуковые волны, но и в большей степени, осмысление учащимися значение звука в природе, технике, искусстве, жизни человека: обучающиеся сами делают выводы об условиях существования звуковых волн и их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_9_klass_zvuki.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новый Батако»
Конспект урока физики в 9 классе по теме:
«Источники звука. Звуковая волна»
Учитель физики Кудухова Надежда Васильевна
2017 – 2018 учебный год
Физика 9 класс
Предмет: физика
класс: 9
автор учебника «Физика 9»: А.В. Перышкин
Тема урока: Источники звука. Звуковая волна. Слайд № 1
Изучение данной темы является не только знакомство с учебным материалом по теме звуковые волны, но и в большей степени, осмысление учащимися значение звука в природе, технике, искусстве, жизни человека: обучающиеся сами делают выводы об условиях существования звуковых волн и их применения.
Цель урока: Рассмотреть условия существования звуковых волн и их применения.
Задача урока: Изучение учащимися теоретического и практического содержания урока по теме: «Звуковая волна».
- формирование первоначальных представлений о физической сущности звука, образовании звуковой волны, понимание взаимосвязи между ними;
- приобретение необходимых умений и навыков применения знаний на практике;
- достижение планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных). Слайд №2
- личностные (воспитательные): развивать коммуникативные навыки, культуру общения, умение работать самостоятельно, давать самооценку.
- метапредметные (развивающие):
1. развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, развивать мышление, устную речь, зрительную память
2. интегрировать и обобщать знания из различных областей знаний, ставить вопросы и находить ответы;
- предметные (обучающие): в целях развития научного мировоззрения учащихся показать физическую картину образования звуковой волны, формировать первоначальные представления о физической сущности звука, познакомить с физическими характеристиками звуковой волны.
Оборудование: камертон, металлическая линейка, стеклянные бутылки наполненные водой до разного уровня, колокол с воздушным насосом, компьютер, проектор, презентация
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
- Ребята, какой вопрос мы рассматривали на последнем уроке?
- Механические волны.
- Давайте вспомним основные понятия, связанные с механической волной.
- С чем связана механическая волна?
- С колебаниями.
- Разминка (фронтальный опрос) Слайды № 3 - № 9
Вопросы
- Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?
- Амплитуда колебаний –это…
- Частота колебаний –это…
- Как зависит период колебаний маятника от его длины?
- Механическая волна – это…
- Виды механической волны –
- Продольная волна –
- Поперечная волна –
- Физические характеристики волны –
- Длина волны –
- Скорость волны –
2. Опыт с линейкой – колебания линейки до появления звука.
Вопрос: Чем сопровождаются колебания?
Ответ: Звуком.
- Приведите примеры звуков.
- Как вы можете объяснить появление звука? Слайды № 10,11
- Ребята как вы думаете, какое явление мы будем рассматривать?
- Появление звука. (Звуковые волны)
3. Изучение нового материала
Тема сегодняшнего урока: «Источники звука. Звуковая волна» Слайд №12.
Мы ответим на вопросы: Слайд № 13
- Что является источником звука? Слайд № 14
- Необходимые условия для существования звука.
- Чем отличаются различные звуки?
Опыт с колоколом воздушного насоса. Учебник стр. 166
Вывод: Для распространения звука необходимы колебания определенной
частоты и необходима среда. Слайд №15
-Что такое звук? Слайд № 16
- Зависит ли скорость звука от среды? Слайд № 17
работа с учебником стр. 167
Загадка: Кто говорит на всех языках? (Эхо) Что такое эхо? Как оно образуется?
- Это отражение звука от препятствия.
- Какой звук слышит человек? Слайды № 18 - № 20
- Как называются звуки, которые человек не может услышать? Слайд № 21
Учащиеся приготовили сообщения о инфрозвуках и ультрозвуках – звуках, которые человек не может слышать.
- А теперь попробуем ответить на вопрос «Чем отличаются различные звуки?» Слайд № 20
- Различные звуки отличаются ГРОМКОСТЬЮ, ВЫСОТОЙ и ТЕМБРОМ.
- От чего зависит высота? Слайды № 22, № 23
Высота зависит от частоты колебаний.
- От чего зависит громкость звука? Слайды № 24, № 25
-Громкость звука зависит от амплитуды колебаний
- Единица измерения громкости бела, децибела.
- Тембр (звучат балалайка, скрипка, виолончель (запись)) - это совокупность тонов, то есть чистых звуков и обертонов. Слайды № 26, № 27
4. Закрепление
- Что мы узнали о звуке? Слайд № 28
Небольшой тест Слайды № 30 - №39
5.Самостоятельная работа Слайд № 40
Вопрос № 1
Верхняя граница частоты колебаний, воспринимаемым ухом человека, составляет для детей 22 кГц, а для пожилых людей 10 кГц. В воздухе скорость звука равна 340 м/с. Звук с длиной волны 17 мм.......
(не услышит ни ребенок, ни пожилой человек)
Вопрос № 2
Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5 м. скорость звука 340 м/с. Какова частота колебаний камертона?
(680 Гц)
Вопрос № 3
Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 343 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния.
(3430 м)
Вопрос № 4
Какова примерно самая низкая частота звука, слышимого человеком?
(20 Гц)
Вопрос № 5
Как называются механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц?
(ультразвуковые)
Вопрос № 6
К какому виду волн относятся звуковые волны?
(к продольным механическим)
6.Подведение итогов – рефлексия – самооценка, оценка уроку.
Домашнее задание: §§ 34 – 38, вопросы. Слайд № 41
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"
Конспект урока физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...
конспект урока физики 7 класс по теме Архимедова сила
конспект к открытому уроку...
Конспект урока физики, 7 класс, тема "Измерение физических величин"
На уроке используется личностно-ориентированная технология, подробно описыватся все этапы урока, представлены таблицы для фронтальной работы, дидактический материал. Нестандартное домашнее задание: во...
Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"
Конспект интернет - урока в 7 классе...
Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"
конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации ...
Самоанализ интегрированного урока в 9 классе на тему: " Источники звука. Звуковые колебания"
Источниками звука являются колеблющиеся тела. О колебаниях струны мы можем судить по её звуку. Дрожание происходит с такой частотой, что струна для глаза кажется широкой, размытой линией...
Интегрированный урок в 9 классе на тему: " Источники звука. Звуковые колебания"
Источниками звука являются колеблющиеся тела. О колебаниях струны мы можем судить по её звуку. Дрожание происходит с такой частотой, что струна для глаза кажется широкой, размытой линией...