Учебно - Воспита-тельный момент (УВМ). Этап урока | этапа | Время мин | Содержание УВМ данного этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы контроля |
1. Организационный этап | Подготовка учащихся к работе на уроке | 1 мин | Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Записывают в тетрадь число.
| Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность | Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место. | опрос |
Проверка домашнего задания
| Установить правильность и осознанность выполнения д\з всеми уч-ся. Коррекция пробелов и ошибок. | 5мин | Правильно ответить на заданные вопросы к п.36 | Задает вопросы. 1. Приведите примеры использования больших площадей опоры для уменьшения давления. 2. Зачем у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?
3. Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?
| Отвечают на вопросы. 1.Для уменьшения давления используют опоры мостов, фундаменты зданий. 2.Широкие колеса делают для того чтобы, с помощью увеличения площади, уменьшить давление на мягкий грунт. 3.Потому что при уменьшении площади, увеличивается давление. | опрос |
Этап всесторонней проверки знаний
| Организовать и целенаправить познавательную деятельность | 5мин | Учащимся предлагается тест в картинках.(головоломка). На каждом слайде 2 рисунка, один из которых верный, а другой нет. Рядом с каждым рисунком написана буква. Учащиеся выбирают верный рисунок, обосновывая свою позицию. | 1 слайд: вопрос: в каком случае измерение объёма жидкости выполняется правильно?
2 слайд: вопрос: одинаковые стаканы наполнены равными порциями воды: один тёплой, другой холодной. В них брошены одинаковые кусочки красящего вещества. Определите, в каком из стаканов вода тёплая.
3 слайд: на какую из изображённых одинаковых по размерам плит действует большая сила тяжести?
4 слайд. Вопрос: по какой формуле вычисляется давление твёрдого тела?
5 слайд: вопрос: При каком положении кирпича давление будет наибольшим?
6слайд: вопрос: Какие шины обеспечивают увеличение силы трения при движении по грунтовой дороге? 7 слайд:вопрос: На каком из рисунков верно изображено внутреннее строение газов?
| 1 слайд: на первом
2 слайд: во втором
3 слайд: на мраморную, т.к.плотность мрамора больше плотности льда
4 слайд. по второй
5 слайд: при втором
6слайд: вторые
7 слайд:на третьем | Рецензирование ответов учащихся, направленное на прояснение + и – сторон в их знаниях. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. |
Этап подготовки к активному усвоению нового материала
| Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока Создать ситуацию «успеха» путем проверки усвоения учебного материала прошлых уроков | 7мин | Самостоятельно сформулировать цель урока Проверить опорные знания | В руках у меня надутый воздушный шарик. Вопрос? Что же будет объектом нашего изучения? А чем наполнен шарик? Чем еще кроме воздуха можно заполнить воздушный шар? Делаем вывод, что речь пойдет не только о воздухе, но и о газах вообще. Предлагаю вам попробовать сжать шарик. Что вам мешает при сжатии? Что по вашему мнению мы будем изучать? После вариантов ответов обобщаем: Газ давит на оболочку т. е. создает давление. Изучение давления газа и будет нашей задачей Открываем тетради записываем число, тему урока
Задает вопросы 1.Вспомним, из чего состоит вещество? 2.Какие три состояния вещества вы знаете? 3.Объектом нашего изучения является газ. Вспомните, что отличает газ, от других состояний, как ведут себя молекулы газа?
|
Ответ ученика (воздушный шарик)
Ответ ученика (воздухом)
Ответ ученика (гелием, водородом)
Ребята пробуют сжать приготовленные воздушные шары и отвечают на вопросы. При сжатии нам мешает воздух находящийся в шарике. На оболочку шарика действуют молекулы воздуха. Сегодня на уроке мы будем изучать давления воздуха, и других газов. Целью нашего урока будет изучение давления газа. Пишут число . .15г. Тема: Давление газа.
Отвечают на вопросы Вещество состоит из мельчайших частиц, молекул. Твердое, жидкое и газообразное.
Газ не имеет формы и объема. Молекулы в газе расположены далеко друг от друга.
| Самостоятельно формулируют цель урока. Быстрая проверка опорных знаний |
Этап усвоения новых знаний
| Дать учащимся представление об изучаемом явлении. Восприятие, осознание и первичная систематизация на качественном и количественном уровне. Усвоение способов, которые привели к данному обобщению. | 18мин | Самостоятельно сформулировать причины возникновения давления газа
Самостоятельно выяснить от чего зависит давление газа. | Задает вопрос Есть ли отличие в оказании давления газом? ОПЫТ 1: Перед классом три ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.
Но ведь в газе тоже молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору? (проблемная ситуация).
ОПЫТ 2: Под колокол воздушного насоса помещаем завязанный воздушный шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачивают воздух из- под колокола. Оболочка шарика постепенно раздувается и принимает форму шара. Почему? Что происходит?
Теперь установим от чего зависит давление газа?
1.) Сравним удары по «стенке» маленькими шариками и большими.
2.)ОПЫТ 3: Насосом накачиваем шарик. Или просто надуваем что происходит?
3.)ОЫТ 3: На горлышко бутылки надеты воздушные шарики. Одну бутылку поливаем горячей водой, а другую холодной. Что происходит?
4.)ОПЫТ 4: Берем шприц без иголки. Прикроем отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружите увеличение давления. Ответьте на вопрос: В чем причина увеличения давления? Ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?(создание проблемной ситуации)
В каждую точку теперь попадает больше молекул, и получается, что они теперь чаще ударяются. Видим одно, что изменение объема, приводит к тому что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.
| Выполняют опыты
Ответы учеников. Отличие есть – в случае давления жидких и твердых тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.
Причиной же давления газа является действие всех молекул на стенки сосуда, оно и создает давление газа.
Ответы учеников. Из под колокола откачиваем воздух, значит, число молекул под колоколом становится меньше. В шарике же число молекул остается прежним, их число не изменяется. Поэтому число ударов молекул о внешние стенки оболочки становится меньше, чем число ударов о внутренние стенки. Воздух в шарике будет стремиться занять весь предоставленный объем. Так как под колоколом создается разряжение. Ответ учеников: Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул - записывают в тетради. В тетради записывают - давление газа зависит?
При ударах большими шариками давление больше.
При накачивании насосом шарик надувается быстрее, так как число молекул вдуваемых насосом больше. Чем больше количество молекул, тем выше давление.
На бутылке , которую поливают горячей водой шарик начинает надуваться. Так как воздух в бутылке нагревается, молекулы начинают быстрее двигаться расстояние между молекулами увеличивается. При увеличении температуры давление становится больше.
Ответ: Уменьшается объем. Чем больше сжатие, тем выше давление и наоборот | Правильность ответов и активное участие класса в подведении итогов работы. Самостоятельно устанавливают зависимость от других физических величин. |
Этап закрепления новых знаний | Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса Провести анализ теста. | 6мин | Усвоить материал урока Правильно ответить на вопросы теста. | Закрепление материала с использованием теста (поднимают карточки с номерами 1, 2, 3, 4.) Вопрос1. от чего зависит давление газа? 1) от числа молекул 2) от температуры газа 3) от объема 4)От всех названных величин Вопрос2. при уменьшении объема сосуда, в котором находится газ давление 1) уменьшится 2) не изменится 3) увеличится Вопрос3. Как изменится расстояние между молекулами газа при уменьшении объема сосуда, в котором находится газ? 1) увеличится 2) не изменится 3) уменьшится 4) правильного ответа нет Вопрос4. При уменьшении температуры газа расстояние между молекулами? 1) Увеличится 2) Уменьшится 3) Не изменится | Отвечают на вопросы с помощью карточек. | Опрос средних и слабых учеников, выявление уровня осознанности материала большинством этой группы |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объявить домашнее задание. | 2мин | Разъяснение методики выполнения д\з и подведение итогов урока (оценки) | Учащимся разъясняется домашнее задание, которое дифференцировано по уровню сложности. Домашнее задание Всем повторить выводы по тетради и выучить их наизусть. §37 (Лист с домашним заданием выдаётся каждому ученику) Уровень А: 1.На рисунке 109 показано, что сжатый газ поднимает поршень с грузом. Объясните это явление. 2.Под колоколом воздушного насоса находится сосуд, закупоренный пробкой. Почему при интенсивном выкачивании воздуха из-под колокола пробка может вылететь (рис. 110)? 3.В узкой запаянной с обоих концов трубке, подвешенной на нити, воздух разделен капелькой ртути (рис. 111). Одинаковое ли давление воздуха в верхней и нижней частях трубки?
Рис. 109
Рис. 110 |
Рис. 111 |
Уровень Б: 1.В плотно закрытом полиэтиленовом пакете с молоком, хранящемся при постоянной температуре, масса вещества остаётся неизменной. Почему со временем пакет увеличивается в объёме? 2.Зимой водитель накачал шину своего автомобиля в тёплом гараже. Выехал на дорогу и обнаружил, что шина слегка спущена. Что произошло с шиной автомобиля? | Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами
| Дифференцированный подход в отборе учебного материала для д\з, правильное выполнение д\з всеми учениками |
8. Рефлексия | Подвести итоги урока. | 1мин | осознание учащимися способов деятельности, обнаружение смысловых особенностей | Учитель раздает карточки для заполнения (плюсы, минусы, интерес) Беседа по вопросам: - Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
- Достигнута ли наша цель?
- Что нового Вы узнали на уроке?
- Оцените ваше настроение в конце урока: удивлен, безразличен, восхищен, встревожен, раздражен, спокоен.
| Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке. | Осознание в различных видах (вербальной или графической) не только того что было сделано на уроке, но и как. |