Свободное падение тел
план-конспект урока по физике (7 класс)
Урок изучения нового материала к УМК А.В.Грачев, В.А.Погожев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-svobodnoe_padenie_tel.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
Конспект урока физики
«Свободное падение тел»
7 класс
УМК: А.В. Грачёв, В.А. Погожев, А.В. Селиверстов
Автор:
Рубцова Елена Григорьевна
учитель физики высшей категории
2016 г.
ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить явление свободного падения тел.
ВИД УРОКА: урок изучения нового материала.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Ввести понятие о свободном падении тел как одном из видов равноускоренного движения;
- Познакомить с условиями, при которых движение тела можно считать свободным падением;
- Познакомить с алгоритмической последовательностью решения задач «падение» и «подъём»
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникабельность (умение слушать учителя и товарищей);
- Воспитывать умение отстаивать свое мнение в тактичной форме.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать увиденное;
- Научить делать правильные выводы из результатов проделанного опыта;
- Развивать интерес к физике.
НА ДОСКЕ: записана дата и тема урока: «Свободное падение тел»
ОБОРУДОВАНИЕ: на каждой парте два листа бумаги; на столе учителя резиновый и стальной шарики одинакового размера; компьютер, проектор.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Объяснение нового материала.
На протяжение последних нескольких уроков мы изучали с вами прямолинейное равноускоренное движение. Ярким примером такого движения является свободное падение тел.
Изучать падение тел люди начали очень давно. Давайте и мы с вами попробуем проанализировать то, что мы наблюдаем в жизни, когда видим падение тел.
Демонстрация: падение шарика на стол.
Вопрос: какова траектория тела, падающего без начальной скорости? Какую линию описывает тело, падая с некоторой высоты?
Ответ: тело движется вертикально вниз по прямой линии.
- то есть движение является прямолинейным.
Давайте вспомним, в чём заключается основная задача механики?
Ответ: Определить положение тела в любой момент времени, т.е. ответить на вопросы где? и когда?
Правильно, то есть нам необходимо установить закон движения падающего тела. Сделать это не просто. Дело в том, что наша планета имеет достаточно плотную атмосферу, поэтому атмосферный воздух оказывает сопротивление движению тела.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Выясним, при каких условиях сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение тела считать свободным.
Проведём опыт. У вас на партах лежат два одинаковых листа бумаги. Один из них скомкайте, а второй оставьте в том же виде. Поднимите над партой на одну высоту и отпустите их одновременно. Сделайте вывод из проведённого опыта.
Чем меньше размеры тела, тем меньше воздух препятствует его падению. (записать в тетрадь)
Выясним, влияет ли на величину сопротивления воздуха масса тела.
Демонстрация: падение двух шариков одинакового размера, но разной массы.
Сделайте вывод.
При одинаковой форме тел сопротивление воздуха падению для тяжёлого тела будет менее заметным. (записать в тетрадь)
Если высунуть руку из окна в движущемся автомобиле, то что мы почувствуем?
Ответ: сопротивление воздуха движению.
- А если скорость автомобиля увеличится?
Ответ: сопротивление возрастёт.
Сделайте вывод.
Сопротивление воздуха движению тела увеличивается с увеличением скорости тела. (записать в тетрадь)
Так как падение тел – это движение с ускорением, то для того, чтобы скорость тела не была слишком большой, тело должно падать с не очень большой высоты, не более 100 м.
И так, мы с вами установили
Условия, при которых сопротивлением воздуха можно пренебречь.
- Тела должны быть достаточно малых размеров.
- Тела должны быть достаточно тяжёлыми.
- Тела должны падать с высоты не более 100 м.
При таких условиях падение тел будет свободным. Полное представление о свободном падении мы узнаем с вами при изучении темы «Силы в механике».
И так, многочисленные опыты показали, что
Свободно падающие тела движутся с с одинаковым для всех тел постоянным ускорением, направленным вертикально вниз и равным 9,81 м/с2
g= 9,81 м/с2
Демонстрация видеоролик опыт с трубкой Ньютона
Ускорение свободного падения зависит от географической широты и высоты над поверхностью Земли, однако для задач, которые мы будем решать в этом году, не требуется большая точность, поэтому мы будем принимать ускорение свободного падения за 10м/с2
Из всего выше сказанного следует, что
Свободное падение по вертикали, является прямолинейным равноускоренным движением, происходящим с постоянным для всех тел ускорением, направленным вертикально вниз и равным 9,81 м/с2 .
- Решение задач «падение» и «подъём»
У каждого ученика на парте лежат карточки с алгоритмической последовательностью для решения задач на свободное падение.
Опираясь на эти последовательности, решаем эти задачи (стр. 110 и стр.112)
- Закрепление материала: стр. 114 упр. 2
- Подведение итогов урока. Релаксация
- Домашнее задание § 26 стр114 упр. 1, 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Свободное падение"
Разработка урока "Свободное падение"...
Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.
Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....
Самостоятельная работа "Свободное падение" 9 класс.
Данная работа включает 1 вариант "Свободное падение", 2 вариант "Движение тела вертикально вверх" (тест)...
Открытый урок по теме "Свободное падение", 9 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок построен по ТРКМ. Основная цель урока: формирование понятия свободного падения через проведение исследований, показывающих несоответстви...
Урок физики с использованием ЭОР в 9 классе по теме" Свободное падение"
Данный материал содержит тест на повторение ранее изученного материала,а также интерактивные модели свободного падения, видеоматериал....
Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"
Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....
Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях, включения их в...