Урок по физике в 7 классе ( с использованием ТДМ) . Тема : « Простые механизмы . Рычаг. Равновесие сил на рычаге.»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Разработка урока физики в соответствии с технологиями деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_mehanizmy.rychagi-_tdm.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Киреева Галина Владимировна, ГБОУ СОШ №852,Москва
Урок по физике в 7 классе ( с использованием ТДМ)
Урок 59/3
Тема : « Простые механизмы . Рычаг. Равновесие сил на рычаге.»
Цель урока: знакомство с определением, характеристиками и видами простых механизмов – рычагов, вывести условие равновесия тела, имеющего неподвижную ось вращения, установить связь между абстрактным понятием рычага в физике и реальными рычагами, встречающимися в природе.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с понятиями простые механизмы, рычаг и условием равновесия рычага.
воспитательные: воспитание внимательности, самостоятельности в учебной деятельности.
развивающие: формирование внутренней мотивации в учебно-познавательной деятельности.
Оборудование: лаборатория L-микро «Механика» (для фронтального опыта); интерактивная доска,компьютер с выходом в интернет.
Ход урока.
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Учитель:изучая различные физические теории,законы, мы узнаем об ученых,посвятивших жизнь изучению физики. Имена многих из них окутаны легендами...Я вам предлагаю открыть одну страничку истории жизни Архимеда и оценить, что является истиной,а что- выдумка восхищенных современников...
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: давайте вспомним,что мы изучали на предыдущих уроках.
1. Что вы понимаете под словом работа?
Что надо знать (какие физические величины) чтобы рассчитать механическую работу?
В чем измеряется работа?
2. Что такое мощность?
Как вычислить мощность, зная работу и время?
Как называется единица мощности?
Какие единицы мощности используются в технике?
3.Решить задачи:
Задача №1
Какую работу нужно совершить , чтобы поднять ведро с водой массой 10 кг из колодца глубиной 5 м ?
Задача № 2
Какую мощность развивает мальчик массой 40 кг при подъеме по лестнице за 10 секунд на высоту 5м ?
Задача №3(историческая):
У Плутарха есть текст, который рассказывает: «Архимед, между прочим, писал однажды своему родственнику и другу царю Гиерону, что данной силой можно поднять любую тяжесть. В юношески смелом доверии к силе своего доказательства он сказал, что, если бы у него была другая Земля, он перешел бы на нее и сдвинул с места нашу. Удивленный Гиерон стал просить его доказать свои слова и привести в движение какое-либо большое тело малой силой. Архимед приказал посадить на царскую грузовую триеру, с громадным трудом с помощью многих рук вытащенную на берег, большой экипаж, положить на нее обыкновенный груз и, усевшись на некотором расстоянии, без всяких усилий, спокойно двигая рукой ...(здесь текст пропущен), стал тянуть к себе триеру так тихо и ровно, как будто она плыла по морю». А в XI главе «Математической библиотеки» Паппа говорится: «Как определенный груз привести в движение определенной силой – это то механическое открытие Архимеда, которое заставило его радостно воскликнуть: «Дай мне место, где бы я мог стоять, и я подниму Землю!» Вы,зная теперь о силе, мощности и работе, ответьте на вопрос:легенда ли это или описание действительных событий?
Триера
(τριήρης) — у древних греков трехгребное судно, на котором гребцы располагались в три яруса.
Предполагаемые ответы учащихся:
- это вымысел;
- это возможно при использовании каких-то машин;
- мы не знаем, как ответить на вопрос.
3.Выявление места и причины затруднения
Предполагаемые уточнения затруднений: мы не знаем, использовал ли Архимед механизмы какие-нибудь; мы не знаем, какие механизмы существовали в то время(212 год до нашей эры);какой механизм можно использовать в данной ситуации.
Могут быть и такие ответы: блоки, полиспасты, рычаги....но мы не знаем как именно они работают.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель:
-какова же цель нашей дальнейшей деятельности?
-как мы можем выйти из затруднения?
- откуда вы можете получить эти знания?
Предполагаемые ответы: из учебника, из рассказа учителя. Можно посмотреть видео.
5. Реализация построенного проекта
1. Учитель предлагает ученикам изучить материал параграфа 55
2. Учащиеся отвечают на вопросы к параграфу, выслушивают одноклассников, комментируют и уточняют ответы одноклассников.
3. Учитель демонстрирует действие простых механизмов
4.Учитель вводит определение рычага и понятие плеча рычага. Демонстрирует видеофрагмент с сайта « Классная физика» (http://class-fizika.narod.ru/vid.htm )
5. Инструктаж по технике безопасности
6.Учащиеся проводят фронтальный эксперимент и заполняют таблицу (работают парами):
Сила F1 | Сила F2 | Плечо L1 | Плечо L2 | Отношение F1/F2 | Отношение L2/L1 |
Делают вывод об условии равновесия рычага.
6. Учитель предлагает ученикам вернуться к нерешенной задаче: так мог или нет Архимед в одиночку на суше подвинуть царскую триеру? А подвинуть Землю? Или все-таки это только легенда?
Строительная и военная техника была тесно связана с вопросами равновесия и подводила к выработке понятия центра тяжести. В основе этой техники лежал рычаг и другие простые механизмы. Машины, построенные с использованием этих механизмов, и в первую очередь рычага, помогли человеку "перехитрить" природу. Отсюда и пошло название "механика". Греческое слово "механе" означало орудие, приспособление, осадную или театральную машину, а также уловку, ухищрение.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Решение задач:
- Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а у её края?
2.Природные рычаги:
➢▪ Стебель цветка;
➢▪ Ветка дерева;
➢▪ Лапки кузнечика;
➢▪ Челюсть человека;
➢▪ Плавник у рыбы;
➢▪ Стопа человека;
Для чего созданы природой?
7.Самостоятельная работа:
Задача
На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см.
Определите длину большего плеча.
Сделайте рисунок.
Проверка выполнения задания.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель:
-оцените свою работу на уроке :
- получили ли вы новую информацию?
- Удовлетворены ли вы процессом собственной деятельности?
- Была ли у вас возможность проявить себя?
- Было ли общение на уроке по-настоящему деловым?
- Научились ли мы реально оценивать информацию, полученную из различных источников?
9.Домашнее задание.
Запишем домашнюю работу:
для всех обязательно: параграф 55,56,упр30 №1,2,3;
творческое задание(для желающих):
1. Подумайте и ответьте на вопрос: "Мог ли Архимед поднять Землю? Почему?" Попробуйте сделать приблизительные расчеты
2.Сообщение о применении рычагов в технике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физике по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"
Урок изучения нового материала с применением презентации. 7 класс....
Задания к уроку по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"
Задания для самостоятельного изучения темы "Простые механизмы. Условия равновесия рычага". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Фи...
7 класс. Презентация по физике на тему "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"
7 класс. Презентация к уроку по физике на тему: "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"....
Конспект дистанционного урока физики в 7 классе и презентация по теме "Простые механизмы. Рычаг"
Данный материал предназначен для проведения дистанционного урока с помощью программы Скайп. Урок длится 20 минут. Материал включает план-конспект, презентацию и номера карточек электронных образ...
Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....
Методическая разработка урока ритмики в 7 классе, с использованием ИКТ тема урока: «Введение клубной латины в школьную программу на примере танца сальса»
Тема урока: "Введение клубной латины в школьную программу на примере танца сальса"...
Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: «Введение клубной латины в школьную программу на примере танца аргентинское танго»
Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: " Введение в клубную латину в школьную програму на примере танца аргентинское танца"...