Конспект урока "Давление твёрдых тел". Презентация к уроку.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Зуева Татьяна Николаевна

Конспект урока по теме "Давление твёрдых тел" соответствует требованиям ФГОС,  хорошо продуманная презентация является дополнением к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davlenie_tvyordyh_tel.docx384.36 КБ
Office presentation icon davlenie_tvyordyh_tel.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе по теме «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления»

Вид  урока:

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Тип урока:  комбинированный: урок-исследование, установочно-мотивационный

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, дощечка с вбитыми гвоздями, набор грузов, картон, кнопки.

Организация пространства:

Кабинет физики

Цели урока:

Дидактическая:

  • Создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Учебная:

  • Сформировать знания обучающихся о давлении, необходимости его увеличения и уменьшения,  зависимости  от силы давления и площади опоры.

Развивающие:

  • создать условия для развития коммуникативных (взаимодействие с людьми) и мыслительных (умение анализировать, обобщать, делать выводы) качеств учащихся,
  • развивать эмоции учащихся, создавая с этой целью в ходе урока эмоциональные ситуации удивления, восторга, занимательности;
  • содействовать развитию коммуникативной компетентности.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности;
  • формирование у учащихся интереса  к научным знаниям, объясняющим явления и свойства окружающего мира;
  • способствовать формированию культуры межличностного общения через организацию работы в группах.

Приобретаемые учащимися знания и умения

Обучающиеся должны знать:

определение давления, формулу давления, единицы измерения давления, обозначение физических величин, способы увеличения и уменьшения давления.

 Уметь:

работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы. Решать задачи, используя формулу давления.

Материал для повторения

Сила. Виды сил.

Перечень используемых ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Давление. Единицы давления

(N 205943)

Интерактивное задание. Мультимедиа

Иллюстрация-презентация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_1.swf

2.

Интерактивная модель "Зависимость давления от силы и площади".

 (N 187188)

Интерактивное задание

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c27bbaf8-db87-48ed-8fed-7affc9db4358/7_159.swf

3.

Интерактивная задача "Вычисли давление книги на стол"

 (N 187011)

Интерактивное задание

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98df89fd-4335-4d82-a8e2-e8052e19cee3/7_158.swf

4.

Тест к уроку "Давление. Единицы давления"

(N 205867)

Тест. Интерактивное задание

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0454-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

 Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Методы работы – словесно-иллюстративный, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.

Ресурсы:

  • Учебник «Физика 7». А.В. Пёрышкин.- «Дрофа», 2012 -…г.
  • Сборник задач по физике 7-9 класс. А.В. Пёрышкин
  • Презентация
  • Демонстрационный и раздаточный материал

Структура   урока:

1 этап – мотивационно – ориентировочный: разъяснение целей учебной деятельности обучающихся, мотивация учащихся: выйти на результат.

2 этап – подготовительный: актуализация опорных знаний, необходимых для освоения материала (повторение понятий силы и площади).

3 этап – основной:

создание проблемной ситуации

первичная проверка знаний в виде решения расчётных задач;

совершенствование или коррекция умений учащихся

4 этап – заключительный: подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент

 Приветствие обучающихся, вовлечение их в совместную деятельность.

II. Актуализация опорных знаний

Составление кластера

 ключевые слова: сила и площадь

Организация работы в группах (2  группы по 2 человека).

Для обобщения на интерактивной доске в центре записываются ключевые понятия, вокруг располагаются 5 – 6 пустых квадратов. Предложенные группами учащихся ассоциации записываются в пустые квадраты, перемещаются, при помощи функции доски, окрашиваются, таким образом, производится их систематизация.

III. Изучение нового материала

Составляя кластер, мы ещё раз вспомнили, что результат действия силы зависит от  от абсолютного значения силы, точки приложения и  направления, а сегодня на уроке  мы попытаемся выяснить, только ли от этих факторов зависит результат действия силы.

1. Создание проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса

Отгадайте загадку:  (слайд 3)

Как-то раз спросили розу,

Отчего, чаруя око,

Ты колючими шипами

Нас царапаешь жестоко? 

Как вы думаете, «что ответит» роза?

(Учащиеся затрудняются дать обоснованный ответ, но мысли верные: царапает, т.к. шипы острые или шипы очень тонкие и сильно вонзаются в кожу человека).

Ребята, я думаю ответить точно и правильно на этот вопрос, нам поможет эксперимент.

2. Демонстрация опыта. (слайд 4)

В небольшую деревянную дощечку вбиты 2 гвоздя. Получившийся столик поставим остриями гвоздей вверх на песок, а затем поместим на него гирю. Перевернем столик так, чтобы острия гвоздей были направлены вниз, и снова поставим его на песок.

3.Этап обсуждения, выдвижение гипотезы

Что замечаем?

Ответ: В первом случае гвозди немного углубятся в песок, а во втором  почти полностью вошли в песок.

Возникает вопрос: Почему так происходит? Ведь модуль силы, не изменился. Остались прежними направление и точка ее приложения.

Теперь вы выполните простое практическое задание:

У вас на столе лежит картон и кнопка. Надавите на картон пальцем. Что наблюдаем? (На картоне не остается никаких следов). При той же силе давления надавите на кнопку.(Кнопка легко входит в картон).

Какую гипотезу можно высказать о причине различия результатов?  (Выслушиваются различные версии). Учащиеся приходят к выводу, что в рассмотренных примерах была разной площадь, на которую действовала сила.

  Вывод: результат действия силы зависит и от самой силы,  и от площади её воздействия.

Ребята, как же действия тела на опору зависят:

-от величины силы?

- от площади опоры?

4.Этап получения и обработки информации

Таким образом, нам необходимо ввести новую физическую величину, которая показывает зависимость результата действия силы от площади поверхности, на которую распределяется это действие. Эта величина называется давлением.

Откройте тетради запишите тему урока  «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления».  Давайте выясним, что мы должны знать о давлении?  (вспоминаем план ответа о физической величине).

Вместе с учащимися определяем цели урока: знакомство с физической величиной «давление», с единицами измерения давления, формулой для вычисления давления, способами уменьшения и увеличения давления.

  1. Демонстрация:

Интерактивное задание мультимедиа (Давление единицы давления: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/  из коллекции ЦОР) вводится  новое понятие: давление, единицы давления).

Дети воспринимают материал, отвечают на вопросы учителя и делают записи в тетрадях.

             (слайд 5)

                (слайд 6)

  1. Выполнение  индивидуальной  работы учащимися  по исследованию зависимости давления от силы и площади  с использованием интерактивной модели «Зависимость давления от силы и площади» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c27bbaf8-db87-48ed-8fed-7affc9db4358/view/)

Вывод: Чтобы увеличить давление, нужно увеличить силу или уменьшить площадь её приложения. (слайд 7)

(учащиеся записывают в тетрадь).

Вопросы классу:

- Если сила увеличится в 2 раза, что произойдёт с давлением?

(то давление тоже увеличится в 2 раза).

- Если площадь увеличится  в 4 раза?

(то давление уменьшится в 4 раза).

Любая поверхность выдерживает  только определённое давление. Если это давление будет больше предельного, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000 кПа.

Поэтому в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.

Примеры увеличения давления :топор, нож, гвозди, когти, клювы зверей, шипы). (слайды 9-12)

Примеры уменьшения давления: шины автомобилей, шасси самолётов, гусеницы вездеходов.(слайды 13-14)

IV. Закрепление изученного материала

5. Этап применения знаний

А.   Решение расчётных  задач:  (слайд 15)

1. Сила тяжести, действующая на штатив, 50 Н, а площадь подставки 400мм2. Каково давление штатива на стол? (у доски)

2. На опору какой площади, надо поставить груз массой 20 кг, чтобы произвести давление 400 кПа? (самостоятельно)

3. Какое давление оказывает на  снег лыжник массой 80 кг, если длина каждой лыжи 2 м, а ширина12 см? ( у доски)

Б.  Решение качественных задач по группам.

1 группа

  • Почему топкое болото перейти легче, если под ноги положить хворост?
  • Каково назначение широких копыт у верблюда?
  • Объясните физический смысл пословицы «шила в мешке не утаишь».
  • Почему по скошенному лугу трудно идти босиком?

2 группа

  • Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?
  • Объясните назначение напёрстка, надеваемого на палец при шитье?
  • Вам даны два бруска, как их следует расположить, чтобы давление, оказываемое ими на стол, было максимальным?
  • Какой иглой лучше шить: тупой или острой?

  В.  Тест для самопроверки  (слайд 16)

1. В каких единицах измеряется давление?

А) Н.
Б) Па.
В) м
2.

2. Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору?

А) больше; меньше.
Б) больше; больше.
В) меньше; меньше.

3. Давление тела на поверхность зависит …

А) от модуля силы и площади поверхности,  перпендикулярно которой она действует;
Б) от модуля силы,  и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила;
В) площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

4. Выразите в Па давление 10 кПа?

А) 10000Па.
Б) 100Па.
В) 1000Па.

5. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется…

А) силой давления.
Б) давлением.
В)  весом тела.

6. Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м2. Определите давление станка на фундамент?

А) 48 Па.
Б) 25000 Па.
В) 4800 Па.

7. Как изменится давление книги на стол, если поставить ее на ребро?

А) не изменится.
Б) уменьшится.
В) увеличится.

8. Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5 кПа. Какую площадь опоры имеет ящик?

А) 0,192 м2 
Б) 19,2 м
2.
В) 1,92 м
2

Проверка (слайд 17, по щелчку появляются правильные ответы)

Учитель:  Ответы вам предлагаются, и вы можете сами оценить свою работу:

  • 0 ошибок – 5
  • 1-2 ошибки – 4
  • 3-4 ошибки – 3
  • 5-6 ошибок – 2

V. Итоги урока

 Сегодня на уроке мы познакомились с новой физической величиной – давление. Узнали, в каких единицах выражают давление, как можно увеличить и уменьшить давление.

 Можете ли вы теперь дать точный ответ на загадку про розу?

Ученик:  Остриё шипов розы имеет очень маленькую площадь, а чем меньше площадь, тем больше давление, производимое шипами.

VI. Домашнее задание (слайд18)

33-34, упр. 12 (1, 3) привести по 3 примера изменения давления и заполнить таблицу:

Примеры увеличения давления

Примеры уменьшения давления

VI. Рефлексия (слайд 20)

Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:

- довольны ли Вы тем, как прошёл урок?

- было ли Вам интересно?

- сумели  ли Вы получить новые знания?

- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?

(+) – положительный ответ;  (-) – отрицательный ответ. По количеству плюсов учитель может подвести итог своей работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель физики : Зуева Татьяна Николаевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Муниципального образования Плавский район «Центр образования №3»

Слайд 2

Давление твердых тел 1 2 3 4 5 6 8 7 Домашнее задание Цели и задачи Знать смысл физических величин: Уметь применять Оборудование Этапы урока для самооценки Методы и технологии Виды работ обучающихся ИКТ объяснительно - иллюстрированный творческий проблемный решение проблемной задачи экспериментальное определение зависимости давления от силы и площади установление способов изменение давления рефлексия ученический эксперимент объяснение нового материала создание проблемной ситуации тетрадь учащегося компьютер компьютерная презентация линейка введение понятия о давлении повторить «Сила» выяснить зависимость результата действия силы от F и S научиться вычислять давление тела на опору установить, как можно изменять давление давление сила выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях

Слайд 3

Цели урока : Дидактическая: Создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания. Учебная: Сформировать знания обучающихся о давлении, необходимости его увеличения и уменьшения, зависимости от силы давления и площади опоры. Развивающие: создать условия для развития коммуникативных и мыслительных качеств учащихся; развивать эмоции учащихся, создавая с этой целью в ходе урока эмоциональные ситуации удивления, восторга, занимательности; содействовать развитию коммуникативной компетентности. Воспитательные: воспитание аккуратности; формирование у учащихся интереса к научным знаниям, объясняющим явления и свойства окружающего мира;

Слайд 4

Как- то раз спросили розу, Отчего, чаруя око, Ты колючими шипами, Нас царапаешь жестоко? Что «ответила» роза? Проблемный вопрос ? ? ? ?

Слайд 5

Чем меньше площадь, тем большая сила действует на единицу площади.

Слайд 6

Давление – это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. p - давление F - сила S - площадь Давление

Слайд 7

Единицы давления За единицу давления в СИ принят Паскаль (Па). Если на поверхность с площадью 1 м 2 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила в 1 Н, то давление в этом случае 1П а. Блез Паскаль (1623—1662) , французский математик, физик 1 гПа=100 Па 1 кПа= 1000 Па 1 МПа= 1000000 Па 1 мПа = 0,001 Па

Слайд 8

Как увеличить давление? Как уменьшить давление? Увеличить силу Уменьшить площадь Уменьшить силу Увеличить площадь

Слайд 9

Увеличение давления в природе Жало насекомого

Слайд 10

Увеличение давления в природ е Коготь животного

Слайд 11

Увеличение давления в природе Зубы у крокодила

Слайд 12

Увеличение давления в природе Клюв птицы

Слайд 13

Уменьшение давления в технике Железная дорога

Слайд 14

Уменьшение давления в технике

Слайд 15

Дано : F 1 = 5 0 H S = 4 00 мм 2 = 0,0 4 м 2 Решение: F= F 1 = 50Н ; р - ? Ответ: 1,25 кПа. Сила тяжести, действующая на штатив, 50 Н, а площадь подставки 400 мм 2 . Каково давление штатива на стол? Задача (решение у доски)

Слайд 16

Тест 1. В каких единицах измеряется давление? А. Н. Б. Па. В. М 2 .2.Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору? А.больше; меньше. Б. больше; больше. В. меньше; меньше. 3. Давление тела на поверхность зависит … А.от модуля силы и площади поверхности, перпендикулярно которой он действует; Б.от модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила; В.площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила. 4. Выразите в Па давление 10 кПа? А.10000Па. Б.100Па. В.1000Па. 5. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется… А.силой давления. Б.давлением. В. весом тела. 6.Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 М 2 . Определите давление станка на фундамент? А) 48Па. Б) 25000 Па. В) 4800 Па. 7. Как изменится давление на стол, если поставить ее на ребро? А) не изменится. Б) уменьшится. В) увеличится. 8 Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5кПа. Какую площадь опоры имеет ящик? А) 0,192 М 2 Б) 19,2 М 2 В) 1,92 М 2 1. А 2. А 3. В 4. Б 5. В 6. А 7. В 8. А Проверка

Слайд 17

Примеры увеличения давления Примеры уменьшения давления п. 33, 34, упр. 12 (1,3) учебника и заполнить таблицу: Домашнее задание

Слайд 18

Рефлексия заполнить анонимную карточку - довольны ли Вы тем, как прошёл урок? - было ли Вам интересно? - сумели ли Вы получить новые знания? - Вы с интересом будете выполнять домашнее задание? (+) – положительный ответ; (-) – отрицательный ответ

Слайд 19

Информационные источники: Лукашик В. И. , Иванова Е. В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. (ко всем параллельным учебникам). – М.: Просвещение, 2008 г. Марон А. Е. Физика . 7 класс: учебно-методическое пособие/ А. Е. Марон, Е. А. Марон. -3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005 г. Перышкин А. В. Физика 7 класс -4-е изд. -М.: Дрофа, 2012 г. http://www.school.edu.ru http://ruscore.ru http://zfmschool.netschool.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по теме "Твёрдые и мягкие согласные"

В презентации представлены упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях или на уроках русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные", "Способы смягчения согласных"....

Презентация к уроку "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение молекул"

Материал, опубликованный в презентации помогает объяснению темы урока  "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение молекул"...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»

Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...

Конспект урока и презентация к уроку русского языка на тему "Разделительный твёрдый знак в словах с приставками"

Конспект урока и презентация к уроку русского языка на тему "Разделительный твёрдый знак в словах с приставками"...