Профессиональный выбор учащихся в процессе преподавания физики в школе
статья по физике по теме
Выбор профессии- это привычное словосочентание наполнено огромным смыслом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnyy_vybor_uchashchihsya_v_protsesse_prepodavaniya_fiziki_v_shkole.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный выбор учащихся в процессе преподавания физики в школе
«Выбор профессии» - это привычное словосочетание наполнено огромным смыслом. В нем скрыто столько эмоций, тревог, ожиданий, проблем, так как это не просто удачно или неудачно принятое решение в юности, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование.
Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к физике обуславливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов – это как я считаю, увлекательное преподавание. Полюбив физику, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этой наукой, и готовятся к поступлению в соответствующее учебное заведение. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают физику. Таким образом, суть профессиональной работы в процессе преподавания физики заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач.
Профессиональная ориентация учащихся преподавателем на уроках физики
На уроках физики происходит знакомство учащихся с различными профессиями. Ориентируя ребят, на какаю-либо специальность, преподаватель тем самым расширяет и углубляет знания по предмету. Учащиеся получают прочные знания, умение решать задачи различных типов: вычислительные, качественные, графические, экспериментальные, выполнять лабораторные и исследовательские работы. При этом раскрывается величие профессии и ее нравственная сила.
В 7 классе свою работу строю так, чтобы возбудить у детей живой интерес к предмету, в 8 классе работаю над развитием возникшего интереса к предмету, а значит и профессиям. В 9 классе ребятам предстоит решать : продолжить дальнейшее обучение в школе или получить специальность в колледже. Многие выпускники 9 класса в числе своих первых экзаменов выбирают физику. В 10-11 классах происходит осмысление того, чем, возможно предстоит заниматься всю жизнь. Меняются приоритеты, взгляды, меняется выбор будущих профессий.
При оставлении плана урока необходимо тщательно отбирать дополнительный материал для ознакомления учащихся с техникой, выбранной профессией, производством. В качестве примера в таблице приведены некоторые темы, рассмотрение которых способствует приобщению учащихся к миру профессий, к предметам профессиональной деятельности специалистов из разных сфер деятельности.
Таблица 1
№ п/п | Тема урока | Класс | Профессия | Дополнительный материал |
1 | Плотность вещества | 7 | Бетонщик | Бетон – искусственный камень, который получается в результате затвердевания смеси: цемента, гравия, песка и воды. |
2 | Сила трения | 7 | Инспектор ГИБДД | Определение скорости машины по тормозному пути |
3 | Закон Паскаля | 7 | Заправщик, инженер | Заправочный агрегат, его устройство |
4 | Температура в МКТ | 10 | Агроном | Температура прорастания семян. Готовность почвы для посева |
5 | Свойства твердых тел. Закон Гука | 10 | Лаборант по механическим испытаниям | Определение прочности бетона |
Формы и методы приобщения школьников к профессиям, применяемые при изучении физики, могут быть различными. Это можно делать, например, путем решения задач с практическим содержанием, работы с учебником.
Профессиональная ориентация методом решения задач с практическим содержанием.
Как показывает опыт, учащиеся с большим интересом решают задачи, составленные на производственно-техническом материале, нежели задачи о движущихся «материальных точках», « физических телах».
На первой ступени изучения физики мы пытаемся через рисунки понять изучаемое на уроках. Одним из видов домашней работы является составление кроссвордов по изученному разделу.
Можно применить на уроках задачи в рисунках, задачи на основе произведений, с помощью которых можно будет сделать вывод о необходимости знания физики людям той или иной профессии.
Приобщение к профессии методом работы с учебником.
Используя свои знания, учащиеся должны уметь объяснять принципы действия технических устройств. Например :
- На рисунке показана электрофорная машина: объяснить принцип действия этого прибора
- На рисунке изображена схема гидравлического пресса и тормоза: рассказать , пользуясь схемой, как действует пресс и тормоз.
Профессиональная ориентация методом творческих и экспериментальных заданий.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь « открыть экспериментально». Активный поиск решения поставленной задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают в течение всего урока. Такие задания (творческие и экспериментальные) так же способствуют приобщению учащихся к предметам различной профессиональной деятельности. Например, используя металлическую линейку, свечу и стакан с водой можно получить зеркало, а в домашних условиях вырастить кристалл из соли.
Главной целью здесь служит приобщение учащихся к учебно-исследовательской деятельности, формирование у ребят исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
Другие формы профессиональной ориентации школьников
Вовлечение большего числа учащихся в творческую деятельность, выявление и формирование у них интереса к технике, к профессии, где эта техника используется, и это можно сделать путем проведения в школе конкурсов, экскурсий.
С целью профессиональной ориентации учащихся большое внимание уделяется организации бесед, так, например, в школу можно пригласить людей разных специальностей. После знакомства с той или иной профессией необходимо назвать учебное заведение, где ее можно получить.
Но это далеко не полный перечень методов и форм профориентационной работы с учащимися, проводимой при изучении физики в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».
Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ»
Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Но обеспечение школ современным экспериментальным и демонстрационным оборудованием зависит от финанси...
Использование ИКТ в процессе преподавания физики
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Одно из направлений использования ИКТ в физике - ...
Наглядность в процессе преподавания физики
Способы и методы повышения интереса к физике....
Повышение мотивации к учению в процессе преподавания физики
Многих учителей интересует вопрос: "Почему дети хотят или не хотят учится?". В данной работе рассказывается о различных мотивах учебной деятельности, о том, как мотивация к учению связана со спо...
«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания физики»
на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и...
Статья - Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике.
В данной статье рассматриваются методы по профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения физике....