«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания физики»
статья по физике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и обеспечение на его основе фундаментального качественного образования в области физики. Развитие творческих способностей обучающихся через формирование УУД на уроках физики
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budanova_o.e._dokument_microsoft_office_word.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания физики»
Выполнила:
Буданова Ольга Евгеньевна
учитель физики МБОУ СОШ № 128
Кировского района
г. о. Самара
I. Вводная часть:
1. Актуальность.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Обучающиеся должны работать с разными источниками информации, формулировать собственное мнение, суждение, оценку, должны быть мобильным, легко ориентироваться в современном мире, следить за изменениями, происходящими в области науки и техники и уметь пользоваться их последними достижениями. Школа, в свою очередь, должна оправдать социальные ожидания нашего государства в становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Таким образом, педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Перед учителем физики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным требованиям. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике различные педтехнологии (разноуровневого, личностно-ориентированного, проблемного, модульного обучения и мн.др.). Но, на мой взгляд, недостаточно внимания уделяется методике формирования у учащихся комплексного изучения и применения своих знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам при обучении физике, не разработана её обобщенная модель. Таким образом, на сегодняшний день существует противоречие между требованиями времени и школьной практикой:
- объём изучаемого материала и возможности учащихся к его усвоению не согласуются, школьники перегружены информацией из-за неумения её систематизировать и обобщать;
- потеряна связь с практической стороной вопроса;
- произошло уплотнение программы по физике в основной и средней школе до 2-х часов в неделю;
- введение ЕГЭ при уменьшения количества часов по предмету.
Существующее противоречие между желанием создать условия, способствующие творческой самореализации ребенка, выполнив социальный заказ общества, и недостатком учебного времени для качественного изучения материала - определили выбор темы моей работы.
2.Условия возникновения
Проблемой развития творческих способностей учащихся занимались многие известные ученые, такие как: М.Планк, А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, П.Капица и другие.
В трудах известных физиков и ученых в области методики обучения физики: И.И. Соколова, П.А. Знаменского,А.И.Перышкина, Д.Д.Галанина, Е.Н.Гарячкина, С.И.Иванова и других, развитие творческих способностей занимает значительное место, как составная часть проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения.
В.Г.Разумовский изучал психологическую сторону творчества с целью развития творческих способностей. А.В. Усова в своих работах отмечает, что развитие у учащихся творческих способностей - составная часть воспитания. Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в специальной области, практического опыта и интереса к делу.
3.Обоснование актуальности
На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Творческая способность - это способность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверять ее и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи и т.п.
В ходе решения задач, взятых из окружающей нас повседневной жизни, обучающиеся сталкиваются с проблемами, требующими применения уже имеющихся у них знаний, умений и навыков в новых условиях, когда на основе использования своего учебного и жизненного опыта они «открывают» неизвестные им законы и закономерности. Все это создает благоприятную атмосферу для развития заложенных природой творческих качеств учащихся, формирования устойчивого интереса к изучению предмета.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.
Можно ли научить творчеству? Как раскрыть творческий потенциал личности?
Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей обучающихся на основе системы заданий, требующих от обучающего творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы обучающихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях.
4.Технология
Цель: на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и обеспечение на его основе фундаментального качественного образования в области физики.
Поставив перед собой цель развивать творческие способности обучающихся, я выделила ряд задач:
- поддерживать и развивать интерес к предмету;
- формировать приемы продуктивной деятельности;
- прививать навыки исследовательской и проектной работы;
- развивать логическое мышление, воображение учащихся;
- учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);
- показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики;
- учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
При этом использую различные методы обучения:
- словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;
- наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением;
- практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.
Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке:
коллективная, индивидуальная, групповая.
Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА.
1 Развитие творческих способностей обучающихся через формирование УУД на уроках физики
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) .
Личностные универсальные учебные действия.
Личностными результатами обучения физике являются:
1) сформированность познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
2) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
3) мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
На определенной стадии понимания обучающий начинает рассматривать причины физического открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности. К ним относятся:
1. Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
2.Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3.Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
5. Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в планы и способ действия в случае расхождения эталона.
6.Оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
7. Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, преодоление препятствия.
Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
При обучении физики, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление обобщение результатов. В конечном итоге, говоря об усвоении экспериментального метода познания физических явлений, разумеется, помним, что формирование перечисленных учебных действий и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
- действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД включают:
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации.
- анализ- выделение элементов, расчленение целого на части;
- синтез- составление целого из частей;
- классификация- отношение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение- генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- установление аналогий.
В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать решение задач по физике повышенной сложности. При решении задач ученик применяет теоретические знания, прежде всего он должен владеть физическими знаниями: понятиями, определениями терминов, знать единицы измерения физических величин, законы, при каких условиях протекают физические явления, процессы, применять формулы, обладать логическим приемами и операциями.
Коммуникативные универсальные действия
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения.
Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на уроке- конференции - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка аргументов, сообщений , тезисов, выступление с ними) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, защита теории, оценивание выступлений).
2 Педагогические технологии для развития творческих способностей.
1 Групповые технологии обучения на уроках физики
2 Игровые технологии
3 Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
применяемые в преподавании физики
………………
3 Примеры некоторых педагогических методов, используемые в своей педагогической деятельности.( из практики)
Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.
……………………..
Заключение
Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
В заключение следует ещё раз сказать: чтобы научить обучающихся физическому мышлению, подготовить их к пониманию широкого круга физических явлений, необходимо развитие научного, творческого мышления. Развить в учащихся творческие способности – значит вооружить их пониманием связи теории и физического эксперимента, методов физического исследования и процессов получения новых знаний.
Литература
IV. Информационные источники:
1. Нормативные документы
- Закон РФ об образовании
- Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
- ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644).
- ФГОС полного общего образования.
2.Интернет ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
2. http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области.
3. http://www.superinf.ru/.
3.Используемая литература
1. Кузырева Н.А. Технология формирования творческой личности в процессе обучения физике. ООО «Исток – С» 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности.
Творческая работа в технике монотипия....
Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания химии
В современных условиях, когда особенно актуальным становится развитие учащихся, когда приоритетными в образовании становятся идеи системно – деятельностного подхода к обучению и воспитанию...
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувенира. Методическое пособие
В представленном материале педагог делится опытом своей работы по изготовлению сувениров из различных видов материалов и способами их оформления, что способствует формиро...
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе слушания музыки в рамках реализации цели и задач Федеративного государственного образовательного стандарта http://nsportal.ru/node/1806759
В статье рассказывается о значении и условиях развития творческих способностей обучающихся в общеобразовательной школе. Одна из задач образования - выражение в творческой деятельности своего отношения...
«Мониторинг развития творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности».
Автор: Баязитова М.Н., педагог дополн...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"
Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...
«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью в студии «Мастерица»
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач в системе дополнительного образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на изменения происходящие в общ...