Проект "Сила трения"
проект по физике (7 класс) на тему
Учебный проект состоит их 4 уроков и одного занятия внеурочной деятельности. На первом уроке создается проектный продукт в виде кластера или краткого конспекта; на первом уроке учащиеся осуществляют предпроектную диагностику, формулируют проблему и цель, планируют свои действия, создают модель проектного продукта и осуществляют корректировку плана действий. На втором уроке создается проектный продукт: определение коэффициента трения скольжения. На третьем уроке в качестве проектного продукта обучающиеся представляют ряд задач по данной теме (у каждой группы свои). Во время внеурочной деятельности учащиеся создают проектный продукт в виде: презентации «Трение в природе и технике», «Польза и вред трения», опытного исследования, сочинения «Если бы не было трения, что было бы?». На четвертом уроке презентуют полученные продукты и производят взаимооценку. При рефлексии проекта учащиеся должны зафиксировать, где можно в дальнейшем использовать полученные проектные продукты, как можно будет использовать опыт работы над этим проектом при решении проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_sila_treniya.docx | 160.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок как структурная единица учебного проекта
Колеганова С.Н., учитель физики МБОУ ООШ с.Вязовка Кстовского района
1. Тема урока: Сила трения
Предмет: Физика
Класс: 7
2. Тип урока: структурная единица учебного проекта
Учебный проект состоит их 4 уроков и одного занятия внеурочной деятельности. На первом уроке создается проектный продукт в виде кластера или краткого конспекта; на первом уроке учащиеся осуществляют предпроектную диагностику, формулируют проблему и цель, планируют свои действия, создают модель проектного продукта и осуществляют корректировку плана действий. На втором уроке создается проектный продукт: определение коэффициента трения скольжения. На третьем уроке в качестве проектного продукта обучающиеся представляют ряд задач по данной теме (у каждой группы свои). Во время внеурочной деятельности учащиеся создают проектный продукт в виде: презентации «Трение в природе и технике», «Польза и вред трения», опытного исследования, сочинения «Если бы не было трения, что было бы?». На четвертом уроке презентуют полученные продукты и производят взаимооценку. При рефлексии проекта учащиеся должны зафиксировать, где можно в дальнейшем использовать полученные проектные продукты, как можно будет использовать опыт работы над этим проектом при решении проблем.
3. Планируемые результаты:
Предметные:
- видеть и объяснять проявление силы трения; различать силу трения скольжения, силу трения качения, силу трения покоя.
- приводить примеры проявления различной силы трения в окружающем мире
Метапредметные:
- формулировать учебную проблему и учебную цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
- планировать деятельность по достижению цели
- осуществлять контроль в форме соотнесения результата с заданным эталоном
- осуществлять учебное сотрудничество
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации
- устанавливать связь между результатом деятельности (продукт) и тем, ради чего она осуществляется (проблема).
Личностный:
- оценивать результат и рефлексировать в отношении его личностной значимости
4. Предметное содержание урока:
При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр.
Причины возникновения силы трения:
- Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.
- Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
- Сила трения скольжения не зависит от площади трущихся поверхностей
- Бывает сила трения скольжения, сила трения покоя, сила трения качения.
- Максимальная сила трения покоя больше, чем сила трения скольжения.
- Сила трения качения меньше силы трения скольжения.
- Способы изменения силы трения: увеличение нагрузки и шероховатости поверхности для увеличении силы трения; уменьшение нагрузки, шлифовка, смазка, обтекаемая форма для уменьшения силы трения.
Формула для расчета силы трения.
5. Деятельностное содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика по достижению метапредметной цели | Приёмы (элементы конструктора) | Средства | Организационная форма | Результат этапа |
Подготовительный | Представляет для рассмотрения фотографии с ситуациями-провокациями, демонстрирующими торможение: санки с горы и тормозной путь автомобиля и предлагает определить, что происходит и дать предположение почему. | Соотносят известную информацию (ранее изученную) и неизвестную, обсуждают. | Задание «Ситуации -провокации» (приложение 1) | Раздаточный материал (фотографии с ситуациями) | Группы по 2 человека | Перечень фактов вызывающих торможение тела |
Способствует установлению причинно-следственной связи между фактами и их причинами: - Какая сила заставляет тело тормозить? | Анализируют факты вызывающих торможение тела и формируют предположение причины торможения; по опыту знают, что существует сила трения, но не знают причин ее возникновения, а также виды силы трения. | |||||
Проектировочный | Обобщает ответы обучающихся, содействует формулировке учащимися определения силы трения. | Формулируют определение силы трения | Группы по 2 человека | Сформулированные проблема и цель проекта, формы проектного продукта в группах. | ||
Способствует формулировке и фиксации цели проекта: - Как можно изучить силу трения? | Формулируют цель проекта: разработать предложения по исследованию причин проявления различных видов силы трения, Предлагают возможные варианты решения проблемы (варианты проектных продуктов): провести опытное исследование проявления различных видов трения: причины возникновения силы трения; проявление силы трения скольжения, независимость ее от площади трущихся поверхностей и зависимость от нагрузки; проявление силы трения покоя и проявление силы трения качения; причины изменения силы трения В группах определяют модель своего проектного продукта: в виде кластера, краткого конспекта. | |||||
Участвует в определении учащимися шагов по достижению цели проекта (плана), и определению критериев оценки проектного продукта. | Совместно планируют деятельность по достижению цели, определяют перечень критериев для оценки проектных продуктов. План и критерии фиксируют. | «Маршрутная карта» (Приложение 2) «Критерии для оценки» (Приложение 3) | Разработанный план действий. Разработанные критерии. | |||
Реализация | Организует работу в проектных группах по зафиксированному плану, консультирует, наблюдает за работой групп. | Определяют функции участников проектной группы в соответствии с планом. На основе обработки полученных результатов делают выводы. Результаты исследовательской работы и работы с учебником оформляют в форме определённой модели проектного продукта. | Задания: 1.Исследование причин возникновения силы трения; формула для расчета силы трения. 2. Исследование проявления силы трения скольжения (независимость от площадей трущихся поверхностей и зависимость от нагрузки). 3. исследование силы трения покоя и силы трения качения. 4. Исследование изменения силы трения (Приложение № 4, Приложение 5) | Оборудование: 1. доска с шероховатой поверхностью, лупа, увеличенная фотография с поверхностями, учебник. 2. динамометр, брусок, грузы. 3. Динамометр, брусок, карандаши округлые.
4.Динамометр, грузы, брусок, масло растительное, вата, кусок клеенки, фотографии с обтекаемой формой. | Группы по 2 человека | Разработанные модели проектных продуктов |
Организация и участие в представлении моделей проектных продуктов группами, обсуждении. | Представление группами своих моделей проектных продуктов. | Группы по 2 человека Класс | Представленные модели проектных продуктов Заполненные оценочные карты записывается общий конспект (сборный) в виде кластера или краткого конпекта. | |||
Оценка и рефлексия | Организация рефлексии урока (организация заполнения оценочных карт, высказываний групповых решений) Подводит итоги, обобщает результаты оценки моделей | Заполнение оценочных карт. Корректировка действий, которые будут осуществляться вне урока. | Задание «Оценка моделей» (Приложение 6) | Группы по 2 человека Класс | Оценка уровня проявления проектных действий |
Приложение 1.
Приложение 2.
Задание «Маршрутная карта»
Цель: формирование компетентностей по планированию учебной деятельности
Задание:
1.Определить шаги по созданию проектного продукта
2. Проверить правильность шагов («подсказка» у педагога в раздаточном материале)
Последовательность действий в плане («подсказка»)
1.Собрать необходимую для создания продукта информацию:
1.1. Провести определенный вид исследования,
1.2. Найти в учебнике нужную информацию,
1.3. Выбрать необходимую информацию.
2.Разработать модель подачи информации
3.Создать и оформить проектный продукт
4.Подготовить презентацию проектного продукта
Приложение 3.
Задание «Критерии оценки модели продукта»
Цель: формирование компетентностей по определению критериев оценки результатов деятельности.
Задание: Разработать критерии, по которым можно оценить созданные модели проектных продуктов:
Возможные критерии («подсказка»):
1.Качество исследуемого материала:
*полнота содержания
*доступность изложения
2.Оформление модели проектного продукта:
*удобство в использовании
*дизайн исполнения
Приложение 4.
1. Указания к работе
1. Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.
Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности, бугорки, царапины. На рис. неровности изображены в увеличенном виде. Когда оно тело скользит или катится по поверхности другого, эти неровности цепляются друг за друга, что создает некоторую силу, задерживающую движение.
2. Опыт. Рассматривание двух поверхностей через лупу.
Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
3. Работа с учебником. Формула для расчета силы трения. (§ 17 Генденштейн Л.Э.)
2. Указания к работе.
- Возьмите брусок. С помощью динамометра взвесьте брусок. Это будет сила, которая прижимает тело к поверхности.
- Положите брусок на парту. Тяните его равномерно динамометром и заметьте положение указателя динамометра. Опыт повторите три раза, возьмите среднее показание динамометра.
- Нагрузите брусок одним грузом (1 Н). Опять повторите опыт. Засеките показания динамометра.
- Затем нагрузите брусок еще одним грузом (2 Н), а затем еще одним (3 Н). Снова засеките показания динамометра.
- Результаты запишите в таблицу.
- Найдите погрешность измерения.
№ опыта | 1 | 2 | 3 | 4 |
Прижимающая сила, Н | ||||
Сила трения скольжения, Н |
- Ответьте на вопросы:
- Какую силу мы с вами сейчас измерили?
- Как направлена эта сила?
- Во сколько раз изменилась прижимающая сила в 1-2 опыте?
- Во сколько раз изменилась сила трения скольжения?
- Какой вывод можно сделать?
- Вывод. Сила трения скольжения изменяется во столько раз, во сколько раз изменяется прижимающая сила (вес груза).
- Переверните брусок на другую грань. Нагрузите его сначала одним грузом, затем двумя, затем тремя. Во всех случаях замерьте силу трения скольжения. Заполните таблицу.
№ опыта | 1 | 2 | 3 | 4 |
Прижимающая сила, Н | ||||
Сила трения скольжения, Н |
- Ответьте на вопросы:
- Во сколько раз изменяется прижимающая сила в опытах 1-2?
- Во сколько раз изменяется сила трения скольжения?
- Выводы:
- Общий вывод.
3. Указания к работе.
- Положите брусок на парту. Он находится в покое. С помощью динамометра пытайтесь сдвинуть брусок. Засеките показания динамометра в момент сдвига бруска. Для получения более точного результата опыт проведите три раза. Какую силу вы измерили?
- Сравните численное значение силы трения скольжения и силы трения покоя. Вывод:
- Возьмите два карандаша, положите их параллельно на парте. Положите брусок на эти карандаши. Перемещайте брусок по парте при помощи динамометра. Какую силу вы сейчас замерили? Вывод:
4.Указания к работе.
- Положите брусок с двумя грузами на клеенку. При помощи динамометра перемещайте брусок по клеенке. Сравните силу трения скольжения по клеенке с силой трения скольжения по парте (при одной прижимающей силе).
- Смажьте клеенку маслом. Положите на нее брусок с двумя грузами. При помощи динамометра замерьте силу трения скольжения по клеенке, смазанной маслом. Сделайте вывод.
- Рассмотрите фотографии с обтекаемой формой (самолет, дельфин). Сделайте вывод.
Приложение 5.
Задание «Работа с учебником»
Цель: формирование компетентностей по сбору и обработке информации.
Задание:
1. Найти в учебнике необходимую информацию.
2. Выбрать необходимую для оформления продукта информацию.
Источник: учебник Генденштейн Л.Э. «Физика – 7 класс» § 17.
Приложение 6.
Задание «Оценка моделей»
Цель: формирование компетентностей по оценке проектного продукта и аргументации своего мнения
Задание:
1. В процессе проведения представлений моделей проектных продуктов в группе оценить их качество, использую таблицу:
Критерий | Группа№1 | Группа№2 | Группа№3 | Группа№4 |
1.Качество исследуемого материала | ||||
полнота содержания-1б | ||||
доступность изложения-1б | ||||
2.Оформление модели продукта | ||||
удобство в использовании-1б | ||||
дизайн исполнения-1б | ||||
Итого: |
2. После презентаций озвучить свою оценку и аргументировать групповое мнение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Урок по физике в 7 классе по теме "Сила трения. Трение в природе и технике."
Урок с использованием ЭОР...
урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»
При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...
Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"
Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...
Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...
Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."
Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....