Влажность воздуха
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике в 8 классе
МКОУ «Возовская СОШ» п. Возы, Поныровского района, Курской области.
Учитель: Татаренкова Людмила Петровна.
«Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по: освоению понятия влажность воздуха; применению данной физической величины; ознакомлению с методами измерения влажности воздуха.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
- Продемонстрировать различные способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.
- Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний.
- Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер.
Развивающие:
- Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
- Развивать умение анализировать информацию, пользоваться таблицами, справочниками.
- Развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.
Воспитательные:
Показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование:
1)компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку «Влажность воздуха»;
2) психрометрическая таблица, таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре;
3)волосной гигрометр, конденсационный гигрометр, психрометр, губка, миска с водой, пипетка, термометры для эксперимента.
Методы обучения: частично - поисковый, анализ учебного материала, исследовательский метод, решение задач.
Форма учебной деятельности: работа в творческих группах.
План урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
1.Организационный этап:
Проверка готовности к уроку. Приветствие.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Послушайте загадки, и скажите, о каком явлении идёт речь? (слайд 1-5)
1) Молоко над речкой плыло - ничего не видно было.
Растворилось молоко - стало видно далеко.
2)Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
Бормочет и поёт, убаюкивает?
3) Утром падаю всегда - не дождинка, не звезда- и сверкаю в лопухах на опушках и лугах.
4) Что за звёздочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь- вода в руке.
-Образование облаков, тумана и инея, выпадение росы , дождя и снега.
-Что объединяет эти явления? (Слайд 6) - (содержание водяных паров в воздухе)
Сегодня мы будем говорить о влажности воздуха.
А что именно мы можем узнать о влажности воздуха? Какие вопросы можем поставить?
Итак, цель нашего урока: рассмотреть понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомиться с приборами для измерения влажности воздуха, научиться пользоваться психрометром для измерения относительной влажности.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число… и тему «Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха» ( слайд7)
3. Актуализация знаний. (слайд 8)
1)В ясную или пасмурную погоду быстрее высохнет бельё?
2)Каково назначение веера?
3)В стакане или в чашке быстрее остынет чай?
4)Какой пар называют насыщенным? Какой пар называют ненасыщенным?
5)Что подразумевают под « динамическим равновесием между паром и жидкостью»?
4) Первичное усвоение новых знаний.
1)Как вам известно, воздух состоит из смеси различных газов и некоторого количества водяных паров. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.
2)Проделаем следующий эксперимент: возьмите губку и сожмите ее. Ничего не произошло. Теперь капните на нее из пипетки и сожмите опять. Результат тот же. Положите губку в кювету с водой, подождите чуть – чуть и сожмите снова. Что вы видите? из губки капает вода. Положите губку опять в кювету и переверните ее несколько раз.
Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? (Выслушиваются ответы учащихся).
Проверим. Поднимите губку и посмотрите на дно.
Почему из нее начала капать вода? Попробуйте объяснить данный эксперимент (Выслушиваются ответы учащихся).
Воздух можно сравнить с губкой в том смысле, что оба могут запасать воду. Сухая губка – сухой воздух, не содержащий водяных паров. Одна капля воды для губки – это слишком мало, однако после того, как губка полежала в воде, она намокла сильнее и впитала в себя больше воды, в последнем же случае губка намокла до насыщения. Когда губка не смогла больше запасать в себе воду, то вода сама начала капать из нее. Как и губка, воздух тоже может запасать в себе воду в виде пара, и чем больше водяных паров находится в определенном объеме воздуха, тем ближе пар к состоянию насыщения.
Сегодня мы будем говорить о влажности воздуха т.к. именно от этой физической величины зависит погода, зависят многие физические явления и процессы:
– процесс испарения;
– конденсации;
– теплообмена;
– количество осадков;
– появление узоров на окнах, запотевание окон, появление тумана, росы, инея, количество разнообразных осадков (снега, града, дождя).
Что же такое ВЛАЖНОСТЬ воздуха? (слайд9)
Начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой .
Вода занимает около 70,8 % земного шара.
Живые организмы содержат от 50 до 99,7 % воды.
В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды.
С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар (в среднем в атмосфере содержится 13-15 км3 воды). Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, тем ближе пар будет к состоянию насыщения.
Влажность-это мера, характеризующая содержание водяных паров в воздухе. (слайд 10)
Как же определить влажность воздуха?
3)При определении содержания влаги в воздухе используют понятия абсолютной и относительной влажности. (слайд 11,12)
Абсолютная влажность ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара, измеряемого в г/м3.
Существуют специальная таблица в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара. Такая таблица находится в сборнике задач по физике .
Для суждения о степени влажности важно знать, близок или далёк водяной пар, находящийся в воздухе, от состояния насыщения. Для этого вводят понятие относительной влажности .
Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ0 насыщенного водяного пара при той же температуре. φ выражается в процентах. (слайд 13)
Относительную влажность можно определить по формуле:
φ = ρ/ρ0 •100%. (1)
Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса.
Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы.
По точке росы с помощью специальных таблиц можно определить абсолютную влажность ρ. По заданной температуре воздуха можно определить с помощью этих же таблиц плотность насыщенного пара ρ0, а затем по формуле (1) определяют относительную влажность воздуха.
4)От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной. (слайд 22,23)
Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.
Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.
В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.
Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне.
5)Для измерения относительной влажности используют такие приборы как гигрометр и психрометр. (слайд17,18,19)
5)Работа в группах: 1 группа изучает волосной гигрометр.
1.Внимательно посмотрите на прибор;
2.Прочитайте в учебнике на стр.58, назовите и покажите основные элементы гигрометра;
3.Приниц действия волосного гигрометра.
2 группа изучает конденсационный гигрометр.
1.Внимательно посмотрите на прибор;
2.Прочитайте в учебнике на стр.58 , назовите и покажите основные элементы гигрометра.
3.Приниц действия конденсационного гигрометра.
3 группа изучает психрометр. (слайд20,21)
1.Внимательно посмотрите на прибор;
2.Прочитайте в учебнике на стр. 58-59, назовите и покажите основные элементы психрометра;
3.Приниц действия психрометра.
Психрометр состоит из двух термометров, шарик одного из них обмотан тканью, нижние концы которой опущены в сосуд с дистиллированной водой. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный — температуру испаряющейся воды. При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха.
С помощью психрометрической таблицы определяем влажность воздуха.
По значению относительной влажности мы можем судить о состоянии окружающего нас воздуха.
Проблемный вопрос. А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр?
6) Первичная проверка понимания :
Выполнение лабораторной работы. (тетрадь для лабораторных работ)
Оборудование: Термометр лабораторный, кювета с водой, кусочек бинта.
Определите самостоятельно относительную влажность воздуха в кабинете, пользуясь термометром.
Техника безопасности:
1)Помните, что термометр – стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно.
2)После выполнения задания обязательно положите термометр в футляр. 3)Для более точного определения температуры расположите термометр так, чтобы столбик термометра оказался на уровне глаз.
Для этого проделайте следующее:
- Измерьте температуру воздуха в классе и запишите в тетради.
- Смочите кусочек бинта и оберните им резервуар термометра. Следите за понижением температуры. Как только оно прекратится, запишите показания.
- Найдите разность температур сухого и влажного термометра и, пользуясь психометрической таблицей, определите относительную влажность воздуха в кабинете. (слайд 21)
6) Первичное закрепление
Качественные задачи: (слайд 25)
1) Почему запотевают фрукты, вынутые из холодильника?
2) Почему в холодных помещениях часто бывает сыро?
3) Почему зимой оконные стёкла потеют, если в комнате много людей?
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Используя таблицу, определить недостающие величины. (слайд 26)
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1.§19
2. Практическое задание: определить влажность воздуха дома и подумать, может ли она быть различной.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок завершен, всем огромное спасибо за работу (комментирую оценки за урок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха.
Урок объяснения нового материала в 8 классе. Материал содержит вводную презентацию к уроку, которая позволяет сформулировать тему урока, конспект урока. На уроке используется образовательный рес...
Влажность воздуха.Способы определения влажности воздуха.
Презентация к уроку физика 8 класс...
конспект урока и презентация 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"
урок 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"...
Разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
Представлена разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха"...
Методическая разработка к уроку физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха".
Урок соодержит новый теоретический материал и фрагмент лабораторной работы в соответствии с новым ФГОС....
Влажность воздуха. Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха“.
Презентацию по теме." Влажность воздуха. Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха“ Ловцовой А.Ф. можно найти по ссылке-https://vk.com/wall555604454_...
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Урок-презентация по физике в 8 классе
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Урок-презентация по физике в 8 классе...