Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха.
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Урок объяснения нового материала в 8 классе. Материал содержит вводную презентацию к уроку, которая позволяет сформулировать тему урока, конспект урока. На уроке используется образовательный ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlazhnost_vozdukha._sposoby_izmereniya_vlazhnosti_vozdukha.zip | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха.
8 класс.
Дзюрич Елена Алексеевна
учитель физики муниципального
общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа с. Агафоновка
Питерского района Саратовской области»
Цели урока:
Образовательная – сформировать представление о влажности воздуха, ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха;
Развивающая – развивать у учащихся умение собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, развивать устную речь;
Воспитательная – формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной работой, развитие эстетики.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично – поисковый.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, термометры, кусочки марли, стакан с водой (на каждую парту), психрометр, психрометрическая таблица. На уроке используется образовательный ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
План урока
№ | Этап урока | Приемы и методы | время |
1 | Организационный | Устное напоминание. Приветствие. | 2 |
2 | Подготовка к восприятию нового | Беседа. Презентация. | 7 |
3 | Постановка проблемного вопроса | Презентация | 5 |
4 | Новый материал. | Интернет - ресурс | 20 |
5 | Закрепление. | Беседа | 5 |
6 | Подведение итогов урока | Беседа | 5 |
7 | Домашнее задание | Задание | 1 |
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примененное оборудование |
1 | 2 | 3 |
I. Организационный момент Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим формирование знаний об агрегатных состояниях вещества. II. Подготовка к восприятию нового Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания. Первое задание: ...они оставят в небесах Что объединяет эти сюжеты? Какие виды облаков вы знаете? Бывает слепой, обложной, ливневый… Что это? «Заколдован невидимкой, О чем говорится? Кто автор этих строк? А теперь подумайте и отгадайте загадку «Сивые кабаны все поле облегли». О каком явлении идет речь? Данное явление очень красиво описано Л. Толстым: «Когда в солнечное утро летом выйдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это…» Какое сравнение подобрал автор? «Белая береза под моим окном / / Принакрылась снегом, точно серебром..» Кто написал это стихотворение? Про что оно? «Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счета Поднебесные ворота.» О чем идет речь в стихотворении С.Маршака Некоторые родственные радуге явления возможно вам доводилось наблюдать – это гало (радужные круги вокруг Солнца и Луны), ложные солнца. А теперь второе задание – ответы на основной вопрос: Что объединяет все эти явления? Итак, тема сегодняшнего урока «Влажность воздуха». III. Постановка проблемного вопроса А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить перед собой? Какими способами будем искать ответы на все эти вопросы? Как вы думаете, что такое влажность воздуха? Какова причина появления водяного пара в воздухе? Какой вид парообразования играет большую роль в образовании пара в атмосфере? Верно. Давайте повторим, что такое испарение и от чего оно зависит. IV. Новый материал. Влажность воздуха - важное для нас явление, поэтому необходимо научиться ее определять. В воздухе содержатся водяные пары. Мы можем определить массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность. Также эту величину мы раньше называли плотностью. Значит, в каких единицам мы можем выразить абсолютную влажность? Запишем в тетрадях, абсолютная влажность обозначается буквой… Найдите в учебнике на странице определение этой величины и прочитайте его. Введем следующее понятие – это «относительная влажность». Относительная влажность воздуха обозначается буквой φ и равна отношению плотности водяных паров к плотности насыщенных паров. Запишем формулу для определения относительной влажности воздуха Найдите в учебнике определение относительной влажности воздуха. Прочитайте его. Итак, мы ввели две величины, характеризующие содержание водяных паров в воздухе – абсолютную и относительную влажности. А теперь давайте немного порешаем задачи. Для измерения относительной влажности используют прибор психрометр и психрометрические таблицы. Давайте рассмотрим устройство психрометра. Для чего нужен сухой термометр? Каковы показания сухого термометра? Для чего нужен влажный термометр? Почему показания влажного и сухого термометров отличаются? Проведем эксперимент по определению влажности воздуха в кабинете. Для этого у вас на столах имеются термометры, кусочек марли, стакан с водой. Можно по психрометру определить следующую зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров. При повышенной влажности испарение происходит медленнее с влажной ткани и термометр охлаждается меньше. Также есть и другие приборы для измерения влажности воздуха, но о них вы прочитаете в учебнике дома самостоятельно. V.Закрепление. Давайте вернемся к тем явлениям, которые мы рассматривали в начале урока и поговорим об одном из них, а также попробуем понять как связаны они с влажностью воздуха. Как облака, дождь, иней связаны с влажностью вам объяснить нетрудно. Объясните, как связана радуга с этим понятием. VI. Подведение итогов урока Вернемся к вопросам, которые мы с вами сегодня обсудили, и кратко ответим на них. Объявление и выставление оценок. VII. Домашнее задание § 19, подобрать пословицы и приметы по теме | Облака Перистые, кучевые, слоистые и т. д. Дождь О снеге Сергей Есенин «Пороша» О тумане. Роса Алмазы. Также росу сравнивают с бриллиантами и жемчугом. С.Есенин «Белая береза» Иней. Радуга. Вода 1. Что такое влажность воздуха? 2. В чем причина проявления влажности? 3. Как она себя проявляет? 4. На что влияет? 5. Зачем нам необходимы знания о влажности? 6. Какими величинами характеризуется? 7.Как можно ее определить? Рассказ, работа с учебником, проведение эксперимента, рассуждения. Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере. Парообразование. Испарение. Дети отвечают . г/см3 ρ Учащиеся читают определение. Дети записывают формулу в тетради. Дети находят определение и читают его. Учащиеся решают предложенные задачи Учащиеся рассматривают устройство прибора. Для измерения температуры. Дети отвечают. Вода с ткани испаряется, термометр охлаждается и показывает более низкую температуру. Обучающиеся проводят эксперимент по определению влажности воздуха. По психрометрической таблице учащиеся находят значение влажности воздуха. Учащиеся выбирают одно из явлений и объясняют его. Дети не сразу, но все – таки догадываются. Капля воды – призма, разлагает свет на спектр – радугу Дети отвечают на вопросы. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд7 Слайд 8 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf стр. 1 http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf стр. 2 http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf стр. 3 http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf стр. 4 http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf стр. 5,6 http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf стр. 7 Термометр, кусочек марли, стакан с водой. http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf стр.В |
Используемая литература:
- Перышкин А.В.ю Физика, 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений – 7-е изд., стереотип. – Дрофа, 2010. – 191, [1] c.: ил.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Измерение влажности воздуха
Целью работы является изучение методов измерения влажности воздуха и рассмотрение практического применения подобных измерений. А также формирование научной картины мира способами репрезентации, ...
Измерение влажности воздуха.
Лабораторная работа...
Разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
Представлена разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха"...
Урок физики по теме "Влажность. Способы определения влажности воздуха" (8 класс).
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Влажность. Способы определения влажности воздуха» с использованием цифровых образовательных ресурсов...
Урок по теме «Изобретение прибора для измерения влажности воздуха».
Урок-исследование по теме «Изобретение прибора для измерения влажности воздуха»....
Лабораторная работа по физике 7 класс "Измерение влажности воздуха"
лабораторная работа...
Домашний эксперимент:"Измерение влажности воздуха"
В данном методическом материале представлен пример домашнего эксперимента. В методических рекомендациях подробно описывается ход работы, что позволит обучающемуся без сторонней помощи выполнить работу...