Методическая разработка к уроку физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха".
методическая разработка по физике (8 класс)
Урок соодержит новый теоретический материал и фрагмент лабораторной работы в соответствии с новым ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_tovpinets_v.n.docx | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока: Лабораторная работа « Определение влажности воздуха»
Физика 8 класс.
Тема урока: Определение влажности воздуха.
Цели урока: познакомить учащихся со способами измерения влажности; ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха и измерить влажность воздуха.
Задачи урока:
Образовательная: формирование умений измерять влажности воздуха, обрабатывать результаты измерений, представлять их в виде таблицы, обнаруживать зависимость между физическими величинами (температурой, влажностью), объяснять полученные результаты, делать выводы.
Развивающая: создать условия для развития умений анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала и новой информацией.
Воспитательная: привить навыки и культуру проведения физического эксперимента, воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, способствовать умению работать в группе и с новыми источниками информации.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический.
Средства обучения: Психрометрическая таблица, выдержки из СанПиНа.
Оборудование: 2 термометра, стакан с водой, поднос, вата.
План урока:
1.Организационный этап. ( 2 мин)
2.Мотивация к учебно-познавательной деятельности. (8 мин)
А) Почемучка
Б) Сообщения
3. Лабораторная работа (24 мин).
4. Итоги (3 мин)
5. Рефлексия (3 мин)
Конспект урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку.
Напрошлом уроке мы познакомились с новым физическим понятием, без которого не обходится ни один прогноз погоды. Говорят, что погода является самым величественным спектаклем на Земле, в котором участвуют только три актера: солнечная радиация, влага и воздух.Почему в прогнозе погоды, часто помимо температуры, скорости и направления ветра, нам сообщают еще что-то? Почему переезжая из одной страны в другую люди испытывают дискомфорт? Почему во время отопительного сезона люди часто страдают заболеваниями дыхательных путей? О каком понятие идет речь, о чем мы говорили на прошлом уроке? Дайте, ему определение.
Ученик: Влажность.Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.
Учитель: Высокая или низкая влажность способствует развитию бактерий, грибов и вирусов. Поэтому знание влажности имеет огромное значение для человечества. Если не соблюдать режим влажности, то в музеях будут портиться произведения искусств, в библиотеках- книги, на складах- продукты питания. Поэтому влажность наряду с температурой, ветром и давлением имеет большое значение для человека.
Предлагаю поработать с выдержками нормативных документов из СНиП
(приложение 1):
(Карточки у каждого ученика)
В холодный период года в жилых комнатах оптимальная температура составляет 20-22 градуса, а оптимальная влажность 30-45 %.
В соответствии со «СНиП 23-01-99* «Строительная климатология», по величине влажности различают следующие режимы помещения: сухой (меньше 40%), нормальный (40÷50%), влажный (50÷60%) или мокрый (свыше 60%).
Согласно ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», в жилых помещениях не допускается влажность воздуха более 60% (оптимальная величина влажности – не более 45%).
Чтомы узнали из этой информации?
Ученик: Что влажность воздуха надо знать. Для нормальной жизни она должна быть около 40 %.
Учитель:А что поможет нам узнать влажность?
Ученик: Приборы.
Учитель : О приборах нам расскажут мои помощники.
Ученики:
Ученик 1 | Ученик 2 |
Гигро́метр (греч. ὑγρός «жидкий» + μετρέω «измеряю») — измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха и других газов. Существует несколько классов гигрометров, работа которых основана на различных принципах (весовы́е, волосны́е, кондуктометрические, конденсационные и другие). Применяются в системах микроклимата, контроля влажности производственных, складских и бытовых помещений, контроля состава защитных атмосфер и др. Действие волосного гигрометра основано на свойстве обезжиренного человеческого волоса изменять длину при изменении влажности воздуха, что позволяет измерять относительную влажность от 30 до 100 %. Волос слегка натянут на упругую металлическую рамку. Изменение длины волоса передаётся стрелке, перемещающейся по шкале, проградуированной в единицах относительной влажности (см. иллюстрацию). | Психро́метр (др.-греч. ψυχρός — холодный) тж. Гигрометр психрометри́ческий — содержащее сухой и смоченный термометры устройство для косвенного измерения влажности газов, прежде всего воздуха, по понижению температуры смоченного твёрдого тела — датчика температуры; влажность газа вычисляют посредством психрометрической формулы по разности температур сухого и смоченного термометров[1]. |
УУмызнали из этих документов?
Учитель:Спасибо ребята. А что же делать нам если у нас нет ни гигрометра, ни психрометра?
Ученик: Можно воспользоваться 2 термометрами.
Учитель:Совершенно верно. Мы так и сделаем при выполнении лабораторной работы. У вас на столах лежат карты инструкции, оборудование, приступайте к выполнению работы. Открываем тетрадь для лабораторных работ и записываем тему в тетрадь.
Карта-инструкция, то, что выделено курсивом ребенок не видит (приложение 2).
Лабораторная работа «Определение влажности воздуха»
Тип работы: Косвенные измерения
Предметные результаты:
Анализировать условие задачи, записывать краткое условие, выделять физические величины, законы формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты, использовать таблицу влажности, оценивать реальность полученного результата и делать вывод.Проводить косвенные измерения физических величин:собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение влажности воздуха используя таблицу влажности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Познавательные:
5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) смысловое чтение;
Коммуникативные:
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Ход работы:
Открой учебник на странице 223, посмотри на таблицу влажности, вспомни, как с ней работать.
Выбери и реши любую задачу.
Задача 1: Показания сухого термометра 22С, влажного 20С. Определите влажность воздуха.
Задача 2: Психрометр показывает влажность 60% Разность показаний термометров 4С, чему равна температура в помещении.
Экспериментальная задача: Определите, влажность воздуха на своем рабочем месте. Все результаты заносите в таблицу.
- Определите температуру воздуха в классе.
Температура воздуха в классе | Температура влажного термометра | Разность температур | Влажность |
- Измерьте температуру влажного термометра, для этого обмотайте кончик термометра ваткой, намочите ватку. Положите термометр на поднос. Снимите показания после того, как столбик жидкости в термометре перестанет опускаться.
- Найдите разность температур, по таблице влажности определите влажность на своем рабочем месте.
В отчете будет проверено:
решение задачи и эксперимент;
цель;
таблица с результатами
Примерные критерии оценки:
решение задачи(2б)
таблица прямых измерений(0-7б)
Шкала перевода в отметку:
2 | 3 | 4 | 5 |
Меньше 3б | 4-5 б | 6-7б | 8-9б |
Анализ выполнения лабораторных работ
Лабораторная работа 1 | Процент выполнения | |||
Ученик 1 | Ученик 2 | Ученик 3 | в классе | |
Решение задачи | ||||
Цель | ||||
Прямые измерения | ||||
Вывод |
С помощью графы «Процент выполнения в классе» можно определить:
– освоение классом экспериментальных умений по отдельным операциям и в целом по каждой лабораторной работе на базовом уровне;
– динамику освоения классом экспериментальных умений по отдельным операциям и в целом по лабораторным работам на базовом уровне.
Учитель:Итак, ребята, в ходе лабораторной работы мы рассчитали влажность на своем рабочем месте, совпала ли она с требованием нормативных документов или нет?
Ученик: Да (называют значение).
Учитель: Домашнее задание на следующий урок измерить влажность в доме.
А теперь давайте сделаем вывод о проделанной работе и сегодняшнем уроке.
Заполните, пожалуйста, анкету, которая лежит у вас на партах (приложение3).
Учитель: Передайте анкету на первые парты. Спасибо за работу на уроке. До свидания.
Приложение 1.
Выдержки из нормативных документов.
В холодный период года в жилых комнатах оптимальная температура составляет 20-22 градуса, а оптимальная влажность 30-45 %.
В соответствии со «СНиП 23-01-99* «Строительная климатология», по величине влажности различают следующие режимы помещения: сухой (меньше 40%), нормальный (40÷50%), влажный (50÷60%) или мокрый (свыше 60%).
Согласно ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», в жилых помещениях не допускается влажность воздуха более 60% (оптимальная величина влажности – не более 45%).
Приложение 2.
Карта-инструкция.
Лабораторная работа «Определение влажности воздуха»
Откройте учебник на странице 223, посмотрите на таблицу влажности, вспомните как с ней работать.
Выбери и реши любую задачу.
Задача 1: Показания сухого термометра 22 С, влажного 20 С. Определите влажность воздуха.
Задача 2: Психрометр показывает влажность 60% Разность показаний термометров 4 С, чему равна температура в помещении.
Экспериментальная задача:Определите, влажность воздуха на своем рабочем месте. Все результаты заносите в таблицу. Запишите цель работы.
- определите температуру воздуха в классе.
Температура воздуха в классе | Температура влажного термометра | Разность температур | Влажность |
- Измерьте температуру влажного термометра, для этого обмотайте кончик термометра ваткой, намочите ватку. Положите термометр на поднос. Снимите показания после того, как столбик жидкости в термометре перестанет опускаться.
- Найдите разность температур,по таблице влажности определите влажность на своем рабочем месте.
В отчете будет проверено:
решение задачи и эксперимент;
цель;
таблица с результатами
Примерные критерии оценки:
решение задачи(2б)
таблица прямых измерений(0-7б)
Шкала перевода в отметку:
2 | 3 | 4 | 5 |
Меньше 3б | 4-5 б | 6-7б | 8-9б |
Приложение 3.
Рефлексия
На уроке я работал | Активно | Пассивно | |
Своей работой на уроке | Доволен | Не доволен | |
Урок мне показался | Коротким | Длинным | |
За урок я | Устал | Не устал | |
Мое настроение | Изменилось | Не изменилось | |
Материал урока мне был | Полезен | Бесполезен | |
Домашнее задание | Интересно | Не интересно |
Фестиваль «Петербургский урок. Работаем по новым стандартам»
Номинация «Лучший урок в 5-11 классах»
Подноминация « Лучший урок предметной области « Естественнонаучные предметы»
Методическая разработка урока по теме « Лабораторная работа Определение влажности воздуха»
Физика 8 класс
Учитель физики ГБОУ школа –интернат №9
Калининского района
Санкт-Петербурга
Товпинец Вера Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Урок объяснения и первичного закрепления нового материала материала по теме "Атмосферное давление" с компьютерной поддержкой из коллекции ЦОР. Урок сопровождает фронтальный и демонстрационны...
Измерение влажности воздуха
Целью работы является изучение методов измерения влажности воздуха и рассмотрение практического применения подобных измерений. А также формирование научной картины мира способами репрезентации, ...
Измерение влажности воздуха.
Лабораторная работа...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»
Методическая разработка урока физики содержит презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления отчета лабораторной работы №14 8 класс....
Урок по теме «Изобретение прибора для измерения влажности воздуха».
Урок-исследование по теме «Изобретение прибора для измерения влажности воздуха»....
Лабораторная работа по физике 7 класс "Измерение влажности воздуха"
лабораторная работа...
Домашний эксперимент:"Измерение влажности воздуха"
В данном методическом материале представлен пример домашнего эксперимента. В методических рекомендациях подробно описывается ход работы, что позволит обучающемуся без сторонней помощи выполнить работу...