Методическая разработка к уроку физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха".
методическая разработка по физике (8 класс)

Урок соодержит новый теоретический материал и фрагмент лабораторной работы в соответствии с новым ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_tovpinets_v.n.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока: Лабораторная работа « Определение влажности воздуха»

Физика 8 класс.

Тема урока: Определение влажности воздуха.

Цели  урока:  познакомить учащихся   со способами измерения влажности; ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха и измерить влажность воздуха.

Задачи  урока:

Образовательная: формирование умений измерять влажности воздуха, обрабатывать результаты измерений, представлять их в виде таблицы, обнаруживать зависимость между физическими величинами (температурой, влажностью), объяснять полученные результаты, делать выводы.

Развивающая: создать условия для развития умений анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала и новой информацией.

Воспитательная: привить навыки и культуру проведения физического эксперимента, воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, способствовать умению работать в группе и с новыми источниками информации.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Средства обучения: Психрометрическая таблица, выдержки из СанПиНа.

Оборудование: 2 термометра, стакан с водой, поднос, вата.

План урока:

 1.Организационный этап. ( 2 мин)

2.Мотивация к учебно-познавательной деятельности. (8 мин)

А) Почемучка

Б) Сообщения

3. Лабораторная работа (24 мин).

4. Итоги (3 мин)

5. Рефлексия (3 мин)

Конспект урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку.

Напрошлом уроке мы познакомились с новым физическим понятием, без которого не обходится ни один прогноз погоды. Говорят, что погода является самым величественным спектаклем на Земле, в котором участвуют только три актера: солнечная радиация, влага и воздух.Почему в прогнозе погоды, часто помимо температуры, скорости и направления ветра, нам сообщают еще что-то? Почему переезжая из одной страны в другую люди испытывают дискомфорт? Почему во время отопительного сезона люди часто страдают заболеваниями дыхательных путей? О каком понятие идет речь, о чем мы говорили на прошлом уроке? Дайте, ему определение.

Ученик: Влажность.Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.

Учитель: Высокая или низкая влажность способствует развитию бактерий, грибов и вирусов. Поэтому знание влажности имеет огромное значение для человечества. Если не соблюдать режим влажности, то в музеях будут портиться произведения искусств, в библиотеках- книги, на складах- продукты питания. Поэтому влажность наряду с температурой, ветром и давлением имеет большое значение для человека.

Предлагаю поработать с выдержками нормативных документов из СНиП

 (приложение 1):

(Карточки у каждого ученика)

В холодный период года в жилых комнатах оптимальная температура составляет 20-22 градуса, а оптимальная влажность 30-45 %.

В соответствии со «СНиП 23-01-99* «Строительная климатология», по величине влажности различают следующие режимы помещения: сухой (меньше 40%), нормальный (40÷50%), влажный (50÷60%) или мокрый (свыше 60%).

Согласно ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», в жилых помещениях не допускается влажность воздуха более 60% (оптимальная величина влажности – не более 45%).

Чтомы узнали из этой информации?

Ученик: Что влажность воздуха надо знать. Для нормальной жизни она должна быть около 40 %.

Учитель:А что поможет нам узнать влажность?

Ученик: Приборы.

Учитель : О приборах нам расскажут мои помощники.

Ученики:

Ученик 1

Ученик 2

Гигро́метр (греч. ὑγρός «жидкий» + μετρέω «измеряю») — измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха и других газов.

Существует несколько классов гигрометров, работа которых основана на различных принципах (весовы́е, волосны́е, кондуктометрические, конденсационные и другие).

Применяются в системах микроклимата, контроля влажности производственных, складских и бытовых помещений, контроля состава защитных атмосфер и др.

Действие волосного гигрометра основано на свойстве обезжиренного человеческого волоса изменять длину при изменении влажности воздуха, что позволяет измерять относительную влажность от 30 до 100 %. Волос слегка натянут на упругую металлическую рамку. Изменение длины волоса передаётся стрелке, перемещающейся по шкале, проградуированной в единицах относительной влажности (см. иллюстрацию).

Психро́метр (др.-греч. ψυχρός — холодный) тж. Гигрометр психрометри́ческий — содержащее сухой и смоченный термометры устройство для косвенного измерения влажности газов, прежде всего воздуха, по понижению температуры смоченного твёрдого тела — датчика температуры; влажность газа вычисляют посредством психрометрической формулы по разности температур сухого и смоченного термометров[1].

УУмызнали из этих документов?

Учитель:Спасибо ребята. А что же делать нам если у нас нет ни гигрометра, ни психрометра?

Ученик: Можно воспользоваться 2 термометрами.

Учитель:Совершенно верно. Мы так и сделаем при выполнении лабораторной работы. У вас на столах лежат карты инструкции, оборудование, приступайте к выполнению работы. Открываем тетрадь для лабораторных работ и записываем тему в тетрадь.

Карта-инструкция, то, что выделено курсивом ребенок не видит (приложение 2).

Лабораторная работа «Определение влажности воздуха»

Тип работы: Косвенные измерения

Предметные результаты:

Анализировать условие задачи, записывать краткое условие, выделять физические величины, законы формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты, использовать таблицу влажности, оценивать реальность полученного результата и делать вывод.Проводить косвенные измерения физических величин:собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение влажности воздуха используя таблицу влажности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Познавательные:

5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) смысловое чтение; 

Коммуникативные:

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Ход работы:

Открой учебник на странице 223, посмотри на таблицу влажности, вспомни, как с ней работать.

 Выбери и реши любую задачу.

Задача   1: Показания сухого термометра 22С, влажного 20С. Определите влажность воздуха.

Задача 2: Психрометр показывает влажность 60% Разность показаний термометров 4С, чему равна температура в помещении.

Экспериментальная задача: Определите, влажность воздуха на своем рабочем месте. Все результаты заносите в таблицу.

  1. Определите температуру воздуха в классе.

Температура

воздуха в классе

Температура

 влажного

 термометра

Разность

температур

Влажность

  1. Измерьте температуру влажного термометра, для этого обмотайте кончик термометра ваткой, намочите ватку. Положите термометр на поднос. Снимите показания после того, как столбик жидкости в термометре перестанет опускаться.
  2. Найдите разность температур, по таблице влажности определите влажность на своем рабочем месте.

В отчете будет проверено:

решение задачи и эксперимент;

цель;

таблица с результатами

Примерные критерии оценки:

решение задачи(2б)

  таблица прямых измерений(0-7б)

Шкала перевода в отметку:

2

3

4

5

Меньше 3б

4-5 б

6-7б

8-9б

Анализ выполнения лабораторных работ

Лабораторная работа 1

Процент выполнения

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

в классе

Решение задачи

Цель

Прямые измерения

Вывод

С помощью графы «Процент выполнения в классе» можно определить:

– освоение классом экспериментальных умений по отдельным операциям и в целом по каждой лабораторной работе на базовом уровне;

– динамику освоения классом экспериментальных умений по отдельным операциям и в целом по лабораторным работам на базовом уровне.

Учитель:Итак, ребята, в ходе лабораторной работы мы рассчитали влажность на своем рабочем месте, совпала ли она с требованием нормативных документов или нет?

Ученик: Да (называют значение).

Учитель: Домашнее задание на следующий урок измерить влажность в доме.

А теперь давайте сделаем вывод о проделанной работе и сегодняшнем уроке.

 Заполните, пожалуйста, анкету, которая лежит у вас на партах (приложение3).

Учитель: Передайте анкету на первые парты. Спасибо за работу на уроке. До свидания.


Приложение 1.

Выдержки из нормативных документов.

В холодный период года в жилых комнатах оптимальная температура составляет 20-22 градуса, а оптимальная влажность 30-45 %.

В соответствии со «СНиП 23-01-99* «Строительная климатология», по величине влажности различают следующие режимы помещения: сухой (меньше 40%), нормальный (40÷50%), влажный (50÷60%) или мокрый (свыше 60%).

Согласно ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», в жилых помещениях не допускается влажность воздуха более 60% (оптимальная величина влажности – не более 45%).

Приложение 2.

Карта-инструкция.

Лабораторная работа «Определение влажности воздуха»

Откройте учебник на странице 223, посмотрите на таблицу влажности, вспомните как с ней работать.

 Выбери и реши любую задачу.

Задача   1: Показания сухого термометра 22 С, влажного 20 С. Определите влажность воздуха.

Задача 2: Психрометр показывает влажность 60% Разность показаний термометров 4 С, чему равна температура в помещении.

Экспериментальная задача:Определите, влажность воздуха на своем рабочем месте. Все результаты заносите в таблицу. Запишите цель работы.

  1. определите температуру воздуха в классе.

Температура

воздуха в классе

Температура

 влажного

 термометра

Разность

температур

Влажность

  1. Измерьте температуру влажного термометра, для этого обмотайте кончик термометра ваткой, намочите ватку. Положите термометр на поднос. Снимите показания после того, как столбик жидкости в термометре перестанет опускаться.
  2. Найдите разность температур,по таблице влажности определите влажность на своем рабочем месте.

В отчете будет проверено:

решение задачи и эксперимент;

цель;

таблица с результатами

Примерные критерии оценки:

решение задачи(2б)

  таблица прямых измерений(0-7б)

Шкала перевода в отметку:

2

3

4

5

Меньше 3б

4-5 б

6-7б

8-9б

Приложение 3.

Рефлексия

На уроке я  работал

Активно

Пассивно

Своей работой на уроке

Доволен

Не доволен

Урок мне показался

Коротким

Длинным

За урок я

Устал

Не устал

Мое настроение

Изменилось

Не изменилось

Материал урока мне был

Полезен

Бесполезен

Домашнее задание

Интересно

Не интересно

Фестиваль «Петербургский урок. Работаем по новым стандартам»

Номинация «Лучший урок в 5-11 классах»

Подноминация « Лучший урок предметной области « Естественнонаучные предметы»

Методическая разработка урока по теме « Лабораторная работа Определение влажности воздуха»

Физика 8 класс

Учитель физики ГБОУ школа –интернат №9

Калининского района

Санкт-Петербурга

Товпинец Вера Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок объяснения и первичного закрепления нового материала материала по теме "Атмосферное давление" с компьютерной поддержкой из коллекции ЦОР. Урок сопровождает фронтальный и демонстрационны...

Измерение влажности воздуха

Целью работы является изучение методов измерения влажности воздуха и рассмотрение практического применения подобных измерений. А также формирование научной картины мира способами репрезентации, ...

Измерение влажности воздуха.

Лабораторная работа...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Урок по теме «Изобретение прибора для измерения влажности воздуха».

Урок-исследование по теме «Изобретение прибора для измерения влажности воздуха»....

Домашний эксперимент:"Измерение влажности воздуха"

В данном методическом материале представлен пример домашнего эксперимента. В методических рекомендациях подробно описывается ход работы, что позволит обучающемуся без сторонней помощи выполнить работу...