элективный курс по физике в 8 классе
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Актуальность курса –
формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svezhiy_elektiv_8.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники,
Актуальность курса –
формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.
Основной задачей
курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы, целями которой являются:
- развитие интереса к физике, к решению физических задач;
– совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
– формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач;
Итогом работы
по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т.е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт по умению решать задачи. Для наиболее успешных детей можно объявить конкурс по составлению и решению конструкторских задач.
Программа рассчитана для учащихся 8 класса на 2полугодие предусматривает 19 часов.
Содержание
Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача", осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.
Не смотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8 класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7- класса по теме “Взаимодействие тел”, так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема “Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые явления” в 8 и “Термодинамика” в 10классах. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е. тепловым, электрическим и световым явлениям.
Учебно-тематический план
1. Взаимодействие тел (3 ч)
Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.
Практические задачи:
- определение максимальной скорости движения пальцев рук.
- определение массы линейки.
- изучение закона движения падающего воздушного шара.
- определение своей максимальной мощности.
Давление (3 ч)
Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта.
Практические задачи:
- Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха.
- Изучение законов реактивного движения.
- Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.
2. Молекулы (2 ч)
Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Капиллярные явления.
Демонстрации:
- фотографии молекулярных кристаллов.
- Диффузия жидкостей в сообщающихся сосудах.
- Растекание масла по поверхности воды.
- Явления смачивания и капиллярности.
- Смачивание и капиллярность в природе.
Практические задачи:
- Определение размеров частиц эмульсии методом рядов.
- Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.
3.Тепловое расширение тел. Теплопередача. (3 ч)
Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция.
Демонстрации:
- Расширение тел при нагревании.
- Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.
- Термометры разных видов.
- Теплопроводность разных тел.
Практические задачи:
- Исследование теплопроводности тел.
- Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.
4.Физика атмосферы. (1 ч)
Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.
Демонстрации:
- Строение атмосферы.
- Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.
- Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.
Практические задачи:
- определение точки росы.
- наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.
5.Электрический ток. (2 ч)
Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. ГЭС.
Демонстрации:
- Электролиз раствора медного купороса.
- Дуговой разряд.
- Модель молниеотвода.
Практические задачи:
- Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
- Расчёт сопротивления человеческого тела.
- Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.
6. Электромагнитные явления. (2 ч)
Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.
Демонстрации:
- Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.
- Переменный ток на экране осциллографа.
- Явление электромагнитной индукции.
Практические задачи:
- Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.
- Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки.
- Определение КПД электродвигателя.
7.Световые явления. (3ч)
Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.
Практические задачи:
- Изготовление перископа.
- Глаз как оптический прибор.
- Измерение времени реакции человека на световой сигнал.
- Оценка освещенности в кабинете.
Методическое обеспечение
При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:
- выступления школьников,
- подробное объяснение примеров решения задач,
- коллективная постановка экспериментальных задач,
- индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
- конкурс на составление лучшей задачи.
При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
1. Набор стандартного лабораторного оборудования кабинета физики.
2. Набор таблиц по физике.
3. Экран.
4. Мультимедийный проектор.
5. Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий
(комплекты ProLog+датчики)
6. Комплект Pasсo+комплект датчиков
Тематическое планирование
Тема занятия | наглядность | Вид занятия |
1. Определение скорости движения шарика по желобу и кончиков пальцев рук. | Желоб, штатив, шарик, линейка, секундомер. (Цифровой датчик движения Pasco) | практика |
2. Определение массы линейки. Решение задач на расчёт плотности тел. | Линейка, динамометр | практика |
3. Изучение закона движения падающего воздушного шара. Определение своей максимальной мощности. | Секундомер, воздушный шарик, весы | Лекция, практика |
4. Изучение законов реактивного движения. Расчёт давления твёрдых тел. | Секундомер. | практика |
5. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина. | Набор капилляров. | практика |
6. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха. Решение задач на расчёт силы Архимеда. | Воздуходувная машина | практика |
7. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Определение размеров частиц эмульсии методом рядов. | фотографии молекулярных кристаллов. Растекание масла по поверхности воды. | Лекция и практика |
8. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле. | Смачивание и капиллярность в природе. | практика |
9. Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел | Расширение тел при нагревании. | Лекция и практика |
10. Исследование теплопроводности тел. | Теплопроводность разных тел. (Зонд для датчика температуры стальной. Комплекс Pasco) | Лекция и практика |
11. Решение комбинированных задач на тепловые процессы. | практика | |
12. Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные . Влажность воздуха, определение точки росы. | Образование тумана при охлаждении влажного воздуха. Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы. | Лекция и практика |
13 Электрический ток в разных средах Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику. | Электролиз раствора медного купороса. Дуговой разряд. | Лекция и практика |
14. Расчёт сопротивления человеческого тела. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. |
| Лекция практика |
15. Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки | Магнитная пушка. (Цифровой датчик магнитного поля Pasco) | практика |
16. Определение КПД электродвигателя | Явление электромагнитной индукции. | практика |
17. Законы отражения и преломления. Измерение времени реакции человека на световой сигнал | Изготовление перископа. Глаз как оптический прибор. Секундомер, источник свет. (Комплекс ProLog+ датчики) | практика |
18. Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа. Оценка освещенности в кабинете. | Микроскоп, макротела. (Цифровой датчик освещенности высокочувствительный Pasco) | Лекция и практика |
19. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы. | Рассеивающие линзы, линейка. | практика |
Литература для учителя:
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983;
- Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 1977;
- Зильберман А.Р. Задачи для физиков. – М.: Знание, 1971;
- Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987;
- Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 1988;
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972;
- Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971;
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для учащихся:
- Бутиков Б.И. Физика в задачах. – М.: Просвещение, 1976;
- Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 1973;
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985;
- Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980;
- Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977;
- Слободецкий И.Ш. Задачи по физике. – М.: Наука, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование элективного курса по физике. 5 класс
Тематическое планирование пропидевтического курса физики для 5 класса выполнено на основе программы "Физика - химия" А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак....
Программа элективного курса по физике 9 класс
Данная примерная программа по физике для учащихся основной общеобразовательной школы. Составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования...
элективный курс по физике 9 класс
рабочая программа элективного курса по физике 9 класс...
Программа элективного курса по физике 9 класс
Элективный курс "Эксперементальная физика" 9 класс...
Программа элективного курса "Экспериментальная физика" 10 класс
Предлагаемый курс «Экспериментальная физика» для учащихся профильного 10-го класса попытается частично отразить все требования учебного эксперимента. Курс рассчитан на 34 часа.Цель курса: развитие и а...
Элективный курс по физике. 9 класс. «Практикум по решению задач».
Данный курс в объёме 32 часов рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа курса составлена с учетом гос...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...