Урок "Три состояния вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок для 7 классов по теме "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_sostoyaniya_veshchestva.rar | 2.56 МБ |
Подписи к слайдам:
Форму твердого тела можно изменить, но для этого необходимо приложить усилие. Например, чтобы загнуть гвоздь, нужно приложить довольно большое усилие. В обычных условиях трудно сжать или растянуть твердое тело. Твердое тело имеет собственную форму и объем.
В отличие от твердых тел жидкости легко меняют свою форму, они принимают форму сосуда, в котором находятся. Например, молоко, наполняющее бутылку, имеет форму бутылки. Налитое же в стакан, оно принимает форму стакана .Но, изменяя форму, жидкость сохраняет свой объем. В обычных условиях только маленькие капельки жидкости моют свою форму — шара! Это, например, капли дождя или капли, на которые разбивается струя жидкости. Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объем.
Воздух, которым мы дышим, является газообразным веществом, или газом. Поскольку большинство газов бесцветны и прозрачны, то они невидимы. Присутствие воздуха можно почувствовать, стоя у открытого окна движущегося поезда. Газы в отличие от жидкостей легко изменяют свой объем. Когда мы сжимаем теннисный мячик, то тем самым меняем объем воздуха, наполняющего мяч. Газ, помещенный в закрытый сосуд, занимает весь его целиком. Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объем.
Объяснить свойства веществ можно, если знать их молекулярное строение. Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях. Так, например, вода, замерзая, становится твердым телом (лед), при кипении обращается в газообразное состояние (пар). Это три состояния одного и того же вещества (воды), т. е. жидкое, твердое и газообразное. А если все три состояния воды — это состояния одного и того же вещества значит, и молекулы его не отличаются друг от друга. Отсюда можно сделать вывод, что различные свойства вещества во всех состояниях определяются тем, что его молекулы расположены иначе и движутся по-разному.
Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и заполняют весь сосуд.
Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем.
В твердых телах притяжение между молекулами (атомами) еще больше, чем у жидкостей. Поэтому в обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем.
Расположение молекул воды в трех разных состояниях показано на рисунке 31: газообразном — водяной пар (рис. 31, а), жидком — вода (рис. 31, б) и твердом — лед (рис. 31, в).
Решение задач Может ли мед быть твердым, а воздух — жидким? При каких условиях? 2. Какие из перечисленных ниже веществ обычно находятся в газообразном, твердом или жидком состоянии: олово, керосин, водород, серная кислота, парафин, полиэтилен, нефть, воздух, капрон? 3. Почему воздушный шарик, заполненный воздухом, сжать легче, чем заполненный водой? 4. Закрытая бутылка наполовину заполнена керосином. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки керосин отсутствует?
Л. 85. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его вместимости? Л. 87. Могут ли быть в жидком состоянии кислород, азот? Л. 88. Могут ли быть в газообразном состоянии ртуть, железо, свинец? Л. 89. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды? Л. 90. В зимний морозный день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние воды? Л. 91. Свежий, хотя и невидимый, след (например, зайца) собака «берет». Однако со временем она его учуять не может. Объясните это явление. Л. 93. Кусок олова нагрели, и оно перешло в жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга? Л. 94. Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?
Что интересного вы сегодня узнали? Что осталось для вас непонятным? Что хотелось бы вам еще узнать?
Домашнее задание §11, 12 задание 3, Л.84. Повторить изученный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный тест по теме "Три состояния вещества". Физика 7 класс.
Интерактивный тест содержит 15 заданий, создан в программе РР-2007 с поддержкой макросов....
урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...
тест по теме: Агрегатные состояния вещества
тематический тест для 8 класса...
Изменение агрегатных состояний вещества. Испарение и конденсация.
Комбинированный урок для 8 класса....
Урок повторенияи обобщения по теме:"Агрегатные состояния вещества"
В интересной увлекательной форме повторить,закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме....
Урок обобщающего повторения по теме :"Изменение агрегатного состояния вещества"
Цели: Развивающая :повысить творческую активность учащихся, расширить их кругозор, применить знания в различных областях, активизировать мышление школьников. Обучающая: повторить основные формул...
анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...