Представление педагогического опыта по теме "Кейс-технологии"
материал по физике на тему

Шестакова Татьяна Анатольевна

В материале описан опыт работы по современной образовательной технологии КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_keys-tehnologii.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

д. 234а, село Люторичи, Узловский район, Тульская область, 301627

☏(48731)9-28-30

 e-mail: ljut_shcool_10@ mail.ru

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ  

Представление   педагогического опыта на тему:

«Кейс-технология – один из методов активного обучения на уроках физики»

Подготовила:

 уч. физики МКОУ «Центр

 образования Люторический»

        Шестакова Т.А.(высшая кв.кат)

2017-2018 уч.г.

В век информационных технологий, появления Интернета, традиционное обучение, направленное на запоминание и воспроизведение информации, становится не основным в процессе образования. В современном мире человек должен уметь решать сложные задачи, критически анализировать и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации, проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, формирующиеся в определенной учебной среде. Одной из образовательных технологий, позволяющей решать возникающие проблемы, является метод разбора конкретной ситуации – кейс- стади.

1. История появления метода «Case Study»
В России применяются другие названия case-study: метод конкретных ситуаций (КС), метод изучения ситуаций или деловых историй, метод кейсов, а в 2001 году американские исследователи Эткинсона Дж., Уилсона Й. в своей книге: «Стратегический маркетинг. Ситуации. Примеры» ввели впервые понятие – «ситуационные задачи». Метод исследования ситуации возник в Гарварде. Гарвардская юридическая школа считается основоположником метода ситуаций, а Христофор Колумб Лэнгделл – пионером case-study. «Расцвет» метода ситуаций наступил в 1919 г. с приходом нового декана, банкира Уоллеса Донэма. Одним из первых, кто пересмотрел методы работы, стал Коупленд. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921г. в «Отчетах Гарвардского университета о бизнесе», а в 1922 году 85 учебных заведений стали применять их в своей работе. Также Донэм организовал ряд занятий по преподаванию метода ситуаций, и с тех пор Гарвард считается пропагандистом метода кейсов.
В Европейском образовании самой известной по применению кейс- метода стала Манчестерская школа бизнеса, взявшая на вооружение основные идеи Гарварда в начале ХХ века, но развивающаяся своим путем. На современном этапе Манчестерская школа стала уходить от теоретического исследования кейсов к практическому интерактивному обучению, позволяющему вовлекать студентов в решение реальных бизнес-кейсов в действующих компаниях.
Параллельно с Гарвардом метод исследования ситуации развивала Чикагская школа социологии. «Школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане — на идеи реформизма, а в гносеологическом — на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой – Джон Дьюи также работал в эти годы в Чикагском университете».
На современном этапе применение ситуационных задач осуществляется не только в бизнесе, медицине, социологии, а во всех областях человеческих знаний. Преподаватели различных наук применяют кейс-метод не как специализированный курс по исследованию ситуации, а в виде обучающей технологии на занятиях (кейс-технология). «Различные организации многих стран мира имеют свои коллекции кейсов. Права на большинство из этих кейсов принадлежат ECCH (European Case Clearing House), созданному в 1973 г. по инициативе 22 высших учебных заведений и являющемуся лидером по сбору и распространению кейсов». Практика решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими образование за рубежом, а также со студентами программ стажировок по обмену. Начиная с 90-х годов ХХ века, российские ученые стали активно рассматривать опыт зарубежных исследователей в области образования и применять метод конкретных ситуаций как технологию в образовании взрослых и профессионально-ориентированном обучении, а сейчас – и в школьном образовании.

2. Характеристика Кейс-метода
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Ситуационную методику обучения часто называют кейс–методом. 
Отличительными особенностями кейс–метода являются: 
описание реальной проблемной ситуации; 
альтернативность решения проблемной ситуации; 
единая цель и коллективная работа по выработке решения;
 функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
 эмоциональное напряжение учащихся. 
Кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ. Кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс- методе свои роли. 
При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода: – кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; – в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; – результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы.
– формирование ценностей, жизненных установок учащихся. 
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:
закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях;
отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций;
 отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
  экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса. Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. 
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы: - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

3. Применение метода кейсов в образовании
Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
При использовании кейс –технологий в начальной школе у детей происходит
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Представление примеров принимаемых решений
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, дети:
Получают коммуникативные навыки
Развивают презентационные умения
Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
Приобретают экспертные умения и навыки
Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
Изменяют мотивацию к обучению
При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени . Задачей учащихся является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.
К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:
метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Использование кейс-технологий в средней школе уже прошло апробацию. Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает определённую трудность для учителей. Самыми сложными для использования кейс-технологий являются уроки литературного чтения, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли. При составлении заданий на уроках литературного чтения нами используются несколько уровней сложности
– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Школьники определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?
Согласны ли вы с утверждением Драгунского о том «что всё тайное становится явным»?
– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение
Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия.
– Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения (показан фрагмент на уроке литературного чтения в 4 классе) .
Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.
Ситуативные задачи (кейсы)на уроках литературы могут быть связаны:
∙ с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения
∙с составления маршрута передвижения героем произведения
∙ составлением хронологических таблиц произошедших событий.

 Будучи интерактивным методом обучения, метод Case-стади завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Он демонстрирует теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать учеников в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых. Таким образом, метод кейсов, благодаря своим возможностям, рассмотренным выше, применим на различных этапах обучения в различных учебных учреждениях и приобретает всё большую популярность, отвечая требованиям современной методологии обучения.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. А для того, чтобы УУД формировались активно и необходимо использовать новые и уже известные технологии обучения.

Представление   педагогического опыта на тему:

«Кейс-технология – один из методов активного обучения на уроках физики»

В эпоху бурного развития экономики, применения нанотехнологий в различных областях науки и техники знания быстро устаревают или оказываются недостаточными. С этим и связаны нововведения - изменения, которые вносят новые элементы для обновления системы образования. При этом инновационными являются только те изменения, которые дают положительный результат при решении актуальных проблем.

В образовании основной целью инноваций является не только приобретение знаний, но и воспитание личности обучаемого, его развитие. При таком подходе от человека требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, искать, а затем и использовать знания. Основной целью стратегии модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое будет соответствовать социально-экономической ситуации в России, а также основным направлениям мирового развития. Одним из ключевых факторов успеха является деятельность профессионально и информационно компетентного учителя, опирающаяся на знание человеческой природы, использование инновационных методов и подходов в обучении, научно-исследовательскую деятельность, ответственность и инициативу, способность адаптироваться к быстро меняющейся ситуации, новый тип грамотности.

Так как знания по физике востребованы практически в любой специальности, то необходимо усиление физического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания и технологий обучения физике, совершенствования методики обучения физике в российской школе.

С ведением стандартов второго поколения, учителю приходиться перестраивать урок для активизации самостоятельной познавательной деятельности, формирования метапредметных знаний и умений обучающихся. Всего этого можно достигнуть, используя активные методы и формы обучения на уроках. В своей работе я использую активные методы и формы обучения на своих уроках. В последнее время широко применяю кейс-технологию.

 Кейс–технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. При использовании данной технологии главной задачей учителя становится мотивирование обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой происходит развитие познавательной деятельности и формирование компетенций обучающихся.

Родиной метода case - study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков— дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами.

Первые публикации об этом методе вышли в 1920 годах и в основном этим методом пользовались для обучения студентов бизнесу и праву. Об этом методе было известно и в России ещё в 20-х годах прошлого столетия как о методе, с помощью которого можно обучить практическим навыкам. Этот метод стал особенно популярен в конце прошлого века, поскольку возникла острая необходимость связать теорию со знаниями. Бытует мнение, что наше образование, которое существует в настоящее время, несколько оторвано от реальности. А образование в Америке, Западной Европе считается более приближенным к практике. И как мне кажется, метод кейсов – это одно из связующих звеньев между практикой и теорией.

Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций - в России принято говорить метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель кейс-технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соответствует требованиям настоящего времени.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее их них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Этот метод имеет широкое применение, потому что любую дисциплину, даже гуманитарную, можно связать с реальной жизнью.

Главное в кейс-технологии -  связать теоретические знания с реальной жизнью. Это один из уникальных методов, которые позволяют социализировать учащихся.

При создании кейса учителю нужно хорошо поработать: придумать легенду, выделить проблему, предложить несколько путей её решения. Ученики, обсуждая различные варианты, должны выбрать только один путь, который, по их мнению, считается самым правильным и доказать свою точку зрения.

Чем же кейс-метод отличается от проблемного обучения? В проблемном обучении учащиеся сами ищут способ решения проблемы, а в кейсах -  решение проблемы предлагает учитель, а задача учащихся совместить критерии проблемы с теми вариантами, которые предлагает учитель, выбрать одно решение и аргументированно его доказать.

Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. В этом я вижу актуальность использования кейс-технологии в практике школьного образования.

Суть кейс-технологии: учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу; создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, где  сама проблема не имеет однозначных решений.

Цель использования кейс-технологии – формирование и развитие навыков, умений и опыта.

Навыки, умения, опыт

Содержание

Выявление, отбор и решение проблем

Развитие навыков анализа и критического мышления; формирование готовности решать сложные вопросы.

Работа с информацией

Осмысление значения деталей, описанных в ситуации;

анализ и синтез информации и аргументов;

работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив.

Принятие решений, персональная ответственность

Самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль.

Навыки общения

Умение слушать и понимать других людей, вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения.

Основные преимущества кейс-технологии:

  1. Активная учебно-познавательная деятельность учащихся.
  2. Возможность работы группы на едином проблемном поле.
  3. Возможность выработки навыков простейших обобщений; возможность знакомства с реальной жизнью.
  4. Акцент обучения переносится не на обладание готовыми знаниями, а на его выработку.

Данная технология позволяет применить свои знания на практике в реальной жизни.

Недостатки кейс-технологии: чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определённой системы. Используя данную технологию, мы несколько теряем глубину и широту знаний. Да, хорошо использовать кейс-технологии, но время от времени, поскольку глобальные  знания никто не отменял. Работая только с кейсами, можно получить или дать знания только по какой-то узкой ситуации. А нам важно, чтобы учащиеся могли применять глыбу знаний в разных условиях. И только системные знания дают эту возможность.

Кейс-технологии можно использовать либо на этапе знакомства с определёнными знаниями, либо уже на завершающем этапе работы над какой-то темой.

Технологические особенности кейс-технологии:

- включает в себя операции исследовательского процесса;

- работа в группе и взаимный обмен информацией;

- формирование эффекта умножения знаний;

- формирование многообразных личностных качеств обучаемых;

- разновидность проектной технологии;

- элементы технологии «создания успеха»;

- элементы технологии проблемного обучения.

Методические особенности кейс-технологии – это сложная система. Она интегрирует в себе следующие методы:

- моделирование (построение ситуации);

- анализ (формирует системные представления);

- синтез (сведение в единое целое данных, добытых анализом);

- метод проблемного обучения;

- дискуссия (учащиеся обмениваются взглядами по поводу проблемы и путей её решения);

- мозговая атака (генерируется решение проблем и идей относительно ситуации);

- мысленный эксперимент (позволяет получить знания о ситуации посредством мысленного преобразования);

- наглядно-практический метод;

- эвристический метод;

- метод контроля и самоконтроля.

Классификация кейсов:

  1. практические, которые отражают реальные жизненные ситуации;
  2. обучающие кейсы – основная задача – обучение;
  3. научно-исследовательские кейсы –ориентированы на осуществление исследовательской деятельности.

Типология кейсов:

Тип

Содержание

Цель создания

Основная обучающая образовательная задача

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения, закрепление знаний, умений и навыков

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысление

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуации

Исследование

Информационные источники содержания кейсов:

- художественная и публицистическая литература;

- анализ научных статей, монографий и научных отчётов;

- статистические материалы;

- интернет-ресурсы.

Основные требования, предъявляемые к кейсу:

  1. соответствовать чётко поставленной цели создания;
  2.  иметь уровень трудности в соответствии с возможностями учащихся;
  3. быть актуальным на сегодняшний день;
  4. быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  5. иметь несколько решений, много альтернативных решений, чтобы провоцировать дискуссию и обмен знаниями.

Привлекательность кейс-технологии составляют:

- понятность и точность языка изложения (для составления ситуации);

- чёткость деления на параграфы, можно использовать таблицы;

- использование интересной завязки в легенде ситуации;

- наличие примеров и живых иллюстраций.

При работе над кейсом необходимо обратить внимание на описание следующих моментов: контекста – окружающие внешние факторы должны быть значимы для жизни учащихся; само название кейса должно быть красивым, а место действия кейса - интересным для учащихся и реальным. Нужно обратить внимание на имена, должности всех персонажей кейса – это и есть описание критериев легенды кейса.

Проблема может носить открытый характер, а может быть и скрыта – её нужно выяснить. Факты в кейсах использовать лучше объективные. Для создания легенды можно использовать художественную литературу, фото и видео изображения, мультимедиа из интернет-источников.

Обратите внимание на представленные материалы для решения проблемы кейса. Эта часть кейса должна быть вариативной.

Структура кейса:

1) предисловие (вводная часть, введение) даёт общую информацию о кейсе;

2) основная часть – контекст, случай, проблема, факты и решения;

3) послесловие (материалы для решения) – завершающая часть кейса, имеет вариативный характер.

Как я создаю кейс?

Этапы создания кейса:

  1. Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

Этот этап характерен для любого метода, который мы используем для того, чтобы сделать нашу профессиональную практику более разнообразной. Когда в начале учебного года, я знакомлюсь с материалом, который мне нужно изучить в определённом классе, составляю себе небольшой план –схему по темам: какой-бы там интересный метод можно использовать для того, чтобы и мне и моим ученикам было интересно. При изучении одной темы уместен метод проектов, при изучении другой – проблемное обучение, а в третьей теме – кейс-технологии. Это всё творчество. Несомненно, это занимает время, которого всегда нам не хватает. Но у меня складывается полное представление об этапах изучения той или иной темы, формируется целостная картина освоения материала учащимися.

2. Формирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Здесь можно определить универсальные учебные действия, которые вы будите развивать, формировать, обогащать в работе над кейсом.

3. Определение проблем ситуации и создание обобщённой модели. Обобщённую модель, чаще всего набрасываю в начале учебного года, потом корректирую, и это  помогает иметь определённый ориентир.

4. Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. То есть, нужно совместить модель с реальной жизнью.

5. Определение источников и методов сбора информации.

6. Выбор техники работы с кейсом.

7. Определение желаемого результата по работе учащихся с данным кейсом.

8. Создание заданной модели.

9. Апробация в процессе обучения.

Кейс создавать несложно, просто на этот вид деятельности затрачивается дополнительное время.

Всегда ли удаётся создать интересный кейс? Бывают и ошибки. «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Иногда кейс не идёт, чаще  это бывает, когда легенда и критерии легенды не соответствуют тем способам решения проблем, которые я предложила. Обычно, учащиеся своей работой над кейсом указывают мне на это, за что я им благодарна. И уже в следующий раз, используя этот кейс, я вношу в него коррективы.

Как я работаю над кейсом?

Модель деятельности в решении кейс-технологии:

- преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отображающую практическую ситуацию;

-  готовит кейс;

- учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации, анализируют материал;

- групповое обсуждение содержания кейса;

- выработка нескольких решений, а чаще нужно выбрать одно решение;

- презентация учащихся принятых решений;

- учитель генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в группе, помогает правильно оценить презентуемые решения;

- совместное подведение итогов, выводы, выбор наиболее оптимального и эффективного решения.

Получается, что нужно сделать двойной вывод. Первые выводы основываются на выборе учащихся разных групп, потом они обсуждаются, выбирается оптимальный, или же можно познакомить с окончательным выводом, который был дан в реальной ситуации. Побеждает та группа, которая дала подобный вывод в этой борьбе интеллектов.

Когда учащиеся представляют результаты своей работы, предлагают свой выбор, то нужно обратить внимание на следующее:

  1. определить существенные элементы, которые вы будите учитывать при анализе кейса;
  2. вы должны быть объективны в оценивании работы каждой группы и каждого участника группы;
  3. важна демонстрация умений осуществлять анализ, логически мыслить, предлагать альтернативы решения проблем, определённый план действий решения проблемы.

Это критерии оценивания работы  учащихся над кейсом.

Подходы в организации образовательной деятельности при использовании кейс-технологии

ОБУЧАЮЩИЙ КЕЙС

Создание проблемной ситуации: преподаватель задаёт, определяет ситуацию.

Подготовка кейса: педагог готовит кейс.

Содержание кейса: кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме.

Выбор (создание) итогового решения: обучающимся предлагается высказать свои мнения. В итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точку зрения обучающихся. Деятельность учащихся сводится к тому, чтобы проанализировать предлагаемые способы решения проблемы. А педагог, основываясь на этом анализе, выбирает свой способ решения проблемы.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ КЕЙС

Создание проблемной ситуации: преподаватель задаёт, определяет проблему.

Подготовка кейса: педагог готовит кейс.

Содержание кейса: кейс содержит несколько вариантов  (3-4) решения и некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме.

Выбор (создание) итогового решения: обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ КЕЙС

Создание проблемной ситуации: преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему.

Подготовка кейса: преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют при необходимости.

Содержание кейса: кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры.

Выбор (создание) итогового решения: обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса. Возможно, для обоснования свой точки зрения обучающиеся дополнят кейс новой информацией. Обосновывая свою точку зрения, они находят новый способ решения проблемы и, таким образом, этот кейс обогащается. Активность учащихся, их вовлеченность в создание кейса возрастает.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЕЙС

Создание проблемной ситуации: преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему.

Подготовка кейса: преподаватель готовит начальный кейс, обучающие его дополняют.

Содержание кейса: кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме.

Выбор (создание) итогового решения: обучающиеся предлагают собственное решение.Для обоснования своей точки зрения они либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс.

Считаю, что можно использовать эту типологию кейсов как ориентир в обучении. Так как для того, чтобы активно использовать исследовательский кейс необходимо провести все предшествующие этапы: обучающий кейс, аналитический кейс, эвристический кейс и дойти до исследовательского кейса. Это нужно для того, чтобы у учащихся сформировались навыки и умения работать над кейсом.

Вариативность кейсов достаточно широка, типология у них разная. Можно использовать разный кейс для разной темы, для разного уровня знаний, умения и навыков учащихся с учётом их возраста.

Мы знаем, что в разной возрастной категории интересы у учащихся несколько разные. Кейс-метод даёт возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся, а так же даёт возможность учитывать их интересы, и тем самым повысить заинтересованность, замотивированность учащихся при изучении предмета. Детям будет, о чём поговорить дома: «А вы знаете, что мы делали сегодня на уроке?». Таким образом, дети делятся добытой информацией в ходе изучения предмета. Поэтому со стороны родителей вам тоже плюс.

Итак, деятельность педагога в работе над кейсом содержит в себе два этапа:

  1. непосредственное создание кейса;
  2. работа преподавателя в ходе работы учащихся над кейсом.

Получается, что преподаватель и тут и там активен. Поверьте, ваша активность будет вознаграждена – знаниями и интересом учащихся  к вашему предмету.

При работе с кейс-техлологией у учащихся развиваются умения и навыки, способности и личностнозначимые качества:

- способность принимать решения

умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий;

- способность к обучению

умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации;

- системное мышление

умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ;

- самостоятельность и инициативность

умение проявлять активность в ситуациях неопределённости;

- готовность к изменениям и гибкость

умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям;

- способность работать с информацией

умение, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую;

- упорство и целеустремлённость

умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров;

- коммуникативные способности

умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт;

- способность к межличностным контактам

умение слушать и понимать собеседника;

- проблемность мышления

умение вырабатывать модели решения проблем.

Образовательная деятельность в режиме кейс-технологии ориентирована:

  1. на формирование и развитие информационной компетентности;
  2. развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией;
  3. воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
  4. формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.

Затратен ли метод кейс-технологии по времени? Да, но это приносит свои плоды: знания, умения и навыки, которые приближены к жизни; это благодарность учащихся, это восторг в их глазах. А так же, это вносит разнообразие в наш нелёгкий профессиональный труд.

Из своего опыта могу сказать, достаточно составить несколько раз кейс, и потом всё идёт довольно гладко. Поскольку, вы его апробировали, посмотрели, где вы чаще всего допускаете ошибки. Определиться с темой или разделом не составляет труда для составления кейса. Наиболее затратным по времени является создание легенды, критериев, а подобрать способы решения – это и есть те знания, которые у учащихся должны быть.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что применение кейс-технологии в школьном образовании является одним из востребованных на сегодня методов обучения учащихся.

Кейс - метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков, сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Хороший кейс, как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. "Я особенно ценю в методе работы с "кейсами" независимость мышления, – говорит Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам".

Практическая значимость кейс-технологии

Данная технология имеет широкое применение. Рекомендую  использовать её не только на уроках физики, но и при обучении другим предметам, потому что любую дисциплину, даже гуманитарную, можно связать с реальной жизнью. И сделать учебный процесс увлекательным и интересным для своих учеников.

Результативность применения кейс-технологии в учебном процессе

Результатом применения мной кейс-технологии на  уроках за последние пять лет является положительная динамика роста качества знаний по предмету, увеличивается количество обучающихся принимающих активное участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и показывающих хорошие результаты.

Список использованной литературы
 Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?//Обучение за рубежом,№7,2000
 Маргвелашвили Е.О месте "кейса" в российской бизнес-школе //Обучение за рубежом,№ 10, 2000
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.
Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов
Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ Долгоруков А. М. Лекции
Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ 
http://pedagogie.ru/http://charko.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...