тех.карта урока№1 по физике в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Чалгымбаева Шолпан Ерболовна

что изучает физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

Тема: Что изучает физика. Некоторые физические термины 

Цели урока:

Образовательные: 

  1. Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики, как науки.
  2. Научить различать физические явления и тела.
  3. Познакомить с методами изучения физики.

Воспитательные: 

  1. Показать значение познания мира через мышление.
  2. Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Развивающие: 

  1. Развивать внимание и любознательность.
  2. Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Тип урока: инм

Оборудование: стакан с водой, разл.предметы, спирт нашатырный, духи, свеча,перм.калия

Ход урока:

1. Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и учителя.

Прежде, чем отправиться в увлекательное путешествие в мир физики, давайте определимся с учебниками и тетрадями:

1. Учебники

2. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике;

                     2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ по физике;

                                                         для контрольных работ по физике.

3. Сборник задач по физике Лукашик В.И., Иванова Е.В. 7- 9 классы.

2. Мотивационный этап

Итак, начнём наше путешествие в мир физики с вопроса «Что изучает физика?»        

Пишем сегодняшнее число и тему урока.

Что изучает физика? – спросите вы.  Я отвечу: «Физика – это всё, что нас окружает!!!...»

Обернитесь вокруг: вы видите парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном синее небо, летают птицы, дует ветер… Это всё физика.

В течение всей  своей жизни, начиная с самого начала, мы с вами постоянно познаём окружающий нас мир начиная с младенческого возраста, мы усваиваем огромное количество информации об окружающем мире, на что редко обращаем внимание. С детства мы с вами знаем что такое «горячо», что такое «холодно», что такое «мягкое» и что такое «жёсткое» или «твердое». Мы с Вами знаем, что чистое небо – синее, трава – зелёная, клубника – красная и т. д. иными словами мы знаем много характеристик окружающего нас пространства, или окружающей нас природы. Ведь земля, вода, воздух, растения, животные, люди, и все предметы вокруг нас – это всё природа. И именно природу, её законы и изучает физика.

  1. Изучение нового материала

3.1. Из истории возникновения физики.

Физика является одной из древнейших наук. Древний человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило засухи. Дожди поливали живительной влагой и вызывали наводнения; бедствия несли ураганы и землетрясения. Древние люди не знали причин их возникновения и приписывали разрушительные явления сверхъестественным силам. Постепенно люди начали понимать действительные причины природных явлений и их взаимосвязь. Так начали зарождаться науки о природе, одной из которых была физика.

В 4 веке д.н.э. древнегреческий учёный Аристотель ввёл понятие «физика». Слово «физика»в переводе с греческого означает «природа».

В русском языке это слово появилось в 18 веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.

   

  3.2.Взаимосвязь физики с другими науками

Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия также изучают природу, но они не дают какого – либо полного представления о структуре окружающего нас мира.

Так, география изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.

Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, почему не болит голова у дятла, благодаря чему мы слышим…

Астрономия изучает звёзды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.

Таким образом, физика даёт полное представление о структуре окружающего мира. Физика позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, позволяет понять современную технику и развивать её дальше. Ведь не очень давно люди ездили на тарантасах, запряжённых лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин и только в сказках мечтали о различных волшебствах… И это волшебство случилось… и во сём этом мы должны быть благодарны физике!!!

Итак, что же такое физика? Запишем определение.

Физика – наука о природе и о физических явлениях, которые в ней происходят. 

А физические явления – это изменения, происходящие в природе.

3.3. Изучение физических явлений

 Вы знаете как в природе происходят многие явления, и, надеюсь, легко закончите фразы. Предскажите чем закончатся следующие события:

а) Если  выпустить из рук тяжёлый предмет, то…

б) Если цветок не поливать, то …

в) Если сверкнула молния, то…

Явлений в природе огромное количество. Поэтому для того, что бы удобнее было их изучать,  в физике используют определённую классификацию.

        Делаем подзаголовок.

Классификация физических явлений:

1. К первой группе явлений относят явления, связанные с движением либо взаимодействием тел. Такие явления называются механическими явлениями.

Примеры: движение машин, течение воды в реках, движение воздушных масс (ветер) и т.д.

2. Ко второй группе явлений относят явления, связанные с электрическим током. Такие явления называютсяэлектрическими явлениями.

Примеры: потребление электроэнергии электроприборами, молния и т.д.

3. К третьей группе явлений относят явления, связанные с магнитными свойствами тел. Такие явления называютсямагнитными явлениями.

Примеры: взаимодействие магнитов, магнитные бури и т.д.

4. К четвёртой группе явлений относят явления, связанные со светом. Такие явления называются оптическими, или световыми явлениями.

Примеры: радуга, закат, цвет и т.д.

5. К пятой группе явлений относят явления, которые связаны с теплом. Такие явления называются тепловыми явлениями.

Примеры: тепло от Солнца, узоры на окне в мороз и т.д.

6. К шестой группе явлений относят явления, которые связаны со звуком. Такие явления называютсяакустическими, или звуковыми явлениями.

Примеры: эхо, голос, тембр голоса, звуки природы, гром и т.д.

Все эти явления изучаются в физике.

Для чего? Зачем изучать такое огромное число явлений?

Основной задачей физики является изучение физических явлений, описание их особенностей и вывод общих законов.

Закон в физике – это совсем тоже самое, что закон в Конституции. Закон в физике – это некоторое доказанное утверждение, которое выявляет общие закономерности протекания физического явления в природе.

Так на примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы. (Опыт Галилео Галилея) А затем использовать эти законы в своей жизни: в строительстве, в военном деле, в мореплавании, и даже в цирке…

3.4. Физические термины        

Любая наука использует свои специальные слова – научные термины. Так, физик, говоря о движении тел (машин, самолётов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это не существенно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.

Запишем определение:

Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел.

Приведём примеры физических тел: мяч стол, ракета, карандаш, Земля, и т.д.

Все объекты и физические тела являются материей. Всё что нас окружает материально. Вода, воздух, звёзды – любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Таким образом, запишем определение:

Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

 Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля.

Вещество – это материал из которого состоят физические тела.

Мы его можем потрогать, увидеть. Очень важно уметь отличать вещества от физических тел и тем более от физических явлений.

Так, гвоздь – физическое тело, железо – вещество;
       стол - физическое тело, дерево – вещество;

        капля воды - физическое тело, вода – вещество.

        Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить при помощи органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какое – нибудь физическое тело. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с неё, не смотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/сек, но измерить мы его не можем, пока… А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.

        Наши мысли и сны нельзя считать материальными, т.к.- это продукт нашего сознания.

3.5. Методы исследования физического явления

Давайте подумаем о том, как можно изучать физику? Откуда появляются у человека знания?

-Что я держу в руках? (апельсин).

-Как вы узнали что это апельсин?

-что мы делаем сейчас? (смотрим на апельсин, наблюдаем за ним: он оранжевого цвета, пористый)

-Но этого мало, чтобы иметь чёткое представление о нём. Мы его можем очисть от кожуры – почувствуем запах апельсина, попробуем на вкус. Можем выжать сок из него, можем сварить компот и т.д., т.е. мы начинаем проводить опыты над ним или эксперимент. 

Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и учёные Древней Греции в основном вели наблюдения.

Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Но в одно прекрасное время  древнегреческий учёный Архимед, воскликнув «Эврика!», провёл опыт, разоблачив тем самым мошенничество с царской короной. (Легенда об Архимеде)

В средние века учёные (Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль и др.) начали массово ставить опыты для постижения истины.

Ведь наблюдения недостаточно, чтобы познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только «явную» сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля плоская.

Или нам интересно, какое тело упадёт быстрее: то которое тяжелее, или то, которое легче.

Для этого мы бросаем два этих тела и наблюдаем результат. На основании этого опыта мы можем сказать, что тело, которое тяжелее падает быстрее. Но мы не можем ответить на вопросы «Почему оно падает быстрее?» ; «Что будет, если оба тела незначительно отличаются по массе?»

И поэтому, чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).

Опыты проводятся учёным по заранее продуманному плану с определённой целью.

 Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объём, скорость, температура.

По прошествую эксперимента выводят физический закон.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Задачник Лукашик №1, 4, 5.
  2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да)
  3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженного, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет)
  1. Работа с карточками Тесты физика Тест №1

  1. Домашнее задание

Выписать в «физический словарь» понятия:

1. Что такое  «физика»?

2. Что такое «физические явления»?

3. Что такое «физическое тело»?

4. Что такое «вещество»?

5. Что такое «материя»?

Подумайте, с какими физическими явлениями вы сталкиваетесь в повседневной жизни, и предположите, как их можно изучить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике , 8 класс.

Технологическая карта урока по физике , 8 класс....

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс  тема «Давление. Единицы давления»...

Технологические карты уроков по физике 7 класс

Технологические карты уроков по теме: «Взаимодействие тел»...