ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца" Урок проведен с использованием технологии проблемно-развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка открытого урока по физике (технологическая карта урока) | 631.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ
ХОД УРОКА
Планируемые ОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Благоприятная психоэмоциональная атмосфера в классе, включение в деловой ритм, подготовка класса к работе | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Оформлено рабочее место учащегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные: понимает взаимосвязь электричества и магнетизма. Метапредметные: Познавательные анализирует наблюдаемые явления, сравнивает, обобщает. Коммуникативные умение учитывать позицию собеседника. | Мотивация учебной деятельности учащихся. Демонстр опыта Эрстеда (1820 г.). Ставит проблему Магнитное поле создается электрическим током. Но если это так, то не существует ли обратного явления? Можно ли с помощью магнитного поля создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые того времени. В 1822 году английский физик Майкл Фарадей записал в своем дневнике «Превратить магнетизм в электричество». Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею и 29 августа 1831 года было открыто это явление. Итак у нас две гипотезы: нельзя и можно. Учитель организует подтверждение гипотезы 1 группа подтверждает гипотезу — нельзя. 2 группа подтверждает гипотезу — можно. Учащимся дается описание опыта(алгоритм работы)
По результатам опытов учитель организует дискуссию. Почему отклонилась стрелка прибора? Как изменяется магнитное поле? Демонстрация опыта Фарадея учителем. Возьмем катушку и замкнем ее на гальванометр. Будем вдвигать в нее магнит. Замечаем, что стрелка миллиамперметра при этом отклоняется, значит в цепи катушки появился индукционный (наведенный) ток. Физический смысл индукционного тока заключается в том, что это направленное движение заряженных частиц под действием магнитного поля. Формулировка определения явления ЭМИ При каких же условиях происходит явление ЭМИ? | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. Выдвигают гипотезы. Имея на партах магниты, микроамперметры и катушки, учащиеся пытаются подтвердить свою гипотезу. Работают по алгоритму, делает вывод . Дискуссия по вопросам Сопоставляют свои знания с эталоном Учащиеся дают свою формулировку явления. Осмысляют понятия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные: понимание явления ЭМИ Предметные: понимает условия возникновения явления ЭМИ, объясняет зависимость силы тока от скорости изменения магнитного поля. Метапредметные Познавательные: анализирует, обобщает. Регулятивные: планирование и контроль процесса выполнения поставленной задачи. Коммуникативные: умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. | Учитель организует деление класса на 4 группы, которые будут исследовать, в чем же состоит явление электромагнитной индукции. Вспомните правила работы в группе: задача у всех общая, но каждый выбирает ту часть, которая лично ему интересна. Итак, каждой группе дается задание: 1. Собрать установку. 2. Продемонстрировать ее в действии. 3. Объяснить наблюдаемое явление. 4. От чего зависит индукционный ток? 5. Сделать вывод. Задания группам
| Учащиеся работают в группах. Собирает правильно оборудование Соблюдает технику безопасности Фиксирует физическое явление Отвечает на проблемный вопрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные: Формирование мировоззрения на физическую картину мира для объяснения явления электромагнитной индукции как части общей картины мира. | Итак, вы закончили работу в группах, а сейчас мы выслушаем, что же у вас получилось. Давайте обобщим полученный вами, ребята, результат. Составит таблицу сравнивают
Отчего зависит величина и направление индукционного тока? Для ответа на данный вопрос выполним следующие опыты. Опыт: внесение (вынесение) магнита в замкнутый контур сначала с одним магнитом, затем с двумя магнитами. Вывод: величина тока зависит от величины магнитной индукции. Опыт: внесение (вынесение) магнита сначала северным полюсом, затем южным полюсом. Вывод: направление тока зависит от направления магнитного поля. Опыт: вносим магнит сначала медленно, затем быстро. Вывод: величина тока зависит от скорости внесения магнита. Направление индукционного тока определяется правилом Ленца. Откроем параграф 49 учебника и познакомимся с ним. - Где же применяется это явление электромагнитной индукции на практике? Группам даны были картинки с техническими устройствами. Где вы могли встретиться с этим явлением. Перечислите применения явления электромагнитной индукции. На основе явления электромагнитной индукции были созданы мощные генераторы электрического тока, с которыми мы познакомимся на следующих уроках. Это явление вызвало бурное развитие электро- и радиотехники.
| Учащиеся отчитываются по работе в группах. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, используя знания полученные в ходе эксперимента в своей группе. Учащиеся обобщают работу всех групп. Учащиеся заполняют таблицу Учащиеся делают рисунки по опытам в тетради Учащиеся находят картинки на увеличение магнитного потока, на уменьшение магнитного потока, записывают правило Ленца в тетрадь. Учащиеся находят устройства, в основе работы которых лежит явление ЭМИ Учащиеся перечисляют: фонарь Фарадея, фонарь жук, велосипедный генератор, индукционные печи, походное зарядное устройство для мобильника, генераторы электрического тока на электростанциях. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные: формирование позитивной самооценки Предметные: Владеет способностью определять наличия явления ЭМИ, направление индукционного тока, Метапредметные Познавательные: анализирует физическое явление. Регулятивные: оценивает свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Коммуникативные: Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Решаем задачи на определение наличия явления ЭМИ и направления индукционного тока | Учащиеся отвечают на вопросы, обсуждая задания в парах, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | Организует подведение итогов работы учащихся и класса в целом. Итог урока. Сегодня на уроке мы с вами
Индукционный ток в замкнутом контуре появляется только в том случае, когда изменяется магнитный поток, который проходит через площадь охваченную контуром. Дает комментарий к домашнему заданию, Выполнить тест. | Осмысляют знания, полученные на уроке, анализируют то,что у них получилось,что не получилось и что нужно сделать для того, чтобы усвоить материал. Отвечают на вопросы рефлексии Учащиеся записывают в дневники задание |
Рефлексия
Оцени свою работу на уроке!
Мои умения и навыки | ДА! | НЕ ЗНАЮ! | НЕТ! |
Я умею проводить опыты Фарадея | |||
Я знаю, от чего зависит возникновение индукционного тока в проводнике | |||
Я знаю, что такое индукционный ток | |||
Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике | |||
Общее впечатление от урока |
Тест для самостоятельного выполнения
1. Какой из приведённых ниже процессов объясняется явлением электромагнитной индукции?
1) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током
2) взаимодействие двух проводников с током
3) появление тока в замкнутой катушке при опускании в неё постоянного магнита
4) возникновение силы, действующей на проводник с током в магнитном поле
2. Две одинаковые катушки А и Б замкнуты каждая на свой гальванометр. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же полосовой магнит. В каких катушках гальванометр зафиксирует индукционный ток?
1) ни в одной из катушек
2) в обеих катушках
3) только в катушке А
4) только в катушке Б
3. В первом случае магнит вносят в сплошное эбонитовое кольцо, а во втором случае выносят из сплошного медного кольца. Индукционный ток
1) возникает только в эбонитовом кольце
2) возникает только в медном кольце
3) возникает в обоих кольцах
4) не возникает ни в одном из колец
4. Проводящее кольцо с разрезом вначале поднимают вверх над полосовым магнитом (см. рисунок), затем из того же начального положения смещают вправо. Индукционный ток
1) возникает только в первом случае
2) возникает только во втором случае
3)возникает и в первом, и во втором случаях
4)не возникает ни в первом, ни во втором случая
5. Постоянный магнит вносят в катушку, замкнутую на гальванометр. Если вносить магнит в катушку с большей скоростью, то показания гальванометра
1) не изменятся
2) увеличатся
3) уменьшатся
6. При внесении южного полюса магнита в катушку амперметр фиксирует возникновение индукционного тока. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу индукционного тока?
- увеличить скорость внесения магнита
- вносить в катушку магнит северным полюсом
- изменить полярность подключения амперметра
- взять амперметр с меньшей ценой деления
7. Ток в катушке меняется согласно графику на рисунке. В какие промежутки времени около торца катушки можно обнаружить не только магнитное, но и электрическое поле
- От 0 до 2 с и от 5 до 7 с.
2. Только от 0 до 2 с.
3. Только от 2 до 5 с.
4. Во все указанные промежутки времени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по физике , 8 класс.
Технологическая карта урока по физике , 8 класс....
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»...
Технологические карты уроков по физике 7 класс
Технологические карты уроков по теме: «Взаимодействие тел»...
Технологическая карта урока ФГОС . Физика 8 класс «Удельная теплота плавления»
Проект урока по теме «Удельная теплота плавления»...
Технологическая карта урока по физике 7 класс в соответствии с ФГОС "Равнодействующая сила"
Технологическая карта урока по физике 7 класс...