Программа кружка.
методическая разработка по физике на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по учебно-
воспитательной работе
________________ Е. В. Рингельман, Нарожная О.Г
Дата проверки «____»_____________2018г
Программа физического кружка
«В поисках истины»
Автор – Агаева Валентина Алексеевна,
учитель физики МАОУ СОШ № 1
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Г. Когалым
Пояснительная записка
Школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Так как физика – наука экспериментальная, в том смысле, что основные законы природы, изучением которых она занимается, устанавливаются на основании данных эксперимента. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы не способен, вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся.
Кружок «В поисках истины» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками. Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи.
Новизна программы. Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности учащихся при сотрудничестве с «Центром Научно-исследовательских и производственных работ» г. Когалыма
Курс разработан для учащихся 7 - 10 классов, рассчитан на 70 часов, которые проводятся в течение года по 2 часа в неделю и представлен модульно.
Цели и задачи кружкового объединения
Цели: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
- Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
- Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры. - Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач;
- Занимательные опыты по разным разделам физики;
- Применение ИКТ;
- Занимательные экскурсии в область истории физики;
- Применение физики в практической жизни;
- Наблюдения за звездным небом и явлениями природы;
Форма проведения занятий кружка:
- Беседа;
- Практикум;
- Вечера физики;
- Экскурсии;
- Проектная работа;
Структура программы:
- Пояснительная записка;
- Тематический план;
- Содержание;
- Методические рекомендации;
- Литература;
Ожидаемый результат: Ожидается, что к концу обучения воспитанники кружка «В поисках истины» усвоят учебную программу в полном объёме. Воспитанники приобретут:
- Навыки к выполнению работ исследовательского характера;
- Навыки решения разных типов задач;
- Навыки постановки эксперимента;
- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;
- Профессиональное самоопределение.
Способы оценивания уровня достижений учащихся.
- Тестовые задания
- Интерактивные игры и конкурсы
- Исследовательские проекты
Формы подведения итогов.
- Выставка работ воспитанников
В процессе обучения решаются проблемы дополнительного образования детей:
- увеличение занятости детей в свободное время;
- организация полноценного досуга;
- развитие личности в школьном возрасте;
Содержание программы кружка
Гидростатика. Аэростатика Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости Воздухоплавание Тепловые явлении Тепловое движение. Температура тел. Внутренняя энергия тел и способы её измерения. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты. Удельная теплота сгорания топлива .Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления и отвердевания. Испарение и конденсация. Кипение. Тепловые двигатели. Электрические явления Электризация тел. Электрический заряд. Объяснение явления электризации. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле Проводники и диэлектрики. Электрический ток в проводниках. Сила и плотность тока. Электрические цепи. Источники электрического тока Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников в электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения. Амперметр и вольтметр и вольтметр. Электрические явления Электризация тел. Электрический заряд. Объяснение явления электризации. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Электрический ток в проводниках. Сила и плотность тока. Электрические цепи. Источники электрического тока. Электрическое напряжение. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников в электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения. Тонкие линзы Параксиальное приближение в оптике. Преломление света в тонком клине. Тонкие линзы. Построение изображения в тонких линзах.
Данный курс направлен на формирование базовых компетентностей:
1) компетентность разрешения проблем:
умение применять знания в цикле научного познания;
планировать эксперимент;
умение использовать предложенные ресурсы (отбирать приборы для выполнения эксперимента);
умение оценивать собственные действия;
2) информационной:
умение соотносить теорию и эксперимент;
умение анализировать полученный результат;
умение применять полученную, найденную информацию для решения проблем;
3) коммуникативной:
умение сотрудничать с другими людьми, участвовать в дискуссии;
умение презентовать свою работу, натурный и модельный эксперимент;
умение использовать технические средства обучения и средства новых ин-формационных технологий.
К окончанию изучения курса учащиеся смогут:
спланировать подготовку и проведение не менее 4 экспериментов;
обработать результаты эксперимента;
подготовить отчет и презентации по экспериментам.
Подготовить исследовательскую работу (возможно коллективную)
Учащиеся получат представление:
о методах научного исследования;
о правилах научной коммуникации.
Учащиеся получат опыт:
обработки информации; письменной и устной коммуникации.
Формы работы в ходе освоения курса: традиционная (беседа, лекция, видео); инновационная, (Проведение эксперимента).
Методы и приемы работы с учащимися: метод диалога; словесный метод; наглядный метод; практический, исследовательский метод.
Способы фиксации результата: презентация собственного продукта в виде отчета, компьютерной презентации, исследовательская работа по теме.
Метод – исследовательский.
«В поисках истины»
Порядко-вый номер занятия | Содержание занятия | Кол-во часов на занятие |
1 | Методология научного творчества (Вводная лекция) Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике. Рассмотреть основные виды исследовательских работ Ввести основные понятия научно-исследовательской работы: гипотеза, идея, концепция, метод исследования, научная тема, объект исследования, предмет исследования, проблема. Изучить общую схему хода научного исследования. | 4 |
2 | Этапы работы в рамках научного исследования (Тренировочное занятие) Познакомить каждого с «техникой» проведения исследования: выбор области, объекта и темы исследования; постановка целей и задач исследования; сбор информации; подбор методики для исследования; составление плана исследования; фиксирование результатов; анализ и обобщение результатов исследования; формулировка выводов. Интересные явления в природе. Занимательные опыты. Помочь освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. | 12 |
3 | Оформление исследовательской работы (Вводная лекция «Составление отчета по исследовательской работе») Познакомить участников с основными требованиями к исследовательской работе. Познакомить с планом составления отчёта по исследователь-ской работе: 1. Введение 2. Обзор литературы 3. Методика проведения исследования 4. Результаты исследования 5. Заключение 6. Список использованной литературы | 8 |
(Тренировочное занятие «Оформление результатов экспресс-исследования») Помочь освоить первичные навыки оформления отчета по ис-следовательской работе | 4 | |
4 | Представление результатов исследования (Вводная лекция «Представление результатов научно-исследовательской работы») Познакомить участников с формами представления исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, компьютерная презентация, макет, действующая модель. Обсудить психологический аспект готовности к выступлению. Познакомить с требованиями к докладу. | 12 |
(Тренировочное занятие по составлению стендового доклада) Помочь освоить первичные навыки составление стендового доклада по представлению исследовательской работы. | 2 | |
(Тренировочное занятие по составлению компьютерной пре-зентации, сайта) Помочь освоить первичные навыки составление компьютер-ной презентации, сайта | 2 | |
(Презентация результатов экспресс-исследования) Помочь освоить культуру выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. | 2 | |
Модуль «Собственные исследования» | 20 | |
5 | Вхождение в модуль (Формирование исследовательских групп) Сформировать исследовательские группы по областям исследования. Самоопределение участников (работать индивидуально или в исследовательской группе) | |
(Игра «Взаимодействие») Дать возможность участникам: понять, что каждый человек воспринимает информацию по-разному; разработать критерии успешного процесса передачи и при-нятия информации | 1 | |
6 | Тема исследования (Консультирование: Выбор темы исследования по физике) Сформулировать рабочие темы самостоятельных исследований, определить объект исследования, составить план исследования. | 2 |
7 | Цель и задачи исследования (Консультирование: Постановка целей и задач исследования) Сформулировать цели и задачи исследования. Индивидуальная работа. Работа в исследовательских группах | 1 |
8 | Эксперимент (Консультирование ) Индивидуальная работа. Работа в исследовательских группах | 14 |
9 | Представление работ. Выступление. | 6 |
70 часов |
Занятия кружка проводятся один раз в неделю по 2 часа. День занятий — среда.
Содержание
Знакомство обучающихся с элементами ТРИЗ и её практическим применением в конструировании приборов для лабораторных работ по физике. Использование приёмов ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера. Понятие о задачах с несформулированным вопросом. Приемы выявления и разрешения технических противоречий. Информационный фонд физических эффектов, обеспечивающих решение технических задач. Алгоритмы поиска решений технических задач.
Метод «гирлянды случайных ассоциаций». Понятие о различных видах ассоциаций: по аналогии, «сильным» словам, функциональному назначению, жизненному опыту, музыкальному или зрительному образу, запахам, звукам.
Фиксация идей и их «облагораживание». Формулирование вариантов технического решения. Графическое оформление полученного технического решения. Предварительная технико-экономическая оценка возможных вариантов научно-технического решения.
Практическая работа. Тренинг использования метода «гирлянды случайных ассоциаций» в поиске научно-технических решений.
Метод «черного ящика». Понятие «черный ящик», или морфологический анализ. Правила формулировки технического задания в общем виде. Правила построения «дерева целей» и перехода от общей задачи к составляющим ее подзадачам. Графическое оформление технического решения.
Предварительная технико-экономическая оценка возможных вариантов технического решения.
Практическая работа. Тренинг использования метода «черный ящик» в поиске технических решений. Разработка опорных конспектов и систематизированных таблиц-подсказок. Составление банка продуктивных эффектов (физических, химических, биологических, кибернетических и т.п.) для последующего использования в поиске технических решений.
Правила использования метода «мозговой штурм», массовый штурм, двойная атака, обратная атака, индивидуальная атака, «совещание пиратов», конференция генераторов идей. Вариации метода «мозговой штурм»: диалог Дон Кихота и Санчо Панса, «диспут заговорщиков», «идеи Робинзона Крузо», решения бабы Яги, «волшебная палочка», предложения сказочника и др.
Организационно-деятельностная игра с использованием разновидностей метода «мозговой штурм».
Темы для самостоятельного технического конструирования:
1. Определение коэффициентов упругости.
2. Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения.
3. Определение удельной теплоты парообразования воды и теплотворной способности газа.
4. Градуирование амперметра и вольтметра электромагнитной системы.
5. Определение подвижности ионов.
6. Изучение изменения скорости движения электрона в пузырьковой камере.
7. Изучение особенностей зрения человека.
8. Определение силы света электрической лампы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гальперштейн Л.Я. Забавная физика. – М.: Детская литература, 1993.
- Постолатий В.К. Фокусы в школе и дома. – М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
- Рабиза Ф.В. Опыты без приборов. – М.: Детская литература, 1988.
- Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики, Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
- Том Тит Научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
- Физика. Интерактивные творческие задания. 7-9 классы. Екатеринбург, 2004
- Открытая физика. М.: ООО «Физикон», 2005 г.
- В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11 классов. М. «Просвещение» 2007г.
- В.И.Лукашик. Физическая олимпиада.- М.»Просвещение» 1987г.
- gigabaza.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....
Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме). Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...