Физика и техника ради Победы
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Открытый урок ,посвященный дню Подеды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_i_tehnika_radi_pobedy_2017.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физика и техника ради Победы!»
(разработка урока по физике, посвященного достижениям ученых – физиков во время Великой Отечественной войны)
Цели и задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными изобретениями советской науки военных лет; раскрыть ее роль в победе; закрепить умения и навыки учащихся по изученному материалу на уроках физики 7 класса.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа.
Развивающие: развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории.
Наглядные пособия: презентация.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление: воздушные шары, искусственные цветы в вазе, плакат с лозунгом «Наука – Знамя Победы!»…
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а тематический! Все вы знаете, что вся наша страна в преддверии Великого праздника Дня Победы.
- А что это за праздник вы знаете? (9 мая – День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне).
-Правильно! 9 мая мы отмечаем 72 годовщину Победы советского народа в страшной, кровавой войне.
2. Эмоциональный настрой.
- Война – это 4 года сражений. 1418 бессонных дней и ночей. Более 27 млн. погибших. Это значит 22 человека на каждые 2 метра. Это значит 13 человек в каждую минуту. 72 года как окончилась война, которая унесла 20 миллионов жизней, которая оставила в руинах города и посёлки, вывела из строя заводы и фабрики.
- Много горя и страха принесла эта жестокая война, но, не смотря на голод, холод, разруху, наш народ победил!
- 9 мая - День победы – это великий праздник для нашей страны, его празднуют во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Вспомним и почтим всех минутой молчания.
-Итак, давайте вспомним, как же начиналась история страшных военных лет.
Ученик 1
- Июнь 1941 года начинался как обычно. Привычная жизнь москвичей: трудовые будни, семья, детский лагерь, зоопарк, друзья, театр, спортивные соревнования и другие увлечения… У всех были свои мечты, интересы, планы на жизнь. Ничего не предвещало беды. В привычном трудовом ритме работали заводы и фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря, выпускники готовились к выпускному балу, ученые трудились в лабораториях.
Ученик 2.
- Но 22 июня, на рассвете, случилась беда, на нашу страну, вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.
3. Изучение новой темы.
Учитель: Как вы думаете, а на жизнь всех граждан нашей страны повлияла война? (Да).
- Действительно, не было ни одной семьи, ни одного человека, которого бы не затронула эта Война, одно общее горе для целой страны. Мужчины воевали на фронтах, женщины работали на заводах, запасали продовольствие.
- Были люди, которые внесли огромный вклад, до сих пор не оцененный, по достоинству – это учёные страны.
- А как вы думаете без чего бы не было Победы? (оружие).
- Так о чем пойдет речь на уроке?(О значении научных изобретений в победе).
Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
Учитель:
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с наиболее значимыми разработками вооружения и техники времен Великой Отечественной войны, а также применим свои знания при расчете некоторых характеристик данных разработок.
Ученик.
Первой бой всегда принимала пехота. Основное стрелковое оружие советской, да и российской, пехоты – пистолет - пулемет Калашникова. Пистолет был разработан в 1943 году сержантом Михаилом Тимофеевичем Калашниковым, находившемся на лечении в госпитале. Сержанту Калашникову была присуждена Сталинская премия.
Задание 1.
Пуля при вылете из автомата Калашникова имеет скорость 715 м/c. Какое время пройдет после выстрела, если цель находится на расстоянии 45 метров?
Ученик.
После пехоты в бой вступали танки. В начале войны Советский союз испытывал большую нехватку танков и, поэтому, было принято решение переоборудовать в танки обычные тракторы. В 1943 году под руководством инженера Жозеф Яковлевич Котина (слайд 9)был создан тяжелый танк ИС-2. ИС – Иосиф Сталин.(слайд 10) По техническим характеристикам танк превосходил своих предшественников: толщина брони – 90-120 мм, максимальная скорость – до 52 км/ч. Танк ИС-2 был оснащен мощным вооружением: пушкой 122-миллиметрового калибра и четырьмя пулеметами.
Задание 2.
Определите давление, которое оказывает танк массой 45 тонн (масса танка ИС-2) на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м3.
Ученик
Посмотрите, что творится —
В небе пламя как идет,
Это русская Катюша
Немцам песенку поет!
И дрожат в окопах фрицы
От Катюши боевой.
- Знаете ли вы про какое изобретение говорится в этом стихотворении?
(артиллерийская установка — реактивная, обеспечивающая мощный массированный огонь; любовно названная «катюша»).
Интересный факт:
- Знаменитую песню «Катюша» (Музыка: М.Блантер Слова: М.Исаковский) на фронте переделывали много раз, вот одна из версий:
«Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!...»
- Установке не требовался длинный орудийный ствол из высококачественной стали; она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность.
Задание 3.
Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала ВОВ, 19,6 кН. Выпущенный из неё снаряд летел на расстояние 8 км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у неё 16?
Ученик. С воздуха пехоту и тяжелую артиллерию поддерживали самолеты.
Названия большинства советских самолетов происходят от фамилии их создателей.
Новый мощный и надежный двигатель с воздушным охлаждением придавал истребителю Ла-5, конструктор Семен Алексеевич Лавочкин, стремительность и «живучесть».
Истребитель Як-3 сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева – самый легкий и маневренный истребитель Великой Отечественной войны.
Ученик.
Штурмовик Ил-10, конструктор Сергей Владимирович Ильюшин, обладал мощным двигателем и вооружением, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной смертью
Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, конструктор Андрей Николаевич Туполев, имел специальное оборудование, позволяющее прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570 км/ч.
Задание 3.
Рассчитайте время, за которое бомбардировщик ТУ-2 мог долететь до цели, если она находилась на расстоянии 2100 км.
Ученик. Приказ, боевая тревога,
Аврал, значит все по местам,
Подводная лодка уходит,
К глубоким и дальним морям!
Мы пили забортную воду,
Таков был морской ритуал,
Прошел это всякий подводник,
Матрос и седой адмирал!...
(Макс Львовский)
Ученик. На 22 июня 1941 года флот СССР располагал самым большим количеством подводных лодок: 218 подлодок, из которых 205 было в исправном состоянии, 91 лодка находилась в стадии постройки или на испытаниях.
Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую запереть на морских базах с помощью мин различного типа и ликвидировать постепенно. Новые электромагнитные мины, сконструированные гитлеровцами, действительно были грозным оружием на первом этапе войны. Наш флот столкнулся с минной опасностью на всех морских просторах. Только наука могла кардинально помочь флоту.
Ученик. Был создан обмоточный метод размагничивания судов, который заключался в том, что, вокруг подводной лодки создавалось искусственное магнитное поле противоположное магнитному полю лодки и, в итоге, общее магнитное поле было равно нулю и мины не реагировали.
К августу 1941 г. размагничивающими устройствами были оснащены практически все корабли на всех флотах и флотилиях.
Так защищали от магнитных мин подводные лодки. Размагничивание подводных лодок в обязательном порядке проводилось перед выходом их в море. Каждая лодка имела специальный паспорт, в котором отмечалось состояние её магнитного поля. Размагничивание спасло от гибели не одну подводную лодку.
Задание 4.
Найдите архимедову силу, действующую на подводную лодку, если ее длина 57 м, ширина 4,5 м и погружена она на 3 м?
Ученик. Идея использования в годы войны дирижаблей казалась невероятной. Ведь они представляли собой огромную мишень, в силу огромных размеров и малой скорости передвижения. И все-таки дирижабли нашли себе широкое применение в обеспечении боевой подготовки Воздушно – десантных войск. Дирижабли работали безотказно, доставляя горючее, военное имущество и другие грузы. Ученик.
В период войны дирижаблями было доставлено для обеспечения работы десантных аэростатов свыше 250 000 м3 газа (водорода) и перевезено около 300 тонн груза.
Силами личного состава воздухоплавательного дивизиона были построены: дирижабль «Победа», объемом 5 000 м3, дирижабль «Патриот», объемом 3 000 м3 и моторизованный аэростат «Малыш» объемом 1 100 м3.
Задание 5. Определите массу полезного груза, который может поднять дирижабль «Победа», объемом 5 000 м3 и собственной массой 3т.(слайд 21)
Задание 6. Разгадайте кроссворд.(слайд 22)
1. Основной род войск в сухопутных войсках, вооружённых силах государств. ( пехота)
2. Средство защиты военной боевой техники, вооружения, людей от воздействия снарядов, пуль и поражающих факторов взрыва. (броня)
3. Летательный аппарат легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с винтовым электрическим двигателем, либо с двигателем внутреннего сгорания и системы управления ориентацией (рули управления). (дирижабль)
4. Устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. (оружие)
5. Военный самолет, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения. (бомбардировщик)
6. Бронированная боевая машина чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного. (танк)
VI. Итог.
Учитель: К началу войны промышленная база Германии превышала советскую в 3-4 раза, однако к концу 1943 года СССР была одержана экономическая победа над Германией и, именно, 1943 год является переломным в противостоянии фашизму.(слайд 23)
Военная промышленность в 1943 году дала фронту десятки тысяч самолетов, танков, сотни тысяч орудий для всех видов боевой техники, оружия.
За годы войны наша армия прошла полное перевооружение, наука и техника были на высоте требований, которое предъявляло время! Таким образом, советские ученые полностью выполнили свой патриотический долг перед страной.
V. Домашнее задание
1. Подготовить презентации на тему «Легендарный танк Т-34»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"
Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...
Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»
В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение производной в физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...
Урок мужества. Техника Великой Победы в задачах по физике.
Урок мужества. Техника Великой Победы в задачах по физике. К 75-летию Победы....
Презентация Техника Великой Победы в задачах по физике (8 класс)
Урок мужества. Техника Великой Победы в задачах по физике . Данная презентация подготовлена к уроку, посвященному 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....
Презентация "«Умейте радоваться победе друга как своей»
Презентация "«Умейте радоваться победе друга как своей» Выдающийся российский хоккеист и тренер Анатолий Владимирович Тарасов сказал «Умейте радоваться победе друга к...
Классный час. Умейте радоваться победе друга как своей!
Методическая разработка по теме: Умейте радоваться победе друга как своей!...