Программа творческого объединения "Здравствуй, физика"
рабочая программа по физике (5 класс) на тему

Алмазова Ирина Владимировна

Содержание программы  творческого объединения « Здравствуй, физика» направлено на формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, устойчивый интерес к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике); развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся моделировать, наблюдать, планировать и проводить эксперименты.Программа предполагает проведение значительного числа практических работ, которые выступают перед учащимися в качестве условия или решения занимательной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvorcheskogo_obedineniya_zdravstvuy_fizika.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

творческого объединения

 «Здравствуй, физика»

                                                                                             

Учитель

Алмазова Ирина Владимировна,

1.Планируемые результаты

Личностные:

• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•  формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные: 

•  определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя;

•  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,

•  формирование умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников информации и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные

Ученик научится:

распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, сжимаемость тел;  атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, образование тени и полутени, отражение и преломление света; оптические иллюзии, дисперсия света, отражение звука,  эхо, дифракция; радуга, гало;

•описывать изученные свойства тел и явления; измерять  физические величины: температуру, площадь, объем, массу, силу, вес,  атмосферное давление;

анализировать свойства тел, явления и процессы;

понимать  причины  различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов, сжимаемости тел; диффузии;  образования тени и полутени; возникновения солнечных и лунных затмений; возникновения оптических иллюзий, эхо,  акустического резонанса;

понимать принцип действия барометра-анероида, палетки, динамометра; камеры-обскуры; фотоаппарата, проекционного аппарата, лупы, телескопа и микроскопа.

Ученик  получит возможность научиться:

использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

•  проводить наблюдения физических явлений;

пользоваться СИ и переводить измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

овладеть экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора;  размера малых тел; измерении массы тела, веса, температуры и атмосферного давления;   образовании тени и полутени, явления диффузии, получении изображения в собирающей линзе; при изучении особенностей своего зрения и слуха;  изготовлении нитяного телефона и камеры-обскуры;

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, световых и звуковых  явлениях;

понимать роль ученых  в развитии современной физики и влияния на технический и социальный прогресс.

2.Содержание учебного предмета

Введение. «Мы – наблюдатели, мы - исследователи» - 14 ч.

Мир, в котором мы живем. Мы – наблюдатели. Тела и вещества. Необходимость измерений. Измерение линейных размеров тел. Метрическая система. Площадь. Масса тела. Объем. Сила. Вес тела. Время. Как измеряли время в древности. Календарь. Часы. Секундомер. Температура. Из истории термометра. Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Давление на глубине. Применение сообщающихся сосудов. Архимедова сила. Архимедова сила и киты.

Применение выталкивающей силы: подводная лодка, батискаф, подъем затонувших судов.

Практические работы.

1.Наблюдение и описание какого-либо  явления

2.Измерение линейных размеров тел с  помощью линейки

3.Измерение  размеров малых тел

4.Измерение площади поверхности тела правильной и неправильной формы

5.Измерение объема тела  с  помощью  мензурки

6.Измерение массы тел с  помощью  рычажных весов

7.Устройство и принцип действия динамометра. Измерение веса различных  тел

8.Измерение температуры жидкости

9.Наблюдение явления диффузии

10.Измерение атмосферного давления

Световые явления – 13 ч.

Солнце — источник жизни на Земле. Источники света. Как распространяется свет?  Закон прямолинейного распространения света. Солнечные и лунные затмения.  

Путешествие в страну Зазеркалье.

Разные профессии плоских зеркал.

Чудесные изображения в сферических зеркалах. Комната смеха.

Путешествие и приключения солнечного луча в воде и стекле. Миражи.

 Собирающая и рассеивающая линзы. Какие бывают изображения в линзах?

Глаз — живой физический прибор. Дефекты зрения.

Парадоксы зрения. Оптические иллюзии.

Оптические приборы.

Приключения солнечного луча в стеклянной призме. Дисперсия света. Как можно объяснить цвета тел? Красивые атмосферные явления: радуга, галло.

Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

Практические работы.

11.Изготовление камеры - обскуры

12. Наблюдение образования тени и полутени

13.Изучение отражения света от плоского зеркала

14.Изготовление калейдоскопа

15.Получение изображений с  помощью собирающей линзы

16.Изучение особенностей своего зрения

Звуковые явления – 7 ч.

Звуковые явления вокруг нас. Звук как источник информации и средство общения. Распространение звука в различных средах. Отражение звука от преград. Эхо. Огибание звуком преград (дифракция). Как мы говорим и слышим? История изобретения телефона. Музыкальные звуки и инструменты. Акустический резонанс. Шум и его влияние на живой организм. Источники шума.  Гигиена слуха.

Практические работы.

17.Изучение особенностей своего слуха

18. Изготовление нитяного телефона

19. Прослушивание музыкальных записей, пения птиц, голосов животных

3.Тематическое планирование

Раздел

Изучаемый материал

Количество часов

Практические работы

1

Введение. «Мы – наблюдатели, мы - исследователи».

14

10

2

Световые явления.

13

6

3

Звуковые явления 

7

3

Всего

34

19

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата проведения

план

факт

I

Введение. «Мы – наблюдатели, мы - исследователи»

-14 ч.

1

Мир, в котором мы живем. Мы – наблюдатели. Практическая работа №1:«Наблюдение и описание какого-либо  явления ».

1

2

Тела и вещества. Необходимость измерений.

1

3

Измерение линейных размеров тел. Метрическая система. Практическая работа №2:«Измерение линейных размеров тел с  помощью линейки».

1

4

Практическая работа №3:«Измерение  размеров малых тел».

1

5

Площадь. Практическая работа №4: «Измерение площади поверхности тела правильной и неправильной формы».

1

6

Объем. Практическая работа №5: «Измерение объема тела  с  помощью мензурки».

1

7

Масса тела. Практическая работа №6: «Измерение массы тел с  помощью  рычажных весов».

1

8

Сила. Вес тела. Практическая работа №7:«Устройство и принцип действия динамометра. Измерение веса различных  тел ».

1

9

Время. Как измеряли время в древности. Календарь. Часы. Секундомер.

1

10

Температура. Из истории термометра. Практическая работа №8:«Измерение температуры жидкости».

1

11

Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Практическая работа №9: «Наблюдение явления диффузии»

1

12

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Практическая работа №10:

«Измерение атмосферного давления »

1

13

Сообщающиеся сосуды. Давление на глубине. Применение сообщающихся сосудов.

1

14

Архимедова сила. Архимедова сила и киты.

Применение выталкивающей силы: подводная лодка, батискаф, подъем затонувших судов.

1

Световые явления – 13 ч.

15

 Солнце — источник жизни на Земле. Источники света.

1

16

Как распространяется свет?  Практическая работа №11:«Изготовление камеры - обскуры».

1

17

 Закон прямолинейного распространения света. Солнечные и лунные затмения.  Практическая работа №12: «Наблюдение образования тени и полутени»

1

18

Путешествие в страну Зазеркалье. Практическая работа №13: «Изучение отражения света от плоского зеркала».

1

19

Разные профессии плоских зеркал. Практическая работа №14: «Изготовление калейдоскопа».

1

20

Чудесные изображения в сферических зеркалах. Комната смеха.

1

21

Путешествие и приключения солнечного луча в воде и стекле. Миражи.

1

22

 Собирающая и рассеивающая линзы. Какие бывают изображения в линзах? Практическая работа №15:«Получение изображений при помощи собирающей линзы».

1

23

Глаз — живой физический прибор. Дефекты зрения. Практическая работа №16: «Изучение особенностей своего зрения».

1

24

Парадоксы зрения. Оптические иллюзии.

1

25

Оптические приборы.

1

26

Приключения солнечного луча в стеклянной призме. Дисперсия света. Как можно объяснить цвета тел? Красивые атмосферные явления: радуга, галло.

1

27

Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

Звуковые явления – 7 ч.

28

Звуковые явления вокруг нас. Звук как источник информации и средство общения. Распространение звука в различных средах.

29

Отражение звука от преград. Эхо. Огибание зву- ком преград (дифракция).

30

Как мы говорим и слышим? Практическая работа №17: «Изучение особенностей своего слуха».

31

История изобретения телефона. Практическая работа №18: « Изготовление нитяного телефона».

32

Музыкальные звуки и инструменты. Акустический резонанс. Практическая работа №19: «Прослушивание музыкальных записей, пения птиц, голосов животных».

33

Шум и его влияние на живой организм. Источники шума.  Гигиена слуха.

34

Заключительное занятие « Эта удивительная физика».

Общее число часов по курсу

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по физике в 8 классе " физика для всех"

Программа кружка по физике для 7-8 классов "Физика для всех", расчитанна на 1 учебный год, обединяет учащихся 7 и 8 класса. Содержит подробное планирование учебного материала....

Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"

Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....

Рабочая программа творческого объединения «Физика в фотографиях»

По своей направленности данная программа относитсяк социально-техническому направлению....

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...

Презентация "Межмуниципальный конкурс творческих работ «ФИЗИКА , Математика, информатика - ГЛАЗАМИ моей профессии»

Межмуниципальный конкурс творческих работ«ФИЗИКА , Математика, информатика - ГЛАЗАМИ моей профессии»...

Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Умелые ручки» по программе «Творческий мир» на 2021 – 2022 год обучения

№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеорияПрактика1. Введение в программу - 2 часа; 2 - теория.1.1Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля.22-2. Р...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Физика в литературе»

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Задача учителя  физик...