Программа творческого объединения "Здравствуй, физика"
рабочая программа по физике (5 класс) на тему
Содержание программы творческого объединения « Здравствуй, физика» направлено на формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, устойчивый интерес к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике); развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся моделировать, наблюдать, планировать и проводить эксперименты.Программа предполагает проведение значительного числа практических работ, которые выступают перед учащимися в качестве условия или решения занимательной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskogo_obedineniya_zdravstvuy_fizika.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
творческого объединения
«Здравствуй, физика»
Учитель
Алмазова Ирина Владимировна,
1.Планируемые результаты
Личностные:
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
• определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя;
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
• формирование умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников информации и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные
Ученик научится:
• распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, сжимаемость тел; атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, образование тени и полутени, отражение и преломление света; оптические иллюзии, дисперсия света, отражение звука, эхо, дифракция; радуга, гало;
•описывать изученные свойства тел и явления; измерять физические величины: температуру, площадь, объем, массу, силу, вес, атмосферное давление;
• анализировать свойства тел, явления и процессы;
• понимать причины различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов, сжимаемости тел; диффузии; образования тени и полутени; возникновения солнечных и лунных затмений; возникновения оптических иллюзий, эхо, акустического резонанса;
• понимать принцип действия барометра-анероида, палетки, динамометра; камеры-обскуры; фотоаппарата, проекционного аппарата, лупы, телескопа и микроскопа.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• проводить наблюдения физических явлений;
• пользоваться СИ и переводить измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
• овладеть экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора; размера малых тел; измерении массы тела, веса, температуры и атмосферного давления; образовании тени и полутени, явления диффузии, получении изображения в собирающей линзе; при изучении особенностей своего зрения и слуха; изготовлении нитяного телефона и камеры-обскуры;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, световых и звуковых явлениях;
• понимать роль ученых в развитии современной физики и влияния на технический и социальный прогресс.
2.Содержание учебного предмета
Введение. «Мы – наблюдатели, мы - исследователи» - 14 ч.
Мир, в котором мы живем. Мы – наблюдатели. Тела и вещества. Необходимость измерений. Измерение линейных размеров тел. Метрическая система. Площадь. Масса тела. Объем. Сила. Вес тела. Время. Как измеряли время в древности. Календарь. Часы. Секундомер. Температура. Из истории термометра. Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Давление на глубине. Применение сообщающихся сосудов. Архимедова сила. Архимедова сила и киты.
Применение выталкивающей силы: подводная лодка, батискаф, подъем затонувших судов.
Практические работы.
1.Наблюдение и описание какого-либо явления
2.Измерение линейных размеров тел с помощью линейки
3.Измерение размеров малых тел
4.Измерение площади поверхности тела правильной и неправильной формы
5.Измерение объема тела с помощью мензурки
6.Измерение массы тел с помощью рычажных весов
7.Устройство и принцип действия динамометра. Измерение веса различных тел
8.Измерение температуры жидкости
9.Наблюдение явления диффузии
10.Измерение атмосферного давления
Световые явления – 13 ч.
Солнце — источник жизни на Земле. Источники света. Как распространяется свет? Закон прямолинейного распространения света. Солнечные и лунные затмения.
Путешествие в страну Зазеркалье.
Разные профессии плоских зеркал.
Чудесные изображения в сферических зеркалах. Комната смеха.
Путешествие и приключения солнечного луча в воде и стекле. Миражи.
Собирающая и рассеивающая линзы. Какие бывают изображения в линзах?
Глаз — живой физический прибор. Дефекты зрения.
Парадоксы зрения. Оптические иллюзии.
Оптические приборы.
Приключения солнечного луча в стеклянной призме. Дисперсия света. Как можно объяснить цвета тел? Красивые атмосферные явления: радуга, галло.
Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.
Практические работы.
11.Изготовление камеры - обскуры
12. Наблюдение образования тени и полутени
13.Изучение отражения света от плоского зеркала
14.Изготовление калейдоскопа
15.Получение изображений с помощью собирающей линзы
16.Изучение особенностей своего зрения
Звуковые явления – 7 ч.
Звуковые явления вокруг нас. Звук как источник информации и средство общения. Распространение звука в различных средах. Отражение звука от преград. Эхо. Огибание звуком преград (дифракция). Как мы говорим и слышим? История изобретения телефона. Музыкальные звуки и инструменты. Акустический резонанс. Шум и его влияние на живой организм. Источники шума. Гигиена слуха.
Практические работы.
17.Изучение особенностей своего слуха
18. Изготовление нитяного телефона
19. Прослушивание музыкальных записей, пения птиц, голосов животных
3.Тематическое планирование
Раздел | Изучаемый материал | Количество часов | Практические работы |
1 | Введение. «Мы – наблюдатели, мы - исследователи». | 14 | 10 |
2 | Световые явления. | 13 | 6 |
3 | Звуковые явления | 7 | 3 |
Всего | 34 | 19 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
I | Введение. «Мы – наблюдатели, мы - исследователи» -14 ч. | |||
1 | Мир, в котором мы живем. Мы – наблюдатели. Практическая работа №1:«Наблюдение и описание какого-либо явления ». | 1 | ||
2 | Тела и вещества. Необходимость измерений. | 1 | ||
3 | Измерение линейных размеров тел. Метрическая система. Практическая работа №2:«Измерение линейных размеров тел с помощью линейки». | 1 | ||
4 | Практическая работа №3:«Измерение размеров малых тел». | 1 | ||
5 | Площадь. Практическая работа №4: «Измерение площади поверхности тела правильной и неправильной формы». | 1 | ||
6 | Объем. Практическая работа №5: «Измерение объема тела с помощью мензурки». | 1 | ||
7 | Масса тела. Практическая работа №6: «Измерение массы тел с помощью рычажных весов». | 1 | ||
8 | Сила. Вес тела. Практическая работа №7:«Устройство и принцип действия динамометра. Измерение веса различных тел ». | 1 | ||
9 | Время. Как измеряли время в древности. Календарь. Часы. Секундомер. | 1 | ||
10 | Температура. Из истории термометра. Практическая работа №8:«Измерение температуры жидкости». | 1 | ||
11 | Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Практическая работа №9: «Наблюдение явления диффузии» | 1 | ||
12 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Практическая работа №10: «Измерение атмосферного давления » | 1 | ||
13 | Сообщающиеся сосуды. Давление на глубине. Применение сообщающихся сосудов. | 1 | ||
14 | Архимедова сила. Архимедова сила и киты. Применение выталкивающей силы: подводная лодка, батискаф, подъем затонувших судов. | 1 | ||
Световые явления – 13 ч. | ||||
15 | Солнце — источник жизни на Земле. Источники света. | 1 | ||
16 | Как распространяется свет? Практическая работа №11:«Изготовление камеры - обскуры». | 1 | ||
17 | Закон прямолинейного распространения света. Солнечные и лунные затмения. Практическая работа №12: «Наблюдение образования тени и полутени» | 1 | ||
18 | Путешествие в страну Зазеркалье. Практическая работа №13: «Изучение отражения света от плоского зеркала». | 1 | ||
19 | Разные профессии плоских зеркал. Практическая работа №14: «Изготовление калейдоскопа». | 1 | ||
20 | Чудесные изображения в сферических зеркалах. Комната смеха. | 1 | ||
21 | Путешествие и приключения солнечного луча в воде и стекле. Миражи. | 1 | ||
22 | Собирающая и рассеивающая линзы. Какие бывают изображения в линзах? Практическая работа №15:«Получение изображений при помощи собирающей линзы». | 1 | ||
23 | Глаз — живой физический прибор. Дефекты зрения. Практическая работа №16: «Изучение особенностей своего зрения». | 1 | ||
24 | Парадоксы зрения. Оптические иллюзии. | 1 | ||
25 | Оптические приборы. | 1 | ||
26 | Приключения солнечного луча в стеклянной призме. Дисперсия света. Как можно объяснить цвета тел? Красивые атмосферные явления: радуга, галло. | 1 | ||
27 | Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. | |||
Звуковые явления – 7 ч. | ||||
28 | Звуковые явления вокруг нас. Звук как источник информации и средство общения. Распространение звука в различных средах. | |||
29 | Отражение звука от преград. Эхо. Огибание зву- ком преград (дифракция). | |||
30 | Как мы говорим и слышим? Практическая работа №17: «Изучение особенностей своего слуха». | |||
31 | История изобретения телефона. Практическая работа №18: « Изготовление нитяного телефона». | |||
32 | Музыкальные звуки и инструменты. Акустический резонанс. Практическая работа №19: «Прослушивание музыкальных записей, пения птиц, голосов животных». | |||
33 | Шум и его влияние на живой организм. Источники шума. Гигиена слуха. | |||
34 | Заключительное занятие « Эта удивительная физика». | |||
Общее число часов по курсу | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по физике в 8 классе " физика для всех"
Программа кружка по физике для 7-8 классов "Физика для всех", расчитанна на 1 учебный год, обединяет учащихся 7 и 8 класса. Содержит подробное планирование учебного материала....
Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"
Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....
Рабочая программа творческого объединения «Физика в фотографиях»
По своей направленности данная программа относитсяк социально-техническому направлению....
Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"
За период обучения учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...
Презентация "Межмуниципальный конкурс творческих работ «ФИЗИКА , Математика, информатика - ГЛАЗАМИ моей профессии»
Межмуниципальный конкурс творческих работ«ФИЗИКА , Математика, информатика - ГЛАЗАМИ моей профессии»...
Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Умелые ручки» по программе «Творческий мир» на 2021 – 2022 год обучения
№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеорияПрактика1. Введение в программу - 2 часа; 2 - теория.1.1Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля.22-2. Р...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Физика в литературе»
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Задача учителя физик...