Выступление на педсовете по теме: «Успешная подготовка к ЕГЭ при изучении физики на разных уровнях.»
статья по физике на тему

Выступление на педсовете по теме:

«Успешная подготовка к ЕГЭ при изучении   физики на профильном уровне.»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме:

«Успешная подготовка к ЕГЭ при изучении   физики на профильном уровне.»

Физика-наука о природе, а природа-это то, что нас окружает. У детей очень рано возникают вопросы об окружающем мире, на которые может ответить физика: «Почему небо синее, трава зелёная, вода мокрая, радуга семицветная, а соль помогает льду таять?»

В начальных классах с элементами физики дети знакомятся на уроках окружающего мира, затем на уроках природоведения  и  географии.

1) Кто мой ученик? Какой он, ребёнок 21 века? Что ему нужно? Что ему интересно? Дети настолько разные, что невозможно сказать какие они? На первых уроках в 7 классе знакомим детей с тем , чем занимается физика. Говорим о том , что кому-то физика будет основой будущей профессии, так как физика-это основа техники. Называем профессии, в которых невозможно обойтись без физики.   Есть дети, которые любят учиться, хотят знать всё или многое ,  для них физика – основа их компетентности. Кому – то физика поможет в жизни. Стараюсь убедить, что физика нужна всем. А значит предпрофильная подготовка начинается с первых уроков изучения физики.

2) Чему учит мой предмет? Физика формирует мировоззрение. Изучив её можно сделать вывод: «Мир един, всё изменяется в мире, всё развивается, и мы развиваемся вместе с ним. Физика является лидером естествознания, фундаментом научно – технического прогресса, а оснований для этого достаточно.

3) Почему жизненно необходимо изучать физику?

А) Физика – основа профессии. А значит, формируется группа детей, для которых физика будет главным предметом, для них в домашнее задание выделяем дополнительный материал в виде задач повышенной сложности, презентаций, проектов, практических заданий. Это -  будущие участники олимпиад по физике. Ориентируем их на подготовку и сдачу ОГЭ в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе. Т.е. ориентация на профессию, связанную с физикой начинается практически с первых уроков изучения физики.

Б) Познание окружающего мира природы, явлений природы, красоты природы, выявление причин природных катастроф, способов защиты от стихии.

В) Познание самого себя, как частички природы. Физика её явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет важное значение ,для жизни и деятельности человека.

Г) Познание техники, владение техникой. В век научно -технического прогресса обойтись без техники невозможно, даже если  будущая профессия ученика не связана с физикой, желание владеть техникой побуждает к изучению физики.  Познание последствий применения техники, защита от вредного воздействия электромагнитных излучений , познание экологических проблем применения тепловых двигателей, тепловых электростанций, возможность аварий на атомных электростанциях на примере Чернобыля и Фукусимы.

Д)  Воспитание патриотизма. Жизнь любого человека поучительна для окружающих. Жизнь учёного известного всему миру поучительна вдвойне. Изучая научные открытия, останавливаемся на биографии ученых, сделавших это открытие, особое внимание уделяем соотечественникам, гордимся ими. Доказываем примерами, что открытие в физике влечёт за собой изменение мира, обновление техники, приоритет страны в данной области.  Открытие радио, изобретение телевидения, лазера, создание первого искусственного спутника, первый полёт в космос человека – всё это и многое другое позволяет нам гордиться нашими учёными, воспитывать патриотов своей страны.

4) Чему я хочу научить своих учеников?

Цель преподавания физики – это развитие у учащихся способности наблюдать и размышлять, а также зарождение интереса к проблемам  окружающего  мира и к их решению. Как наука -  физика помогает развивать аналитическое мышление, строить причинно – следственные отношения и логически мыслить, принимать правильные решения. В жизни может и не пригодится закон Кулона или Гука, многие забудут определения, понятия, формулы. В мои задачи не входит ,чтобы дети помнили физику всю жизнь. Физика – это только инструмент, для того, чтобы научить логически мыслить, анализировать, правильно выражать свои мысли, делать выводы, успешно сдать ЕГЭ, поступить в выбранное учебное заведение. На последней встрече с выпускниками один выпускник высказал такую мысль ,что из всех школьных предметов только физика и математика учат логически мыслить, планировать действия и деятельность. Хоть учится он не в техническом ВУЗе, а в финансово-экономическом, в экономике очень важно уметь просчитывть ходы наперед. При решении задач по физике мы начинаем решать задачу с конца, т е  с той величины , которую нужно найти, записываем формулу этой величины и видим, что чего-то не хватает, добавляем еще несколько формул и выстраивается цепочка действий для решения задачи. При решении многих жизненных ситуаций очень важно правильно выстроить такую цепочку действий.

5) Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет? В современном мире в век научно – технического прогресса технических специальностей больше, чем гуманитарных. В технический ВУЗ больше шансов поступить на бюджет и найти работу после окончания ВУЗа. 

Подготовка к ЕГЭ по любому предмету начинается на первом уроке по данному предмету. Конечная цель изучения предмета в школе – это успешная сдача экзамена. «Единый государственный экзамен по физике является экзаменом по выбору выпускников и предназначен для дифференциации при поступлении в высшие учебные заведения. Для этих целей в работу включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов курса физики средней школы и овладение наиболее важными видами деятельности. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего общего образования по физике, устанавливается исходя из требований освоения ФК ГОС базового уровня. Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в вузе.  

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 52%. Базовый уровень содержит 19 заданий за которые можно набрать 24  первичных балла или 46 вторичных. Повышенный уровень 9 заданий 16 первичных баллов, 31-вторичных .Высокий  соответственно 4 12 24. Итого 32 52 100 .

 

 В 7-8 классе при изучении физики особых трудностей не возникает ,учебник доступный, задачи в одну-две формулы ,кто занимаются осваивают на 4-5. Если твоя профессия будет связана с физикой ,то экзамен нужно сдавать и в 9 и в 11 классе.

На основе детей ,сдавших по физике в 9 классе формируется профильный 10 класс. Просьба классным руководителям информировать родителей об этом. Наш 11 класс изучает физику на базовом уровне,   при двух часах в неделю физики, 11 учащихся собираются сдавать физику.  Условия подготовки к экзамену для профильного и базового уровня ,конечно, разные. В общеобразовательном классе мы с трудом осваиваем теоретический материал на задачи остается очень мало времени. Задачи решаем только базового уровня, повышенный и высокий уровень сложности осваивают единицы  В последние 3 года были неплохие результаты  ЕГЭ по физике, так как последние три года классы были профильные физико-химический, физико-математический, айти-класс  во всех по 5 часов в неделю физики. Если планировать изучение материала так, что на теорию отводить 2 часа в неделю, то три часа останется на решение задач . За два года в профильном классе мы имеем возможность на 206 часов решать задач больше чем в общеобразовательном классе. Выполняя работы физпрактикума даем возможность учащимся глубоко осмыслить проиходящие процессы, понять и сделать выводы. Имеем возможность прорешивать задания из КИМов ЕГЭ во время изучения и закрепления какой-либо темы.  Значит в 8 классе очень важно провести работу по профориентации. А правильнее сказать ,что в начале 9 класса нужно убедить учащихся не бояться трудностей, выбирать те предметы, которые будут нужны для поступления в ВУЗ после 11 класса.

С девятыми  классами есть свои сложности, они не настолько ответственные как 11. Есть даже такие учащиеся которым безразлично какой предмет сдавать ,они никакой не знают ,не учат и не хотят учить.  С учащимися ,выбравшими физику для сдачи экзамена начинаем заниматься один раз в неделю назначаю день и час консультации. Можно считать эту работу предпрофильной подготовкой. Повторяем материал 7-8 класса, выполняем лабораторные работы, записываем  какие возможные задания могут быть с комплектом оборудования №1, №2 и т.д. –всего 8 комплектов и с каждым комплектом от 2 до 4-5 возможных заданий. Если дети ответственные ,занимаются ,сдают экзамен и подтверждают свои оценки. По правилам формирования профильного класса в него могут быть зачислены учащиеся сдавшие экзамены по математике и физике на оценки «отлично». Но исходя из реальных условий опыт показывает ,что создание профильного класса-это возможность подготовки к ЕГЭ по физике, поступлению в технический ВУЗ на бюджет. Мы знаем ,что бюджетных мест в технических ВУЗах больше ,чем в гуманитарных, найти работу проще.

Все предметы важны и нужны. Неинтересных и ненужных предметов нет. Есть трудности изучения некоторых предметов, физика – один из них.

Курова Е. А. учитель физики МБОУ «ЗСОШ №6»

 



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме:

«Роль моего предмета в будущей жизни ученика».

Физика-наука о природе, а природа-это то, что нас окружает. У детей очень рано возникают вопросы об окружающем мире, на которые может ответить физика: «Почему небо синее, трава зелёная, вода мокрая, радуга семицветная, а соль помогает льду таять?»

В начальных классах с элементами физики дети знакомятся на уроках окружающего мира, затем на уроках природоведения  и  географии.

1) Кто мой ученик? Какой он, ребёнок 21 века? Что ему нужно? Что ему интересно? Дети настолько разные, что невозможно сказать какие они? На первых уроках в 7 классе знакомим детей с тем , чем занимается физика. Говорим о том , что кому-то физика будет основой будущей профессии, так как физика-это основа техники. Называем профессии, в которых невозможно обойтись без знаний физики и ВУЗы, которые готовят специалистов этих профессий. Можно привести слова А.Ф.Иоффе «Техника будущего - это физика в различных её применениях». В век научно-технического прогресса невозможно обойтись без техники, а значит и без физики.   Есть дети, которые любят учиться, хотят знать всё или многое ,  для них физика – основа их компетентности. Кому – то физика поможет в жизни. Стараюсь убедить, что физика нужна всем. Можно использовать студенческий фольклор:

«Физика – какая ёмкость слова.

Физика – для нас не просто звук.

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук».

«Только физика – соль, остальное всё ноль». «Математика – царица всех наук и служанка физики». Последнюю фразу комментируем, признавая , что невозможно изучить физику не изучив очень хорошо математику.

2) Значение физики в познании ? Физика формирует мировоззрение. Изучив её можно сделать вывод: «Мир един, всё изменяется в мире, всё развивается, и мы развиваемся вместе с ним. Физика является лидером естествознания, фундаментом научно – технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук расширила границы человеческого познания. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир до 10-25 м , что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук в макромир до 2х10+25 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. Атомная энергетика и реактивная техника, инфракрасная и космическая техника, полупроводники и ультразвуковая техника, электронно - вычислительная техника, ускорители элементарных частиц – всё перечисленное и многое другое имеет теоретической основой современную физику. Физика является теоретическим фундаментом электрификации страны, а значит успехом развития экономики. Физика раскрывает целостность картины мира.

3) Почему жизненно необходимо изучать физику?

А) Физика – основа профессии. А значит, формируется группа детей, для которых физика будет главным предметом, для них в домашнее задании выделяем дополнительный материал в виде задач повышенной сложности, презентаций, проектов, практических заданий. Это -  будущие участники олимпиад по физике. Ориентируем их на подготовку и сдачу ГИА в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе.

Б) Познание окружающего мира природы, явлений природы, красоты природы, выявление причин природных катастроф, способов защиты от стихии.

В) Познание самого себя, как частички природы. Физика её явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет важное значение ,для жизни и деятельности человека, создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек – элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы распространяются законы физики. Изучая атмосферное давление , объясняем дыхание человека как изменение давления воздуха при изменении объёма грудной клетки, то есть на основе газовых законов. Изучая работу насоса  приводим пример работу сердца человека. Движение по трубам разного диаметра – кровеносная система человека и животных. Изучая оптику , рассматриваем глаз как оптическую систему, хрусталик как собирающую линзу. Даём практические советы офтальмолога: «Как сберечь зрение». Изучая звук  рассматриваем пример излучения звуковых колебаний системой голосовых связок при выдохе воздуха, прохождении его через резонатор –ротовую полость и гортань и многие другие процессы происходящие в организме человека подчиняется законам физики.

Г) Познание техники, владение техникой. В век научно -технического прогресса обойтись без техники невозможно, даже если  будущая профессия ученика не связана с физикой, желание владеть техникой побуждает к изучению физики.  Познание последствий применения техники, защита от вредного воздействия электромагнитных излучений , познание экологических проблем применения тепловых двигателей, тепловых электростанций, возможность аварий на атомных электростанциях на примере Чернобыля и Фукусимы. Изучая ядерную физику, подробно рассматриваем вопрос  «Биологическое действие радиоактивных излучений. Защита от вредного воздействия радиоактивных излучений». Это необходимые, жизненно – важные вопросы.

Д)  Воспитание патриотизма. Жизнь любого человека поучительна для окружающих. Жизнь учёного известного всему миру поучительна вдвойне. Изучая научные открытия, останавливаемся на биографии ученых, сделавших это открытие, особое внимание уделяем соотечественникам, гордимся ими. Доказываем примерами, что открытие в физике влечёт за собой изменение мира, обновление техники, приоритет страны в данной области. Например, открытие явления электромагнитной индукции осветило весь мир, так как до этого открытия в мире не было ни одной электростанции, а значит , не было возможности использовать электроэнергию в больших масштабах. Открытие радио, изобретение телевидения, лазера, создание первого искусственного спутника, первый полё в космос человека – всё это и многое другое позволяет нам гордиться нашими учёными, воспитывать патриотов своей страны.

4) Чему я хочу научить своих учеников?

Цель преподавания физики – это развитие у учащихся способности наблюдать и размышлять, а также зарождение интереса к проблемам  окружающего  мира и к их решению. Как наука -  физика помогает развивать аналитическое мышление, строить причинно – следственные отношения и логически мыслить, принимать правильные решения. В жизни может и не пригодится закон Ома или Шарля, многие забудут определения, понятия, формулы. В мои задачи не входит ,чтобы дети помнили физику всю жизнь. Физика – это только инструмент, для того, чтобы научить логически мыслить, анализировать, правильно выражать свои мысли, делать выводы, успешно сдать ЕГЭ, поступить в выбранное учебное заведение.

5) Как я могу увлечь своим предметом? А) Знать материал. Б) Уметь преподнести доступно и интересно. В) Использовать возможности самого ученика (умение добывать материал из интернета  других источников, умение делать презентации, а значит выделять главное. Г) Уважать и хвалить ученика за то , что он грамотнее меня в некоторых вопросах.

6) Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет? В современном мире в век научно – технического прогресса технических специальностей больше, чем гуманитарных. В технический ВУЗ больше шансов поступить на бюджет и найти работу после окончания ВУЗа.

Все предметы важны и нужны. Неинтересных и ненужных предметов нет. Есть трудности изучения некоторых предметов, физика – один из них. Я считаю, что ученик, закончивший среднюю общеобразовательную школу должен полностью понимать всё, о чём говориться в  программе «Время», «Вести», «Новости». Если даётся сообщение о какой – то стране ученик должен чётко ориентироваться где она находится, на каком материке или острове, какие моря, океаны, проливы, каналы омывают границы или пересекают территорию данной страны, название столицы, историю и экономику этой страны, язык и литературные произведения написаны в этой стране, какие научные открытия сделаны учёными этой страны, как развита энергетика, производство, владеет ли космическими ракетами и ядерным оружием, что такое обогащение урана, о котором мы так часто слышим в последнее время и так далее.

Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в данных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя, как сложится его судьба. Школьные предметы помогают решить эти проблемы, все предметы важны и каждый по – своему. А для себя мы должны понять, что мы единый коллектив, у нас единая цель выпустить грамотного, компетентного, всесторонне – развитого, умеющего самостоятельно добывать знания, умеющего думать гражданина своей страны.

Курова Е. А. учитель физики ЗСОШ № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то учительский труд стал бы неинтересным и, ...

Выступление на педсовете 29.08.2014 о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе

Выступление на педсовете 29.08.2014 председателя МО учителей английского языка Сердюка А.В. о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе, а также и цели и задачи курса английского язы...

Выступление на педсовете. «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

Повышение качества образования напрямую зависит от уровня квалификации учителя. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по этому вопросу....

Выступление на ШМО учителей: «Роль и место самостоятельных работ по изучению физики»

laquo;Роль и место самостоятельных работ  по изучению физики»...

Выступление на педсовете в 9 классе "Подготовка к устному собеседованию"

Итоговое собеседование :проблемы,пути решения...

Влияние уровня математической подготовки на успешность изучения физики.

Данная статья позволяет обратить внимание педагогов, обучающихся и их родителей на неразрывную связь таких предметов как физика и математика. Качественное изучение физики невозможно без нужно подготов...

Выступление на педсовете по теме «Проблемы мотивации одаренных детей на исследовательскую, творческую работу и участие в конкурсах разного уровня».

Мало выявить у обучающегося наличие интеллектуальной или академической одаренности, важно еще и умение определять вид интеллектуальной одаренности....