Конспект урока Механические колебания
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Иванова Анна Юрьевна

Конспект урока физики  9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_mehanicheskie_kolebanaya.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока Механические колебания

  1. Мотивационно-ориентировочный блок

1. Организационный момент мотивация                                        2 мин

-- Здравствуйте, ребята! Начать урок хочу с отрывка из стихотворения Н.А.Заболоцкого «Утро»:

Рожденный пустыней, 
Колеблется звук, 
Колеблется синий 
На ветке паук. 
Колеблется воздух, 
Прозрачен и чист, 
В сияющих звездах 
Колеблется лист. 

- О чем говорится в этом стихотворении? 
(о звуке, пауке, воздухе, листе) 

- Такие разные формы проявления материи автор объединяет в одном отрывке. Что общего у воздуха и листа, звука и паука, кроме рифмы, что их объединяет? ( они движутся, колеблются)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие  1 мин

-Мы живем в мире колебаний!  Каждый год к нам приходит весна, распускаются цветы, деревья, наступает лето... и т.д- каждые 75 лет к земле возвращается комета Галлея.

Насекомое машет крыльями . Биение сердца, колебание голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.

Вы догадались, какая тема урока? (колебания)

-Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? (Что такое колебательное движение, их особенность, виды колебаний…)

3.Выявление места и причины затруднения                                     5 мин

 Работа в группах: На “листках заданий” укажите, какие виды механического движения представлены в предложенных вам примерах.  

Распределите на группы: Паром переправляется через реку, машина едет по прямой , движение поезда по прямому участку. движение молекул ,На крутом повороте машину “бросает” в кювет. Фигурное катание на льду. Качание ветвей деревьев при ветре. Движение качелей. Движение маятника часов.

- Сравните ваши ответы с теми, что получились у меня

А. Паром переправляется через реку, машина едет по прямой , движение поезда по прямому участку

В. На крутом повороте машину “бросает” в кювет. Фигурное катание на льду

С. Качание ветвей деревьев при ветре. Движение качелей. Движение маятника часов.

- Какие движения представлены в группе А- прямолинейные движения

- Как вы определили?

-Какие движения представлены в группе В - криволинейные.

 - что знаем о криволинейном движении

 - Какое движение вы наблюдаете в третей группе?

- Почему трудно определить  вид движения.(Не знание особенностей движения. недостаточно знаний.)

4. моделирование                                                             4 мин -5 мин

-Вернемся к заданию. Как определить какой вид движения?

 - Какова же основная особенность этого вида движения? Слушаю ваши мнения.( повторяемость , переодичность)-Что именно повторяется? (Выслушиваю ответы. Координата, положение ,время и т.д. ).Каково же основное отличие движения в третей группе  от остальных? 
(движение повторяется периодически, через определенный промежуток времени мы вновь увидим данное явление, тело или процесс) 
-Сформулируйте и запишите определение механических колебаний.
(Механические колебания – движения, которые точно или приблизительно повторяется через определенный промежуток времени)

- Сравните с определением в учебнике.

Промежуток времени ,через который движение повторяется называют периодом колебания и обозначают Т и выражают в секундах (с).

5. конструирование  7 мин

5.1 Колебаний встречается очень много. Попробуем их классифицировать.

Для этого вернемся к стихотворению Заболоцкого, благодаря чему колеблются синий паук и лист, кто заставляет их вновь и вновь совершать одно и тоже движение? (ВЕТЕР) 
(Наличие внешней силы для вывода системы из равновесия и силы , стремящейся вернуть тело в положение равновесия.) 
-Что произойдет с пауком и листом, если ветер стихнет? (
Колебания прекратятся,  т.е. колебания бывают:
 такие колебания называются  Свободные (затухающие) Свободные колебания протекают под действием запаса энергии, полученного от тела, которое возбудило колебания. Свободные колебания затухают.
Вынужденные( незатухающие). Для вынужденных колебаний необходимо постоянное поступление энергии, иначе они прекращаются.

Вам даны примеры колебаний

1 вариант выписывает примеры затухающих колебаний.

2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний.

- колебания листьев на деревьях во время ветра;

-       биение сердца;

-       колебания качелей;

-       колебание груза на пружине;

-       колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия;

-       колебания поршня в цилиндре;

-       колебание шарика на нити;

-       колебание травы в поле на ветру

-       колебание голосовых связок.

Учащиеся среди приведенных колебаний выписывают по вариантам примеры свободных и вынужденных колебаний, затем меняются информацией, работают в парах.

Свободные колебания

Вынужденные колебания

- колебания качелей

- колебание груза на пружине

- колебания струны после того, как её выведут из положения равновесия

- колебание шарика на нити

- колебания листьев на деревьях во время ветра

- биение сердца

- колебания поршня в цилиндре

- колебания травы в поле на ветру

- колебания голосовых связок

 5.2 Практическое задание                        15мин

На ваших столах есть все необходимое для того, чтобы самим сделать тела, способные совершать колебания .(Учащиеся предлагают различные модели маятников: на нити, на пружине…) Все эти тела можно объединить в одну группу.

Колебательные системы – группы тел, которые способны совершать колебания.

Маятник – твердое тело, совершающее колебания вокруг неподвижной оси. Нитяной маятник. Пружинный маятник.

Как вы думаете, от чего зависит период колебаний математического маятника? (От длины нити, массы грузика)

 в ходе выполнения экспериментальных заданий вам предстоит проверить правильность выдвинутых вами гипотез.

Работа в группах.

1 и 2 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от длины нити. Результаты занести в таблицы.

 №

L,см

 T, с

N

1 тело

 

 

 5

2тело

5

3 и 4  группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от массы груза

 №

 m,г

T, с

N

1 тело

 

 

  5

2тело

 5

Вывод:

Период колебаний математического маятника

зависит:

не зависит:

от длины нити

от массы груза

Рефлексивно-оценочный блок

Мир  колебаний велик :колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах кристаллической решетки… Остановимся!

Из  трех предложенных четверостиший выбери одно, характеризующее твоё состояние на конец урока.

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

2. Не весел я сегодня,
В тишине взгрустнулось мне,
И о законе сохраненья
Все промчалось вдалеке..

3. Вспоминая все познания свои,
И физики мир постигая,
Я благодарен матушке судьбе,
Что 
колебания в мире есть и нам их всех не счесть!

11. Домашнее задание (2 мин).Д/З – §24-25  »

№1

Распределите на 3 группы

  • паром переплавляется через реку
  • машина едет по прямой
  • движение поезда по прямому участку
  • на крутом повороте машину «бросает» в кювет
  • фигурное катание на льду
  • качание ветвей деревьев при ветре
  • движение качелей
  • движение маятника часов

А:________________________________________________________________________

В:_________________________________________________________________________

С:______________________________________________________________________________

   

№1

Распределите на 3 группы

  • паром переплавляется через реку
  • машина едет по прямой
  • движение поезда по прямому участку
  • на крутом повороте машину «бросает» в кювет
  • фигурное катание на льду
  • качание ветвей деревьев при ветре
  • движение качелей
  • движение маятника часов

А:________________________________________________________________________

В:_________________________________________________________________________

С:______________________________________________________________________________

№2

Вам даны примеры колебаний

1 вариант выписывает примеры  затухающих колебаний

2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний

- колебания листьев на деревьях во время ветра;

-       биение сердца;

-       колебания качелей;

-       колебание груза на пружине;

-       колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия;

-       колебания поршня в цилиндре;

-       колебание шарика на нити;

-       колебание травы в поле на ветру

-       колебание голосовых связок.

№2

Вам даны примеры колебаний

1 вариант выписывает примеры затухающих колебаний

2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний

- колебания листьев на деревьях во время ветра;

-       биение сердца;

-       колебания качелей;

-       колебание груза на пружине;

-       колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия;

-       колебания поршня в цилиндре;

-       колебание шарика на нити;

-       колебание травы в поле на ветру

-       колебание голосовых связок.

№3

Работа в группах.

1 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от длины нити. Результаты занести в таблицы.

  1. Отклоните шарик от положения равновесия и отпустите
  2. Измерьте промежуток времени , за который маятник совершит 10 полных колебаний.
  3. Результаты запишите в таблицу
  4. Уменьшите длину маятника
  5. Измерьте промежуток времени, за который маятник совершит 10 полных колебаний
  6. Результаты запишите в таблицу
  7. Вычислите период по формуле T=t/N
  8. Сделайте Вывод

 №

L,см

 t, с

N

 T  c

1

 

 

 10

   2

10


№3

Работа в группах.

2 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от длины нити. Результаты занести в таблицы.

  1. Отклоните шарик от положения равновесия и отпустите
  2. Измерьте промежуток времени , за который маятник совершит 10 полных колебаний.
  3. Результаты запишите в таблицу
  4. Уменьшите длину маятника
  5. Измерьте промежуток времени, за который маятник совершит 10 полных колебаний
  6. Результаты запишите в таблицу
  7. Вычислите период по формуле T=t/N
  8. Сделайте Вывод

 №

L,см

 t, с

N

 T  c

1

 

 

 10

   2

10


№3

Работа в группах.

3 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от массы груза

  1. Отклоните  1 шарик от положения равновесия и отпустите
  2. Измерьте промежуток времени , за который маятник совершит 10 полных колебаний.
  3. Результаты запишите в таблицу
  4.  Возьмите  2 шарик и отклоните  его от положения равновесия и отпустите.
  5. Измерьте промежуток времени, за который маятник совершит 10 полных колебаний
  6. Результаты запишите в таблицу
  7. Вычислите период по формуле T=t/N
  8. Сделайте Вывод

 №

 m,г

t, с

N

 T  c

 1

 10

 

 10

2

20

10


№3

Работа в группах.

4  группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от массы груза

  1. Отклоните  1 шарик от положения равновесия и отпустите
  2. Измерьте промежуток времени , за который маятник совершит 10 полных колебаний.
  3. Результаты запишите в таблицу
  4.  Возьмите  2 шарик и отклоните  его от положения равновесия и отпустите.
  5. Измерьте промежуток времени, за который маятник совершит 10 полных колебаний
  6. Результаты запишите в таблицу
  7. Вычислите период по формуле T=t/N
  8. Сделайте Вывод

 №

 m,г

t, с

N

 T  c

 1

 10

 

 10

2

20

10


Вывод:

Период колебаний математического маятника

зависит:

не зависит:

от длины нити

от массы груза

№4

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

1.Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет:
«К знаниям вперед»!

2. Не весел я сегодня, В тишине взгрустнулось мне,

 И о законе сохраненья
Все промчалось вдалеке.

2. Не весел я сегодня, В тишине взгрустнулось мне,
И о законе сохраненья
Все промчалось вдалеке.

2. Не весел я сегодня, В тишине взгрустнулось мне,
И о законе сохраненья
Все промчалось вдалеке.

3. Вспоминая все познания свои,
И физики мир постигая,
Я благодарен матушке судьбе,
Что 
колебания в мире есть

и нам их всех не счесть

3. Вспоминая все познания свои,
И физики мир постигая,
Я благодарен матушке судьбе,
Что 
колебания в мире есть

и нам их всех не счесть

3. Вспоминая все познания свои,
И физики мир постигая,
Я благодарен матушке судьбе,
Что 
колебания в мире есть

и нам их всех не счесть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Механические колебания.Изучение колебания нитяного маятника"

Фрагмены урока физики «Механические колебания. Изучение колебаний нитяного                 маятника».Цели урока.Общеобра...

Урок по физике "Механические колебания.Превращение энергии при колебаниях."

Разработка урока  по теме "Механические колебания" включает в себя повторение основных характеристик колебательного движения, развитие навыков решения задач по данному материалу....

"Механические колебания", "Механические волны. Звук"

Даны мини-тесты, которые можно использовать для проверки первичного усвоения темы...

Тест к теме "Механические колебания: амплитуда, период, частота колебаний"

Тест для выполнения студентами, вариант домашнего задания...