Программа ДО "Мой друг- компьютер"
рабочая программа по теме

Ванина Любовь Владимировна

Программа дополнительного образования технического направления для детей 11-13 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_moi_drug-kompiuter.docx61.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Волчковская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Ф.А. Сорокина

Рассмотрена на заседании методического совета

От «   »                20    г.

Протокол №  

«Утверждаю»

Директор МБОУ

________/Моисеева А.И./

приказ № ___ от

 «___»___________20     г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Мой друг – компьютер»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 11-13 лет

Срок реализации: 2 года

                                                                                           Автор-составитель:                    

        Ванина Любовь        

                                                                                           Владимировна,        учитель информатики

с. Волчки, 2018

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.А. Сорокина Петровского района Тамбовской области

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности  «Мой друг - компьютер»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Ванина Любовь Владимировна, учитель информатики

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

техническая

4.4. Уровень освоения программы

 базовый

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

11 – 13 лет

4.7. Продолжительность обучения

 2 года

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мой друг – компьютер», базовый уровень.

В настоящее время, нельзя себе представить не одно производственное предприятие, на котором не используются компьютерные технологии. Осуществление любой деятельности проводится с максимальным использованием персональных компьютеров. Умение работать на компьютере также важно, как писать и считать.

Особое значение приобретает сегодня владение информационно-коммуникационными технологиями для поиска, передачи, хранения, обработки различных видов информации (текстовой, числовой, графической, видео- и аудиоматериалов).

Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники учащимися является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде отчетов, сообщений, докладов, рефератов и проектов. Создание электронных документов сложно и интересно, а по их качеству судят о формировании информационной культуры пользователя.

Для учеников особенно важно уметь работать с информацией по различным предметам школьного курса (математика, физика, химия, биология, русский язык, иностранный язык, литература, география и др.).

Направленность программы: техническая.

Актуальность.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных  этапов  профессионального взаимодействия в любой  сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной.  Знание  форм  и  методов оформления, структуры и назначения основных видов документов, умение правильно их составлять  и  оформлять  с  помощью  компьютера  позволит учащимся  в  будущем  быстрее    адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.

Новизна. 

Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности. Знания по теории информационных технологий воспитанник получает в контексте практического применения данного понятия, это дает возможность изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

Педагогическая целесообразность.

Данная программа позволяет

         повысить технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера;

         закрепить выработанные общеучебные умения и навыки;

         развить воображение, фантазию, мышление;

         научить коммуникативному взаимодействию при выполнении в группе проектов (в том числе и сетевых);

         ориентировать на осознанный выбор профессии в будущем.

Отличительные особенности данной программы.

Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых знания  о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин. Последовательность структуры изложения материала дает возможность закрепить полученные ранее навыки и применить их на новом уровне.

Формирование и закрепление соответствующих навыков оперирования прикладными программными средствами осуществляется в процессе оформления тематических документов. Выбор тематики идет с учетом индивидуальных потребностей учащегося, тем самым повышается мотивация при выполнении проектов.

Обучение по данной программе ведется в сотрудничестве с учителями предметниками, которые оказывают консультационную помощь при подготовке тематических информационных продуктов.

Адресат программы

Программа «Мой друг – компьютер» рассчитана на детей среднего школьного возраста (11-13 лет).

Условия набора в учебные группы

        В объединении занимаются учащиеся 5-7 классов (11-13 лет). В группу первого года обучения принимаются все желающие, независимо от уровня первоначальных знаний и умений. Предусмотрена возможность поступления в группу второго года обучения для детей с начальным базовым уровнем (по результатам собеседования).

Количество учащихся

Наполняемость учебных групп: 10 человек (по количеству компьютеров в классе).

Объём и срок освоения программы

Программа «Мой друг – компьютер»  рассчитана на 2 года обучения (72 ч.).

Первый год обучения – 36 ч. (занятия проводятся в объеме 1 час в неделю).

Второй год обучения – 36 ч. (занятия проводятся в объеме 1 час в неделю).

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа– 45 минут.

Формы организации учебных занятий.

Изучение курса ведется очно путем проведения занятий разнообразных форм: рассказ, беседа, демонстрации, объяснение, практическая работа на компьютере, самостоятельная работа, ролевые и деловые игры, проектная деятельность.

Цель: формирование навыков применения средств информационных и коммуникационных технологий в повседневной жизни, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных  на рынке труда. 

Задачи 1 года обучения

образовательные:

  • дать представление о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  • познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания информационного продукта;

развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации;
  • расширение технологических навыков при подготовке различных информационных материалов;

воспитательные:

  • формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Задачи 2 года обучения

образовательные:

  • выработать навыки применять средства ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при дальнейшем освоении будущей профессии;

развивающие:

  • развивать познавательные способности ребенка, память, внимание, пространственное мышление, эстетическое мировоззрение;
  • формирование творческого подхода к поставленной задаче;

воспитательные:

  • воспитывать социально-значимые качества личности человека: ответственность, коммуникабельность, добросовестность, взаимопомощь, доброжелательность.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

Форма аттестации

теория

практика

Раздел1. Введение в информационные технологии (1 ч.)

1

0

Технологии обработки текстовой информации (6 ч.)

2

4

1.1

Знакомство с текстовым процессором 

1

1

0

Опрос

1.2

Набор и редактирование текста. Форматирование текста.

1

0

1

Результат практической работы

1.3

Маркированные и нумерованные списки

1

0

1

Результат практической работы

1.4

Работа с таблицами.

1

0

1

Результат практической работы

1.5

Вставка объектов  в текстовый документ

2

1

1

Тестирование Результат практической работы

Раздел 2. Технология  обработки графической информации(8 ч.)

3

5

2.1

Графические информационные объекты. Виды компьютерной графики.

1

1

0

Тестирование

2.2

Инструменты растрового графического редактора GIMP.

1

1

0

Тестирование

2.3

Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP.

2

0

2

Результат практической работы

2.4

Инструменты векторного графического редактора Inkscape.

1

1

0

Тестирование

2.5

Создание рисунка средствами векторного графического редактора.

2

0

2

Результат практической работы

2.6

Создание анимированных графических объектов в GIMP.

1

0

1

Результат практической работы

Раздел 3. Создание мультимедийных презентаций (8 ч.)

2

6

3.1

Программа  для создания мультимедийных презентаций.  

1

1

0

Опрос

3.2

Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления.

1

0

1

Результат практической работы

3.3

Создание анимации объектов на слайдах.

1

0

1

Тестирование

3.4

Создание тематической презентации.

4

0

4

Результат практической работы

3.5

Печать и демонстрация мультимедийных презентаций.

1

1

0

Выступление

Раздел 4. Технологии обработки числовой информации (7 ч.)

2

4

4.1

Электронные таблицы.

1

1

0

Тестирование

4.2

Создание динамической электронной таблицы с использованием функций..

2

0

2

Результат практической работы

4.3

Построение диаграмм, графиков

3

1

2

Результат практической работы

4.4

Решение вычислительных  задач

1

0

1

Зачет

Раздел 5. Технология обработки звуковой информации (5 ч.)

2

2

5.1

Технология обработки звука и видеоизображения.

1

1

0

Опрос

5.2

Цифровой редактор звуковых файлов.

1

1

0

Опрос

5.3

Запись и обработка звуковой информации.

3

0

3

Результат практической работы

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

1

0

Тестирование

 

Итого

36

12

24

Содержание программы

1 год обучения

Введение в информационные технологии (1 ч.)

Теория. Знакомство с планом работы объединения, ТБ в компьютерном классе, планом эвакуации из компьютерного класса и школы.

Раздел 1. Технологии обработки текстовой информации (6 ч.)

Тема 1.1 Знакомство с текстовым процессором 

Теория. Назначение текстового редактора. Меню. Команды. Текстовый процессор. Технология ввода текста.

     

 Тема1.2 Набор и редактирование текста. Форматирование текста.

Теория Набор и редактирование текста. Форматирование текста. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.

Практика Набор и редактирование текста, форматирование текста.

Тема 1.3 Маркированные и нумерованные списки.

Теория. Маркированные и нумерованные списки.

Практика. Маркировка  и нумерация списков.

Тема 1.4 Работа с таблицами.

Практика. Работа с таблицами. Графики, диаграммы.

Тема 1.5 Вставка объектов в текстовый документ.

Теория. Вставка объектов  в текстовый документ.

Практика. Вставка объектов  в текстовый документ.

Раздел 2.Технология  обработки графической информации (8 ч.)

Тема 2.1 Графические информационные объекты. Виды компьютерной графики.

Теория. Графические информационные объекты. Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Векторная, растровая графика. Достоинства и недостатки. Области применения компьютерной графики. Цветовые модели. Основные форматы графических файлов. Форматы векторных изображений. Конвертирование векторного изображения в растровое.

Тема 2.2 Инструменты растрового графического редактора GIMP.

Теория.  Виды компьютерной графики. Инструменты растрового графического редактора GIMP. 

Тема 2. 3 Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP.

Практика. Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP.

Тема 2.4 Инструменты векторного графического редактора Inkscape. 

Теория.  Инструменты векторного графического редактора Inkscape.

Тема 2.5 Создание рисунка средствами векторного графического редактора Inkscape.  

 Практика. Создание рисунка средствами растрового графического редактора.

Тема 2.6 Создание анимированных графических объектов в GIMP.

Практика. Создание анимированных графических объектов в GIMP.

Раздел 3.Создание мультимедийных презентаций (8 ч.)

Тема 3.1 Программа  для создания мультимедийных презентаций.  

Теория. Программа  для создания мультимедийных презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации.

 

 Тема 3.2 Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления.

Теория. Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления.

Тема 3.3 Создание анимации объектов на слайдах.

Практика. Создание анимации объектов на слайдах.

Тема 3.4 Создание тематической презентации.

Практика. Создание тематической презентации. 

 

Тема 3.5 Печать и демонстрация мультимедийных презентаций.

Теория. Печать и демонстрация мультимедийных презентаций. 

 

Раздел 4.Технологии обработки числовой информации (7 ч.)

Тема 4.1 Электронные таблицы.

Теория.Назначение  и  возможности  электронных  таблиц  и  электронных  калькуляторов.  Структура  электронных  таблиц.  Ввод  текста,  числовых  значений  и  формул  в  электронных  таблицах.  Динамические  вычисления.  Стандартные  функции  (математические,  логические,  статистические). 

Тема 4.2  Создание динамической электронной таблицы с использованием функций.

Практика. Создание динамической электронной таблицы с использованием функций.

Тема 4.3 Построение диаграмм, графиков.

Теория.Относительная  и  абсолютная  адресация.  Сортировка  и  поиск  данных  в  электронных  таблицах.  Использование  электронных  таблиц  для  решения  прикладных задач. 

 Практика. Построение диаграмм, графиков.

Тема 4.4 Решение вычислительных  задач 

Практика.   Решение вычислительных  задач.

 

Раздел 5.Технология обработки звуковой информации (5 ч.)

Тема 5.1 Технология обработки звука и видеоизображения.

Теория Технология обработки звука и видеоизображения.

Тема 5.2 Цифровой редактор звуковых файлов.

Теория Цифровой редактор звуковых файлов – Audacity.

Тема 5.3 Запись и обработка звуковой информации.

Практика.  Обработка звуковой информации.

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

Теория. Обобщение и повторение изученного за год. Тестирование.

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе

Фора аттестации

теория

практика

Раздел 1 Настольные издательские системы (6 ч.)

2

4

1.1 

Настольная издательская система Scribus

1

1

0

Тестирование

1.2 

Макеты публикаций для печати. Цветовые и шрифтовые схемы.

1

1

0

Тестирование

1.3 

Создание тематической публикации

3

0

3

Результат практической работы

1.4 

Печать публикации

1

0

1

Результат практической работы

Раздел 2 Базы данных (5 ч.)

2

3

2.1 

Системы управления базами данных

1

1

0

Тестирование

2.2 

Управление базами данных в OpenOffice.org Base

1

1

0

Тестирование

2.3 

Создание базы данных в OpenOffice.org Base

3

0

3

Результат практической работы

Раздел 3 Моделирование (6 ч.)

2

4

3.1 

Назначение и виды информационных моделей.

1

1

0

Тестирование

3.2 

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

1

1

0

Опрос

3.3 

Профессиональная CAD система- Qcad

2

0

2

Результат практической работы

3.4 

3D моделирование

2

0

2

Результат практической работы

Раздел 4 Сетевые информационные технологии (6 ч.)

2

4

4.1 

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

1

0

Тестирование

4.2 

Сервисы сети Интернет.

2

1

1

Тестирование

4.3 

Поиск информации в Интернет.

1

0

1

Результат практической работы

4.4 

Инструменты создания информационных объектов для Интернета.

2

0

2

Результат практической работы

Алгоритмизация и программирование (12 ч.)

3

9

5.1 

Алгоритмы. Свойства алгоритмов.

1

1

0

Тестирование

5.2 

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

1

1

1

Тестирование

5.3 

Исполнители алгоритмов

2

0

2

Результат практической работы

5.4 

Учебная среда программирования (Logo)

2

0

2

Результат практической работы

5.5 

Визуальная среда разработки на Basic -Gambas (Basic)

5

1

4

Результат практической работы.

Тестирован.

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

1

0

Тестирование

 

Итого

36

12

24

Содержание программы

2 год обучения

Раздел 1. Настольные издательские системы (6 ч.)

Тема 1.1 Настольная издательская система Scribus

Теория. Настольная издательская система Scribus.

Практика. Создание тематической публикации  

  

Тема1.2 Макеты публикаций для печати. Цветовые и шрифтовые схемы. 

Теория Макеты публикаций для печати. Цветовые и шрифтовые схемы.

Тема 1.3 Создание тематической публикации

Практика. Создание тематической публикации.

Тема 1.4 Печать публикации.

Практика. Печать публикации

Раздел 2.Базы данных (5 ч.)

Тема 2.1 Системы управления базами данных.

Теория. Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.    Управление базами данных.      

Практика. Создание базы данных  

Тема2.2 Управление базами данных.

Теория. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.    Управление базами данных.  

   

Тема 2.3 Создание базы данных в OpenOffice.org Base

Практика. Создание базы данных в OpenOffice.org Base

Раздел 3.Моделирование (6 ч.)

Тема 3.1 Назначение и виды информационных моделей.

Теория. Модель в деятельности человека. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Описание (информационная модель) реального объекта и процесса.

Тема 3.2 Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Теория. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания. Использование описания Назначение и виды информационных моделей.       Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Тема 3.3 Профессиональная CAD система- Qcad

Теория. Профессиональная CAD система- Qcad. 3D моделирование.

Тема 3.4 3D моделирование

Практика. Моделирование интерьера. Построение трехмерных моделей

 Раздел 4.Сетевые информационные технологии (6 ч.)

Тема 4.1 Локальные и глобальные компьютерные сети.

Теория. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Тема 4.2 Сервисы сети Интернет.

 Теория. Сервисы сети Интернет. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. HTML. Структура Web-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Теги. Атрибуты тегов.

Практика. Поиск информации в Интернет.

Тема 4.3 Поиск информации в Интернет.

Практика. Поиск информации в Интернет.

Тема 4.4 Инструменты создания информационных объектов для Интернета.

Теория. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. HTML. Структура Web-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Теги. Атрибуты тегов.

Практика. Создание Web-страницы с использованием HTML.

 

Раздел 5.Алгоритмизация и программирование (12 ч.)

Тема 5.1 Алгоритмы. Свойства алгоритмов.

Теория. Алгоритм, свойства алгоритмов. Виды алгоритмов. Вспомогательный алгоритм. Алгоритмические конструкции.

Тема 5.2 Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

Теория. Формы записи алгоритмов. Блок-схемы. Разбиение задачи на подзадачи. Представление о программировании. Программирование. Создание программ по линейным, разветвляющимся и циклическим алгоритмам. 

Тема 5.3 Исполнители алгоритмов

Теория. Исполнители алгоритмов.

Практика. Работа в среде компьютерного исполнителя.

Тема 5.4 Учебная среда программирования (Logo)

Теория. Учебная среда программирования.

Практика. Работа в учебной среде программирования.

   

Тема 5.5 Визуальная среда разработки на Basic -Gambas (Basic)

Теория. Визуальная среда разработки.     

Практика. Работа в визуальной среде разработки.

     

Обобщение и повторение изученного за год (1ч.)

Теория. Обобщение и повторение изученного за год. Тестирование.

  

Планируемые результаты обучения на конец 1 года обучения:

Учащиеся должны знать:

         правила работы с компьютером и технику безопасности;

         назначение и основные возможности текстовых редакторов;

         этапы оформления текстового документа;

         виды компьютерной графики и их особенности;

         основные понятия ИКТ;

         правила создания и представления мультимедийной презентации;

         принципы обработки звуковой информации.

Учащиеся должны уметь:

         применять технологические приемы работы с графикой и текстом;

         самостоятельно подготовить текстовый документ и выполнить его форматирование в соответствии с современными требованиями документального дизайна;

         готовить презентационные доклады;

         обрабатывать числовые данные с помощью электронных таблиц и представлять полученную информацию в графической форме;

         создать звуковой файл, делать коллажи из различных музыкальных фрагментов.

 

Планируемые результаты обучения на конец 2 года обучения:

Учащиеся должны знать:

  •          понятие настольная издательская система и принципы создания публикаций;
  •          принципы  работы  в Интернет;
  •          этические и моральные нормы при работе в сети;
  •          понятие алгоритма и исполнителя;
  •          назначение алгоритма и его определение;

      -             типовые конструкции алгоритма;

  •          основные стадии разработки алгоритма;
  •          принципы организации ветвления и циклов в программах.

Учащиеся должны уметь:

  •          осуществлять поиск, преобразование, хранение,  использование и передачу информации, в том числе и в сети Интернет;
  •          использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач;
  •          составлять алгоритмы для исполнителя;
  •          составлять программы по линейным, разветвляющимся и циклическим алгоритмам;
  •          разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью в среде 2D и 3D  редакторов .

Календарный учебный график (1 год обучения)

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Колич. часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

03

15.00-15.45

Беседа

1

Введение в информационные технологии

Компьютерный класс школы

2

09

10

15.00-15.45

Комбин.

1

Знакомство с текстовым процессором 

Опрос

3

09

17

15.00-15.45

Практ.

1

Набор и редактирование текста. Форматирование текста.

Результат практической работы

4

09

24

15.00-15.45

Практ.

1

Маркированные и нумерованные списки

Результат практической работы

5

10

01

15.00-15.45

Практ.

1

Работа с таблицами.

Результат практической работы

6

10

08

15.00-15.45

Практ.

1

Вставка объектов  в текстовый документ

Тестирование Результат практической работы

7

10

15

15.00-15.45

Практ.

1

Вставка объектов  в текстовый документ

Тестирование Результат практической работы

8

10

22

15.00-15.45

Комбин.

1

Графические информационные объекты. Виды компьютерной графики.

Тестирование

9

10

29

15.00-15.45

Комбин.

1

Инструменты растрового графического редактора GIMP.

Тестирование

10

11

05

15.00-15.45

Практ.

1

Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP.

Результат практической работы

11

11

12

15.00-15.45

Практ.

1

Создание рисунка средствами растрового графического редактора GIMP.

Результат практической работы

12

11

19

15.00-15.45

Комбин.

1

Инструменты векторного графического редактора Inkscape.

Тестирование

13

11

26

15.00-15.45

Практ.

1

Создание рисунка средствами векторного графического редактора.

Результат практической работы

14

12

03

15.00-15.45

Практ.

1

Создание рисунка средствами векторного графического редактора.

Результат практической работы

15

12

10

15.00-15.45

Практ.

1

Создание анимированных графических объектов в GIMP.

Результат практической работы

16

12

17

15.00-15.45

Комбин.

1

Программа  для создания мультимедийных презентаций.  

Опрос

17

12

24

15.00-15.45

Практ.

1

Макет слайда и структура презентации. Объекты. Шаблоны оформления.

Результат практической работы

18

01

14

15.00-15.45

Комбин.

1

Создание анимации объектов на слайдах.

Тестирование

19

01

21

15.00-15.45

Практ.

1

Создание тематической презентации.

Результат практической работы

20

01

28

15.00-15.45

Практ.

1

Создание тематической презентации.

Результат практической работы

21

02

04

15.00-15.45

Практ.

1

Создание тематической презентации.

Результат практической работы

22

02

11

15.00-15.45

Практ.

1

Создание тематической презентации.

Результат практической работы

23

02

18

15.00-15.45

Практ.

1

Печать и демонстрация мультимедийных презентаций.

Выступление

24

02

25

15.00-15.45

Комбин.

1

Электронные таблицы.

Тестирование

25

03

04

15.00-15.45

Практ.

1

Создание динамической электронной таблицы с использованием функций..

Результат практической работы

26

03

11

15.00-15.45

Практ.

1

Создание динамической электронной таблицы с использованием функций..

Результат практической работы

27

03

18

15.00-15.45

Практ.

1

Построение диаграмм, графиков

Результат практической работы

28

03

25

15.00-15.45

Практ.

1

Построение диаграмм, графиков

Результат практической работы

29

04

01

15.00-15.45

Практ.

1

Построение диаграмм, графиков

Результат практической работы

30

04

08

15.00-15.45

Практ.

1

Решение вычислительных  задач

Зачет

31

04

15

15.00-15.45

Комбин.

1

Технология обработки звука и видеоизображения.

Опрос

32

04

22

15.00-15.45

Комбин.

1

Цифровой редактор звуковых файлов.

Опрос

33

04

29

15.00-15.45

Практ.

1

Запись и обработка звуковой информации.

Результат практической работы

34

05

06

15.00-15.45

Практ.

1

Запись и обработка звуковой информации.

Результат практической работы

35

05

13

15.00-15.45

Практ.

1

Запись и обработка звуковой информации.

Результат практической работы

36

05

20

15.00-15.45

Тестир.

1

Обобщение и повторение изученного за год

Тестирование

Календарный учебный график (2 год обучения)

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Колич. часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

04

15.00-15.45

Комбинир.

1

Настольная издательская система Scribus

Компьютерный класс школы

Тестирование

2

09

11

15.00-15.45

Комбинир.

1

Макеты публикаций для печати. Цветовые и шрифтовые схемы.

Тестирование

3

09

18

15.00-15.45

Практ

1

Создание тематической публикации

Результат практической работы

4

09

25

15.00-15.45

Практ

1

Создание тематической публикации

Результат практической работы

5

10

02

15.00-15.45

Практ

1

Создание тематической публикации

Результат практической работы

6

10

09

15.00-15.45

Практ

1

Печать публикации

Результат практической работы

7

10

16

15.00-15.45

Комбинир.

1

Системы управления базами данных

Тестирование

8

10

23

15.00-15.45

Комбинир.

1

Управление базами данных в OpenOffice.org Base

Тестирование

9

10

30

15.00-15.45

Практ

1

Создание базы данных в OpenOffice.org Base

Результат практической работы

10

11

06

15.00-15.45

Практ

1

Создание базы данных в OpenOffice.org Base

Результат практической работы

11

11

13

15.00-15.45

Практ

1

Создание базы данных в OpenOffice.org Base

Результат практической работы

12

11

20

15.00-15.45

Комбинир.

1

Назначение и виды информационных моделей.

Тестирование

13

11

27

15.00-15.45

Комбинир.

1

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Опрос

14

12

04

15.00-15.45

Практ

1

Профессиональная CAD система- Qcad

Результат практической работы

15

12

11

15.00-15.45

Практ

1

Профессиональная CAD система- Qcad

Результат практической работы

16

12

18

15.00-15.45

Практ

1

3D моделирование

Результат практической работы

17

12

25

15.00-15.45

Практ

1

3D моделирование

Результат практической работы

18

01

15

15.00-15.45

Комбинир.

1

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Тестирование

19

01

22

15.00-15.45

Комбинир.

1

Сервисы сети Интернет.

Тестирование

20

01

29

15.00-15.45

Комбинир.

1

Сервисы сети Интернет.

Тестирование

21

02

05

15.00-15.45

Практ

1

Поиск информации в Интернет.

Результат практической работы

22

02

12

15.00-15.45

Практ

1

Инструменты создания информационных объектов для Интернета.

Результат практической работы

23

02

19

15.00-15.45

Практ

1

Инструменты создания информационных объектов для Интернета.

Результат практической работы

24

02

26

15.00-15.45

Комбинир.

1

Алгоритмы. Свойства алгоритмов.

Тестирование

25

03

05

15.00-15.45

Комбинир.

1

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Тестирование

26

03

12

15.00-15.45

Комбинир.

1

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Тестирование

27

03

19

15.00-15.45

Практ

1

Исполнители алгоритмов

Результат практической работы

28

03

26

15.00-15.45

Практ

1

Исполнители алгоритмов

Результат практической работы

29

04

02

15.00-15.45

Практ

1

Учебная среда программирования (Logo)

Результат практической работы

30

04

09

15.00-15.45

Практ

1

Учебная среда программирования (Logo)

Результат практической работы

31

04

16

15.00-15.45

Практ

1

Визуальная среда разработки на Basic -Gambas (Basic)

Результат практической работы

32

04

23

15.00-15.45

Практ

1

Визуальная среда разработки на Basic -Gambas (Basic)

Результат практической работы

33

04

30

15.00-15.45

Практ

1

Визуальная среда разработки на Basic -Gambas (Basic)

Результат практической работы

34

05

07

15.00-15.45

Практ

1

Визуальная среда разработки на Basic -Gambas (Basic)

Результат практической работы

35

05

14

15.00-15.45

Практ

1

Визуальная среда разработки на Basic -Gambas (Basic)

Результат практической работы

36

05

21

15.00-15.45

Тест.

1

Обобщение и повторение изученного за год

Тестирование

 Материально-техническое обеспечение программы.

Аппаратные средства

         компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки);

         принтер;

         компакт диски с необходимым программным обеспечением,

         локальная сеть;

         доступ в Интернет.           

Программные средства

         операционная система Линукс Юниор (или Windows ХP);

         презентации к занятиям.

Кабинет: компьютерный класс.

Столы: 10 компьютерных столов.

Стулья: 10 стульев.

Интерактивная доска.

Мультимедиа проектор.  

Формы аттестации

Способы определения результативности.

Контроль усвоения теоретического материала осуществляется путем устного опроса, тестирования, анализа выполненных практических заданий и результатов проектов.

Ведется наблюдение за творческой деятельностью по следующим критериям:

  • коммуникативность: эмоциональность общения детей, умение слушать и понимать друг друга, совместно  обдумывать и воплощать замысел;
  • творческая активность: инициативность, способность принимать самостоятельные решения.
  • (приложение №1 к программе)

Формы подведения итогов реализации программы.

Выставка работ учащихся, презентации, защита проектов, выступление, тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах.

    

Методическое обеспечение  
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

 1 год обучения 

Разделы программы

Формы занятий по каждому разделу

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

Технологии обработки текстовой информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

Технология  обработки графической информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование, выставка работ

Создание мультимедийных презентаций

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование, защита проекта

Технологии обработки числовой информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

Технология обработки звуковой информации

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

Методическое обеспечение 
дополнительной образовательной программы.

2 год обучения

Разделы программы

Формы занятий по каждому разделу

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

Настольные издательские системы

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование, защита проекта

Базы данных

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

Моделирование

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование, защита проекта

Сетевые информационные технологии

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Алгоритмизация и программирование

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа.

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы.

Компьютер, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ, тестирование

             Список информационных источников

Список литературы для учителя:

 

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд.. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Задачник-практикум 1-2 том  под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002
  3. Информатика в школе №2 – 2007г., приложение к журналу «Информатика и образование»
  4. И.С. Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся – М.: Аркти, 2007 г.
  5. Основы компьютерных сетей: - Microsoft Corporation: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.

Список литературы для ученика:

  1. Информатика. 7-9 класс. Практикум – задачник по моделированию/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001.
  2. Л.Л. Босова. Занимательные задачи по информатике. 3-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
  4. Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
  5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006
  6. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред И.Г. Семакина, Е.К.  

Глоссарий терминов

Информационная технология (Informationtechnology) - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) - информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных, используются методы и средства вычислительной техники и систем связи.

Аппаратное обеспечение (Hardware)- комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав системы или сети.

Виртуальная реальность (Virtual reality) - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Высокая технология - совокупность информации, знаний, опыта, материальных средств при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов в любой отрасли экономики, имеющих характеристики высшего мирового уровня.

Геоинформационные технологии (ГИС-технологии)-  технологическая основа создания географических информационных систем, позволяющая реализовать их функциональные возможности.

Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Информационный рынок (Information market) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными технологиями, информационными продуктами и услугами.

Когнитивные технологии (Cognitive technologies) - информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Когнитивные технологии развивают воображение и ассоциативное мышление человека.

Мультимедиа (Multimedia) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства.

Мультимедиа технологии - совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления рекламной деятельностью.

Новая информационная технология - информационная технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Обмен вычислительными ресурсами (Peer-to-peercomputing) - информационная технология, обеспечивающая возможность обмена вычислительными и иными ресурсами между несколькими компьютерами, подключенными к сети Интернет.

Онлайновые технологии (On-line technologies) - средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечивающие синхронный обмен информацией в реальном времени.

Открытая система (Open system) - вычислительная среда, состоящая из аппаратных и программных продуктов и технологий, разработанных в соответствии с общедоступными и общепринятыми (международными) стандартами.

Оффлайновые технологии (Off-line technologies) - средства электронной коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, допускающие существенную асинхронность в обмене данными и сообщениями. Оффлайновые технологии включают: списки рассылки, группы новостей, веб-форумы и т.д.

Приложение №1 к программе 

 

Показатели уровня владения информационными технологиями

  • выполнение базовых операции над объектами;
  • оперирование информационными объектами графического интерфейса;
  • умение структурировать текст;
  • умение создавать и использовать различные формы представления информации;
  • умение создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта;
  • умение создавать записи в базе данных;
  • умение создавать презентации на основе шаблонов;
  • умение искать информацию с применением правил поиска;
  • умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
  • оперирование различными видами информационных объектов с помощью компьютера;
  • умение распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использование готовых информационных моделей;
  • умение оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • умение иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создание информационных объектов сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • умение наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • применение информационных образовательных ресурсов в самообразовании;
  • ориентация в информационном пространстве, работа с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизация коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Мой друг - компьютер"

Программа кружка "Мой друг - компьютер"...

Программа кружка "Мой друг компьютер"

Программа кружка для работы с детьми в начальной школе 2-4 класс....

Программа факультативного курса "Компьютер мой друг"

Ориентирован для детей 5 классов. Рассчитан на 35 часов....

Авторская программа объединения "Мой друг - компьютер"

Авторская программа разработана на основе Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013г., Федерального государственного образовательного станда...

Компьютер друг, компьютер враг

Данное мероприятие можно проводить с учащимися 8 - 11 классов. Старшеклассники могут провести предварительное анкетирование по использованию компьютера, сети Интернет учащимися младших классов. Проана...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....

Программа факультатива "Мой друг - компьютер"

Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 2 класса....