Конспект урока физики в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Гайнутдинова Резеда Николаевна

Колебательное движение и его характеристики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mehanicheskie_kolebaniya.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Глава:  МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК

Урок: Колебательное движение и его характеристики

(урок усвоения новых знаний)

Цель урока. Закрепить знания учащихся о механическом движении и его видах; ввести физические понятия: «колебательное движение», «свободные колебания»,  «колебательная система», «маятник»; рассмотреть колебательное движение на примерах пружинного и нитяного маятников. Познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение: период, частота, смещение, амплитуда, фаза, и их единицами в СИ.

Демонстрации: примеры колебательных движений, период колебания пружинного маятника; частота колебаний нитяного маятника.

Оборудование: шарик на нити; груз на пружине,  мультимедийная презентация.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о колебательном движении; овладеть регулятивными УУД на примерах колебательного движения. Овладеть регулятивными УУД (организацию учащимися своей учебной деятельности) при выдвижении гипотез о зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Личностные: сформировать познавательный интерес к одному из видов механического движения – колебательному движению; самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;  использовать экспериментальный метод исследования при изучении колебаний нитяного и пружинного маятников.

Общие предметные: проводить наблюдения колебательного движения, выделять его признаки, объяснять полученные результаты и делать выводы, кратко и четко отвечать на вопросы, применять полученные знания.

Частные предметные: определять колебательное движение по его признакам; приводить примеры колебаний в природе, быту и технике; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников. Называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний.


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

1. Организация начала учебного занятия: 1 мин

Приветствие учителя, создание положительного настроя на работу

Давайте поприветствуем друг друга.

Всем здравствуйте, присаживаемся.

Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу: "Будет интересно!”

Учащиеся готовятся к уроку, организовывают рабочее место

Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2. Актуализация знаний: Создает проблемную ситуацию 3 мин

Сегодняшний урок хочу начать с высказывания русского геолога и почвоведа  

Василия Васильевича Докучаева:

«Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой» (слайд 1)

А теперь переместимся в год 1940, США, штат Вашингтон, мост через пролив Такома-Нероуз

(слайд 2, просмотр видео)

Как одним словом назвать движение моста?

Правильно, мы с вами познакомимся с еще одним видом механического движения (слайд 3)

Включаются в диалог с учителем  

Предполагаемый ответ: Да, тема интересна


Предполагаемый ответ:


колебание

Самостоятельное выдвижение темы и целей урока

3. Изучение нового материала: Подводит к восприятию нового материала, через знакомство с физическим процессом

Колебательные движения широко распространены в окружающей нас жизни. Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце. (слайд 4)

Задание классу: приведите   свои примеры колебаний.

При всем разнообразии этих движений у них есть важная общая черта: через определенный промежуток времени движение любого тела повторяется.

Рассмотрим шарик подвешенный на нити (демонстрация). Если шарик отвести от положения равновесия и отпустить, он пройдя через положение равновесия, отклонится в противоположную сторону. Остановится, а затем вернется к месту начала движения. За этим колебанием последует второе, третье и т.д.

Время, через которое движение повторяется называется периодом колебаний. Говорят, что колебательное движение периодично.

Запись на доске (Т– период колебаний – время одного полного колебания, ед.изм. секунда)

Наибольшее отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой колебаний 

На доске: А – амплитуда, ед.изм. м

Демонстрация с нитями разной длины. За один и тот же промежуток времени короткий маятник совершил большее число колебаний.

Частота колебаний – число колебаний в единицу времени ( обозначение, ед.изм. гц) Единца измерения названа в честь немецкого ученого Генриха Герца

Частота и период связаны формулой:Т=1/V, V=1/Т.

Вывод: частота и период нитяного маятника зависят от длины нити.

Рассмотрим колебания двух одинаковых маятников.

  1. Скорости маятников направлены одинаково, у них равные частоты. В этом случае говорят, что маятники колеблются в одинаковых фазах.
  2. Скорости противоположны, но частоты одинаковы, т.к. равны длины нитей. Говорят что маятники движется в противофазе.

Итак, колебательное движение характеризуется амплитудой, частотой (периодом) и фазой.

Рассмотрим колебания горизонтального пружинного маятника (анимация)

Такого рода колебания называются свободными. Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии.

Колебания, совершаемые телом под действием внешней периодически изменяющейся силы, называются вынужденными колебаниями.

Отвечают на поставленные вопросы

Приводят примеры.


Работа в группе.

Формулируют определение – стр. 93 учебника.


Вводим определение периода, частоты, амплитуды, смещения.

Приводят доводы

Рассуждают по периоду колебаний маятников

Участвуют в предложенном задание.

Активные действия учащихся с объектами изучения (моделями маятников), максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

4. Первичная проверка понимания: Организует первичную проверку понимания нового материала.

У вас на партах лежат таблицы, которые сейчас необходимо будет заполнить.

Заполнение таблицы (работа в парах)

Учащиеся понимают введенную терминологию.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и незнакомо ситуации.

5. Рефлексия. Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Организует  обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили? 
Организует рефлексию по методу незаконченного предложения.
Продолжи предложения:

  • Сегодня на уроке я повторил__________.
  • Сегодня на уроке я научился.__________.
  • Сегодня на уроке мне было непонятно____.
  • Сегодня на уроке мне было интересно_____.
  • Сегодня на уроке  мне понравилось________.
  • Сегодня на уроке мне было трудно __________.

Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленной в начале урока целями

Успешное усвоение нового материала

6. Домашнее задание

Формулирует домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению
Параграф 23,24
Упражнение 24(3,4,6)

Соотносят домашнее задание с материалом, изученным  на уроке и выполненными заданиями

Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Авария моста оставила значительный след в истории науки и техники. Разрушение моста способствовало исследованиям в области аэродинамики и аэроупругости конструкций.

При ветре скоростью около 65 км/ч произошла авария, которая привела к разрушению центрального пролёта моста. Во многих учебниках причиной аварии называется явление вынужденного механического резонанса, когда внешняя частота изменения ветрового потока совпадает с внутренней частотой колебаний конструкций моста. Однако истинной причиной стал аэроупругий флаттер (динамические крутильные колебания) из-за недоучета ветровых нагрузок при проектировании сооружения.

Мост был запроектирован и правильно рассчитан на действие статических нагрузок, в том числе и ветровой, но аэродинамическое действие нагрузки не было учтено.

Такомский мост – это доказательство того, что человек должен учитывать законы природы, жить в гармонии с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект урока физики, 7 класс, тема "Измерение физических величин"

На уроке используется личностно-ориентированная технология, подробно описыватся все этапы урока, представлены таблицы для фронтальной работы, дидактический материал. Нестандартное домашнее задание: во...

Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"

Конспект интернет - урока в 7 классе...

Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"

конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации  ...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"

Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...