Конспект урока физики в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Колебательное движение и его характеристики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mehanicheskie_kolebaniya.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава: МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК
Урок: Колебательное движение и его характеристики
(урок усвоения новых знаний)
Цель урока. Закрепить знания учащихся о механическом движении и его видах; ввести физические понятия: «колебательное движение», «свободные колебания», «колебательная система», «маятник»; рассмотреть колебательное движение на примерах пружинного и нитяного маятников. Познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение: период, частота, смещение, амплитуда, фаза, и их единицами в СИ.
Демонстрации: примеры колебательных движений, период колебания пружинного маятника; частота колебаний нитяного маятника.
Оборудование: шарик на нити; груз на пружине, мультимедийная презентация.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о колебательном движении; овладеть регулятивными УУД на примерах колебательного движения. Овладеть регулятивными УУД (организацию учащимися своей учебной деятельности) при выдвижении гипотез о зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Личностные: сформировать познавательный интерес к одному из видов механического движения – колебательному движению; самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении колебаний нитяного и пружинного маятников.
Общие предметные: проводить наблюдения колебательного движения, выделять его признаки, объяснять полученные результаты и делать выводы, кратко и четко отвечать на вопросы, применять полученные знания.
Частные предметные: определять колебательное движение по его признакам; приводить примеры колебаний в природе, быту и технике; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников. Называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемый результат | ||
1. Организация начала учебного занятия: 1 мин | ||||
Приветствие учителя, создание положительного настроя на работу Давайте поприветствуем друг друга. Всем здравствуйте, присаживаемся. Все расселись по местам, никому не тесно? | Учащиеся готовятся к уроку, организовывают рабочее место | Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм | ||
2. Актуализация знаний: Создает проблемную ситуацию 3 мин | ||||
Сегодняшний урок хочу начать с высказывания русского геолога и почвоведа Василия Васильевича Докучаева: «Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой» (слайд 1) А теперь переместимся в год 1940, США, штат Вашингтон, мост через пролив Такома-Нероуз (слайд 2, просмотр видео) Как одним словом назвать движение моста? Правильно, мы с вами познакомимся с еще одним видом механического движения (слайд 3) | Включаются в диалог с учителем Предполагаемый ответ: Да, тема интересна
колебание | Самостоятельное выдвижение темы и целей урока | ||
3. Изучение нового материала: Подводит к восприятию нового материала, через знакомство с физическим процессом | ||||
Колебательные движения широко распространены в окружающей нас жизни. Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце. (слайд 4) Задание классу: приведите свои примеры колебаний. При всем разнообразии этих движений у них есть важная общая черта: через определенный промежуток времени движение любого тела повторяется. Рассмотрим шарик подвешенный на нити (демонстрация). Если шарик отвести от положения равновесия и отпустить, он пройдя через положение равновесия, отклонится в противоположную сторону. Остановится, а затем вернется к месту начала движения. За этим колебанием последует второе, третье и т.д. Время, через которое движение повторяется называется периодом колебаний. Говорят, что колебательное движение периодично. Запись на доске (Т– период колебаний – время одного полного колебания, ед.изм. секунда) Наибольшее отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой колебаний На доске: А – амплитуда, ед.изм. м Демонстрация с нитями разной длины. За один и тот же промежуток времени короткий маятник совершил большее число колебаний. Частота колебаний – число колебаний в единицу времени ( обозначение, ед.изм. гц) Единца измерения названа в честь немецкого ученого Генриха Герца Частота и период связаны формулой:Т=1/V, V=1/Т. Вывод: частота и период нитяного маятника зависят от длины нити. Рассмотрим колебания двух одинаковых маятников.
Итак, колебательное движение характеризуется амплитудой, частотой (периодом) и фазой. Рассмотрим колебания горизонтального пружинного маятника (анимация) Такого рода колебания называются свободными. Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии. Колебания, совершаемые телом под действием внешней периодически изменяющейся силы, называются вынужденными колебаниями. | Отвечают на поставленные вопросы Приводят примеры.
Формулируют определение – стр. 93 учебника.
Приводят доводы Рассуждают по периоду колебаний маятников Участвуют в предложенном задание. | Активные действия учащихся с объектами изучения (моделями маятников), максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | ||
4. Первичная проверка понимания: Организует первичную проверку понимания нового материала. | ||||
У вас на партах лежат таблицы, которые сейчас необходимо будет заполнить. | Заполнение таблицы (работа в парах) | Учащиеся понимают введенную терминологию. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и незнакомо ситуации. | ||
5. Рефлексия. Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. | ||||
Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили?
| Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленной в начале урока целями | Успешное усвоение нового материала | ||
6. Домашнее задание | ||||
Формулирует домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению | Соотносят домашнее задание с материалом, изученным на уроке и выполненными заданиями | Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Авария моста оставила значительный след в истории науки и техники. Разрушение моста способствовало исследованиям в области аэродинамики и аэроупругости конструкций.
При ветре скоростью около 65 км/ч произошла авария, которая привела к разрушению центрального пролёта моста. Во многих учебниках причиной аварии называется явление вынужденного механического резонанса, когда внешняя частота изменения ветрового потока совпадает с внутренней частотой колебаний конструкций моста. Однако истинной причиной стал аэроупругий флаттер (динамические крутильные колебания) из-за недоучета ветровых нагрузок при проектировании сооружения.
Мост был запроектирован и правильно рассчитан на действие статических нагрузок, в том числе и ветровой, но аэродинамическое действие нагрузки не было учтено.
Такомский мост – это доказательство того, что человек должен учитывать законы природы, жить в гармонии с ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"
Конспект урока физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...
конспект урока физики 7 класс по теме Архимедова сила
конспект к открытому уроку...
Конспект урока физики, 7 класс, тема "Измерение физических величин"
На уроке используется личностно-ориентированная технология, подробно описыватся все этапы урока, представлены таблицы для фронтальной работы, дидактический материал. Нестандартное домашнее задание: во...
Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"
Конспект интернет - урока в 7 классе...
Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"
конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации ...
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...
Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"
Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...