Конспект открытого урока по теме "Давление" (7 класс, физика)
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Технологическая карта к уроку физики (тема "Давление")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_fizike_s_elementami_issledovaniya_po_teme_davlenie.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике с элементами исследования по теме «Давление»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок решения теоретических и практических задач исследовательского характера.
Цели урока:
– деятельностная: выработка способности усвоения нового способа деятельности.
– образовательная: актуализация знаний, полученных в ходе изучения математики в первом полугодии.
– развивающая: развитие навыка анализа информации.
– воспитательная: выработка внимательности, ответственности.
Планируемые результаты:
– личностные: формирование мотивации к обучению;
– предметные: повторение, систематизация и закрепление знаний по теме «Давление жидкости», актуализация знаний по ранее изученным темам, развитие математических навыков;
– метапредметные: формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД и выработка умения их использовать.
Технологическая карта урока
№ | Название этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результаты (формирование УУД) |
1. | Организационный момент | Дети распределяются на группы и рассаживаются на места; учитель обращает их внимание на то, что на уроке присутствуют гости. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Ознакомление учащихся с планом занятия. | Приветствие, проверка своей готовности к уроку | УУД: – саморегуляция; – планирование своей деятельности. | |
2. | Синтезируем и анализируем | Каждой группе раздаётся комплект формул, разрезанных на отдельные символы; учащиеся: – восстанавливают формулы; – определяют, есть ли среди них те, которые не относятся к изучаемой в настоящее время теме. | 1. Фиксировать затруднения детей. 2. При их наличии задавать наводящие вопросы, оказывать помощь. | Актуализировать ранее полученные знания и применить их для выполнения задания. Планировать и осуществлять учебное сотрудничество. | Групповая | УУД: – осознание качества усвоения и уровня своих знаний. – умение выражать свои мысли, слушать других; – поиск и выделение необходимой информации. Образовательные: – актуализация знаний о формулах, используемых при решении задач по теме «Давление» |
3. | Блиц-турнир «Что, где, когда?» по теме «Давление» | Учитель задаёт нестандартно сформулированные вопросы по теме «Давление»; ученики обсуждают их в группах и дают ответы. | 1. Фиксировать затруднения детей. 2. При их наличии задавать наводящие вопросы, оказывать помощь. | Применять ранее полученные знания для выполнения задания. Вести групповое обсуждение и выбирать того, кто будет отвечать на заданный вопрос. | Групповая, фронтальная | УУД: – построение рассуждения, выдвижение и обоснование гипотез; – умение выражать свои мысли, слушать других; – анализ информации. Образовательные: – актуализация знаний о терминах и определениях по теме «Давление» |
3. | Физика в кроссвордах | Решение кроссворда по теме «Давление» | 1. Фиксировать затруднения детей. 2. При их наличии задавать наводящие вопросы, оказывать помощь. | Актуализировать ранее полученные знания и применить их для выполнения задания. Планировать и осуществлять учебное сотрудничество. | Групповая | УУД: – поиск и выделение необходимой информации; – умение точно и полно выражать свои мысли. Образовательные: – актуализация и закрепление знаний о терминах и единицах изменения по теме «Давление» |
4. | Используем теорию | Ученикам предлагается разработать теоретический способ решения следующей задачи: Имеются цилиндрический стакан и линейка. Пользуясь линейкой, определить, на какую величину изменится давление воды на дно стакана, если в него погрузить 5 железных гирь массой по 100 г. При необходимости учитель сообщает ученикам пока не знакомые им геометрические формулы | Учитель задаёт вопросы: – в действительности ли изменяется давление жидкости на дно сосуда, если в него что-либо положить; – каким способом можно рассчитать добавочное давление; – какие ещё вопросы можно поставить к этой задаче; – можно ли, исходя из условия, рассчитать величину повышения уровня жидкости, не используя линейку. | Ученики при необходимости совещаются друг с другом, анализируют имеющиеся в условии данные, выбирают кандидата из группы, который будет отвечать на вопрос. | Фронтальная, групповая. | УУД: – поиск и анализ информации; – установление причинно-следственных связей; – умение выражать свои мысли, слушать других, осознанное построение устной речи; – планирование своей деятельности Образовательные: – выработка навыка решения сложных задач по физике, связанных с использованием нескольких формул. |
5. | Проверяем практикой | Ученики на практике проверяют условие задачи (измеряют линейкой повышение уровня жидкости при погружении гирь) и сравнивают с ранее рассчитанной величиной. | 1. Фиксировать затруднения детей. 2. При их наличии задавать наводящие вопросы, оказывать помощь. | Ученики выполняют практическую проверку условия задачи, погружая в стакан гири, измеряя изменение уровня жидкости и сравнивая его с рассчитанным ранее. | Фронтальная, групповая. | УУД: – умение выражать свои мысли, слушать других, осознанное построение устной речи; – контроль своих действий, прогнозирование их результата; – построение гипотезы, вывод следствий. Образовательные: – ознакомление с о способом проверки правильности решения практикой. |
Материалы к уроку
Блиц-турнир «Что, где, когда?»
1. Если этого учёного распределить на квадратный метр, то получится другой учёный. О каких учёных идёт речь?
2. Беседовали три товарища. Первый сказал: «Я передаю давление только по линии действия силы». А второй и третий переглянулись и сказали: «То ли дело мы: мы можем передавать давление куда нам хочется, а хочется нам во все стороны». Кто были эти три товарища?
3. Жили-были на поддоне три кирпича. Первый любил стоять «на мысочках», т.е. на самой узкой грани, второй лежал «на боку», то есть на грани пошире, а третий валялся «на спине», т.е. на самой широкой грани. Поддон часто жаловался на первый, реже – на второй и совсем не жаловался на третий кирпич. Почему?
4. Чтобы его уравновесить, достаточно столбика ртути высотой около 76 см, а вот столб воды нужен высотой 10 с лишним метров. О чём идёт речь?
5. Этот измерительный прибор бывает жидкостным U-образным, бывает снабжён упругой мембраной и используется для измерения давлений, больших или меньших атмосферного. Что это за прибор?
6. Название этого измерительного прибора происходит от греческих слов «тяжесть» и «измеряю». Он может содержать ядовитую жидкость и быть хрупким, а может быть прочным и безопасным в использовании. О чём идёт речь?
7. (если останется время) Одной команде даётся задание: изобразить увеличение давления газа при увеличении его температуры.
8. (Если останется время) Другой команде даётся задание: изобразить увеличение давления газа при уменьшении его объёма.
Задание на восстановление формул «Синтезируем и анализируем»
= | S | ––– | t | |
ρ | = | m | ––– | V |
p | = | F | ––– | S |
p | = | ρ | g | h |
F2 | ––– | F1 | = | S2 |
––– | S1 | • | • | • |
m | = | ρ | V | F |
= | S | • | p | h |
p | ––– | ρ | • | g |
Используем теорию и проверяем практикой
Используем теорию
1. Как можно рассчитать добавочное давление после того, как в стакан положили железные гири?
p = ρgh, где h –увеличение высоты столба воды, а оно нам пока неизвестно.
2. Какую форму имеет стакан, а, следовательно, и столб воды в нём?
Форму цилиндра.
3. Есть формула, которая связывает объём цилиндра и его высоту: V = Sh, где S – это площадь основания цилиндра.
Как можно рассчитать увеличение высоты столба воды?
Выразим отсюда h: h =
4. Мы знаем, что объём вытесненной жидкости равен объёму погружённых тел. Можно ли как-то рассчитать объём погружённых тел?
V =
5. Какую форму имеет основание стакана? Как найти площадь круга?
S = πR2
6. В качестве подсказки: нет ли ещё какой-либо формулы, в которую входил бы радиус?
C = 2πR
7. С помощью чего можно измерить длину окружности?
Обернуть её ниткой и затем измерить её длину линейкой.
8. Как из неё выразить R?
R =
9. На данном этапе все ли данные у нас имеются?
Да, все. Измеряем ниткой длину окружности. Находим радиус. Находим площадь круглого основания.
Рассчитываем объём гирек, равный объёму вытесненной воды.
Рассчитываем увеличение столба воды.
Рассчитываем увеличение давления столба жидкости (на сколько возрастёт).
Проверяем практикой
Отмечаем уровень воды в стакане. Аккуратно кладём пять железных гирек. Отмечаем новый уровень. Измеряем линейкой разницу прежнего и нового уровней воды. Сравниваем с расчётами.
Рассчитываем давление жидкости на дно стакана после помещения в воду гирек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.
Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Конспект открытого урока во 2 классе по теме "We know the ABC". Презентация для урока.
Данный урок подготовлен для обобщения изученного алфавита во втором классе. К уроку прилагается презентация для интерактивной доски. На уроке используются раздаточные карточки для проверки умений и на...
Конспект открытого урока с презентацией по физике для 8 класа по теме" Преломление света"
Урок разработан с учётом требований новых стандартов (ФГОС). Используются технологии развивающего обучения....
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Конспект открытого урока в 4 классе "А" «Урок обобщения и систематизации знаний по грамматической теме «Времена группы «Present»
Данный конспект урока можно использовать на занятиях английского языка для закрепления грамматики по теме "Времена группы "Present"....
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...