рабочая программа по физике в 7 классе
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа по физике в 7 классе по учебнику под ред. А. В. Перышкина рассчитана на 70 час/год (2 час/нед.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_fizika.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО _________________ Л.И. Авдякова Протокол №___ от «____»___________ 201 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _________________ И.И. Гоголь | «Утверждаю» Директор _________________ А.Н. Олешко Приказ №____от «____»________201 г |
Рабочая программа
по физике
для 7 классов
Составитель: Артемова Татьяна Сергеевна,
учитель первой квалификационной категории
п. Комаричи 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 70 час/год (2 час/нед.) в 7 классах по учебнику Физика-7 класс под ред. А.В. Перышкина
Планируемые результаты изучения курса физики
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание курса физики в 7 классе
Введение (4 ч.)
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физика и техника.
Демонстрации и опыты:
- Измерение размеров тел.
- Измерение расстояний.
- Измерение времени между ударами пульса
Фронтальная лабораторная работа:
№ 1. Определение цены деления измерительного прибора
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч.)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Демонстрации и опыты:
- Диффузия в растворах и газах.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Модель броуновского движения.
- Сцепление твердых тел.
- Демонстрация образцов кристаллических тел.
- Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
- Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 2. Определение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (22 ч.)
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (траектория, путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Демонстрации и опыты:
- Равномерное прямолинейное движение.
- Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.
- Измерение скорости равномерного движения.
- Явление инерции.
- Измерение силы.
- Определение коэффициента трения скольжения.
- Определение жесткости пружины.
- Сложение сил, направленных по одной прямой.
- Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
- Исследование зависимости массы от объема (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
- Исследование зависимости деформации пружины от приложенной силы (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
Фронтальная лабораторная работа:
№ 3. Измерение массы тела на рычажных весах.
№ 4. Измерение объема тела.
№ 5. Определение плотности твердого тела, измерение плотности жидкости.
№ 6. Градуировка пружины и измерение сил динамометром.
№ 7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.
Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества»
Контрольная работа №2 «Силы в механике»
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч.)
Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.
Демонстрации и опыты:
- Барометр.
- Измерение атмосферного давления.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Гидравлический пресс.
- Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№ 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Контрольная работа № 3 по теме: «Давление твердых тел, в жидкостях и газах»
Контрольная работа №4 «Давление жидкостей и газов. Закон Архимеда. Плавание тел»
Работа и мощность. Энергия (13ч.)
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Коэффициент полезного действия механизма.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации и опыты:
- Равновесие тела, имеющего ось вращения.
- Определение момента силы.
- Нахождение центра тяжести плоского тела
Фронтальная лабораторная работа:
№10. Выяснение условия равновесия рычага.
№11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Контрольная работа №5 «Работа. Мощность. Энергия»
Обобщающее повторение (2 ч.)
Итоговая контрольная работа
Тематическое планирование по физике 7 класс
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Кол-во часов | 7а | 7а | 7б | 7б |
Дата факт. | Дата план. | Дата факт. | Дата план. | |||
1 четверть-18 ч | ||||||
Введение – 4 ч | ||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины | 1 | 3.09 | 3.09 | ||
2 | Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение. | 1 | 4.09 | 4.09 | ||
3 | Точность и погрешность измерений. Физика и техника | 1 | 10.09 | 10.09 | ||
4 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | 11.09 | 11.09 | ||
Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества-6 ч | ||||||
5 | Строение вещества Молекулы. | 1 | 17.09 | 17.09 | ||
6 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | 18.09 | 18.09 | ||
7 | Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | 1 | 24.09 | 24.09 | ||
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | 25.09 | 25.09 | ||
9 | Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | 1 | 1.10 | 1.10 | ||
10 | Обобщающий урок «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | 2.10 | 2.10 | ||
Глава 2. Взаимодействие тел – 22 ч | ||||||
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | 8.10 | 8.10 | ||
12 | Скорость. Единицы скорости | 1 | 9.10 | 9.10 | ||
13 | Расчет пути и времени движения. Решение качественных и графических задач | 1 | 15.10 | 15.10 | ||
14 | Инерция | 1 | 16.10 | 16.10 | ||
15 | Взаимодействие тел | 1 | 22.10 | 22.10 | ||
16 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | 1 | 23.10 | 23.10 | ||
17 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | 29.10 | 29.10 | ||
18 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» | 1 | 30.10 | 30.10 | ||
2 четверть-14 ч | ||||||
19 | Плотность вещества | 1 | ||||
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | ||||
21 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела» | 1 | ||||
22 | Решение задач на тему «Механическое движение. Плотность вещества» | 1 | ||||
23 | Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества» | 1 | ||||
24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | ||||
25 | Сила упругости. Закон Гука | 1 | ||||
26 | Вес тела. | 1 | ||||
27 | Единицы силы. Сила тяжести на других планетах | 1 | ||||
28 | Динамометр | 1 | ||||
29 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | ||||
30 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | 1 | ||||
31 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике | 1 | ||||
32 | Контрольная работа №2 «Силы в механике» | 1 | ||||
3 четверть -20 ч | ||||||
Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов -23 ч | ||||||
33 | Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Давление. Единицы давления. | 1 | ||||
34 | Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | ||||
35 | Давление газа | 1 | ||||
36 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | ||||
37 | Давление в жидкости и газе. | 1 | ||||
38 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | ||||
39 | Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | ||||
40 | Контрольная работа № 3 по теме: «Давление твердых тел, в жидкостях и газах» | 1 | ||||
41 | Сообщающиеся сосуды | 1 | ||||
42 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | ||||
43 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | ||||
44 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | 1 | ||||
45 | Манометры. Поршневой и жидкостный насосы Гидравлический пресс | 1 | ||||
46 | Поршневой жидкостный насос | 1 | ||||
47 | Гидравлический пресс | 1 | ||||
48 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | ||||
49 | Архимедова сила | 1 | ||||
50 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | ||||
51 | Решение задач на закон Архимеда | 1 | ||||
52 | Плавание тел | 1 | ||||
4 четверть -18 ч | ||||||
53 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Выяснение условия плавания тел в жидкости» | 1 | ||||
54 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | ||||
55 | Контрольная работа №4 «Давление жидкостей и газов. Закон Архимеда. Плавание тел» | 1 | ||||
Глава 4. Работа и мощность. Энергия -13 ч | ||||||
56 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 | ||||
57 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | ||||
58 | Простые механизмы. Решение задач по теме «Механическая работа и мощность» | 1 | ||||
59 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы | 1 | ||||
60 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Выяснение условий равновесия рычага» | 1 | ||||
61 | Рычаги в технике, быту и природе | 1 | ||||
62 | Применение правила равновесия рычага к блоку | 1 | ||||
63 | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики | 1 | ||||
64 | Коэффициент полезного действия механизма | 1 | ||||
65 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 | ||||
66 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | 1 | ||||
67 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | ||||
68 | Контрольная работа №5 «Работа. Мощность. Энергия» | 1 | ||||
69 | Повторение курса физика за 7 класс | 1 | ||||
70 | Итоговая контрольная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...