Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Солнцева Галина Анатольевна

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирование, 5. Контрольно-измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7.docx43.01 КБ
Файл fizika_8.docx42.13 КБ
Файл fizika_9.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Северная средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по физике

для 7-ого класса

                                                                  Составитель: учитель физики Солнцева Г.А.

                                     

                                            2014 – 2015 учебный год

  1. Пояснительная записка
  1. Перечень нормативных документов.

Преподавание учебного предмета «Физика» в 7-ом классе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённая приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по физике, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год», утверждённый приказом Министерства образования РФ  от  31.03.2014г. N 253.
  • Приказ Министерства образования Московской области от 04.07.2014г. №3086 «Региональный базисный учебный план для государственных образовательных организаций Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Годовой календарный учебный график на 2014-2015 учебный год;
  • Учебный план МОУ на 2014 – 2015 учебный год;
  • Расписание уроков МОУ на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы  Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин.  Программы для общеобразовательных учреждений.  Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2009. – 334с.

  1. Сведения о количестве учебных часов.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 7-ом классе отводится 70 ч. за год из расчёта 2 часа в неделю. В соответствии с Годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МОУ на 2014-2015 учебный год на изучение физики в 7-ом классе отводится 68 ч. в год  из расчёта 2 часа в неделю. Количество фронтальных лабораторных работ – 14, контрольных работ – 4, из них три – тематические контрольные работы и одна – итоговая.

  1. Сведения об используемом учебно-методическом комплекте.
  1. Пёрышкин А.В. Физика. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Пёрышкин.– М. Дрофа, 2012.
  2. Сборник задач по физике. 7-9 класс. / Составитель В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина/авт.-сост. В.А.Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Чеботарёва А.В. Тесты по физике. 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ А.В. Чеботарёва. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Изучение физики в 7-ом  классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса физики в 7 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  • такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
  • смысл основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,
  • принцип действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании.

Уметь:

  • измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
  • использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.);
  • владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
  • владеть  разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики.

  1. Содержание учебного курса
  1. Введение (4 часа) 

Т/б в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона.  Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение. Система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора».

  1. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении на основе моделей строения газов, жидкостей и твердых тел.

Фронтальная лабораторная работа №2. «Измерение размеров малых тел».

  1. Взаимодействие тел  (20 час)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости тела. Расчёт пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма по его плотности.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести, упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой и массой тела. Метод измерения силы. Динамометр.  Правило сложения сил.  Центр тяжести тела. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Фронтальные  лабораторные  работы

№3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

№4. Измерение массы тела на рычажных весах.

№5. Измерение объёма твёрдого тела.

№6. Измерение плотности твёрдого тела.

№7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины.

№8.  Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)

Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Устройство шлюзов.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальные  лабораторные  работы

№9. Измерение давления твёрдого тела на опору.

№10. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№11. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

  1. Мощность и работа. Энергия (12 часов)

Работа. Мощность. Методы измерения работы и мощности. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Условия равновесия тел. «Золотое правило» механики.  КПД механизмов.  

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Фронтальные  лабораторные  работы

№12. Выяснение условия равновесия рычага.

№13. Определение центра тяжести плоской пластины.

№14. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

  1. Повторение курса физики 7-ого класса (4 часа)

Строение вещества. Взаимодействие тел. Давление тел. Работа, мощность, энергия.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

Изменения

  1. Введение

4

1 четверть – 18 часов

1

Вводный инструктаж по т/б и о/т. Что изучает физика. Некоторые физические термины.

1

02.09.

§1- §2

2

Наблюдения и  опыты. Физические величины. Измерение физических величин.

05.09.

§3- §4,

упр. 1

3

Точность и погрешности измерений. Физика и техника.

09.09.

§5- §6

4

Инструктаж по т/б и о/т №1. Л.р. №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

12.09.

§1 – 6 повторить

  1. Первоначальные сведения о строении вещества

5

Глава 1

5

Строение вещества. Молекулы.

1

16.09.

§7- §8

6

Инструктаж по т/б и о/т №2. Л.р.№2 «Измерение размеров малых тел». Броуновское движение.

1

19.09.

стр. 172-173 §1

7

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

23.09.

§9 - §10, упр. 2

8

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

26.09.

§11- §12

9

К.р.№1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

30.09.

не задано

  1. Взаимодействие тел

20

Глава 2

10

Механическое движение. Равномерное движение и неравномерное.

1

03.10

§13 - §14, упр. 3

11

Скорость. Единицы скорости.

1

07.10

§15, упр. 4

12

Расчёт пути и времени движения.

1

10.10

§16, упр. 5 №1-3

13

Инструктаж по т/б и о/т №3. Л.р. №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении, Измерение скорости.

1

14.10

§13 - §16, упр.5 №4, 5

14

Инерция. Взаимодействие тел.

1

17.10

§17 - §18

15

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

21.10

§19 - §20

16

Инструктаж по т/б и о/т №4. Л.р.№4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

24.10

§17 - §20

17

Объём.  Инструктаж по т/б и о/т №5. Л.р. №5 «Измерение объема твёрдого  тела».

1

28.10

§17 - §20

18

Плотность вещества. Инструктаж по т/б и о/т №6. Л.р.№6 «Измерение плотности твёрдого тела».

1

31.10.

§21, упр. 7

19

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1

11.11

§22, упр.8

2 четверть – 14 часов

20

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

14.11

§23 - §24

21

Сила упругости. Закон Гука

1

18.11

§25

22

Инструктаж по т/б и о/т №7. Л.р.№7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»

1

21.11

§23 - §25

23

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

25.11

§26 - §27, упр. 9

24

Динамометр.

1

28.11

§28, упр.10

25

Сложение двух сил, направленных  по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

02.12

§29, упр.11

26

Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

1

05.12

§30 - §31

27

Инструктаж по т/б и о/т №8. Л.р.№8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». Трение в природе и технике.

09.12

§32

28

Обобщение темы «Взаимодействие тел»

1

12.12

§13 – 32 повторить

29

К.р.№2 по теме «Взаимодействие тел»

1

16.12

не задано

  1. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23

Глава 3

30

Давление. Единицы давления.

1

19.12

§33, упр.12

31

Способы уменьшения и увеличения давления. Инструктаж по т/б и о/т №9. Л.р. №9 «Измерение давления твёрдого тела на опору»

1

23.12

§34, упр.13

32

Давление газа.

1

26.12

§35

33

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

13.01

§36, упр.14

3 четверть – 20 часов

34

Давление в жидкости и газе.

1

16.01

§37

35

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

20.01

§38, упр.15

36

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. Шлюзы.

1

23.01

§39, упр.16

37

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

27.01

§40, упр.17

38

Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

30.01

§43, упр.18

39

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

03.02

§42, упр.19

40

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

06.02

§43 - §44, упр.21

41

Манометры.

1

10.02

§45

42

Поршневой жидкостный насос.

1

13.02

§46, упр.22

43

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

17.02

 §47, упр23

44

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

1

20.02

§48

45

Архимедова сила.

1

24.02

§49, упр.24 №1, 3

46

Инструктаж по т/б и о/т №10. Л.р. №10 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

27.02

упр.24 №2, 4

47

Плавание тел. Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел».

1

03.03

§50, упр.25

48

Инструктаж по т/б и о/т №11. Л.р. №11 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

06.03

49

Плавание судов. Водный транспорт.

1

10.03

§51, упр.26

50

Воздухоплавание.

1

13.03

§52, упр.27

51

К.р. .№3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

17.03

52

Повторение по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

20.03

стр. 176 - 183

  1. Работа и мощность. Энергия

12

Глава 4

53

Механическая работа. Единицы работы.

1

03.04

§53, упр.28

4 четверть – 16 часов

54

Мощность. Единицы мощности.

1

07.04

§54, упр.29

55

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность».

1

10.04

§53 - 54

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

14.04

§55 - 56

57

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Инструктаж по т/б и о/т №12. Л.р. №12 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

17.04

§57 - 58, упр.30

58

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании механизмов. «Золотое правило механики».

1

21.04

§59 – 60, упр. 31

59

Центр тяжести. Условия равновесия тел

1

24.04

стр. 185-189 §10 -11

60

Инструктаж по т/б и о/т №13. Л.р. №13 «Определение центра тяжести плоской пластины».

1

28.04

стр. 185-189 §10-11

61

КПД механизма. Решение задач.

1

05.05

§61

62

Инструктаж по т/б и о/т №14. Л.р. №14 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

08.05

63

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

12.05

§62 – 63, упр.32

64

Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра. Проверочная работа: тест.

1

15.05

§64, упр.33

VI. Повторение курса физики 7-ого класса

4

-

65

Повторение по темам  «Строение вещества», «Взаимодействие тел».

1

19.05

Глава 1, 2

66

Повторение по теме «Давление тел», «Работа и мощность. Энергия».

1

22.05

Глава 3, 4

67

Итоговая контрольная работа

1

26.05

68

Итоговое повторение и систематизация знаний

1

29.05

  1. Контрольно-измерительные материалы

Для создания контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:

  1. Сборник задач по физике. 7-9 класс. / Составитель В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Пёрышкина/авт.-сост. В.А.Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Чеботарёва А.В. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений» - М.: Издательство «Экзамен», 2012 – 159с.

Нормы оценки

1. Оценка устных ответов обучающихся по физике.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

2. Оценка письменных контрольных работ по физике.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

3. Оценка лабораторных и практических работ по физике.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок.

 Грубые ошибки:

  • незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  • неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов;
  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам;
  • неумение определить показание измерительного прибора;
  • нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

  • неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;
  • пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
  • нерациональный выбор хода решения.

Недочёты;

  • нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач;
  • арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;
  • отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
  • орфографические и пунктуационные ошибки.

4.  Оценивание самостоятельных работ и тестов.

Каждое выполненное задание оценивается в баллах. Затем полученные баллы суммируются и переводятся в %. Если учащийся выполнил работу на 85 – 100%, то ставится оценка «5», если на 65-84% - оценка «4». Оценка «3» ставится, если учащийся выполнил верно лишь 45 – 64% всех заданий. Ниже 45% ставиться оценка «2».



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по физике

для 8-ого класса

 

                                                                   Составитель:  учитель физики Солнцева Г.А.

                                              2014 – 2015 учебный год

  1. Пояснительная записка
  1. Перечень нормативных документов.

Преподавание учебного предмета «Физика» в 8-ом классе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённая приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по физике, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год», утверждённый приказом Министерства образования РФ от 19 декабря 2012г. № 1067
  • Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312;
  • Годовой календарный учебный график на 2014-2015 учебный год;
  • Учебный план МОУ на 2014 – 2015 учебный год;
  • Расписание уроков на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы  Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин.  Программы для общеобразовательных учреждений.  Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2009. – 334с.

  1. Сведения о количестве учебных часов.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 8-ом классе отводится 70 ч. за год из расчёта 2 часа в неделю. В соответствии с Годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МОУ на 2014-2015 учебный год на изучение физики в 8-ом классе отводится 64 ч. в год  из расчёта 2 часа в неделю. Количество фронтальных лабораторных работ – 14, контрольных работ – 4, из них три – тематические контрольные работы и одна – итоговая.

  1. Сведения об используемом учебно-методическом комплекте.
  1. Пёрышкин А.В. Физика. 8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Пёрышкин.– М. Дрофа, 2009. – 191с.
  2. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике: 8 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 336с.
  3. Сборник задач по физике. 7-8 класс. / Составитель В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Чеботарёва А.В. Тесты по физике к учебнику .В.Пёрышкина «Физика. 8 класс». -  М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 191с.

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Изучение физики в 8-ом  классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса физики в 8 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  • такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
  • смысл основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,
  • принцип действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании.

Уметь:

  • измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
  • использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.);
  • владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
  • владеть  разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики.

  1. Содержание учебного курса

  1. Тепловые явления (12 часов)

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальные  лабораторные  работы

Л.р. №1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Л. р. №2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Л. р. №3.  Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

  1. Изменение агрегатных состояний вещества (12 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления. Нагревание и плавление кристаллических тел. Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Фронтальная лабораторная работа

Л. р.  №4. Измерение относительной влажности воздуха.

 3. Электрические явления (25 часов)

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Сборка электрической цепи. Измерение силы тока в ее различных участках. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Регулирование силы тока реостатом. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

Фронтальные  лабораторные  работы

Л.р. №5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

Л. р. №6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Л. р. №7. Регулирование силы тока реостатом.

Л. р. № 8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

Л. р. № 9. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (5 часов)

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Фронтальные  лабораторные  работы

Л. р. № 10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

Л. р. № 11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

5. Световые явления (7 часов)

Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные  лабораторные  работы

Л. р. № 12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Л. р. № 13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Л. р. № 14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

6.  Повторение курса физики 8-ого класса  (3 часа)

Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества. Электрические явления. Электромагнитные явления. Световые явления.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

Изменения

  1. Тепловые явления 

12

1 четверть – 18 часов

1

Вводный инструктаж по о/т и т/б. Тепловое движение. Температура

1

01.09

§1 ответить на вопросы

2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

1

05.09

§2 - 3

3

Виды теплопередачи.

1

08.09

§4 – 5,

упр. 1

4

Инструктаж по о/т и т/б. Л.р. №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

12.09

§6,

упр. 2,3 №1

5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

15.09

§7

6

 Удельная теплоемкость вещества.

1

19.09

§8

7

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

1

22.09

§9,

упр. 4 №2

8

Инструктаж по о/т и т/б. Л.р. №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

26.09

§1 – 5 повторить

9

Инструктаж по о/т и т/б.  Л.р.№3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

1

29.09

§6 – 9

повторить, упр.3 №2, 3

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

03.10

§10, упр. 5 №1,3

11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

06.10

§11, упр.6

12

К.р. №1 по теме «Тепловые явления»

1

10.10

стр. 180-182 прочитать

  1. Изменение агрегатных состояний вещества 

12

13

Агрегатные состояния вещества.

1

13.10

§12, стр. 182-183 прочитать

14

Плавление и отвердевание кристалличе-ских тел. График плавления и отвердева-ния кристаллических тел. Аморфные тела.

1

17.10

§13 – 14, упр. 7

15

Удельная теплота плавления. Решение задач по теме «Плавление и отвердевание тел».

1

20.10

§15, упр. 8 №4, 5

16

Испарение. Ненасыщенный и ненасыщенный пар.

1

24.10

§16, ответить на вопросы

17

Поглощение  энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара

1

27.10

§17, упр. 9 №5 - 7

18

Кипение. Температура кипения.

1

31.10

§18

19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по о/т и т/б.  Л.р. №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

1

10.11

§19

2 четверть – 14 часов

20

Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

14.11

§20, упр. 10, №4 – 5

21

Работа газа и пара при расширении

1

17.11

§21, задание 4

22

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

1

21.11

§22 - 23

23

КПД теплового двигателя. Решение задач.

1

24.11

§24, задание 5

24

К.р. №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

28.11

не задано

3. Электрические явления

25

25

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

01.12

§25 - 26

26

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества

1

05.12

§27

27

Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон.

1

08.12

§28 - 29

28

Строение атомов.

1

12.12

§30,

 упр. 11

29

Объяснение электрических явлений

1

15.12

§31,

упр. 12

30

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

19.12

§32

31

Электрическая цепь и её составные части.

1

22.12

§33,

упр. 13

32

Электрический ток в металлах.

1

26.12

§34

33

Действия электрического тока. Направление электрического тока.

1

12.01

§35 - 36

3 четверть – 18 часов

34

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1

16.01

§37 – 38, упр. 14

35

Инструктаж по о/т и т/б.  Л.р.№5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

19.01

§37 – 38,

упр. 15

36

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр.  Измерение напряжения.

1

23.01

§39 – 41, упр. 16

37

Инструктаж по о/т и т/б.  Л.р.№6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

26.01

38

Зависимость силы тока от напряжения.

1

30.01

§42,

упр. 17

39

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

02.02

§43,

упр. 18

40

Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

1

06.02

§44, упр. 19 №1-3

41

Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

09.02

§45 – 46, упр. 20

№3 - 4

42

Реостаты. Инструктаж по о/т и т/б.  Л.р.№7 «Регулирование силы тока реостатом».

1

13.02

§47, упр.21 №1, 2

43

Инструктаж по о/т и т/б.  Л.р.№8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.  Измерение сопротивления проводника».

1

16.02

§47, упр.21 №3, 4

44

Последовательное и параллельное соединения проводников.

1

20.02

§48 – 49, упр.22, 23

45

Работа и мощность электрического тока.

1

27.02

§50 – 51, упр. 24, 25

46

Инструктаж по о/т и т/б.  Л.р.№9 «Измерение работы и мощности электрического тока». Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

1

02.03

§52, упр. 26 №1, 2.

47

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

1

06.03

§53, упр. 27 №1,2.

48

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.  Короткое замыкание. Предохранители.

1

13.03

§54 –55, задание 8

49

К.р.№3 по теме «Электрические явления»

1

16.03

стр. 161 - 164

4. Электромагнитные явления

5

Глава IV

50

Магнитное поле тока. Магнитные линии.

1

20.03

§56 - 57

51

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Л.р.№10 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

03.04

§58,

упр. 28

4 четверть – 14 часов

52

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

06.04

§59 – 60, задание 10.

53

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Л.р.№11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

1

10.04

§61

54

Обобщение темы «Электромагнитные явления». Тестирование.

1

13.04

  1. Световые явления

7

Глава V

55

Источники света. Распространение света.

1

17.04

§62,

упр. 29.

56

Отражение света. Закон отражения света.                

1

20.04

§63,

упр. 30

57

Плоское зеркало.

1

24.04

§64, упр. 31

58

Л.р.№12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения»

1

27.04

§62 – 64 повторить

59

Преломление света. Закон преломления света. Л.р. №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения».

1

08.05

§65, упр. 32 №2.

60

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

1

15.05

§66 – 67, упр. 34

№2, 3

61

Л.р.№14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

1

18.05

стр. 184-188 прочитать

6. Повторение курса физики 8-ого класса  

3

62

Итоговая контрольная работа

1

22.05

63-64

Итоговое повторение и обобщение полученных знаний.

2

25.05

29.05

  1. Контрольно-измерительные материалы

Для создания контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:

  1. Сборник задач по физике. 7-9 класс. / Составитель В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Чеботарёва А.В. Тесты по физике к учебнику .В.Пёрышкина «Физика. 8 класс». -  М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 191с.

Нормы оценки

1. Оценка устных ответов обучающихся по физике.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

2. Оценка письменных контрольных работ по физике.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

3. Оценка лабораторных и практических работ по физике.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок.

 Грубые ошибки:

  • незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  • неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов;
  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам;
  • неумение определить показание измерительного прибора;
  • арушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

  • неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;
  • пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
  • нерациональный выбор хода решения.

Недочёты;

  • нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач;
  • арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;
  • отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
  • орфографические и пунктуационные ошибки.

4.  Оценивание самостоятельных работ и тестов.

Каждое выполненное задание оценивается в баллах. Затем полученные баллы суммируются и переводятся в %. Если учащийся выполнил работу на 85 – 100%, то ставится оценка «5», если на 65-84% - оценка «4». Оценка «3» ставится, если учащийся выполнил верно лишь 45 – 64% всех заданий. Ниже 45% ставиться оценка «2».



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по физике

для 9-ого класса

                                                                   Составитель:  учитель физики Солнцева Г.А.

                                                                 

                                              2014 – 2015 учебный год

  1. Пояснительная записка
  1. Перечень нормативных документов.

Преподавание учебного предмета «Физика» в 9-ом классе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённая приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по физике, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год», утверждённый приказом Министерства образования РФ от 19 декабря 2012г. № 1067
  • Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312;
  • Учебный план МОУ на 2013 – 2014 учебный год;

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы  Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин.  Программы для общеобразовательных учреждений.  Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2009. – 334с.

  1. Сведения о количестве учебных часов.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 9-ом классе отводится 70 ч. за год из расчёта 2 часа в неделю. Количество фронтальных лабораторных работ – 8, контрольных работ – 5.

  1. Сведения об используемом учебно-методическом комплекте.
  1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Пёрышкин.– М. Дрофа, 2010.
  2. Сборник задач по физике. 7-9 класс. / Составитель В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В.Громова и А.В. Пёрышкина. 9 класс. М.: «ВАКО», 2004.
  4. Громцева О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 кл.». – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  5. Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. Физика. Тесты. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Изучение физики в 9-ом  классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса физики в 9 классе учащиеся должны

знать /понимать: 

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять па этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи па применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретённые  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

  1. Содержание учебного курса
  1. Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Траектория, путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение: ускорение, скорость, перемещение. Графическое представление движения. Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первая космическая скорость. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения механической энергии.

Фронтальные  лабораторные  работы

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

  1. Механические колебания и волны. Звук. (12 часов)

Колебательное движение. Свободные колебания.  Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Фронтальные  лабораторные  работы

3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.

4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

  1. Электромагнитное поле (18 часов)

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки.  

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные  лабораторные  работы

5. Изучение явления электромагнитной индукции.

6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

4. Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (9 часов)

Радиоактивность  как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое число. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд.

Фронтальные  лабораторные  работы

7.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

5. Повторение курса физики 9-ого класса. Итоговая контрольная работа (5 часов)

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

Изменения

  1. Законы взаимодействия и движения тел 

26

1-ая четверть – 18ч.

1

Основы кинематики.                            Вводный инструктаж по о/т и т/б.                                             Материальная точка. Система отсчёта.

1

01.09

Глава 1,

§1, упр. 1.

2

Перемещение.

1

06.09

§2, упр. 2.

3

Определение координаты движущегося тела.

1

08.09

§3, упр. 3.

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

13.09

§4, упр. 4.

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

15.09

§5, упр. 5.

6

Скорость прямолинейного равномерного движения. График скорости.

1

20.09

§6, упр. 6.

7

 Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

1

22.09

§7, §8,

упр. 7.

8

Инструктаж по о/т и т/б. Л.р. №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

27.09

§5- §8 повторить, упр. 8.

9

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира

1

29.09

§9, упр. 9.

10

Повторение и обобщение по теме «Основы кинематики»

1

04.10

§1- 9 повторить

11

К.р. №1 по теме «Основы кинематики»

1

06.10

не задано

12-14

Динамика. Законы Ньютона.                     Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

3

11.10

13.10

18.10

§10 - §12, упр. 10 - 12

15

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

1

20.10

§10 – 12 повторить

16

Гравитационное взаимодействие.                    Свободное падение тел

1

25.10

§13,

упр. 13.

17

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

27.10

§14,

упр. 14.

18

 Закон всемирного тяготения.

1

§15,

упр. 15.

19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

10.11

§16, упр. 16 №1,2.

2-ая четверть – 14 ч.

20

Инструктаж по о/т и т/б. Л.р.№2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

15.11

§17, упр. 16 №3-5.

21

Прямолинейное и криволинейное движения.  

1

17.11

§18, упр.17

22

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли.

1

22.11

§19, упр.18

§20

23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.                                                    

1

24.11

§21,

упр. 20

24

Реактивное движение. Ракеты.

1

29.11

§22, упр.21

25

Вывод закона сохранения механической энергии. Решение задач.

1

01.12

§23, упр.22

26

К.р. №2 по теме «Основы динамики. Импульс».

1

06.12

не задано.

2. Механические колебания и волны. Звук. 

12

27-28

Механические колебания.                                 Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

2

08.12

13.12

Глава 2.

§24-26, упр.23.

29

Л.р.№3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины».

1

15.12

§26, упр.24 №1-3.

30

Л.р.№4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от  длины нити».

1

20.12

§26, 27, упр.24

№4-6.

31

Затухающие колебания.

1

22.12

§28, упр.25

32

Вынужденные колебания. Резонанс.

1

27.12

§29, 30, упр.26

33

Волны.    Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.                                                    

1

12.01.

§31, 32, ответить на вопросы

3-я четверть – 18 ч.

34

Длина волны. Скорость распространения волны.

1

17.01

§33, упр.28

35

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

19.01

§34-36, упр.30

36

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

1

24.01

§37-38, упр. 32.

37

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

26.01

§39-40

38

К.р.№3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

31.01

§41, ответить на вопросы

3. Электромагнитное поле

18

39

Магнитное поле.                                                     Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное ноле.

1

02.02

Глава 3.

§42, 43, упр.33.

40

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

07.02

§44, упр.35

41

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1

09.02

§45, упр.36

42

Индукция магнитного поля.

1

14.02

§46, упр.37

43

Магнитный поток.

16.02

§47, упр.38

44

 Явление электромагнитной индукции. Инструктаж по о/т и т/б. Л.р.№5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

21.02

§48, упр.39

45

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

28.02

§49, упр.40

46

Явление самоиндукции.

1

02.03

§50, упр.41

47

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.

1

07.03

§51, упр.42

48

Электромагнитные волны.                            Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

14.03

§52,53, упр.43,44

49

 Конденсатор.

1

16.03

§54, упр.45

50

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

21.03

§55, упр.46

51

Принципы радиосвязи и телевидения

1

04.04

§56, упр.47

4-ая четверть – 12 ч.

52

Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

§57-59.

53

Дисперсия света. Типы оптических спектров.

1

§60-62, упр.49

54

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

§63, 64.

55

Инструктаж по о/т и т/б. Л.р. №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

1

§52 – 64 повторить.

56

К.р. №4 по теме «Электромагнитное поле»

1

04.04

Не задано.

  1. Строение атома и атомного ядра

9

57

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыты Резерфорда.

1

06.04

§65, 66.

58

Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.

1

11.04

§67, 68, упр. 51.

59

Открытие протона и нейтрона.

1

13.04

§69, 70, упр. 52.

60

Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое числа.

1

18.04

§71,

упр. 53.

61

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

20.04

§72, 73,

упр. 54.

62

Деление ядер урана. Инструктаж по о/т и т/б. Л.р.№7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

1

25.04

§74, ответить на вопросы.

63

Цепная реакция. Инструктаж по о/т и т/б.    Л.р.№8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

27.04

§75, ответить на вопросы.

64

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

1

16.05

§76, 77, ответить на вопросы.

65

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

1

18.05

§78, 79.

66

5. Повторение курса физики 9-ого класса.

2

67

Итоговая контрольная работа

1

23.05

68

Итоговое повторение и обобщение полученных знаний.

1

25.05

  1. Контрольно-измерительные материалы

Для создания контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:

  1. Сборник задач по физике. 7-9 класс. / Составитель В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Громцева О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 кл.». – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. Физика. Тесты. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009.

Нормы оценки

1. Оценка устных ответов обучающихся по физике.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

2. Оценка письменных контрольных работ по физике.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

3. Оценка лабораторных и практических работ по физике.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок.

 Грубые ошибки:

  • незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  • неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов;
  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам;
  • неумение определить показание измерительного прибора;
  • арушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

  • неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;
  • пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
  • нерациональный выбор хода решения.

Недочёты;

  • нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач;
  • арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;
  • отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
  • орфографические и пунктуационные ошибки.

4.  Оценивание самостоятельных работ и тестов.

Каждое выполненное задание оценивается в баллах. Затем полученные баллы суммируются и переводятся в %. Если учащийся выполнил работу на 85 – 100%, то ставится оценка «5», если на 65-84% - оценка «4». Оценка «3» ставится, если учащийся выполнил верно лишь 45 – 64% всех заданий. Ниже 45% ставиться оценка «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...