Технологическая карта урока "Конвекция. Излучение"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Технологическая карта урока "Конвекция. Излучение."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konvektsiya.izluchenie.docx | 25.11 КБ |
konvektsiya.izluchenie.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Маменишкина Нина Васильевна, учитель физики
МБОУ Кутуликская СОШ
п. Кутулик, Иркутская область
Учебный предмет | Физика | класс | 8 | ||||
Тема урока | Конвекция. Излучение. | ||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | ||||||
Цель урока: | Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о способах теплопередачи и их роли в природе, быту, технике. | ||||||
Необходимое техническое оборудование | Компьютер, проектор, презентация подготовленная учителем, ЭОР из Единой коллекции http://school-collection.edu.ru | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Формирование представлений о способах теплопередачи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся | Развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника | Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления | |||||
Основные этапы организации учебной деятельности | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Ход урока | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Организационный этап | |||||||
Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. | Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя | Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения.Умение настраиваться на занятие | ||||
2. Постановка цели и задач урока .Мотивация учебной деятельности учащихся | |||||||
На прошлом уроке мы узнали, что внутренняя энергия тела может изменяться без совершения работы над телом, то есть передаваться от одного тела другому или от одной части тела к другой. (слайд презентации с разными видами теплопередачи). Одинаковыми ли способами передается тепло от одного тела к другому? Сколько видов теплопередачи можно выделить? Чем они отличаются? Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала Обсуждает с учащимися ранее изученное Ставит проблемные вопросы | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Виды теплопередачи». Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | ||||
3. Актуализация знаний | |||||||
«Давайте построим энергосберегающий дом». На столе у каждого ученика три набора картинок по теме: теплопроводность, конвекция, излучение. Ученик выбирает понравившийся набор картинок. Теплопроводность. 1. Выберете материал для строительства стен дома. 2.Выберете материал для отопительной системы 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Конвекция. 1.Расположите окна с проветривающей системой в квартире и выберете их дизайн. 2.Расположите отопительную систему в квартире. 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Излучение. 1.Выберете цвет оконного стекла для стеклопакетов.. 2. Подберите цвет внешней и внутренней отделки дома и квартиры. 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран примеры правильных решений поставленных задач. Показывает практическую значимость изучаемого материала. Актуализирует субъектный опыт учащихся | Выбирают задание, Работают с раздаточным материалом. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях. Рецензируют ответы товарищей. Компетенция обучающихся в области физики. | Сотрудничают с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушание учителя и свертников. Умение выражать свои мысли. Развитие монологическая речь Регулирование своего поведение и поведения товарищей. | Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в группах. Регуляция учебной деятельности. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | ||||
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
Конвекция – это процесс переноса энергии потоками жидкости или газа. Демонстрация 5. Подержим руку над пламенем свечи (не ниже 20 см от пламени). Вывод: Горячий воздух от свечи поднимается вверх. Мы выяснили, что тепло (энергия) может передаваться в результате теплопроводности или конвекции. В обоих случаях необходимо вещество: при теплопроводности тепло передаётся в результате движения и взаимодействия молекул, а при конвекции переносится струями жидкости или газа.
Излучение - процесс переноса энергии невидимыми лучами. Демонстрация 6. Зависимость способности тела поглощать тепло от цвета поверхности. Опыт с теплоприёмником и манометром. Вывод: Тела с чёрной поверхностью поглощают излучение лучше, чем с белой или серебристой поверхностью. Объясняет новый материал. Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний | Слушают учителя. Наблюдают за физическим экспериментом учителя и видеофрагментами. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | ||||
6. Первичное закрепление | |||||||
Работа в группах. Учащимся выдаются карточки с вопросами о разных видах теплопередачи.
Все ли было на уроке понятно? Было ли на уроке интересно? Усвоена ли тема урока? | Распознают и воспроизводят изученный материал. Принимают участие в обсуждениях. Ставят вопросы своим товарищам и учителю Объясняют более слабым учащимся непонятные места. Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Рецензирование ответов товарищей. Оценивание ответов и их корректировка. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Показывают владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. | ||||
7. Домашнее задание(информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) | |||||||
Д/З Прочитайте §4,5,6 стр.10-18 Упр.1стр.13 Подготовьте презентацию по одной из тем: «Учёт и использование разных видов теплопередачи в быту», «Что такое парниковый эффект?», «Теплопередача и животный мир». | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы). Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя | Осознают качество и уровень усвоения. Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и последовательность действий. Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. | ||||
8. Рефлексия(подведение итогов занятия) | |||||||
| Отвечают на вопросы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме. Рефлексируют. Умение делать выводы. | Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме. Понимают на слух ответы обучающихся. Формулируют собственное мнение и позицию. Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение | Проводят контроль, самокрнтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Маменишкина Нина Васильевна, учитель физики
МБОУ Кутуликская СОШ
п. Кутулик, Иркутская область
Учебный предмет | Физика | класс | 8 | ||||
Тема урока | Конвекция. Излучение. | ||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | ||||||
Цель урока: | Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о способах теплопередачи и их роли в природе, быту, технике. | ||||||
Необходимое техническое оборудование | Компьютер, проектор, презентация подготовленная учителем, ЭОР из Единой коллекции http://school-collection.edu.ru | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Формирование представлений о способах теплопередачи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся | Развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника | Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления | |||||
Основные этапы организации учебной деятельности | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Ход урока | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Организационный этап | |||||||
Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. | Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя | Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения.Умение настраиваться на занятие | ||||
2. Постановка цели и задач урока .Мотивация учебной деятельности учащихся | |||||||
На прошлом уроке мы узнали, что внутренняя энергия тела может изменяться без совершения работы над телом, то есть передаваться от одного тела другому или от одной части тела к другой. (слайд презентации с разными видами теплопередачи). Одинаковыми ли способами передается тепло от одного тела к другому? Сколько видов теплопередачи можно выделить? Чем они отличаются? Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала Обсуждает с учащимися ранее изученное Ставит проблемные вопросы | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Виды теплопередачи». Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | ||||
3. Актуализация знаний | |||||||
«Давайте построим энергосберегающий дом». На столе у каждого ученика три набора картинок по теме: теплопроводность, конвекция, излучение. Ученик выбирает понравившийся набор картинок. Теплопроводность. 1. Выберете материал для строительства стен дома. 2.Выберете материал для отопительной системы 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Конвекция. 1.Расположите окна с проветривающей системой в квартире и выберете их дизайн. 2.Расположите отопительную систему в квартире. 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Излучение. 1.Выберете цвет оконного стекла для стеклопакетов.. 2. Подберите цвет внешней и внутренней отделки дома и квартиры. 3. Объясните, почему вы сделали такой выбор? Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран примеры правильных решений поставленных задач. Показывает практическую значимость изучаемого материала. Актуализирует субъектный опыт учащихся | Выбирают задание, Работают с раздаточным материалом. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях. Рецензируют ответы товарищей. Компетенция обучающихся в области физики. | Сотрудничают с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушание учителя и свертников. Умение выражать свои мысли. Развитие монологическая речь Регулирование своего поведение и поведения товарищей. | Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в группах. Регуляция учебной деятельности. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | ||||
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
Конвекция – это процесс переноса энергии потоками жидкости или газа. Демонстрация 5. Подержим руку над пламенем свечи (не ниже 20 см от пламени). Вывод: Горячий воздух от свечи поднимается вверх. Мы выяснили, что тепло (энергия) может передаваться в результате теплопроводности или конвекции. В обоих случаях необходимо вещество: при теплопроводности тепло передаётся в результате движения и взаимодействия молекул, а при конвекции переносится струями жидкости или газа.
Излучение - процесс переноса энергии невидимыми лучами. Демонстрация 6. Зависимость способности тела поглощать тепло от цвета поверхности. Опыт с теплоприёмником и манометром. Вывод: Тела с чёрной поверхностью поглощают излучение лучше, чем с белой или серебристой поверхностью. Объясняет новый материал. Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний | Слушают учителя. Наблюдают за физическим экспериментом учителя и видеофрагментами. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | ||||
6. Первичное закрепление | |||||||
Работа в группах. Учащимся выдаются карточки с вопросами о разных видах теплопередачи.
Все ли было на уроке понятно? Было ли на уроке интересно? Усвоена ли тема урока? | Распознают и воспроизводят изученный материал. Принимают участие в обсуждениях. Ставят вопросы своим товарищам и учителю Объясняют более слабым учащимся непонятные места. Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Рецензирование ответов товарищей. Оценивание ответов и их корректировка. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Показывают владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. | ||||
7. Домашнее задание(информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) | |||||||
Д/З Прочитайте §4,5,6 стр.10-18 Упр.1стр.13 Подготовьте презентацию по одной из тем: «Учёт и использование разных видов теплопередачи в быту», «Что такое парниковый эффект?», «Теплопередача и животный мир». | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы). Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя | Осознают качество и уровень усвоения. Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и последовательность действий. Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. | ||||
8. Рефлексия(подведение итогов занятия) | |||||||
| Отвечают на вопросы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме. Рефлексируют. Умение делать выводы. | Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме. Понимают на слух ответы обучающихся. Формулируют собственное мнение и позицию. Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение | Проводят контроль, самокрнтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая интерактивная игра «Суд над видимым излучением»
Игра решает задачи воспитания, функциональных режимов психики и индивидуальных свойств личности учащихся. В разработке представлен сценарий интерактивной игры по физике для 11 класса "Суд над видимым ...
"Виды излучений"
Урок физики для 11 класса был разработан, чтобы учащиеся ознакомились с данными видами излучений. Ученики смогут посмотреть и сравнить лучи различных частот. Презентация красочно демонстрирует премене...
Биологическое действие радиоактивного излучения
Презентация содержит 15 слайдов используется как дополнительный материал к уроку применение ядерной энергии...
Конспект метапредметного урока по теме:"Биологическое действие радиоактивных излучений"
Урок оценивается как метапредметный, т. к. рассматривается вопрос о влиянии техногенных катастроф на здоровье человека....
Фотосинтез.Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей.
Рассматривание процесса фотосинтеза как пластический обмен веществ у растений. На уроке дети раскрывают сущность световой и темновой фаз фотосинтеза...
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Защита от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений.
Уро к изучения нового ма териала в 9 классе. Содержит конспект и презентацию к уроку....
ИНФРАКРАСНОЕИЗЛУЧЕНИЕ. УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕИЗЛУЧЕНИЕ
ИНФРАКРАСНОЕИЗЛУЧЕНИЕ. УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕИЗЛУЧЕНИЕ...