Фотосинтез.Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей.
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Рассматривание процесса фотосинтеза как пластический обмен веществ у растений. На уроке дети раскрывают сущность световой и темновой фаз фотосинтеза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_10_klasse.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в
10 классе
на тему:
Фотосинтез. Преобразование энергии
солнечного излучения в энергию
химических связей.
Учитель биологии
I квалификационной категории
МАОУ «СОШ №16»
Мамедкулыева Гульджахан Мурадовна
г.Альметьевск
Открытый урок на тему: Фотосинтез. Преобразование энергии солнечного излучения в энергию химических связей.
Цель урока: рассмотреть процесс фотосинтеза как пластический обмен веществ у растений; раскрыть сущность световой и темновой фаз фотосинтеза; определить значение фотосинтеза для живых организмов на Земле, пути повышения его эффективности.
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие фотосинтез; рисунок 18 в учебнике «Схема фотосинтеза»
Ход урока:
I. Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
1. Для нормальной жизнедеятельности организмов необходимы питательные вещества.
Вопрос:
-Какие вам известны типы питания организмов?
(гетеротрофные, автотрофные)
При гетеротрофном питании организмы поглощают вещества,
имеющие большой запах химической энергии, а при автотрофном
организмы используют энергетически бедные вещества и энергию света.
Вопрос:
-Приведите примеры автотрофных и гетеротрофных организмов. (Автотрофы: зеленые растения, водоросли, некоторые микроорганизмы; гетеротрофы: животные, в т.ч. человек, грибы, большинство микроорганизмов).
Для всех организмов характерен обмен веществ.
Вопрос:
-Вспомните, какие виды обмена веществ вам известны? (Пластический и энергетический)
Пластический обмен веществ - это совокупность реакций биологического синтеза. В результате пластического обмена из простых веществ, поступающих в клетку, образуются вещества, подобные веществам клетки, т.е. происходит ассимиляция.
Энергетический обмен веществ — это совокупность реакций расщепления, т.е. диссимиляция. При этих процессах выделяется энергия. В клетках же растений и животных пластический и энергетический обмены сходны, но в клетках растений, содержащих хлорофилл, кроме бескислородного и кислородного процессов протекают еще специфические процессы, очень значимые для живой природы. Растительные клетки способны синтезировать
органические вещества из неорганических (СО2 и Н2О), используя
энергию солнечного излучения
Вопросы:
-Как называется этот процесс? (Фотосинтез)
-Дайте определение фотосинтеза.
(фотосинтез-это синтез органических веществ из неорганических,
идущий за счет солнечной энергии с выделением кислорода).
2. История открытия фотосинтеза.
В 1630 г. Ян ван Гельмонт показал, что растения способны сами
образовывать органические вещества, а не получать их из почвы - так
было положено начало изучению фотосинтеза.
В 1772 г. Джозеф Пристли установил, что растения «исправляют»
воздух, «испорченный» горящей свечой. Спустя семь лет Ян Ингенхауз обнаружил, что растения могут «исправлять» «испорченный» воздух только на свету. В 1883 г. Энгельман открыл пурпурные бактерии, для которых
характерен фотосинтез без выделения кислорода. В 1887 г. С.Н. Виноградский открыл хемосинтезирующие бактерии, превращающие углекислоту в органические соединения в темноте. Фотосинтез - многоступенчатый процесс. Важнейшая роль принадлежит хлорофиллу-магний органическому веществу, преобразующему энергию солнечного света, в энергию химических связей. Молекулы хлорофилла состоят из атомов углерода и азота, соединенных в сложное кольцо. Они встроены в мембранные структуры хлоропласта-граны и окружены молекулами белков,
липидов и других веществ. Приспособление листьев зеленых растений к фотосинтезу:
-плоская поверхность листовой пластинки, увеличивающая S для
восприятия солнечного света;
-прозрачная кожица лита, листовая мозаика. Процесс фотосинтеза
состоит из 2-х фаз - световой и темновой.
3. Световая фаза
– фотохимическая происходит в гранах хлоропластов. В хлоропластах содержится хлорофилл, его молекулы способны поглощать красные и синие лучи видимой части спектра, а зеленые отражать, поэтому хлорофилл, хлоропласт, в общем, лист зеленого цвета.
Квант света выбивает некоторые подвижные электроны (ê) на более высокий энергетический уровень и приводят в возбужденное состояние. Часть возбужденных ê возвращается на прежний уровень, другая часть присоединяется к ионам водорода (H+). Эти ионы появляются в результате фотолиза воды.
Фотолиз воды - расщепление молекул воды под действием кванта света - открыл А.П. Виноградов.
н2он++он-
Н++ êН° Н° захватываются органическим веществом
НАДФ+НАДО ННАДФ Н2°
Это вещество богато энергией, которая необходима будет в темновой фазе.
ОН- оставшись без противоположных заряженных частиц теряют ê и
превращаются в радикалы, которые, попарно соединяясь, образуют
воду и молекулярный кослород
ОН- - êОН- 4ОН02Н2О+О2
Молекулярный кислород диффундирует через устьица листа в окружающую атмосферу, т.е. атмосферу Земли. Некоторые из «возбужденных» ê хлорофилла и ê от ОН- участвуют в образовании макроэргической связи в АТФ, т.е. ê, обладает большим запасом энергии:
АДФ + Ф + энергия êАТФ
Вопрос:
-Каковы продукты фотосинтеза световой фазы?
(О2, АТФ, НАФ Н).
Итоги световой фазы:
1) фотолиз Н2ОН++ОН-
2) восстановление НАДФ++2Н°НАДФ Н2°
3) синтез АТФ: АДФ+ФАТФ
4. Темновая фаза фотосинтеза.
(рассказ с использованием таблиц, рис. 18, стр. 50).
Темновая фаза - ферментативная, происходит в строме хлоропластов. В этой фазе происходит ряд ферментативных реакций, в результате которых из СО2 и Н2О образуется глюкоза. При это используется энергия АТФ и водород, полученные в световую фазу. Цикл Кольвина (М. Кольвин - американский биохимик, изучивший процесс темновой фазы фотосинтеза). СО2 из воздуха поступает в строму хлоропласта и вступает в соединение с пентозой (рибулозой-5-фосфатом), находящийся в клетке. Предварительно этот сахар формируется с образованием рибулодифосфата, которыйкарбоксилируется путем присоединения СО2. Образуется нестойкое шестиуглеродное соединение, в результате гидролиза расподающееся на два трехуглеродное соединение фосфоглицериновой кислоты. Эти молекулы восстанавливаются в присутствии НАДФ Н и АТФ с образованием трехуглеродного сахара - триозы. В результате конденсации 2-х таких триоз образуется молекула гексозы, которая может включатьсяв молекулу крахмала, и т.о. откладывается в запас.
6 СО2 + НАДН 2Н+2АТФС6Н12О6+НАДФ++2АДФ
6СО2+6Н2ОС6Н12О6+6 О2
Фотосинтез — основной поставщик органических соединений и свободного кислорода на Земле. Фотосинтез препятствует увеличению концентрации СО2 в атмосфере, предотвращая перегрев Земли, а созданный озоновый слой защищает все живое от губительного У-излучения. Кроме того, растения вовлекают в круговорот миллиарды тонн азота, фосфора, серы, магния, кальция, калия.
5. Хемосинтез.
Способность синтезировать органические вещества из неорганических свойственна также некоторым видам бактерий, только он иной, чем у растений. Этот тип обмена был открыт русским ученым микробиологом С.Н. Виноградским. Бактерии обладают специальным ферментом, позволяющим им преобразовывать энергию химических реакций, в частности энергию реакций окисления неорганических веществ, в энергию синтезируемых органических соединений. Этот процесс называют хемосинтезом.
Из микроорганизмов, осуществляющих хемосинтез, важны азотфиксирующие и нитрифицирующие бактерии. Источником энергии у одной группы этих бактерий служит реакция окисления
NH3 в HNO3
HNO2HNO3
Fe2+Fe3+
H2SH2SO4
N2NH3
II. Закрепление изученного материала.
1. В каких органоидах клетки протекает фотосинтез?
2. Как преобразуется энергия излучения Солнца в хлоропласте?
3. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?
4. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?
5. Охарактеризуйте значение зеленых растений для жизни на Земле? Можно проводить в виде тестовой работы, которую учащиеся проверяют сами (самоконтроль).
Тест
Вариант 1
1. Организмы, живущие за счет неорганического источника углерода:
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) хемотрофы
Г) фототрофы
2. Пигмент хлорофилл сосредоточен:
А) в оболочке хлоропласта
Б) в строме
В) в гранах
3. В хлоропластах световые реакции протекают:
А) только в квантосомах
Б) в гранах и строме
В) в гранах и тилакоидах
Г) в тилакоидах и строме
4. На какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод:
А) световая стадия
Б) темновая стадия
5. Какую роль играют ферменты при фотосинтезе:
А) нейтрализуют
Б) катализуют
В) расщепляют
6. Конечными продуктами световых реакций фотосинтеза являются:
А) АТФ, вода, О2
Б) АТФ, углеводы, О2
В) НАДФ Н2, АТФ, О2
Г) НАДФ Н2, Н2О, О2
Вариант 2
1. Организмы, живущие за счет органического источника углерода:
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) хемотрофы
Г) фототрофы
2. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза:
А) в митохондриях
Б) в рибосомах
В) в хлоропластах
Г) в хромопластах
3. В какую стадию фотосинтеза образуется свободный кислород?
А) в темновую
Б) в световую
В) постоянно
4. Что происходит с АТФ в световую фазу?
А) синтез
Б) расщепление
5. Расщепляются ли молекулы СО2 при синтезе углеводов:
А) да
Б) нет
6. В хлоропласте темновые фазы фотосинтеза протекают в:
А) в строме
Б) в гранах и строме
В) в гранах и тилакоидах
Г) тилакоидах и строме
III. Домашнее задание:
§10, задание №5 выполнить в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"
Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР....
Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"
Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"...
«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»
Урок изучения нового материала с применением ИКТ в 8 классе....
Урок физики в 8-м классе по теме: "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"
Комбинированный урок физики....
Тест по теме "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи"
Тест составлен для обучающихся 8 класса; включает в себя 2 варианта; в тесте имеются задания с выбором ответа, а также задания, предполагающие развернутый ответ....
План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»
В рамках дистанционного обучения возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....
Солнечная энергия как альтернативный источник энергии
Презентация по географии на тему солнечная энергия как альтернативный источник энегрии и текст к нейпрезентация доступна по ссылке в документе после его скачивания...